Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 26 августа 2004 года № 660-II «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 9, ст. 160; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 4, ст. 167) следующие изменения и дополнения:
«Финансирование терроризма — уголовно наказуемое общественно опасное деяние, направленное на обеспечение существования и функционирования террористической организации, подготовку и совершение террористических актов, прямое или косвенное предоставление или сбор любых средств, ресурсов, иных услуг террористическим организациям либо лицам, содействующим или участвующим в террористической деятельности»;
Контроль осуществляемый специально уполномоченным государственным органом, — совокупность мер, принимаемых специально уполномоченным государственным органом по проверке информации, представляемой организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и осуществлению других полномочий в соответствии с настоящим Законом»;
в части первой слова «обязательному контролю в соответствии с законодательством» заменить словами «сообщению в специально уполномоченный государственный орган»;
в части второй слова «обязательному контролю с учетом особенностей деятельности организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом» заменить словами «сообщению в специально уполномоченный государственный орган»;
«Правила внутреннего контроля для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатываются и утверждаются соответствующими контролирующими, лицензирующими и регистрирующими органами совместно со специально уполномоченным государственным органом, а в случае отсутствия таковых — специально уполномоченным государственным органом»;
«Мониторинг и контроль за соблюдением правил внутреннего контроля осуществляются органами, утвердившими эти правила, а также специально уполномоченным государственным органом»;
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны самостоятельно принимать меры по надлежащей проверке клиентов при:
установлении хозяйственных, гражданско-правовых отношений в случаях, определенных правилами внутреннего контроля;
осуществлении разовых операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, определенных правилами внутреннего контроля;
Меры по надлежащей проверке клиента, принимаемые организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, обязательно включают:
проверку личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует, на основании соответствующих документов;
идентификацию собственника или лица, контролирующего клиента — юридического лица, путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов;
проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности»;
«при наличии достаточных оснований направляет материалы об операциях с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированием терроризма, в соответствующие органы, участвующие в противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
направляет предписания о приостановлении на срок не более двух рабочих дней операций с денежными средствами или иным имуществом, если полученное им сообщение о таких операциях по результатам проверки признано обоснованным;
запрашивает и получает безвозмездно информацию, необходимую для осуществления мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, в том числе из автоматизированных информационных, справочных систем и баз данных»;
лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества;
нотариальные конторы (нотариусы), адвокатские формирования (адвокаты) и аудиторские организации — при подготовке и осуществлении сделок от имени клиентов.
Сообщению в специально уполномоченный государственный орган подлежат совершаемые и подготавливаемые операции с денежными средствами или иным имуществом, признанные организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля.
Подозрительной операцией признается операция с денежными средствами или иным имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в отношении которой в соответствии с критериями и признаками, установленными правилами внутреннего контроля, возникли подозрения о ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, или финансирования терроризма.
Сообщению в специально уполномоченный государственный орган подлежат также операции с денежными средствами или иным имуществом, если одной из их сторон является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма.
Операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат сообщению в специально уполномоченный государственный орган и приостановлению в соответствии с настоящим Законом при наличии полученной в установленном порядке информации о том, что одной из сторон этих операций является:
юридическое или физическое лицо, которое участвует или подозревается в участии в террористической деятельности;
юридическое или физическое лицо, которое прямо или косвенно является собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности;
юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в осуществлении террористической деятельности.
при выявлении подозрительных операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих сообщению в специально уполномоченный государственный орган, предоставлять ему информацию по этим операциям в установленном порядке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления;
приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренные статьей 14 настоящего Закона, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического или физического лица, на три рабочих дня с даты, когда эта операция должна быть совершена, и информировать специально уполномоченный государственный орган о такой операции в день ее приостановления. При отсутствии предписания специально уполномоченного государственного органа о приостановлении операции с денежными средствами или иным имуществом по истечении указанного срока организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, приступает к выполнению приостановленной операции;
«Предоставление в установленном порядке информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом юридических и физических лиц либо других сведений в специально уполномоченный государственный орган не является нарушением коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны»;
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны хранить информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления таких операций или прекращения деловых отношений с клиентами»;
«Специально уполномоченный государственный орган имеет право направлять в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и отвечать на запросы компетентных органов иностранных государств».
Статья 2. Признать утратившим силу Закон Республики Узбекистан от 27 апреля 2007 года № ЗРУ-94 «О временном приостановлении действия некоторых статей Закона Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 4, ст. 167).
Комментарий LexUz