За прошедший период в стране проделана комплексная и последовательная работа по развитию и укреплению независимых гражданских институтов, обеспечению гарантий их свободной деятельности, налаживанию тесного сотрудничества государственных органов с гражданами, обеспечению осуществления ими открытой, прозрачной и гласной деятельности, установлению действенного общественного контроля за деятельностью государственных органов.
В частности, организована деятельность Виртуальной приемной и Народных приемных Президента Республики Узбекистан, принят Закон Республики Узбекистан «Об общественном контроле», регулирующий отношения в области организации и осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и учреждений.
При этом созданы правовые механизмы осуществления социального партнерства государственных органов с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества, сформированы правовые основы обеспечения открытости деятельности государственных органов, коренным образом реформирована система рассмотрения обращений физических и юридических лиц, созданы законодательные основы механизмов противодействия коррупции, а также поэтапно внедряется и реализуется система «Электронное правительство».
Вместе с тем, анализ обращений, поступающих в Виртуальную приемную и Народные приемные Президента Республики Узбекистан, а также результаты организуемых с гражданами встреч показывают наличие ряда проблем в налаживании эффективного диалога между государством и обществом. В частности:
во-первых, отсутствие связывающего «моста» между государственными органами и гражданами при осуществлении диалога оказывает негативное влияние на процессы выявления проблем в деятельности государственных органов и защиты прав и законных интересов граждан;
во-вторых, безответственный подход к вопросам рассмотрения обращений физических и юридических лиц, в том числе случаи проявления халатного отношения к предложениям граждан по совершенствованию законодательства и решению проблем общества, препятствуют повышению эффективности деятельности государственных органов и формированию «площадки диалога» между государством и народом;
в-третьих, отсутствие возможности получения гражданами подробной информации о деятельности государственных органов, необоснованный отказ в большинстве случаев в предоставлении им такой информации подрывают доверие народа к государственным органам;
в-четвертых, ненадлежащее осуществление мер, направленных на внедрение здоровой духовной среды и законности в деятельность государственных органов, повышение правовой культуры сотрудников, создает условия для увеличения случаев злоупотребления ими полномочиями, нарушения прав граждан, роста количества жалоб на действия сотрудников и усиления недовольства населения деятельностью государственных органов;
в-пятых, неполучение ожидаемых результатов общественного контроля за осуществлением мер по улучшению служебных и жилищных условий сотрудников, а также решением имеющихся в данной сфере проблем приводит к снижению эффективности их деятельности.
Решение данных проблем требует коренного пересмотра подхода к взаимоотношениям государственных органов с гражданами, в том числе внедрения новых эффективных средств и механизмов ведения открытого и адресного диалога с населением.
В целях дальнейшего углубления демократических реформ в стране, налаживания действенного и эффективного диалога между государством и обществом, развития прочных механизмов осуществления общественного контроля за деятельностью государственных органов, обеспечения открытости и прозрачности их деятельности, эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества, а также реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах:
1. Одобрить предложение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинета Министров, Республиканского совета по координации деятельности органов самоуправления граждан, Фонда по поддержке общественной деятельности ветеранов Узбекистана «Нуроний», других негосударственных некоммерческих организаций и широкой общественности о создании общественного совета при каждом государственном органе, в том числе правоохранительных органах, Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента.
2. Утвердить Типовое положение об общественном совете при государственном органе согласно приложению.
общественный совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах;
общественный совет осуществляет свою деятельность на основе положения, разработанного в соответствии с Типовым положением и утверждаемого решением руководителя государственного органа;
в членство общественного совета, как правило, принимаются ветераны труда, образцово служившие в государственном органе, авторитетные граждане, имеющие большой практический опыт в отраслях общественной деятельности, а также представители негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества.
См. предыдущую редакцию.
порядок организации деятельности общественного совета при Министерстве обороны Республики Узбекистан и его региональных подразделений, а также утверждение положения об общественном совете осуществляется Указом Президента Республики Узбекистан.
(пункт 3 дополнен абзацем Указом Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2023 года № УП-49 — Национальная база данных законодательства, 13.04.2023 г., № 06/23/49/0210)
осуществление общественного контроля над деятельностью государственного органа и его должностных лиц по учету общественных интересов и общественного мнения в принимаемых нормативно-правовых актах, решениях, а также в государственных, отраслевых и территориальных программах развития, обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества, выполнению возложенных на государственный орган задач и функций, затрагивающих социальные и общественные интересы, оказанию государственных услуг, реализации соглашений, договоров, проектов и программ, осуществляемых в рамках социального партнерства;
выполнение роли «моста», связывающего государственный орган с гражданами, для осуществления совместного диалога, обеспечения эффективного сотрудничества государственного органа с негосударственными некоммерческими организациями, средствами массовой информации и другими институтами гражданского общества;
См. предыдущую редакцию.
обобщение и оценка социальных и социально значимых проектов, поступивших в органы государственного управления от негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества;
(пункт 4 дополнен абзацем четвертым Указом Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2019 года № УП-5733 — Национальная база данных законодательства, 30.05.2019 г., № 06/19/5733/3216)
осуществление системного мониторинга и всестороннего анализа общественного мнения о деятельности государственного органа по важнейшим вопросам, затрагивающим права, свободы и законные интересы граждан, проведение социальных опросов, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
участие в разработке и реализации государственных и других программ в сфере противодействия коррупции в деятельности государственного органа, проведение мониторинга и анализа осуществленных работ по противодействию коррупции, а также подготовку предложений по их результатам;
осуществление мониторинга проводимых мероприятий по обеспечению открытости деятельности государственного органа, анализ возможностей получения подробной информации о его деятельности с выработкой предложений по их дальнейшему расширению;
См. предыдущую редакцию.
размещение на официальном веб-сайте государственного органа информации, связанной с деятельностью Общественного совета и подлежащей открытому опубликованию, а также обеспечение ее ежеквартального обновления;
(пункт 4 дополнен абзацем восьмым Указом Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2022 года № УП-154 — Национальная база данных законодательства, 15.06.2022 г., № 06/22/154/0524)
изучение условий, созданных для участия граждан в реформировании деятельности государственного органа, и разработку предложений по их улучшению;
участие в проводимых среди граждан разъяснительных работах и духовно-просветительских мероприятиях, касающихся деятельности государственного органа, разработку предложений по повышению их эффективности;
проведение комплексного анализа жилищных, социально-бытовых, служебных условий сотрудников государственного органа и их семей, условий оказания им квалифицированной медицинской помощи, а также проблем по социальной и профессиональной адаптации уволенных или зачисленных в резерв сотрудников и внесение по итогам анализа предложений по их улучшению.
заблаговременно получать информацию о предстоящих открытых коллегиальных заседаниях и других публичных мероприятиях, организуемых государственным органом, и принимать в них участие;
посещать здания (помещения) и другие объекты государственного органа, в том числе его территориальных подразделений и подведомственных организаций, в порядке, установленном государственным органом;
вносить руководителям государственного органа, его территориальных подразделений и подведомственных организаций предложения по вопросам, входящим в компетенцию общественного совета;
получать в установленном порядке информационные, статистические и иные материалы государственного органа, необходимые для разработки и реализации предложений и рекомендаций по повышению эффективности его деятельности;
См. предыдущую редакцию.
рассмотрение социальных и социально значимых проектов, поступивших в органы государственного управления от негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества;
(пункт 5 дополнен абзацем шестым Указом Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2019 года № УП-5733 — Национальная база данных законодательства, 30.05.2019 г., № 06/19/5733/3216)
принимать участие в нормотворческой деятельности государственного органа, обеспечении общественного и экспертного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, разработанных государственным органом;
осуществлять выборочный анализ качества ответов государственного органа на обращения физических и юридических лиц;
знакомиться с согласия сотрудников государственного органа с их жилищными, социально-бытовыми и служебными условиями;
взаимодействовать со средствами массовой информации по освещению вопросов, обсуждаемых на заседаниях общественного совета;
организовывать конференции, форумы, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия для реализации возложенных задач.
утвердить составы общественных советов и обеспечить решение вопросов по организации их деятельности;
разработать и утвердить положения об общественных советах на основе Типового положения об общественном совете с учетом специфики задач и функций, возложенных на государственный орган.
7. Рекомендовать Независимому институту по мониторингу формирования гражданского общества совместно с государственными органами в двухмесячный срок разработать и утвердить план мероприятий по осуществлению информационно-аналитического и методологического сопровождения деятельности общественных советов, оказание им содействия во внедрении действенных механизмов осуществления общественного контроля за деятельностью государственных органов.
8. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации организовать широкое освещение и доведение до населения сути и значения настоящего постановления.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова и руководителей государственных органов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 июля 2018 года № ПП-3837
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 июля 2018 года № ПП-3837
1. Настоящее Типовое положение (далее — Положение) определяет основные задачи, функции, полномочия и порядок организации деятельности общественного совета при государственном органе (далее — общественный совет).
2. Общественный совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах.
3. Общественный совет создается при центральном аппарате государственного органа и его деятельность распространяется на все территориальные подразделения и подведомственные организации данного государственного органа.
6. Общественный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением и другими актами законодательства.
7. Положение об общественном совете и вносимые в него изменения и дополнения утверждаются решением руководителя государственного органа.
осуществление общественного контроля над деятельностью государственного органа и его должностных лиц по учету общественных интересов и общественного мнения в принимаемых нормативно-правовых актах, решениях, а также в государственных, отраслевых и территориальных программах развития, обеспечению исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества, выполнению возложенных на государственный орган задач и функций, затрагивающих социальные и общественные интересы, оказанию государственных услуг, реализации соглашений, договоров, проектов и программ, осуществляемых в рамках социального партнерства;
выполнение роли «моста», связывающего государственный орган с гражданами, для осуществления совместного диалога, обеспечения эффективного сотрудничества государственного органа с негосударственными некоммерческими организациями, средствами массовой информации и другими институтами гражданского общества;
См. предыдущую редакцию.
обобщение и оценка социальных и социально значимых проектов, поступивших в органы государственного управления от негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества;
(пункт 8 дополнен абзацем четвертым Указом Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2019 года № УП-5733 — Национальная база данных законодательства, 30.05.2019 г., № 06/19/5733/3216)
осуществление системного мониторинга и всестороннего анализа общественного мнения о деятельности государственного органа по важнейшим вопросам, затрагивающим права, свободы и законные интересы граждан, проведение социальных опросов, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
участие в разработке и реализации государственных и других программ в сфере противодействия коррупции в деятельности государственного органа, проведение мониторинга и анализа осуществленных работ по противодействию коррупции, а также подготовку предложений по их результатам;
осуществление мониторинга проводимых мероприятий по обеспечению открытости деятельности государственного органа, анализ возможностей получения подробной информации о его деятельности с выработкой предложений по их дальнейшему расширению;
См. предыдущую редакцию.
размещение на официальном веб-сайте государственного органа информации, связанной с деятельностью Общественного совета и подлежащей открытому опубликованию, а также обеспечение ее ежеквартального обновления;
(пункт 8 дополнен абзацем восьмым Указом Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2022 года № УП-154 — Национальная база данных законодательства, 15.06.2022 г., № 06/22/154/0524)
изучение условий, созданных для участия граждан в реформировании деятельности государственного органа, и разработку предложений по их улучшению;
участие в проводимых среди граждан разъяснительных работах и духовно-просветительских мероприятиях, касающихся деятельности государственного органа, разработку предложений по повышению их эффективности;
проведение комплексного анализа жилищных, социально-бытовых, служебных условий сотрудников государственного органа и их семей, условий оказания им квалифицированной медицинской помощи, а также проблем по социальной и профессиональной адаптации уволенных или зачисленных в резерв сотрудников и внесение по итогам анализа предложений по их улучшению.
участвует в рассмотрении инициатив и обращений граждан, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества по вопросам, касающимся деятельности государственного органа, а также вносит в государственный орган соответствующие предложения по результатам их рассмотрения;
проводит анализ взаимного сотрудничества государственного органа с гражданами, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества, а также разрабатывает предложения по его совершенствованию;
разрабатывает предложения по совершенствованию нормативно-правовых актов и решений государственного органа, касающихся его деятельности, устранению имеющихся в них недостатков, а также участвует в организации мероприятий по обсуждению внесенных предложений среди сотрудников данного государственного органа;
подготавливает предложения по разработке проектов государственных программ, планов мероприятий и других документов, касающихся деятельности государственного органа, в том числе в области противодействия коррупции, участвует в пределах полномочий в реализации принятых программ, анализирует эффективность выполненных работ, а также подготавливает предложения по устранению допущенных ошибок и недостатков;
См. предыдущую редакцию.
рассматривает социальные и социально значимые проекты, поступившие в органы государственного управления от негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества;
(пункт 9 дополнен абзацем шестым Указом Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2019 года № УП-5733 — Национальная база данных законодательства, 30.05.2019 г., № 06/19/5733/3216)
участвует в организации встреч руководителей и сотрудников государственного органа с гражданами, а также работ по рассмотрению обращений физических и юридических лиц, в том числе с выездом на места, проводит мониторинг их осуществления;
содействует в улучшении жилищных, социально-бытовых, служебных условий сотрудников государственного органа и их семей, условий оказания им квалифицированной медицинской помощи, а также решении проблем по социальной и профессиональной адаптации уволенных или зачисленных в резерв сотрудников;
организует широкую разъяснительную работу среди сотрудников государственного органа по вопросам социальной и правовой защиты сотрудников и членов их семей;
разрабатывает предложения по развитию здоровой духовной среды, обеспечению законности, высокой правовой культуры и нравственности в государственном органе, его территориальных подразделениях и подведомственных организациях, усилению в сотрудниках духа преданности к Родине и уважения к законам, их социальному, политическому, психологическому и духовно-просветительскому развитию, а также по совершенствованию научно-просветительской и учебной литературы в данной сфере;
на регулярной основе обеспечивает широкое информирование общественности в стране и за рубежом о реализуемых системных мерах по реформированию деятельности государственного органа и разрабатывает предложения по решению имеющихся проблем и устранению недостатков;
участвует в организации научно-теоретических и научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», посвященных деятельности государственного органа;
анализирует результаты выполняемых работ по освещению деятельности государственного органа в средствах массовой информации, разрабатывает предложения по повышению их эффективности и устранению имеющихся недостатков;
при осуществлении возложенных задач сотрудничает с негосударственными некоммерческими организациями, средствами массовой информации, другими институтами гражданского общества, а также гражданами.
заблаговременно получать информацию о предстоящих открытых коллегиальных заседаниях и других публичных мероприятиях, организуемых государственным органом, и принимать в них участие;
посещать здания (помещения) и другие объекты государственного органа, в том числе его территориальных подразделений и подведомственных организаций, в порядке, установленном государственным органом;
вносить руководителям государственного органа, его территориальных подразделений и подведомственных организаций предложения по вопросам, входящим в компетенцию общественного совета;
получать в установленном порядке информационные, статистические и иные материалы государственного органа, необходимые для разработки и реализации предложений и рекомендаций по повышению эффективности его деятельности;
принимать участие в нормотворческой деятельности государственного органа, обеспечении общественного и экспертного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, разработанных государственным органом;
осуществлять выборочный анализ качества ответов государственного органа на обращения физических и юридических лиц;
знакомиться с согласия сотрудников государственного органа с их жилищными, социально-бытовыми и служебными условиями;
взаимодействовать со средствами массовой информации по освещению вопросов, обсуждаемых на заседаниях общественного совета;
организовывать конференции, форумы, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия для реализации возложенных задач.
соблюдать установленные законодательством ограничения, связанные с деятельностью государственного органа;
не вмешиваться в деятельность государственного органа и его должностных лиц, осуществляемую в пределах их полномочий;
не создавать препятствия для функционирования государственного органа, а также деятельности его должностных лиц;
соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено законом.
12. В состав общественного совета входят его председатель, заместитель председателя, секретарь и члены.
13. В членство общественного совета, как правило, принимаются ветераны труда, образцово служившие в государственном органе, авторитетные граждане, имеющие большой практический опыт в отраслях общественной деятельности, а также представители негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества.
14. Состав общественного совета утверждается решением руководителя государственного органа каждые 3 года.
15. Председатель, заместитель председателя, секретарь и члены общественного совета могут быть исключены из его состава в случаях:
систематического неучастия на заседаниях общественного совета, невыполнения обязанностей, предусмотренных в пункте 11 настоящего Положения;
смерти, а также признания их недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу.
См. предыдущую редакцию.
16. Информация об утвержденных членах Общественного совета, их контактные данные (телефон, почта и электронные адреса), а также внесенные в них изменения в течение 5 дней с момента их утверждения подлежат публикации на официальном веб-сайте государственного органа.
(пункт 16 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2022 года № УП-154 — Национальная база данных законодательства, 15.06.2022 г., № 06/22/154/0524)
вносит предложения и согласовывает с руководителем государственного органа состав информации о деятельности общественного совета, размещаемой на официальном веб-сайте государственного органа и иных ресурсах;
взаимодействует с руководителем государственного органа по вопросам реализации решений общественного совета;
18. При отсутствии председателя общественного совета его полномочия и обязанности выполняет заместитель председателя.
принимает граждан и представителей юридических лиц, а также организует работу по рассмотрению обращений, касающихся деятельности общественного совета;
решает вопросы методологического, организационно-правового и организационно-технического обеспечения деятельности общественного совета;
обеспечивает своевременную подготовку всех необходимых материалов к очередному заседанию общественного совета, запрашивает необходимые документы и сведения у сотрудников государственного органа;
согласовывает с председателем общественного совета дату, место проведения заседания общественного совета и список приглашаемых лиц;
оповещает членов общественного совета и приглашенных лиц о месте, дате и времени проведения заседания общественного совета;
ведет мониторинг исполнения решений общественного совета и вносит предложения по рассмотрению его результатов на заседании общественного совета;
оформляет протокол заседания общественного совета и обеспечивает направление утвержденного протокола членам общественного совета и иным заинтересованным лицам;
21. Члены общественного совета участвуют в обсуждении и решении вопросов, рассматриваемых на его заседаниях, без права передачи своих полномочий.
В случае невозможности участия на заседании общественного совета, его член может направить в письменной форме свое мнение по вопросам повестки дня заседания, которое рассматривается на заседании и учитывается при голосовании.
участвуют в коллегиальных заседаниях и других публичных мероприятиях, организуемых государственным органом, для реализации возложенных на них задач;
подготавливают проекты планов работ общественного совета, вносят их на рассмотрение общественного совета и обеспечивают выполнение утвержденных планов работ;
участвуют в разработке и реализации предложений и рекомендаций по повышению эффективности деятельности государственного органа;
проводят встречи с сотрудниками государственного органа, членами их семей и вносят в общественный совет предложения по обеспечению их прав, свобод и законных интересов;
рассматривают обращения по вопросам, входящим в компетенцию общественного совета, и по результатам готовят соответствующие документы;
осуществляют иные полномочия в соответствии с возложенными на общественный совет задачами и функциями.
22. Основные вопросы деятельности общественного совета рассматриваются на его заседании. Заседание общественного совета созывается на основе планов его работ не реже одного раза в квартал.
Председатель общественного совета может созывать внеочередное заседание общественного совета на основе письменного обращения одной третей его членов.
См. предыдущую редакцию.
Заседания Общественного совета и вопросы повестки дня подлежат публикации на официальном веб-сайте государственного органа.
(пункт 22 дополнен абзацем третьим Указом Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2022 года № УП-154 — Национальная база данных законодательства, 15.06.2022 г., № 06/22/154/0524)
23. На заседания общественного совета могут быть приглашены представители других государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций и институтов гражданского общества.
24. Проект повестки дня заседания общественного совета формируется секретарем на основе предложений его членов и поручения председателя общественного совета.
25. Заседание общественного совета ведет его председатель. В случае невозможности участия председателя заседание ведет его заместитель.
На заседании общественного совета могут участвовать руководитель государственного органа, его заместители и другие сотрудники.
26. Заседание общественного совета считается правомочным, если на нем участвует не менее двух третей (кворум) его членов.
При отсутствии кворума для проведения заседания объявляется дата проведения нового заседания общественного совета.
27. Решение общественного совета принимается простым большинством голосов его членов, участвующих на заседании.
28. Каждый член общественного совета вправе письменно выразить свое мнение по принимаемым решениям, которое в обязательном порядке приобщается к протоколу заседания общественного совета.
29. Решение, принятое на заседании общественного совета, оформляется протоколом. Протокол заседания общественного совета подписывается секретарем, утверждается председательствующим на заседании и в трехдневный срок направляется в государственный орган, членам общественного совета и заинтересованным лицам.
30. При необходимости оперативного принятия решения общественного совета по инициативе его председателя оно может быть принято по согласованию с членами общественного совета опросным путем.
В случае несогласия с принятым решением общественного совета, государственный орган направляет ему обоснованное возражение в письменном виде не позднее десяти дней со дня получения решения общественного совета.
31. Секретарь общественного совета при содействии членов общественного совета изучает и рассматривает ход исполнения решений общественного совета, при необходимости вносит соответствующие предложения председателю общественного совета.
32. Материально-техническое обеспечение деятельности общественного совета осуществляется государственным органом, а также за счет других источников, не запрещенных законодательством.
33. Контроль за соответствием деятельности общественного совета его положению и законодательству Республики Узбекистан осуществляется руководителем государственного органа.
34. Решения общественного совета и руководителя государственного органа, связанные с деятельностью общественного совета, могут быть обжалованы в установленном порядке.