от 17.08.2015 г. №
3. Комитет приветствует принятие 29 сентября 2011 года Закона «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу».
6. Комитет, отмечая, что в статье 18 Конституции провозглашено и отражено в ряде законодательных актов запрещение дискриминации, испытывает озабоченность в связи с тем, что запрещенные основания для дискриминации, пожалуй, различаются от закона к закону, а существующее законодательство не дает защиты от дискриминации по всем основаниям, запрещенным по Пакту (статьи 2 и 26).
13. Комитет по-прежнему испытывает озабоченность в связи с тем, что определение пыток, содержащееся в уголовном законодательстве, включая статью 235 Уголовного кодекса, не отвечает требованиям статьи 7 Пакта, ибо оно ограничивается незаконными актами, совершаемыми с целью принудить к даче показаний, и поэтому на практике это сводится к актам пыток, совершаемым лицом, проводящим предварительное дознание либо досудебное следствие, прокурором или другим работником правоохранительного органа, и оборачивается безнаказанностью других лиц, включая задержанных и заключенных. Комитет испытывает также озабоченность в связи с тем, что государство-участник по-прежнему предоставляет амнистии лицам, осужденным по статье 235 Уголовного кодекса за пытки или истязания (статьи 2 и 7).
Комитет подтверждает свою предыдущую рекомендацию (CCPR/C/UZB/ CO/3, пункт 10) и настоятельно призывает государство-участник в экстренном порядке скорректировать свое уголовное законодательство, и в том числе статью 235 Уголовного кодекса, с целью обеспечить, чтобы определение «пыток» полностью соответствовало статье 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и статье 7 Пакта и применялось к актам, совершаемым всеми лицами, действующими в своем официальном качестве, вне своего официального качества либо в личном качестве, когда акты пыток совершаются по подстрекательству или с согласия или при попустительстве публичного должностного или иного лица, действующего в официальном качестве. Государству-участнику следует также покончить с практикой предоставления амнистий лицам, осужденным за пытки или истязания, что несовместимо с его обязательствами по статье 7 Пакта.
Государству-участнику следует принять все необходимые меры с целью обеспечить, чтобы статья 221 Уголовного кодекса не применялась произвольно для продления истекающих сроков тюремного заключения и чтобы в случае предъявления новых обвинений полностью уважались права на надлежащее разбирательство и строго соблюдался принцип соразмерности при вынесении всех приговоров.
18. Комитет испытывает озабоченность в связи с многочисленными сообщениями о жестоком обращении, включая избиения со стороны тюремных надзирателей и других заключенных, плохие условия заключения, неадекватное медицинское обслуживание, установление продолжительного и изматывающего физически рабочего времени, что непомерно сказывается на правозащитниках, критиках правительства и лицах, осужденных за членство в исламистских партиях и группировках. Комитет испытывает также озабоченность в связи с отсутствием независимого национального механизма, уполномоченного на регулярный мониторинг и инспектирование всех мест заключения без предварительного уведомления, и в связи с препятствиями к надлежащему функционированию независимых национальных и международных правозащитных и гуманитарных организаций (статьи 7 и 10).
26. Комитет испытывает озабоченность в связи с сообщениями о том, что оппозиционным политическим партиям отказывают в регистрации и участии в выборах. Он испытывает также озабоченность в связи с тем, что нынешняя избирательная правовая структура, пожалуй, не обеспечивает право граждан на истинное участие в ведении публичных дел, их право избирать и быть избранными из-за ряда ненадлежащих ограничений, включая требование о длительном проживании и владении языком, ограничения по профессиональному признаку и всеобъемлющие ограничения в отношении любого лица, осужденного за преступление, и отказ в праве голоса лицам, признанным судом недееспособными или отбывающим тюремный приговор. Комитет испытывает также озабоченность в связи с сообщениями о том, что парламентские выборы 2014 года и президентские выборы 2015 года проводились в отсутствие истинной конкуренции и, несмотря на содержащееся в Конституции ограничение президентских сроков, в качестве кандидата был зарегистрирован действующий президент (статьи 2, 19, 21, 22 и 25).