от 03.02.2006 г. № 3
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, от 03.02.2006 г. № 3
Kuchga kirish sanasi
03.02.2006
Акт утратил силу 20.11.2023
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 28 «О некоторых вопросах применения норм актов законодательства при рассмотрении земельных споров в судах».
Основные задачи земельного законодательства, как определено Земельным кодексом Республики Узбекистан, состоят в регулировании земельных отношений в целях обеспечения в интересах настоящего и будущего поколений научно обоснованного, рационального использования и охраны земель, воспроизводства и повышения плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, создания условий для равноправного развития всех форм хозяйствования, охраны прав юридических и физических лиц на земельные участки, а также укреплении законности в этой сфере.
Обобщение практики рассмотрения судами дел по земельным спорам показало, что суды в основном правильно применяют нормы Земельного кодекса Республики Узбекистан. Вместе с тем в отдельных случаях допускаются ошибки при определении подсудности, при разрешении споров о праве на земельный участок и их прекращении, определении порядка пользования земельным участком.
(преамбула в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
1. Обратить внимание судов, что правильное разрешение дел, связанных с применением Земельного кодекса Республики Узбекистан, имеет важное значение для защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц.
(пункт 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 5 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 7 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
8. В стадии подготовки к судебному разбирательству дел по земельным спорам, судья в соответствии со статьями 201, 204 ГПК, должен истребовать необходимые документы, относящиеся к предмету спора, определить круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.
(пункт 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
(абзац второй ― восьмой пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
документы, указанные в приложении № 1 к Инструкции «О порядке государственной регистрации прав на земельные участки в Республике Узбекистан», зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 27 мая 1999 года.
10. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями части 5 статьи 10 и статьи 21 Земельного кодекса Республики Узбекистан, при невозможности раздела земельного участка, он признается земельным участком совместного владения или пользования несколькими юридическими и физическими лицами, что отражается в государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ними.
(пункт 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
11. При разрешении споров о разделе и определении порядка пользования земельным участком совместного владения или пользования, а также определении границ земельного участка, суд, согласно части четвертой статьи 22 Земельного кодекса Республики Узбекистан, должен исходить из заключения государственного земельного кадастра или земельной экспертизы о возможности раздела земельного участка либо определения порядка пользования пропорционально долям. При отсутствии возможности разграничения земельного участка совместного владения или пользования пропорционально принадлежащим сторонам долям в праве собственности на домостроение, суд исходит из сложившегося порядка пользования земельным участком.
(абзац первый пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
В силу требований части 4 статьи 62 Земельного кодекса Республики Узбекистан, не допускается раздел земельного участка, при котором та или иная часть участка или находящееся на нем строение лишаются коммунального обслуживания (освещения, канализации, трубопровода, оросительных устройств и т. п.), а их владельцы или пользователи — самостоятельного прохода или проезда.
При решении вопроса о законности и обоснованности решений компетентных органов об изъятии земельного участка на основании пунктов 6—11 части 1 статьи 36 Земельного кодекса Республики Узбекистан, суды должны обращать внимание на соблюдение ими требований статьи 38 этого кодекса.
15. В соответствии с требованиями части 6 статьи 36 Земельного кодекса Республики Узбекистан, в случае совершения владельцем, пользователем, арендатором и собственником земельного участка действий, явно свидетельствующих о его отказе от прав на земельный участок (отъезд за границу, неиспользование земельного участка свыше установленных сроков), этот земельный участок принимается на учет как бесхозяйное имущество в порядке, установленном законодательством. Указанное обстоятельство не влечет за собой прекращения предусмотренных статьей 40 Земельного кодекса Республики Узбекистан обязанностей владельца, пользователя арендатора и собственника этого земельного участка до его предоставления другому лицу, но не более года с момента отказа или со дня государственной регистрации как бесхозяйного имущества.
16. В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Республики Узбекистан, сервитут устанавливается по соглашению между лицами, требующими установления сервитута, и владельцем, пользователем, арендатором, собственником чужого земельного участка. При недостижении ими согласия сервитут в ограниченном порядке устанавливается решением суда по иску пользователя. При рассмотрении дел об установлении сервитута и его условий, суды должны привлекать к участию в деле соответствующие компетентные органы и получать их заключение об установлении сервитута. Соглашение о сервитуте подлежит государственной регистрации и сохраняется при переходе земельного участка другому лицу. Установленный сервитут может быть прекращен в случаях прекращения оснований, по которым он был установлен.
(пункт 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 апреля 2021 года № 17)
18. Разъяснить судам, что в соответствии частью 3 статьи 91 Земельного кодекса Республики Узбекистан, возврат самовольно захваченного земельного участка, находящегося в ведении государства, осуществляется по решению хокима соответствующего района, города, области. При самовольном захвате земельного участка, принадлежащего юридическому или физическому лицу, возврат земельного участка владельцу, пользователю, арендатору или собственнику из чужого незаконного владения, производится по решению суда.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 20 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
(пункт 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 апреля 2021 года № 17)