За последние годы в республике последовательно реализуются комплексные меры по внедрению новых подходов к решению проблем в сфере охраны окружающей среды, возникающих вследствие технического и технологического прогрессов, с целью обеспечения экологической безопасности, улучшения экологической обстановки, предотвращения вредного воздействия отходов на состояние здоровья людей, а также создания благоприятных условий для дальнейшего повышения уровня и качества жизни.
Создана принципиально новая структура санитарной очистки в городах и районах республики. Повсеместно внедряется система комплексного управления отходами, предусматривающая создание на условиях государственно-частного партнерства кластеров по сбору, транспортировке и переработке отходов с применением современных технологий.
Вместе с тем, проведенный анализ выявил наличие ряда факторов, сдерживающих реализацию на должном уровне поставленных задач, проведение реформ в сфере экологии и охраны окружающей среды намеченными темпами и эффективностью, в числе которых:
первое, чрезмерная централизация функций и полномочий Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее — Госкомэкологии);
второе, отсутствие единой вертикали инспекционной деятельности Госкомэкологии, препятствующее эффективному ведению борьбы с незаконным пользованием объектами животного и растительного мира, а также обеспечению охраны окружающей среды;
третье, недостаточная координация организационной, технической, экономической и производственной деятельности субъектов в области санитарной очистки;
четвертое, отсутствие эффективных механизмов организации и ведения экологической пропаганды, негативно влияющих на результативность социальной рекламы и проводимой информационно-разъяснительной работы в данном направлении;
пятое, низкий уровень внедрения в сферу охраны окружающей среды современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе при моделировании и прогнозировании состояния окружающей среды.
В целях обеспечения эффективности государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды, стабильного поддержания благоприятной экологической обстановки, повышения эффективности территориальных подразделений, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах и Концепции административной реформы в Республики Узбекистан:
Инспекцию по контролю в сфере экологии и охраны окружающей среды (далее — Инспекция) на базе Инспекции по контролю за охраной и использованием биоразнообразия и охраняемых природных территорий и Инспекции по контролю за образованием, сбором, хранением, транспортировкой, утилизацией, переработкой, захоронением и реализацией отходов без образования юридического лица;
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 1 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2022 года № УП-189 — Национальная база данных законодательства, 11.08.2022 г., № 06/22/189/0734)
Центр экологической информации, внедрения информационно-коммуникационных технологий и мультимедиа в форме государственного унитарного предприятия на базе Центра внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий и биллинговой системы (далее — Центр).
2. Ввести в систему Госкомэкологии дополнительные 404 штатные единицы в целях укрепления его территориальных подразделений, в частности, доукомплектования районных (городских) инспекций по контролю в сфере экологии и охраны окружающей среды.
Установить, что содержание дополнительно вводимых штатных единиц осуществляется за счет средств, выделяемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан на финансирования центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, с сокращением в необходимом количестве их штатной численности.
Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок пересмотреть штатные нормативы работников учреждений здравоохранения Республики Узбекистан, с учетом сокращения штатной численности центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2022 года № УП-189 — Национальная база данных законодательства, 11.08.2022 г., № 06/22/189/0734)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4 утратил силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2021 года № ПП-76 — Национальная база данных законодательства, 30.12.2021 г., № 07/21/76/1231)
осуществление государственного экологического контроля за соблюдением законодательства в области использования и охраны земель, недр, вод, лесов, охраняемых природных территорий, животного и растительного мира, атмосферного воздуха;
создание необходимых условий для существования, сохранения видового разнообразия объектов растительного и животного мира, целостности естественных сообществ и их среды обитания;
См. предыдущую редакцию.
осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства в области обращения с отходами, эффективной организацией действенной системы сбора, транспортировки, утилизации, переработки и захоронения бытовых отходов при тесном взаимодействии с органами государственной власти на местах;
(абзац четвертый подпункта «а» пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 17 марта 2021 года № УП-6188 — Национальная база данных законодательства, 17.03.2021 г., № 06/21/6188/0216)
осуществление контроля за созданием в установленном порядке мусоросборочных пунктов, своевременным вывозом отходов, недопущением образования несанкционированных свалок, управлением полигонами, утилизацией, переработкой, захоронением и реализацией отходов;
См. предыдущую редакцию.
оказание содействия гражданам, органам самоуправления граждан, негосударственным некоммерческим организациям и средствам массовой информации в осуществлении общественного экологического контроля;
(абзац шестой подпункта «а» пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 июля 2020 года № УП-6031 — Национальная база данных законодательства, 22.07.2020 г., № 06/20/6031/1088)
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «б» пункта 5 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2022 года № УП-189 — Национальная база данных законодательства, 11.08.2022 г., № 06/22/189/0734)
создание, развитие и сопровождение автоматизированных информационных систем, ресурсов и баз данных в сфере охраны окружающей среды, их последовательную интеграцию с системами других государственных органов, обеспечение безопасности информационных систем Госкомэкологии;
содействие в создании и сопровождении системы автоматизированного ведения государственного кадастра в сфере экологии и охраны окружающей среды, а также государственного учета питомников по разведению и содержанию диких животных, дикорастущих растений, зоологических и ботанических коллекций;
внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс мониторинга, анализа и оценки состояния окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обращения с отходами, создание программных продуктов по моделированию и прогнозированию состояния окружающей среды;
подготовку информационно-аналитических и обзорных медийных материалов посредством использования современных технологий и креативных подходов, направленных на повышение информированности широкой общественности о проводимых реформах в области экологии и охраны окружающей среды, повышение экологической культуры, своевременное предотвращение правонарушений в области охраны окружающей среды;
тесное взаимодействие с отечественными и зарубежными средствами массовой информации, институтами гражданского общества для оперативного распространения подготавливаемых информационно-аналитических и обзорных медийных материалов.
обеспечение укомплектования штатов вновь создаваемых подразделений и вводимых должностей квалифицированными профильными специалистами;
организацию эффективной деятельности системы Госкомэкологии, в первую очередь создаваемых Инспекции, Республиканского объединения и Центра, с учетом положений настоящего постановления;
систематическое проведение критического анализа результативности деятельности работников системы Госкомэкологии и принятие мер по повышению их ответственности за качественное и своевременное выполнение возложенных задач.
См. предыдущую редакцию.
7. Определить источниками финансирования деятельности Центра средства, полученные от реализации товаров (работ, услуг), внебюджетные средства Госкомэкологии, а также иные источники, не запрещенные актами законодательства.
Разрешить Госкомэкологии и его структурным подразделениям заключать с Центром договоры на оказание услуг (выполнение работ) без проведения тендерных (конкурсных) торгов.
(пункт 7 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2022 года № УП-189 — Национальная база данных законодательства, 11.08.2022 г., № 06/22/189/0734)
Госкомэкологии на праве оперативного управления и Центр на праве безвозмездного пользования в здании Научно-исследовательского института экологии и охраны окружающей среды по адресу: город Ташкент, Чиланзарский район, проспект Бунёдкор, 7а;
Республиканское объединение, на праве безвозмездного пользования, по адресу: город Ташкент, Мирзо Улугбекский район, ул. Сайрам, 15.
9. Хокимияту города Ташкента в месячный срок обеспечить размещение Управления по экологии и охране окружающей среды г. Ташкента на праве оперативного управления.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в месячный срок обеспечить размещение районных (городских) инспекций по экологии и охране окружающей среды.
10. Внести изменения в постановление Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года № ПП-2915 «О мерах по обеспечению организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды» согласно приложению № 8.
а) в месячный срок утвердить уставы Республиканского объединения и Центра, а также обеспечить их государственную регистрацию в установленном порядке;
в месячный срок проект Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды;
совместно с Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в месячный срок предложения о порядке оплаты труда и материального стимулирования работников системы Госкомэкологии;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
в двухмесячный срок предложения по созданию системы добровольной экологической маркировки продукции, производимой в Республике Узбекистан;
в срок до 1 марта 2019 года проекты Национальной концепции охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, Стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами и Стратегии сохранения биоразнообразия на 2020 — 2045 годы.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 1 утратило силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2021 года № ПП-76 — Национальная база данных законодательства, 30.12.2021 г., № 07/21/76/1231)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 2 утратило силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2021 года № ПП-76 — Национальная база данных законодательства, 30.12.2021 г., № 07/21/76/1231)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 3 утратило силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2021 года № ПП-76 — Национальная база данных законодательства, 30.12.2021 г., № 07/21/76/1231)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 4 утратило силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2021 года № ПП-76 — Национальная база данных законодательства, 30.12.2021 г., № 07/21/76/1231)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 5 утратило силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2021 года № ПП-76 — Национальная база данных законодательства, 30.12.2021 г., № 07/21/76/1231)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 6 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2022 года № УП-189 — Национальная база данных законодательства, 11.08.2022 г., № 06/22/189/0734)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 7 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2022 года № УП-189 — Национальная база данных законодательства, 11.08.2022 г., № 06/22/189/0734)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 3 октября 2018 года № ПП-3956
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 3 октября 2018 года № ПП-3956