от 20.07.2011 г. № 06
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, от 20.07.2011 г. № 06
Дата вступления в силу
20.07.2011
См. предыдущую редакцию.
1. Обратить внимание судов, что гарантирование статьей 76 Конституции Республики Узбекистан того, что семья является основной ячейкой общества и находится под охраной общества и государства, брак основывается на традиционных семейных ценностях народа Узбекистана, свободном согласии и равноправии вступающих в брак, государство создает социальные, экономические, правовые и другие условия для полноценного развития семьи, возлагает на суды большую ответственность при рассмотрении дел, вытекающих из брачно-семейных отношений.
(абзац первый пункта 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 32)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 1 дополнен абзацем третим постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 32)
2. Разъяснить, что в соответствии со статьей 37 Семейного кодекса брак прекращается вследствие смерти или объявления судом одного из супругов умершим.
3. В силу статьи 42 СК при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния (далее по тексту — органы ЗАГСа), за исключением случаев, когда между супругами имеется спор о выплате содержания нуждающемуся нетрудоспособному супругу либо о разделе общего имущества.
4. Согласно статье 43 СК расторжение брака по заявлению одного из супругов производится в органах ЗАГСа, независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей, если другой супруг:
5. Разъяснить, что во всех случаях, предусмотренных частью второй статьи 42 и частью второй статьи 43 СК расторжение брака производится в судебном порядке.
Следует иметь в виду, что установленный в части первой статьи 43 СК порядок расторжения брака в органах ЗАГСа не распространяется на случаи расторжения брака с лицами, ограниченными в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или психотропными веществами. Расторжение брака по искам, предъявленным к указанным лицам, а также по искам этих лиц производится в судебном порядке.
См. предыдущую редакцию.
6. При принятии искового заявления о расторжении брака необходимо учитывать, что согласно статье 39 Семейного кодекса муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время ее беременности и в течение одного года после рождения ребенка, если даже он не записан отцом ребенка в книге записей о рождении. Это положение распространяется и на случаи, когда ребенок родился мертвым или умер, не дожив до возраста одного года.
См. предыдущую редакцию.
При отсутствии согласия жены на возбуждение дела о расторжении брака, судья отказывает в принятии искового заявления, а если оно было принято, суд оставляет заявление без рассмотрения на основании пункта 8 статьи 122 ГПК. Заявление подлежит оставлению без рассмотрения и в случае, когда в ходе судебного разбирательства дела о расторжении брака, возбужденного с согласия жены, она выразила несогласие с расторжением брака, а также когда о беременности ответчицы и отсутствии ее согласия на расторжение брака стало известно при рассмотрении дела в апелляционной или кассационной инстанции.
(абзац второй пункт 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 апреля 2021 года № 17)
Следует иметь в виду, что наличие обстоятельств, указанных в статье 39 Семейного кодекса, не препятствует возбуждению иска о расторжении брака со стороны жены.
(пункт 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 5)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
10. Исковое заявление о расторжении брака должно отвечать требованиям статей 189 и 190 ГПК. В нем, в частности, подлежат указанию дата и место регистрация брака, наличие от брака детей, их возраст, достигнуто ли супругами соглашение о содержании и воспитании несовершеннолетних детей, мотивы расторжения брака, другие требования, которые могут быть рассмотрены одновременно с иском о расторжении брака.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 5)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
12. В соответствии со статьей 44 СК при рассмотрении дела о расторжении брака супруги могут представить суду соглашение по вопросам:
См. предыдущую редакцию.
(абзац шестой пункта 12 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 5)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 5)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 14 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 14 исключен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
15. Разъяснить судам, что в силу требований части второй статьи 1 Семейного кодекса при рассмотрении дела о расторжении брака суд должен принимать меры к сохранению семьи. В этих целях при установлении в судебном заседании обстоятельств, свидетельствующих о возможности сохранения семьи (наличие детей, продолжительность брака, характер взаимоотношений в семье, временный разлад и др.), суд по просьбе обеих или одной из сторон, а также по собственной инициативе вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам в соответствии с частью второй статьи 40 Семейного кодекса срок для примирения в пределах шести месяцев. При этом следует иметь в виду, что с учетом требований статьи 218 Семейного кодекса предоставление срока для примирения менее трех месяцев является неэффективным. Отложение разбирательства дела в целях примирения супругов в пределах шестимесячного срока может быть неоднократным.
Разъяснить, что согласно части третьей статьи 40 Семейного кодекса в случае назначения супругам срока для примирения, суд не позднее трех дней должен письменно (соответствующим письмом, в котором должны быть указаны фамилия, имя, отчество сторон, их адреса и контактные номера) уведомить об этом примирительную комиссию схода граждан по месту совместного проживания супругов для принятия соответствующих мер по их примирению, если они не проживают совместно - примирительную комиссию схода граждан по месту жительства каждого из них.
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 5)
(пункт 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
Если раздел имущества затрагивает права третьих лиц (например, имущество является собственностью дехканского (фермерского) хозяйства, в составе которого кроме супругов и их несовершеннолетних детей имеются и другие члены), суду необходимо разъяснить сторонам их право на предъявление отдельного иска в общем порядке, поскольку законом (часть третья статьи 44 СК) в таких случаях разрешение требований о расторжении брака и разделе имущества в одном производстве не допускается. Это положение распространяется и на разрешение споров о праве на вклады в уставный фонд хозяйствующих товариществ и обществ (АО, ООО и т.п.) а также на пай в производственных и потребительских кооперативах. Вопросы раздела имущества таких хозяйств и обществ регулируются нормами гражданского законодательства.
Правило, предусмотренное частью третьей статьи 44 СК, не распространяется на случаи раздела вкладов, внесенных супругами в банки или иные кредитно-финансовые организации (независимо от того, на имя кого из супругов внесены денежные средства), поскольку при разделе таких вкладов права банков либо иных кредитно-финансовых организаций не затрагиваются.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 20 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 3)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 21 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 3)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 22 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 3)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 23 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 3)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 24 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 3)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 25 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 3)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 26 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 3)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 27 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 3)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 28 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 3)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 29 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
32. В соответствии со статьей 47 СК брак прекращается со дня регистрации расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния.
33. Разъяснить судам, что в соответствии с частью первой статьи 50 СК признание брака недействительным производится только в судебном порядке.
См. предыдущую редакцию.
При принятии искового заявления о признании брака недействительным судье необходимо выяснять, по какому основанию оспаривается действительность брака и относится ли истец к категории лиц, которые в силу статей 51 — 54 СК вправе возбуждать вопрос о признании брака недействительным именно по указанному в исковом заявлении основанию. Если заявитель не относится к таким лицам, судья отказывает ему в принятии искового заявления на основании пункта 1 части первой статьи 194 ГПК.
(абзац второй пункта 33 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
34. Перечень оснований для признания брака недействительным, содержащийся в статье 49 СК, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. К таким основаниям относятся:
Брак, в частности, может быть признан судом недействительным, как заключенный с нарушением условий, предусмотренных статьей 14 СК, если будет установлено, что на момент его заключения лицо не понимало значения своих действий и не могло ими руководить, поэтому не могло выразить своего действительного согласия на вступление в брак.
См. предыдущую редакцию.
35. Если иск о признании брака недействительным предъявлен после расторжения этого брака в судебном порядке, судья отказывает в принятии искового заявления как не подлежащее рассмотрению в суде (пункт 1 части первой статьи 194 ГПК). Такой иск может быть рассмотрен лишь в случае отмены решения суда о расторжении брака и аннулирования актовой записи о расторжении брака в установленном порядке.
(абзац первый пункта 35 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 37 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 апреля 2021 года № 17)
38. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 11 сентября 1998 года № 22 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».