Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 18 марта 2017 года № ПП-2847 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности финансовых органов».
Кабинет Министров постановляет:
2. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившими силу постановления Совета Министров Узбекской ССР от 3 сентября 1971 г. № 432 Об утверждении Положения о Министерстве финансов Узбекской ССР (СП УзССР, 1971 г., № 9, ст. 56) и от 6 сентября 1971 г. № 434 Об утверждении Положения о Государственном комитете Узбекской ССР по ценам (СП УзССР, 1971 г., № 9, ст. 57).
2. Министерство финансов как центральный финансово-экономический орган республики проводит в жизнь финансовую и ценовую политику Республики Узбекистан и осуществляет общее руководство организацией финансов и ценообразования на всей ее территории.
См. последующую редакцию.
Министерство финансов обеспечивает создание необходимой финансовой базы для осуществления задач и функций Республики Узбекистан, разработку и исполнение бюджета республики, повышение устойчивости его доходной части, составление и исполнение валютного плана, наиболее рациональное и экономное расходование денежных ресурсов.
3. Министерство финансов несет ответственность за исполнение республиканского бюджета как по доходам, так и по расходам, и за организацию работы по мобилизации финансовых ресурсов на общереспубликанские нужды.
4. Министерство финансов Республики Узбекистан, Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые управления и отделы областных и районных хокимиятов, государственные страховые органы, а также подведомственные им государственные предприятия, учреждения и организации составляют единую систему Министерства финансов Республики Узбекистан.
5. Министерство финансов координирует и направляет деятельность входящих в его систему предприятий, учреждений и организаций непосредственно или через создаваемые им органы.
6. В процессе управления органами, входящими в систему Министерства финансов, Министерство обеспечивает единство в осуществлении финансовой и ценовой политики Республики Узбекистан.
направляет деятельность органов, входящих в состав финансовой системы Республики Узбекистан, на проведение работ по формированию единой согласованной финансовой, налоговой, валютной и ценовой политики, обеспечение финансовой независимости Республики Узбекистан путем увеличения золотого запаса, оздоровление экономики республики, усиление роли экономических методов регулирования цен в условиях формирования рыночных отношений и социальной защиты населения;
См. последующую редакцию.
обеспечивает финансирование народного хозяйства и социально-культурной сферы, создает финансовую базу для комплексного производственного и социального развития регионов республики;
организует и осуществляет в пределах своей компетенции контроль за деятельностью органов, входящих в состав финансовой системы республики, совершенствует методы и формы их деятельности, координирует работу по повышению профессионального уровня работников этих органов;
утверждает и издает методические указания, инструкции, прейскуранты и другие документы по вопросам, входящим в компетенцию Министерства финансов Республики Узбекистан;
обеспечивает валютное финансирование народного хозяйства республики, дипломатических и иных государственных учреждений Республики Узбекистан за рубежом, взносов в международные объединения и организации.
7. Министерство финансов в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, иными решениями Верховного Совета Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, настоящим Положением и другими нормативными актами.
Министерство финансов обеспечивает укрепление правовых основ финансовой деятельности в республике, дает финансовое заключение по законопроектам и обобщает практику применения законодательства по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает предложения, направленные на совершенствование этого законодательства, и вносит их на рассмотрение Кабинета Министров, а также издает в пределах своей компетенции ведомственные нормативные акты.
В процессе своей деятельности Министерство финансов обеспечивает соблюдение финансовых интересов республики, прав предприятий, объединений, учреждений, организаций и граждан, а также правильность применения законодательства в системе Министерства.
активное воздействие финансовой системы, налоговой и ценовой политики на социально-экономическое развитие Республики Узбекистан, повышение эффективности производства, обеспечение роста национального дохода, доходов предприятий и организаций и других финансовых ресурсов, укрепление связи финансово-кредитных рычагов с другими элементами хозяйственного механизма;
См. последующую редакцию.
концентрация финансовых ресурсов республики на приоритетных направлениях развития общественного производства и научно-технического прогресса, ускорении социального развития, финансировании комплексных целевых народнохозяйственных программ, создание необходимых финансовых, валютных резервов;
совершенствование государственного управления финансами, страхованием, ценообразованием на основе экономических методов руководства, широкого использования долговременных норм и нормативов, сочетания централизованных начал с самоуправлением регионов, самостоятельностью предприятий, объединений, организаций в решении вопросов производственного и социального развития, в планировании и использовании финансовых ресурсов;
повышение антизатратной направленности финансового и ценового механизма, ориентация его на стимулирование рационального использования всех видов ресурсов, ликвидацию потерь, снижение издержек производства и обращения, увеличение прибыли (дохода);
совершенствование методов финансового, бюджетного, валютного и налогового планирования и финансирования;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
координация работ по организации и совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях, в министерствах, ведомствах, банках и государственных страховых организациях; координация деятельности местных финансовых органов в области внедрения новых форм хозяйствования;
участие в разработке законодательных и нормативных актов в области налогообложения, ценообразования, страхования, валютно-финансовой и внешнеэкономической деятельности;
осуществление научно-исследовательских работ в области финансов, налогов, ценообразования, страхования, валюты и внешнеэкономической деятельности.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов формирования финансовых ресурсов сводного финансового баланса республики, а также по формированию общереспубликанских целевых внебюджетных денежных фондов, подготавливает предложения о порядке их создания, использования и размерах, о квотах отчислений в эти фонды денежных средств регионами Республики Узбекистан;
совершенствует территориальное финансово-бюджетное, налоговое планирование на основе новых методов формирования республиканских и местных бюджетов; осуществляет методическое руководство в области финансово-бюджетного и налогового планирования, ценообразования, финансирования народного хозяйства и социально-культурной сферы, устанавливает общие правила составления, рассмотрения, утверждения, исполнения смет расходов, производимых из республиканских и местных бюджетов;
организует работу по составлению и исполнению бюджета в соответствии с действующим законодательством;
осуществляет контроль за исполнением республиканского бюджета министерствами, ведомствами и предприятиями республики, за соблюдением Центральным банком Республики Узбекистан и другими банками республики правил кассового исполнения бюджета, а также за финансированием банками капитальных вложений и других мероприятий, осуществляемых за счет ассигнований из бюджета, решает по согласованию с Центральным банком Республики Узбекистан вопросы, касающиеся исполнения республиканского бюджета;
составляет отчет об исполнении республиканского бюджета и валютного плана за истекший год и представляет его Кабинету Министров;
анализирует состояние экономики и финансов отраслей народного хозяйства и регионов, оказывает министерствам, ведомствам, а также местным органам управления методическую и практическую помощь в организации финансово-экономической работы на предприятиях, в объединениях и организациях, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма, по регулированию пропорций между фондом накопления и фондом потребления, по финансовым аспектам разгосударствления собственности;
рассматривает бухгалтерские отчеты и балансы министерств, ведомств, предприятий, УКСов, ОКСов Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского хокимиятов, предъявляет к ним требования по устранению недостатков, выявленных в их финансовой деятельности;
осуществляет координацию деятельности министерств, ведомств, ассоциаций, концернов, предприятий, организаций, местных органов управления по вопросам ценообразования; рассматривает и утверждает предельные цены и тарифы по закрепленной за Министерством финансов номенклатуре продукции, товаров, работ и услуг; осуществляет контроль в отраслях народного хозяйства республики за правильным установлением и применением цен и тарифов и принимает меры по повышению уровня государственного, ведомственного и общественного контроля за ценами;
См. последующую редакцию.
систематически проводит комплексный анализ уровня и динамики цен, состояния рынков и конкуренции на них, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию функционирования рынка, развитию конкуренции;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
организует работу по мобилизации средств от преобразования государственных предприятий и организаций в другие формы собственности и их использованию на цели, определяемые в установленном порядке;
разрабатывает и осуществляет совместно с Центральным банком Республики Узбекистан меры по укреплению денежного обращения, повышению покупательной способности рубля, докладывает Кабинету Министров о необходимых мерах по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, разрабатывает предложения по выпуску и размещению государственных внутренних займов республики, по проведению лотерей;
разрабатывает предложения по формированию рыночной инфраструктуры, усилению экономических методов управления народным хозяйством;
осуществляет контроль за формированием рынка ценных бумаг, эмиссией и движением ценных бумаг, координирует работу по формированию финансового рынка;
ведет единый реестр акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, регистрирует ценные бумаги предприятий;
определяет источники финансирования и финансирует мероприятия по социальной защите и поддержке населения;
разрабатывает предложения, направленные на улучшение организационной структуры органов государственного управления республики и удешевление их содержания;
разрабатывает меры по совершенствованию системы налогов и других доходов в республике, исходя из необходимости сбалансированности бюджета, укрепления государственных финансов, обеспечения оптимальных финансовых условий производственно-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций и предпринимательской деятельности граждан;
проводит переговоры по финансовому обеспечению соглашений, заключенных между Республикой Узбекистан и государствами — участниками СНГ, иностранными государствами;
участвует в формировании основных принципов валютно-финансовой политики республики, составляет и исполняет валютный план (платежный баланс) республики, разрабатывает предложения по увеличению валютных ресурсов, обеспечивает рациональное их распределение и контроль за эффективным и целевым использованием выделенных валютных средств;
осуществляет финансовое и налоговое регулирование инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Узбекистан, разрабатывает меры по созданию благоприятных финансовых условий для притока иностранного капитала в экономику республики;
участвует в подготовке документов, проводит экспертизу необходимости привлечения Правительством республики иностранных кредитов для финансирования программ социально-экономического развития республики, осуществляет учет и контроль за поступлением полученных Правительством республики иностранных кредитов; осуществляет контроль за своевременным погашением и обслуживанием внешнего долга Республики Узбекистан;
осуществляет финансирование и учет операций Республики Узбекистан, связанных с оказанием безвозмездной помощи иностранным государствам; уплатой членских взносов в международные объединения и организации; содержанием посольств, консульств, представительств и других дипломатических учреждений Республики Узбекистан в государствах — участниках СНГ и иностранных государствах;
осуществляет государственную регистрацию международных объединений и организаций, предприятий с иностранными инвестициями, а также их структурных подразделений;
См. последующую редакцию.
осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, объединений, организаций и принимает меры по его совершенствованию; устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета об исполнении бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений; совместно с Центральным банком Республики Узбекистан устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению бюджетов; устанавливает порядок проведения инвентаризации расчетных статей баланса, ценностей и оформления ее результатов, утверждает типовые планы счетов и типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и о порядке заполнения этих форм;
производит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций и учреждений, финансируемых из республиканского и местных бюджетов, комплексные ревизии работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета республики, в случаях необходимости производит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности в министерствах, ведомствах, объединениях, концернах, ассоциациях, на предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от форм собственности;
См. последующую редакцию.
пo результатам законченных ревизий и проверок дает необходимые указания по устранению выявленных недостатков;
обеспечивает своевременное и внимательное рассмотрение писем, предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, а также принимает меры к устранению сообщенных гражданами недостатков;
разрабатывает и представляет на утверждение в Кабинет Министров проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней планов сдачи в государственный фонд республики министерствами и ведомствами драгоценных металлов и драгоценных камней, в виде лома и отходов; проекты расчетных цен для предприятий, участвующих в формировании золотого запаса Республики Узбекистан, и проекты отпускных цен предприятиям, потребляющим драгоценные металлы.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
получать от министерств и ведомств республики, других органов управления, предприятий, объединений, учреждений, организаций материалы для составления прогноза бюджета, валютного плана республики и осуществления контроля за их исполнением, бухгалтерские отчеты и балансы, а также другие материалы и отчетные данные для финансово-бюджетного, валютного и налогового планирования и финансирования расходов из бюджета и валютного фонда; материалы по ценообразованию получать от кредитных учреждений в соответствии с законодательством о банках, их уставами сведения об операциях и счетах учреждений, предприятий и организаций;
См. последующую редакцию.
ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование из бюджета и валютных фондов предприятий, объединений, учреждений, организаций при наличии фактов незаконного расходования ими средств, а также при непредставлении ими отчетов об использовании ранее отпущенных средств и другой установленной отчетности, с уведомлением об этом руководителей соответствующих министерств и ведомств, предприятий, организаций, учреждений и в пределах компетенции Министерства применять другие санкции, установленные действующим законодательством;
создавать в республиканском бюджете резерв для решения отдельных вопросов развития отраслей народного хозяйства и социальной сферы, возникающих в ходе исполнения бюджета;
См. последующую редакцию.
выдавать, в случае необходимости, ссуды из республиканского бюджета на покрытие временных кассовых разрывов по бюджетам регионов республики, с погашением этих ссуд в пределах текущего года;
устанавливать для предприятий, объединений, учреждений и организаций порядок получения и использования драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с действующим законодательством;
проводить ревизии и проверки на всех без исключения предприятиях, в объединениях, учреждениях и организациях, добывающих, извлекающих, перерабатывающих и использующих драгоценные металлы и драгоценные камни во всех видах для любых целей (включая экспорт), а также осуществлять контроль за использованием этих металлов и камней лицами, занимающимися этим в соответствии с действующим законодательством;
См. последующую редакцию.
требовать при ревизиях и проверках предъявления наличных денежных сумм, ценных бумаг, регистров бухгалтерского учета, отчетов, смет, планов; при обнаружении подделок, подлогов, других злоупотреблений изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или копии документа, реестр изъятых документов; получать от других учреждений, предприятий и организаций необходимые сведения и копии документов, связанные с операциями проверяемых объектов, давать их руководителям обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений финансовой дисциплины;
вносить предложения о необходимых исправлениях в отчетах и балансах министерств и ведомств, предприятий, объединений, учреждений, организаций, а также проверять, какие меры приняты для осуществления этих предложений;
вносить изменения в разрезе областей по доходам и источникам доходов, связанных с изменением объемов реализации продукции и ставок налогообложения;
См. последующую редакцию.
поручать министерствам, ведомствам, ассоциациям, концернам, предприятиям, организациям Республики Узбекистан разработку проектов прейскурантов цен, тарифов, наценок и скидок, методических указаний и нормативов;
рассматривать разногласия, возникающие между министерствами, ведомствами, ассоциациями, концернами, предприятиями и организациями республики по вопросам ценообразования и принимать по ним решения;
См. последующую редакцию.
производить на предприятиях, в организациях, ассоциациях, концернах республики независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности проверки правильности установления и применения цен и тарифов;
См. последующую редакцию.
отменять экономически необоснованные цены и тарифы, а также цены тарифы, утвержденные Министерством финансов Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским хокимиятами, министерствами, ведомствами, ассоциациями, концернами, предприятиями и организациями республики с нарушением требований действующего законодательства;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
образовать фонд социального развития и материального поощрения работников финансовой системы Республики Узбекистан за счет 15 процентов поступлений в рублях и валюте в доход бюджета от взыскания по результатам ревизий и проверок сумм растрат, хищений, недостач, незаконных расходов, сумм выявленных дополнительных доходов (в том числе за счет нарушения дисциплины цен).
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
11. Министерство финансов возглавляет Министр, назначаемый в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан Президентом Республики Узбекистан и утверждаемый Верховным Советом Республики Узбекистан.
Министр финансов имеет заместителей, назначаемых Кабинетом Министров. Распределение обязанностей между заместителями Министра производится Министром финансов Республики Узбекистан.
12. Министр финансов несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и обязанностей, устанавливает степень ответственности заместителей Министра, начальников самостоятельных структурных подразделений Министерства за руководство отдельными областями деятельности Министерства и за работу учреждений, предприятий и организаций системы Министерства.
13. Министерство финансов в пределах своей компетенции издает на основании и во исполнение действующих законодательных актов, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров приказы, инструкции, правила, положения и дает другие указания по вопросам, входящим в его компетенцию, являющиеся обязательными для исполнения на территории Республики Узбекистан всеми министерствами и ведомствами, а также предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности, и гражданами.
Министерство финансов в необходимых случаях издает с другими министерствами и ведомствами республики совместные нормативные акты.
14. В Министерстве финансов образуется коллегия в составе Министра (председатель) и заместителей Министра по должности, а также других руководящих работников Министерства.
15. Коллегия Министерства финансов на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает основные вопросы организации работы по совершенствованию финансового механизма, составлению проекта и исполнению республиканского бюджета и другие вопросы деятельности Министерства, обсуждает вопросы практического руководства учреждениями, предприятиями и организациями системы Министерства, проекты важнейших приказов, правил, инструкций и других нормативных актов.
Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Кабинету Министров, а члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в Кабинет Министров.
16. Для рассмотрения предложений о совершенствовании методики финансово-бюджетного планирования и финансирования народного хозяйства республики, методологии бухгалтерского учета и отчетности, контрольно-ревизионной работы, вопросов ценообразования могут создаваться методические (методологические) и другие советы по соответствующим вопросам из высококвалифицированных специалистов, работников научных учреждений, представителей других организаций.
См. последующую редакцию.
17. Министерство финансов принимает меры по обеспечению повышения теоретического уровня, качества и практической значимости научных исследований в области финансов, цен, кредита, денежного обращения, всей совокупности товарно-денежных отношений, укрепляет взаимодействие с научно-исследовательскими институтами экономического профиля для выработки конкретных предложений, направленных на более эффективное использование в практике управления народным хозяйством всего комплекса экономических рычагов и стимулов.
18. Структура, численность, размер фонда оплаты труда работников центрального аппарата Министерства финансов утверждаются Кабинетом Министров.
Штатное расписание центрального аппарата Министерства финансов, а также положения о его самостоятельных структурных подразделениях утверждаются Министром финансов.
19. Министерство финансов является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.