За последние годы в республике осуществлена целенаправленная работа по сокращению роли и участия государства в экономике, широкому внедрению рыночных принципов и механизмов управления отраслями экономики, а также повышению благосостояния и уровня жизни населения.
Вместе с тем, действующая структура экономических органов, принципы и методы организации их работы не соответствуют современным требованиям к системе управления экономикой, а также структурным преобразованиям в отраслях экономики.
В частности, отсутствует система формирования обоснованных целевых ориентиров (индикаторов) социально-экономического развития страны в условиях трансформации экономики, а также выявления новых источников экономического роста с учетом существующих внутренних и внешних факторов, стратегических приоритетов реформ.
Не налажена должная координация работ при размещении производительных сил с целью обеспечения сбалансированности территориального и отраслевого развития экономики, в том числе путем реализации потенциала урбанизации.
Не вырабатываются должные меры по широкому внедрению рыночных принципов, диверсификации отечественного производства, насыщению рынка конкурентоспособными товарами и расширению объемов их поставок на внешние рынки.
Как следствие, на низком уровне остается создание устойчивых рабочих мест, что не позволяет обеспечить население стабильными источниками доходов и сдерживает развитие качественного человеческого капитала, особенно на селе.
В целях кардинального повышения эффективности деятельности экономических органов и превращения их в «локомотив» социально-экономического развития страны, внедрения рыночных механизмов управления экономикой, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах:
1. Преобразовать Министерство экономики Республики Узбекистан в Министерство экономики и промышленности Республики Узбекистан, определив его основными задачами:
анализ и прогнозирование макроэкономических индикаторов и разработку на этой основе предложений по внедрению рыночных механизмов управления экономикой и формированию стратегий развития ее основных отраслей во взаимоувязке с состоянием реального сектора экономики, конъюнктурой на внешних рынках и тенденциями развития глобальной и региональной экономики;
стимулирование развития частного предпринимательства, создание благоприятных условий для улучшения деловой среды и сокращения доли «теневой» экономики, в том числе путем оптимизации участия государства в экономических процессах, устранения бюрократических препон, обеспечения доступности финансовых и производственных ресурсов, а также эффективного использования потенциала малых промышленных зон;
разработку стратегий (моделей) развития промышленности страны на основе эффективного размещения производственных сил, рационального использования имеющихся природных и экономических ресурсов регионов с целью обеспечения диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также сопряженности отраслевого и территориального развития;
реализацию системных мер по обеспечению сбалансированности товарных рынков на основе внедрения инновационных разработок и технологий, повышения производительности труда, ускоренного развития обрабатывающих отраслей и расширения производства готовой конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью;
выработку стратегических направлений развития внешнеэкономической деятельности с целью повышения экспортного потенциала национальной экономики путем проведения индустриальной политики, направленной на стимулирование выпуска экспортоориентированной продукции, снижения ее импортной зависимости на основе углубления локализации производства, а также расширение сотрудничества между регионами республики и зарубежных стран;
активизацию государственной политики в сфере урбанизации, обеспечение эффективного государственного регулирования процессов урбанизации в увязке с рациональным размещением производств, застройкой жилых зон в комплексе с объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также внедрение современных рыночных механизмов в отношении земельных участков;
участие в выработке и реализации активной инвестиционной политики страны путем определения сфер и отраслей для привлечения инвестиций, способствующих устойчивому экономическому росту, повышению конкурентоспособности национальной экономики, укреплению промышленного потенциала и комплексному развитию территорий;
проведение комплексного анализа и выработку мер по повышению уровня и качества человеческого капитала, прежде всего в сельской местности, в качестве одного из главных ресурсов и факторов развития национальной экономики, повышения ее конкурентоспособности;
обеспечение внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность экономических органов, переподготовку и повышение квалификации кадров, совершенствование форм и методов работы аппарата Министерства и его структурных подразделений, направленных прежде всего на достижение конкретных результатов во вверенной сфере, усиление персональной ответственности работников за своевременное и качественное выполнение возложенных на них задач;
обеспечение содействия в качественной и своевременной реализации проектов, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и государственных целевых фондов, создание комплекса межведомственной системы экспертизы проектов, их предпроектной, проектной и тендерной документации, технических заданий в рамках формирования и реализации государственных программ развития и инвестиционных программ.
См. предыдущую редакцию.
разработка целевых региональных программ по развитию промышленности в регионах, а также координация реализации данных программ министерствами и ведомствами;
разработка предложений по ускоренному развитию импортозамещающего производства на основе программ по привлечению прямых иностранных инвестиций в регионы, модернизации и диверсификации промышленности, а также эффективному размещению производственных сил;
непосредственное участие в работе, проводимой ответственными министерствами, ведомствами и хокимиятами по рациональному использованию земельно-водных ресурсов и оптимальному размещению сельскохозяйственных культур, структурному изменению сельскохозяйственного производства, развитию работ по семеноводству и селекции, внедрению современных агротехнологий и способов экономного водопользования, улучшению мелиоративного состояния земель;
проведение дополнительных мероприятий по глубокой переработке сырья на кластерной основе, в том числе хлопковой, плодоовощной, птицеводческой, рыбной и мясо-молочной продукции;
координация работ по развитию в регионах инженерной, дорожно-транспортной и коммуникационной инфраструктуры, совершенствованию системы оказания транспортных услуг, коренному улучшению уровня и качества оказания жилищно-коммунальных услуг, улучшению санитарных систем и обеспечению населения чистой питьевой водой;
развитие промышленности и оказания услуг в районах и городах, отстающих по уровню социально-экономического развития, эффективное использование их природных богатств, географического расположения и трудовых ресурсов, а также обеспечение реализации комплексных программ в этом направлении;
координация принимаемых мер по усилению социальной защиты населения, в том числе по привлечению незанятого населения в регионах, особенно молодежи, к постоянному труду, повышение уровня и качества жизни, улучшение условий проживания, развитие сферы услуг, медицины и образования.
(пункт 1 дополнен абзацами Указом Президента Республики Узбекистан от 4 марта 2019 года № УП-5679)
См. предыдущую редакцию.
2. Определить Министерство экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан уполномоченным государственным органом по выработке и реализации государственной политики в области социально-экономического и индустриального развития страны, а также стратегии инвестиционной политики Республики Узбекистан.
(пункт 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года № УП-5975 — Национальная база данных законодательства, 27.03.2020 г., № 06/20/5975/0377)
государственные программы развития и инвестиционные программы Республики Узбекистан разрабатываются с учетом стратегии инвестиционной политики Республики Узбекистан на среднесрочный период;
См. предыдущую редакцию.
стратегия инвестиционной политики Республики Узбекистан на среднесрочный период формируется Министерством экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан в рамках Концепции социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года, региональных и отраслевых концепций развития, а также утвержденных программ и решений Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан;
решения Министерства экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан, принятые в пределах его полномочий и имеющие нормативно-правовой характер, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;
финансирование и материально-техническое обеспечение Министерства экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан, его подведомственных и территориальных подразделений осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, внебюджетных фондов и других средств, не запрещенных законодательством.
(абзацы третий — пятый пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года № УП-5975 — Национальная база данных законодательства, 27.03.2020 г., № 06/20/5975/0377)
См. предыдущую редакцию.
согласование всех проектов нормативно-правовых актов, в том числе государственных программ развития и инвестиционных программ, с Министерством экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан осуществляется на завершающем этапе согласования до их внесения в Министерство юстиции для правовой экспертизы;
См. предыдущую редакцию.
Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан и дирекции малых промышленных зон на ежеквартальной основе представляют в Министерство экономического развития и сокращения бедности информацию о ходе реализации проектов, включенных в государственные программы развития и инвестиционные программы, а также осуществляемых на территории малых промышленных зон;
(абзац третий пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2020 года № УП-6075 — Национальная база данных законодательства, 28.09.2020 г., № 06/20/6075/1330)
См. предыдущую редакцию.
исполнение стратегии инвестиционной политики осуществляется Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан посредством разработки и обеспечения реализации государственных программ развития и инвестиционных программ;
(абзац четвертый пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2020 года № УП-6075 — Национальная база данных законодательства, 28.09.2020 г., № 06/20/6075/1330)
См. предыдущую редакцию.
Министерство экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан имеет право вносить в органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах обязательные для рассмотрения представления об отмене или пересмотре принятых ими нормативно-правовых актов в рамках выполнения возложенных на него задач;
решения административных советов по реализации инвестиционных проектов на территории малых промышленных зон стоимостью в эквиваленте свыше 7,0 млн долл. США подлежат согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан.
(абзацы пятый и шестой пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года № УП-5975 — Национальная база данных законодательства, 27.03.2020 г., № 06/20/5975/0377)
См. предыдущую редакцию.
5. Разрешить Министерству экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан привлекать на договорной основе консультантов и экспертов, в том числе иностранных, а также средства технического содействия и гранты с целью:
(абзац первый пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года № УП-5975 — Национальная база данных законодательства, 27.03.2020 г., № 06/20/5975/0377)
изучения и внедрения передового зарубежного опыта в сфере разработки стратегий инвестиционной и промышленной политики, а также реализации иных задач и поручений, возложенных на министерство;
организации переподготовки и повышения квалификации работников министерства и его структурных подразделений, а также проведения исследований по актуальным вопросам социально-экономического и индустриального развития, выработки стратегии инвестиционной политики;
налаживания эффективного и взаимовыгодного сотрудничества с профильными министерствами и ведомствами зарубежных стран.
См. предыдущую редакцию.
6. Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Министерством финансов и Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям в срок до 1 октября 2020 года на основе разработанного проекта Концепции социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года, с учетом региональных и отраслевых концепций развития и итогов обсуждения среди экспертного сообщества, внести в установленном порядке окончательный вариант Концепции, включающей в себя, в том числе, стратегию инвестиционной политики.
(пункт 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года № УП-5975 — Национальная база данных законодательства, 27.03.2020 г., № 06/20/5975/0377)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 7 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года № УП-5975 — Национальная база данных законодательства, 27.03.2020 г., № 06/20/5975/0377)
8. Согласиться с предложениями Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан, Министерства финансов и Государственного комитета по инвестициям:
а) об отмене льгот и преференций для участников малых промышленных зон с их сохранением для действующих участников до 1 января 2020 года;
в установленном порядке оформлять право собственности на здания и сооружения (или их части), возведенные за счет их собственных средств;
приватизировать переданные им здания и сооружения (или их части), при условии полного выполнения инвестиционных и других социальных обязательств, но не ранее чем через 5 лет с даты приобретения статуса участника малой промышленной зоны;
приватизировать здания и сооружения (или их части), в которых проведены реконструкция или капитальный ремонт за счет их собственных средств, но не ранее чем через 3 года с даты приобретения статуса участника малой промышленной зоны.
Установить порядок, в соответствии с которым средства, направленные участником малой промышленной зоны на реконструкцию или капитальный ремонт здания и сооружения (или их части), учитываются при их приватизации.
9. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок внести в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан.
10. Министерству экономики и промышленности совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
предложения по пересмотру задач, функций и полномочий органов хозяйственного управления в сфере промышленности с учетом требований настоящего Указа;
11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова и заместителя Премьер-министра — министра финансов Республики Узбекистан Д.А. Кучкарова.