Политической партией является добровольное объединение граждан Республики Узбекистан, образованное на основе общности взглядов, интересов и целей, стремящееся к осуществлению политической воли определенной части общества в формировании органов государственной власти и принимающее участие через своих представителей в управлении государственными и общественными делами.
Комментарий LexUz
Политические партии осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом, другими актами законодательства, а также на основе своих уставов.
Политические партии создаются и действуют в целях реализации прав и свобод граждан на основе свободного волеизъявления, добровольности вступления и выхода из партии, равноправия своих членов, самоуправления, законности и гласности.
выступающих против суверенитета, целостности и безопасности Республики Узбекистан, конституционных прав и свобод ее граждан;
Любые ограничения прав гражданина, а равно предоставление ему льгот или преимуществ по признакам партийной принадлежности запрещаются.
Президент Республики Узбекистан, являясь гарантом соблюдения прав и свобод всех граждан республики, обязан приостановить или прекратить свое членство либо участие в политической партии на срок исполнения президентских полномочий.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, создает им равные правовые возможности выполнения ими своих уставных целей и задач.
Органам государственной власти и управления, предприятиям, учреждениям, организациям и их должностным лицам запрещается вмешиваться по внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.
Вмешательство политических партий в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается.
Мероприятия организаций политических партий осуществляются в основном в нерабочее время их членов и за счет средств этих партий. Частным работодателям запрещается требовать от своих работников заниматься политической деятельностью от имени партии во время исполнения ими трудовых обязанностей.
На работников аппарата политических партий распространяется законодательство о труде, социальном обеспечении и социальном страховании.
См. предыдущую редакцию.
Для создания политической партии необходимо наличие не менее двадцати тысяч подписей граждан, проживающих в не менее восьми территориальных субъектах (областях), включая Республику Каракалпакстан и город Ташкент, и намеренных объединиться в партию.
(часть первая статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 года № 568-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2004 г., № 1-2, ст. 18)
Инициаторы создания политической партии в количестве не менее пятидесяти человек должны сформировать организационный комитет по подготовке учредительных документов партии, формированию ее членского состава и созыву учредительного съезда или конференции.
Организационный комитет обязан не позднее чем в семидневный срок со дня своего образования письменно информировать Министерство юстиции Республики Узбекистан о своей инициативе, составе, руководителе (лидере), месте нахождения комитета и дате созыва учредительного съезда или конференции.
Учредительный съезд или конференция принимает устав и программу партии, образует ее выборные органы.
компетенцию и порядок образования (созыва) руководящих органов партии и ее организаций, сроки их полномочий;
документ банка, подтверждающий оплату регистрационного сбора в размере, установленном законодательством;
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
материалы, подтверждающие выполнение требований настоящего Закона, в том числе список двадцати тысяч граждан Республики Узбекистан, выразивших желание объединиться в эту партию, с их подписями, сведения о членах выборных органов (фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства и работы, номер телефона), решение высшего органа партии о придании полномочий членам руководящего органа с наделением их правом представлять партию в процессе регистрации либо в случае споров в суде.
(абзац седьмой части второй статьи 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 года № 568-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2004 г., № 1-2, ст. 18)
См. предыдущую редакцию.
Заявление о регистрации политической партии рассматривается в месячный срок со дня его поступления. По результатам рассмотрения принимается решение о регистрации политической партии или отказе в регистрации. Решение выдается либо направляется по почте руководящему органу политической партии не позднее чем в трехдневный срок со дня его принятия.
(часть третья статьи 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 20 августа 1999 г., № 832-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1999 г., № 9, ст. 229)
Политическая партия приобретает права юридического лица и может осуществлять свою деятельность со дня регистрации.
Изменения и дополнения уставов политических партий подлежат регистрации в порядке и сроки, предусмотренные настоящей статьей для регистрации уставов.
Комментарий LexUz
См. Положение о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 марта 2014 года № 57.
Не подлежат регистрации политическая партия, если ее устав, цели, задачи и методы деятельности противоречат Конституции Республики Узбекистан, настоящему Закону и другим актам законодательства либо ранее зарегистрирована политическая партия или общественное движение с аналогичным названием.
В случае отказа зарегистрировать политическую партию, Министерство юстиции Республики Узбекистан письменно информирует об этом полномочного члена руководящего органа партии со ссылкой на положения законодательства, которым противоречат представленные документы. Полномочные члены руководящего органа политической партии имеют право в течение месяца со дня получения отказа в регистрации повторно обратиться в Министерство юстиции Республики Узбекистан с заявлением о регистрации партии при условии приведения документов в полное соответствие с Конституцией Республики Узбекистан и законодательством.
Отказ в регистрации политической партии может быть обжалован в Верховный суд Республики Узбекистан в установленном порядке.
Комментарий LexUz
См. пункты 25 – 28 «Положения о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций», утвержденное постановлением Кабинета Министров от 10 марта 2014 года № 57.
При нарушении политической партией Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона, других актов законодательства или своего устава Министерство юстиции Республики Узбекистан информирует об этом в письменной форме руководящие органы партии с указанием, какие нормы законодательства или устава нарушены, и устанавливает срок для устранения этих нарушений. Если в установленный срок нарушения не устраняются, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев Верховным судом Республики Узбекистан по представлению Министерства юстиции или Генерального прокурора Республики Узбекистан.
При приостановлении деятельности политической партии ей запрещается на этот период пользоваться всеми средствами массовой информации, вести агитацию и пропаганду, участвовать в выборах.
самороспуском партии в соответствии с ее уставом, о чем высший орган партии в трехдневный срок информирует Министерство юстиции Республики Узбекистан;
решением Верховного суда Республики Узбекистан по представлению Министерства юстиции или Генерального прокурора Республики Узбекистан в случаях совершения партией действий, предусмотренных частью второй статьи 3 настоящего Закона, или повторного в течение года совершения действий, за которые ее деятельность была приостановлена.
Прекращение деятельности политической партии наступает со дня опубликования об этом официального сообщения Министерства юстиции Республики Узбекистан в средствах массовой информации.
свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои дела, цели и решения;
участвовать через своих представителей в выборных государственных органах в подготовке соответствующих решений;
участвовать в установленном законом порядке в выборах Президента Республики Узбекистан, органов государственной власти;
Комментарий LexUz
См. Избирательный кодекс Республики Узбекистан.
в порядке, предусмотренном законодательством, учреждать средства массовой информации и пользоваться другими средствами массовой информации;
Комментарий LexUz
вступать в союзы (блоки) с политическими партиями Республики Узбекистан, в договорные отношения с ними и другими общественными объединениями.
Комментарий LexUz
См. ст. 251 Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 года № 434-II «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
Политические партии могут иметь и иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Фракции политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан образуются на учредительных собраниях депутатов, выдвинутых от политических партий, для организованного проведения политики своих партий. Фракции регистрируются Законодательной палатой Олий Мажлиса на основании соответствующего заявления руководителя фракции и учредительных документов.
Комментарий LexUz
См. ст. 24 Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 года № 434-II «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
Фракция политической партии в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан имеет право:
См. предыдущую редакцию.
обращаться к Президенту Республики Узбекистан с инициативой об освобождении от должности Премьер-министра Республики Узбекистан;
(часть вторая статьи 13 дополнена абзацем третьим Законом Республики Узбекистан от 11 апреля 2007 года № ЗРУ-90 — СЗ РУ, 2007 г., № 15, ст. 153)
на гарантированное предоставление слова представителю фракции в прениях по каждому вопросу повестки дня заседания Законодательной палаты;
на обращение с запросом соответственно к Спикеру Законодательной палаты Олий Мажлиса и Правительству Республики Узбекистан, к министрам, а также руководителям других государственных органов;
См. предыдущую редакцию.
вносить предложения по кандидатурам заместителей Спикера, председателей комитетов и комиссий Законодательной палаты;
(абзац шестой части второй статьи 13 в редакции Закона Республики Узбекистан от 11 апреля 2007 года № ЗРУ-90 — СЗ РУ, 2007 г., № 15, ст. 153)
распространять мнение фракции по обсуждаемому на заседании Законодательной палаты вопросу среди депутатов;
осуществлять другие функции, предусмотренные законодательством для депутатов Законодательной палаты.
Комментарий LexUz
См. ст. 25 Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 года № 434-II «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
Руководитель фракции политической партии входит в состав Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности фракций обеспечивается аппаратом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
(статья 13 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2004 г., № 621-II — СЗ РУ, 2004 г., № 25, ст. 287)
См. предыдущую редакцию.
Фракция политической партии, получившая большинство мест в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, составляет парламентское большинство.
Парламентское большинство могут составить также несколько фракций политических партий и депутатов, избранных от инициативных групп избирателей, создающих блок исходя из близости или совпадения своих программных целевых задач.
Фракции политических партий, а также депутаты, избранные от инициативных групп избирателей, не разделяющие курс и программу вновь сформированного правительства или отдельные ее направления, могут объявить себя оппозиционными.
См. последующую редакцию.
Объединение фракций политических партий в блок не ограничивает их самостоятельности в осуществлении прав, предусмотренных законом.
Фракция политической партии, объявившая себя парламентской оппозицией, наряду с предусмотренными законом для фракций полномочиями имеет право:
на внесение альтернативной редакции проекта закона одновременно с докладом по соответствующему вопросу ответственного комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
на занесение в протокол пленарного заседания Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан своего особого мнения по обсуждаемым вопросам;
на гарантированное участие ее представителей в согласительной комиссии по отклоненному Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан закону.
Гарантированные законом права парламентской оппозиции не могут быть ущемлены парламентским большинством.
Комментарий LexUz
См. ст. 251 Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2002 года № 434-II «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
(статья 131 введена Законом Республики Узбекистан от 11 апреля 2007 года № ЗРУ-90 — СЗ РУ, 2007 г., № 15, ст. 153)
Партийные группы в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных представительных органах государственной власти образуются на учредительных собраниях депутатов, выдвинутых от политических партий, для организованного проведения политики своих партий. Партийные группы регистрируются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, местными представительными органами государственной власти на основании соответствующего заявления руководителя партийной группы и учредительных документов.
на гарантированное предоставление слова представителю группы в прениях по каждому вопросу повестки дня сессии;
См. предыдущую редакцию.
на обращение с запросом соответственно к Председателю Жокаргы Кенеса и Совету Министров, министрам и руководителям других государственных органов Республики Каракалпакстан, хокимам, заместителям хокимов, руководителям отделов и управлений хокимиятов, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории соответствующего Кенгаша народных депутатов;
(абзац четвертый части второй статьи 14 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г., № 714-II — СЗ РУ, 2004 г., № 51, ст. 514)
вносить предложения по кандидатурам председателей комитетов или комиссий соответствующего представительного органа;
См. предыдущую редакцию.
распространять мнение партийной группы среди депутатов по обсуждаемому вопросу на сессии соответственно Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан или Кенгаша народных депутатов;
(абзац шестой части второй статьи 14 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г., № 714-II — СЗ РУ, 2004 г., № 51, ст. 514)
См. предыдущую редакцию.
инициировать представление Президенту Республики Узбекистан обоснованных заключений о неудовлетворительной деятельности лиц, утвержденных на должность хокима области и города Ташкента;
(часть вторая статьи 14 дополнено абзацем седьмым Законом Республики Узбекистан от 11 апреля 2007 года № ЗРУ-90 — СЗ РУ, 2007 г., № 15, ст. 153)
осуществлять другие функции, предусмотренные законодательством для депутатов соответствующих представительных органов государственной власти.
Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности партийных групп в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и местных представительных органах государственной власти обеспечивается соответствующими структурными подразделениями этих органов.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Политические партии могут иметь в собственности здания, сооружения, оборудование, издательства, транспортные средства, а также иное имущество, необходимое для осуществления уставных задач.
Финансирование политических партий осуществляется в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О финансировании политических партий».
Политические партии в порядке, определяемом законодательством, осуществляют предпринимательскую деятельность лишь в целях выполнения уставных задач. Результаты предпринимательской деятельности политической партии должны быть отражены в ее финансовом отчете.
Доходы от предпринимательской деятельности политических партий не могут перераспределяться между членами партии и используются только для выполнения уставных задач.
Политические партии ежегодно публикуют свои бюджеты для всеобщего сведения и в установленном порядке представляют в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан или уполномоченному ею органу отчеты об источниках финансирования своей деятельности.
Комментарий LexUz
Также см. пункт 47 Положения о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 марта 2014 года № 57.
(статья 15 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2004 г., № 621-II — СЗ РУ, 2004 г., № 25, ст. 287)
См. предыдущую редакцию.
(статья16 утратила силу в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30 апреля 2004 г., № 621-II — СЗ РУ, 2004 г., № 25, ст. 287)
Контроль за соответствием деятельности политических партий Конституции Республики Узбекистан, законодательству и их уставам осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан.