1. Разъяснить судам, что по смыслу статьи 5 Таможенного кодекса Республики Узбекистан и статьи 3 Закона «О Государственной границе Республики Узбекистан» таможенная граница Республики Узбекистан (далее — таможенная граница) совпадает с Государственной границей Республики Узбекистан. Таможенную территорию Республики Узбекистан составляют сухопутная территория Республики Узбекистан, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.
2. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу строго установлен Таможенным кодексом Республики Узбекистан (далее — ТмК) и иным законодательством, а также международными договорами.
Уголовная ответственность по части первой статьи 182 Уголовного кодекса Республики Узбекистан (далее — УК) наступает лишь в случаях, если лицо, привлеченное к административной ответственности за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в крупном размере (статьи 22719, 22720, 22721, часть первая статьи 22722 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности), в течение года после применения административного взыскания вновь совершает аналогичное правонарушение в крупном размере.
При наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных в пунктах «б», «в» и «г» части второй статьи 182 УК, уголовная ответственность наступает лишь в случае нарушения таможенного законодательства в крупном размере независимо от привлечения лица ранее к административной ответственности за такие действия.
движимые предметы, предусмотренные во втором абзаце статьи 3 Закона Республики Узбекистан «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;
5. По смыслу статьи 182 УК незаконное перемещение товаров или иных ценностей (далее — товаров) через таможенную границу заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Республики Узбекистан или вывозу с этой территории товаров одним из следующих способов:
Обратить внимание судов на то, что для каждой процедуры перемещения товаров через таможенную границу законодательством предусмотрен отдельный перечень документов и сведений, подлежащих представлению таможенному органу (статьи 9, 18-19, 267 ТмК), не могут рассматриваться как незаконные действия лица, не представившего таможенным органам документы и сведения, не предусмотренные в указанных перечнях.
10. Судам следует иметь в виду, что момент окончания преступления, предусмотренного статьей 182 УК, по каждому конкретному делу должен определяться в зависимости от способа незаконного перемещения товаров (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или декларированием не своим наименованием).
13. Разъяснить судам, что действия лица подлежат квалификации по пункту «б» части второй статьи 182 УК, если преступление совершено путем прорыва таможенной границы.
Если при совершении прорыва через таможенную границу виновным причинено умышленное тяжкое или средней тяжести телесное повреждение лицу или лицо умышленно убито, либо каким-то образом нанесен имущественныйй вред, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом «б» части второй статьи 182 УК и соответственно статьями 97, 104, 105, 173 УК. Причинение в таких случаях умышленного легкого телесного повреждения, а также активное противодействие правомерной деятельности сотрудника, исполняющего служебные обязанности или лица, выполняющего гражданский долг, принуждение к отказу от исполнения служебных обязанностей или выполнения гражданского долга охватывается диспозицией части второй 182 УК и дополнительной квалификации по статьям 109 и 219 УК не требует.
14. В тех случаях, когда незаконное перемещение через таможенную границу товаров или иных ценностей признается совершенным организованной группой, по пункту «в» части второй статьи 182 УК квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные ценности через таможенную границу (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его незаконного ввоза на таможенную территорию Республики Узбекистан, содействовали его перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов, зная о незаконности груза).
15. Лицом, совершившим преступление с использованием своего служебного положения (пункт «г» части второй статьи 182 УК), следует понимать лицо, которое в силу своих служебных полномочий обязано осуществлять таможенный контроль (проверку документов и информации, устный опрос, таможенный досмотр, таможенную идентификацию, учет товаров) за товарами, перемещаемыми через таможенную границу. К таким лицам относятся также лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля в соответствии со статьей 189 ТмК, и использующие свое служебное положение для незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Действия лиц, совершивших незаконное перемещение через таможенную границу товаров с использованием своего служебного положения, подлежат квалификации по пункту «г» части второй статьи 182 УК, и дополнительной квалификации по статьям УК, предусматривающим ответственность за злоупотребление властью или должностными полномочиями (статьи 19211, 205 УК) и превышение власти или должностных полномочий (статья 206 УК), не требуют.
Законом Республики Узбекистан «О валютном регулировании»;
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 января 2018 года № 66 «Об утверждении правил ввоза и вывоза наличной валюты Республики Узбекистан и наличной иностранной валюты физическими лицами через таможенную границу Республики Узбекистан».
17. Судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 246 УК перемещение через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документации или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или декларированием не своим наименованием сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, взрывных устройств, вооружения, огнестрельного оружия, боеприпасов или основных частей огнестрельного оружия, а также наркотических средств, их аналогов или психотропных веществ, либо материалов, пропагандирующих религиозный экстремизм, сепаратизм и фундаментализм, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, радиоактивных материалов, которые заведомо могут быть использованы при его создании (далее — предметы контрабанды) образует состав другого преступления — контрабанды.
В тех случаях, когда лицо наряду с перемещением через таможенную границу товаров, подпадающих под действие статьи 182 УК, совершает контрабанду, его действия следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 182 и 246 УК.
21. В соответствии со статьей 211 УПК при вынесении приговора, определения (постановления) о прекращении уголовного дела, суд должен разрешить вопрос о предметах, признанных по делу вещественными доказательствами, в том числе транспортных средств (контейнеров).
При рассмотрении данного вопроса судам необходимо также руководствоваться разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 декабря 2012 года № 17 «О некоторых вопросах применения законодательства о вещественных доказательствах по уголовным делам».
22. Следует иметь в виду, что транспортные средства (контейнеры), используемые при незаконном перемещении товаров или иных ценностей через таможенную границу (статья 182 УК), признаются орудием преступления лишь в тех случаях, когда товары или иные ценности перемещаются помимо или с сокрытием от таможенного контроля.
25. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 06 сентября 2013 года № 18 «О судебной практике по делам о нарушении таможенного законодательства и контрабанде».