Комментарий LexUz
См. предыдущую редакцию.
Принятие Жилищного кодекса Республики Узбекистан конкретно определило права и обязанности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, вытекающие из жилищных отношений.
(абзац первый преамбула в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
Учитывая возникшую необходимость применения в судебной практике норм данного Кодекса, дачи разъяснений в целях правильного и справедливого разрешения жилищных споров и устранения возникающих проблем, на основании статьи 17 Закона Республики Узбекистан «О судах» Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
См. предыдущую редакцию.
1. В связи с тем, что статьей 47 Конституции Республики Узбекистан установлено, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть лишен своего жилища иначе как по решению суда и в соответствии с законом, в случаях и порядке, предусмотренных законом, собственнику, лишенному своего жилища, обеспечивается предварительное и равноценное возмещение стоимости жилья и понесенных им убытков, соблюдение норм жилищного законодательства является одним из важных условий защиты жилищных прав и интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, на которых возложены полномочия учета, сохранения, использования и ремонта жилищного фонда. Поэтому суды должны повысить ответственность при разрешении такой категории дел, полностью обеспечить законное рассмотрение споров.
(пункт 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 32)
См. предыдущую редакцию.
о признании недействительным документа (ордера) на жилое помещение государственного жилищного фонда;
связанные с выселением из жилого помещения по основаниям, указанным в статьях 71—74, 79, 85 Жилищного кодекса;
(абзацы второй — восьмой пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
Разъяснить судам, что поскольку решение вопросов об улучшении жилищных условий граждан, изменении и перестройке подсобных помещений входит в компетенцию местного органа государственной власти и наймодателя, иски по данным вопросам судам не подведомственны. Однако, при несогласии граждан с действиями органов местной государственной власти и наймодателей по решению указанных вопросов, они могут обратиться с соответствующей жалобой в суд в порядке, определенном Кодексом Республики Узбекистан об административном судопроизводстве.
(абзац девятый пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
жилищный фонд, находящийся в собственности граждан (индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищно-строительных и жилищных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на основании договоров дарения, мены, а также на основании наследственного права и ст. 187 ГК Республики Узбекистан);
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
4. При выселении из зданий, не входящих в состав жилищного фонда (производственные здания, цеха, сборные сооружения, палатки, шалаши, домики-вагоны и т. п.), или при их освобождении суды должны применять нормы Гражданского кодекса, регулирующие договора имущественного найма.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 апреля 2021 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
7. В соответствии с требованием статьи 107 Жилищного кодекса Республики Узбекистан если между собственником жилого помещения и совершеннолетними членами его семьи, нанимателем и совершеннолетними членами его семьи и гражданами, постоянно с ним проживающими, членом жилищно-строительного или жилищного кооператива и членами его семьи, имеющими право на часть паенакопления, не достигнуто соглашение об обмене жилого помещения, то любой из них вправе требовать в судебном порядке принудительного обмена занимаемого жилого помещения на помещения в разных домах, квартирах.
См. предыдущую редакцию.
При рассмотрении дел по искам о признании недействительным обмена жилых помещений, необходимо привлекать к участию в деле всех совершеннолетних лиц, проживающих в обмениваемых жилых помещениях, всесторонне проверять совершен ли обмен с соблюдением правил обмена, имеются ли установленные статьей 109 Жилищного кодекса Республики Узбекистан условия, при которых обмен жилыми помещениями не допускается, соблюдены ли при оформлении обмена требования статьи 112 Жилищного кодекса Республики Узбекистан. Несоблюдение указанных правил может явиться основанием для признания договора обмена недействительным.
(абзац второй пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 5)
Требование о признании недействительным обмена жилых помещений может быть заявлено в течение шести месяцев со дня совершения обмена (ст. 114 Жилищного кодекса Республики Узбекистан).
См. предыдущую редакцию.
(пункт 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 32)
См. предыдущую редакцию.
11. При приеме искового заявления о выселении граждан из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, по основаниям, предусмотренным в законе (статьями 71 — 73 Жилищного кодекса), судья должен проверить, указан ли точный адрес предоставляемого выселяемым гражданам жилого помещения. Если адрес в исковом заявлении не указан, это обстоятельство в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 195 ГПК является основанием для вынесения определения о возвращении искового заявления.
(пункт 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
12. Суд при рассмотрении дела в целях всестороннего, полного и объективного выяснения истинных обстоятельств, прав и обязанностей сторон, должен производить действия, изложенные в соответствующих статьях Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан, в частности, приглашать стороны или их представителей для беседы, выяснять все имеющиеся у них по данному исковому требованию доказательства и возражения и возможность разрешения дела заключением мирового соглашения, в необходимых случаях, предлагать сторонам как в процессе подготовки дела к судебному разбирательству, так и в процессе судебного разбирательства, прекратить производство по делу путем заключения мирового соглашения.
В соответствии со статьей 42 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, социальная норма площади жилья устанавливается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, но не ниже шестнадцати квадратных метров общей площади на одного человека, а для инвалидов на креслах-колясках — не менее двадцати трех квадратных метров. Жилое помещение в домах государственного жилищного фонда предоставляется с превышением социальной нормы площади жилья в целях недопущения заселения лиц разного пола, кроме супругов, в одну комнату или однокомнатную квартиру.
14. Обратить внимание судов, что в соответствии с требованием статьи 43 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, жилые помещения, освобождающиеся в домах муниципального и ведомственного жилищного фонда, переданные предприятиями, учреждениями, организациями органам государственной власти на местах, а также жилые помещения, освобождающиеся в домах, построенных с привлечением, в порядке долевого участия, средств этих ведомств, заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий работниками этих предприятий, учреждений, организаций.
16. Согласно статье 50 Жилищного кодекса Республики Узбекистан члены семьи нанимателя и граждане, постоянно проживающие с ним, имеют равные с нанимателем права по пользованию жилым помещением и несут ответственность перед наймодателем по обязательствам договора аренды.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 17 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 апреля 2021 года № 17)
18. В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Республики Узбекистан при временном отсутствии нанимателя, членов его семьи или граждан, постоянно проживающих с нанимателем, в домах муниципального, ведомственного жилищного фонда и коммунального жилищного фонда целевого назначения (если не указан длительный срок сохранения жилого помещения) за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев, за исключением обстоятельств, указанных в части второй данной статьи.
19. По требованию нанимателя и членов его семьи домов муниципального, ведомственного жилищного фонда и коммунального жилищного фонда целевого назначения договор найма жилого помещения (раздел жилого помещения) может быть изменен. При рассмотрении таких споров, изменение договора найма допускается лишь при соблюдении требований статьи 9 Жилищного кодекса Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Обратить внимание судов, что в случае сноса жилого помещения государственного жилищного фонда в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд гражданам, выселяемым из него, предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, предусмотренным в частях четвертой — шестой статьи 71 Жилищного кодекса Республики Узбекистан.
(абзац второй пункта 24 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 5)
Если в жилом помещении муниципального, ведомственного жилищного фонда или коммунального жилищного фонда целевого назначения, на основании выданного документа (ордера) размещено лицо, не входящее в перечень работников, имеющих право на получение служебного жилого помещения, этот документ (ордер) признается недействительным и ответчик, в соответствии с требованием статьи 47 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, выселяется.
26. Исходя из того, что в соответствии с требованием статьи 80 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, некоторые категории граждан, проживающие в служебных жилых помещениях, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, суд должен выяснить, распространяются ли на этих граждан льготы, предусмотренные указанной статьей. Граждане, имеющие такие льготы, могут быть выселены из служебных квартир только с предоставлением другого жилого помещения, отвечающего санитарным, противопожарным, техническим требованиям и находящегося в пределах границ данного населенного пункта.
При выселении из общежития, предоставленного в связи со служебной должностью, необходимо выяснять, какой трудовой договор заключен между истцом и ответчиком и на каких основаниях он прекращен. При этом суды должны иметь в виду, что в соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Республики Узбекистан сезонные работники, работники по срочному трудовому договору, прекратившие трудовые отношения, а также работники, с которыми трудовой договор прекращен без уважительных причин по собственному желанию, в виду нарушения трудовой дисциплины или совершения преступления, и лица, закончившие обучение в учебном заведении, исключенные из числа студентов учебного заведения, должны выселяться без предоставления другого жилого помещения.
Лица, прекратившие трудовые отношения по другим основаниям, а также лица, перечисленные в статье 80 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, могут быть выселены из общежития только с предоставлением другого жилого помещения, отвечающего требованиям статьи 9 Жилищного кодекса.
Если гражданам, которым нельзя выделять место в общежитии, предоставлено жилое помещение, то при предъявлении иска о выселении такого лица, в соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, должен быть решен вопрос о признании документа (ордера) о предоставлении места в общежитии недействительным. При этом суды должны принимать во внимание применение правил статьи 47 Жилищного кодекса Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
28. Суды, обнаружив при разрешении споров, вытекающих из жилищных отношений, случаев нарушения закона государственными и негосударственными организациями, согласно статье 275 ГПК, должны выразить соответствующее отношение к ним, путем вынесения частного определения.
(пункт 28 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)