к приказу министра юстиции Республики Узбекистан от 9 апреля 2012 года № 83-мх
к Методическим указаниям о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан
ОБРАЗЕЦ | ||||
«УТВЕРЖДАЮ» (должность руководителя разработчика) (подпись) (Ф.И.О. руководителя разработчика) «____» ____________ 20__ г. | ||||
ПЛАН-ГРАФИК разработки проекта Закона «О _______________________________» | ||||
№ | Мероприятия | Срок исполнения | Ответственные исполнители | |
1. | Направление письма министерствам, ведомствам и другим организациям о представлении кандидатур для включения в рабочую группу по разработке проекта закона (при необходимости). | ___ ________ 20__ г. | Руководство разработчика | |
2. | Принятие приказа первого руководителя разработчика о создании рабочей группы (статья 19 Закона «О нормативно-правовых актах»). | ___ ________ 20__ г. | Руководитель разработчика | |
3. | Направление письма министерствам, ведомствам и другим организациям о проведении первого заседания рабочей группы (при необходимости). Проведение первого заседания рабочей группы (организация и планирование работы, распределение задач и др.). | ___ ________ 20__ г. | Руководство разработчика | |
4. | Изучение состояния законодательства, практики его применения по предмету регулирования проекта закона. Выявление пробелов и противоречий, негативно влияющих на правовое регулирование определенной области общественных отношений, а также общественной потребности в правовом регулировании, причин и условий, влияющих на эффективность законодательства. Изучение общепризнанных принципов и норм международного права, а также опыта правового регулирования в других государствах (статья 20 Закона «О нормативно-правовых актах»). | ___ ________ 20__ г. | Ф.И.О. | |
5. | На основе подготовленных материалов разработка концепции проекта закона и её одобрение руководителем разработчика (пункты 15 — 17 настоящих Методических указаний). | ___ ________ 20__ г. | Ф.И.О. | |
6. | Разработка: а) проекта закона; б) иных необходимых материалов к проекту закона: пояснительная записка; сравнительная таблица с указанием в последовательном порядке соответствующих положений международных документов и законодательства зарубежных стран, обоснованных предложений о приемлемости применения соответствующего международного опыта в условиях Республики Узбекистан; сопоставительная таблица — для проекта закона, предусматривающего внесение изменений и дополнений в законодательные акты или их части, либо признание их или их частей утратившими силу; финансово-экономическое обоснование — для проектов законов, требующих материальных затрат (Методика проведения сравнительного анализа положений международных документов и законодательства зарубежных стран при подготовке проекта закона, утвержденная Совместным постановлением Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 15 сентября 2015 года № 220-III/ПК-41-III), пункт 8 настоящих Методических указаний). | ___ ________ 20__ г. | Ф.И.О. | |
7. | Проведение экономической, финансовой, научной и иных видов экспертиз проекта закона (статья 21 Закона «О нормативно-правовых актах»). Проведение правовой экспертизы проекта закона (статья 22 Закона «О нормативно-правовых актах»). | ___ ________ 20__ г. | Ф.И.О. Юридическая служба разработчика | |
8. | Направление проекта закона и материалов к нему заинтересованным министерствам, ведомствам и другим организациям для предварительного согласования (В соответствии со статьей 22 Закона «О нормативно-правовых актах» Министерство юстиции Республики Узбекистан осуществляет правовую экспертизу проектов законов после проведения иных видов экспертиз). | ___ ________ 20__ г. | Руководство разработчика | |
9. | Проведение общественного и профессионального (семинары, «круглые столы») обсуждения проекта закона (статья 20 Закона «О нормативно-правовых актах»). | ___ ________ 20__ г. | Ф.И.О. | |
10. | Размещение проекта закона и материалов к нему на: официальном веб-сайте разработчика. При этом создание всех необходимых условий для ознакомления с текстом проекта закона и материалов к нему, установление механизмов обратной связи; Едином портале интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан,если разрабатываемый проект закона воздействует на осуществление предпринимательской деятельности. | ___ ________ 20__ г. | Ф.И.О. | |
11. | Постатейное рассмотрение и обсуждение проекта закона с участием ответственных работников заинтересованных министерств, ведомств и других организаций, при необходимости с участием ответственного работника соответствующего информационно-аналитического департамента Кабинета Министров до его направления на окончательное согласование (визирование) (Протокол расширенного селекторного совещания по законотворческой деятельности и организации исполнения законов органами государственного и хозяйственного управления, органами исполнительной власти на местах | ___ ________ 20__ г. | Рабочая группа, заинтересованные министерства, ведомства и другие организации, информационно-аналитические департаменты Кабинета Министров | |
12. | Направление проекта закона и материалов к нему заинтересованным министерствам, ведомствам и другим организациям для согласования (визирования) (пункты 88 — 102 настоящих Методических указаний. В соответствии со статьей 22 Закона «О нормативно-правовых актах» Министерство юстиции Республики Узбекистан осуществляет правовую экспертизу проектов нормативно-правовых актов после проведения иных видов экспертиз). | ___ ________ 20__ г. | Руководство разработчика | |
13. | В случае необходимости, совершенствование проекта закона, подготовка таблицы разногласий по замечаниям министерств, ведомств и других организаций по проекту закона (пункты 99 и 100 настоящих Методических указаний). | ___ ________ 20__ г. | Ф.И.О. | |
14. | Направление проекта закона и материалов к нему в Министерство юстиции Республики Узбекистан для проведения правовой экспертизы (статья 22 Закона «О нормативно-правовых актах»). | ___ ________ 20__ г. | Руководство разработчика | |
15. | В случае необходимости, совершенствование проекта закона, подготовка (доработка) таблицы разногласий по замечаниям Министерства юстиции Республики Узбекистан по проекту закона (пункты 99 и 100 настоящих Методических указаний). | ___ ________ 20__ г. | Ф.И.О. | |
16. | Внесение проекта закона и материалов к нему в Кабинет Министров Республики Узбекистан (статья 23 Закона «О нормативно-правовых актах», раздел III Регламента Кабинета Министров Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 14 февраля 2005 года № 62). | ___ ________ 20__ г. | Руководитель разработчика |
к Методическим указаниям о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан
к Методическим указаниям о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан
к проекту постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан» | ||
Действующая редакция | Предлагаемая редакция | Обоснование |
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 января 1999 г. № 12 «О мерах по укреплению исполнительной дисциплины» | ||
3. В целях обеспечения координации деятельности Секретариата Премьер-министра, информационно-аналитических департаментов и других структурных подразделений, повышения эффективности их работы и укреплению исполнительской дисциплины ввести в структуру аппарата Кабинета Министров должность Руководителя аппарата. Установить, Определить, что Секретариат Премьер-министра, информационно-аналитические департаменты подчинены: по вопросам, входящим в их компетенцию, — соответственно Премьер-министру и его заместителям; Возложить на Руководителя аппарата Кабинета Министров вопросы: координации работы Секретариата Премьер-министра, информационно-аналитических департаментов и функциональных отделов аппарата; подготовки и представления в Секретариат Президента Республики Узбекистан и Премьер-министру на подпись проектов распоряжений и постановлений Кабинета Министров; укрепления исполнительской дисциплины по выполнению указов, распоряжений и поручений Президента Республики Узбекистан, правительственных решений в Комплексах Кабинета Министров и структурных подразделениях аппарата; подбора совместно с заместителями Премьер-министра кадров главных и ведущих специалистов в соответствующие структурные подразделения аппарата; повышения уровня деловой и профессиональной квалификации работников аппарата, проведения их систематической аттестации. | Признается утратившим силу | В соответствии с пунктом 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 2008 г. № ПП-834 «О частичном изменении исполнительной структуры Кабинета Министров Республики Узбекистан» введена должность Управляющего исполнительного аппарата Кабинета Министров, вместо упраздняемой должности Руководителя Аппарата Кабинета Министров. Пунктом 2 данного постановления Президента Республики Узбекистан определены полномочия Управляющего исполнительного аппарата. |
Положение о порядке изъятия, реализации или уничтожения имущества, подлежащего обращению в доход государства, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 июля 2009 г. № 200 | ||
4. Об изъятии имущества должностное лицо уполномоченного органа составляет протокол, а) время и место составления; б) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; в) сведения о личности (фамилия, имя и отчество, адрес, паспортные данные и т. п.) владельца имущества и лица, у которого оно изъято, за исключением случаев, когда установить их не представляется возможным; г) сведения о лицах, присутствовавших д) место, время совершения и сущность правонарушения; е) нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; ж) объяснение правонарушителя; з) название и количество каждого изымаемого предмета, его отличительные признаки (вес, метраж и т. п.); и) об обеспечении сохранности изымаемого имущества, в том числе путем опечатывания как самих предметов, так и мест их временного хранения, если это производилось.
| 4. Об изъятии имущества должностное лицо уполномоченного органа составляет протокол, а) время и место составления; б) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; в) сведения о личности (фамилия, имя и отчество, адрес, паспортные данные и т. п.) владельца имущества и лица, у которого оно изъято, за исключением случаев, когда установить их не представляется возможным; г) сведения о лицах, присутствовавших д) место, время совершения и сущность правонарушения; е) нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; ж) объяснение правонарушителя; з) название и количество каждого изымаемого предмета, его отличительные признаки (вес, метраж и т. п.). При изъятии ценных бумаг указывается общее количество изъятых ценных бумаг, их вид и сведения об эмитенте ценных бумаг; и) об обеспечении сохранности изымаемого имущества, в том числе путем опечатывания, как самих предметов, так и мест их временного хранения, если это производилось. Должностное лицо уполномоченного органа несет ответственность за правильность составления протокола об изъятии имущества, | Дополнение вносится в целях правильности составления протокола при изъятии ценных бумаг и невозможности в дальнейшем оспаривания их количества, видов и сведений об эмитенте. Дополнение вносится в целях усиления ответственности должностных лиц уполномоченных органов, осуществивших изъятие имущества, за правильное и полное оформление протокола об изъятии имущества для дальнейшей их реализации. Следует отметить, что нередко в протоколах об изъятии не указываются все необходимые сведения, в том числе качественные характеристики изъятого имущества, что создает условия для подмены либо иным образом изменения имущества и порчи. |
6. В целях проведения экспертизы на предмет пригодности изъятого имущества к потреблению, использованию и переработке, а также его оценки должностное лицо в течение трех суток,
| 6. В целях проведения экспертизы на предмет пригодности изъятого имущества к потреблению, использованию и переработке, а также его оценки должностное лицо в течение трех суток, По изъятой продукции, подлежащей обязательной сертификации (за исключением спирта этилового (пищевого), алкогольной продукции, пива, табачных изделий, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, биологически активных добавок Срок оформления и выдачи сертификата соответствия определяется законодательством. | Согласно статье 12 Закона «О сертификации продукции и услуг», запрещается реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации, если она не проходила сертификацию в связи с ее несоответствием требованиям по сертификации. Если продукция, подлежащая обязательной сертификации, не соответствует требованиям безопасности, она не может быть реализована При этом срок, в течение которого проводится сертификация изъятой продукции, будет определяться законодательством. |
24. Предметы религиозного культа (кроме имеющих историческую, художественную, научную ценность, а также содержащие драгоценные металлы и камни) передаются религиозным организациям безвозмездно по акту. | 24. Предметы религиозного культа (кроме имеющих историческую, художественную, научную и иную культурную ценность, а также содержащие драгоценные металлы и камни) безвозмездно передаются Комитету по делам религий | Изменение вносится в целях направления указанных предметов в Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан для последующей передачи религиозным организациям. |
60. Оценка стоимости (сумма) имущества определяется в соответствии с законодательством. При этом, если от стоимости реализованного имущества произведены отчисления на специальные счета государственных органов, то соответствующая сумма стоимости возмещается за счет этих органов. | 60. Оценка стоимости (сумма) имущества определяется в соответствии с законодательством.
| Норма о том, что возмещение осуществляется пропорционально, предусмотрена в пункте 59. |
Положение о колледжах олимпийского резерва, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июля 2010 г. № 163 | ||
7. Виды спорта, по которым ведется подготовка спортивного резерва, и контингент учащихся КОР утверждаются Министерством по делам культуры и спорта Республики Узбекистан по представлениям КОР. Общий контингент КОР формируется в количестве 600 учащихся — по 300 учащихся в общем и среднем специальном, профессиональном образовательных звеньях.
| 7. Виды спорта, по которым ведется подготовка спортивного резерва, и контингент учащихся КОР утверждаются Министерством по делам культуры и спорта Республики Узбекистан по представлениям КОР. Общий контингент КОР формируется в количестве 600 учащихся — по 300 учащихся в общем и среднем специальном, профессиональном образовательных звеньях. Общий контингент Республиканского колледжа олимпийского резерва при Министерстве по делам культуры и спорта Республики Узбекистан в г. Ташкенте формируется в количестве 750 учащихся — 330 учащихся в общем среднем и 420 учащихся в среднем специальном, профессиональном образовательных учреждениях. | Дополняется в целях уточнения, что общий контингент Республиканского колледжа олимпийского резерва при Министерстве по делам культуры и спорта в г. Ташкенте формируется в определенном количестве. |
(должность руководителя разработчика) |
|
|
к Методическим указаниям о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан
ОБРАЗЕЦ | |||
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА* | |||
Международные документы и законодательство зарубежных стран | Действующая редакция | Предлагаемая редакция | Обоснование |
Регламент Федеральных Министерств Федеративной Республики Германия
… |
Дополняется |
|
В связи с этим, представляется приемлемым включить законодательный опыт Германии |
Закон Китайской Народной Республики «О законодательстве Китайской Народной Республики»
|
|
Обшественное обсуждение проектов нормативно-правовых актов проводится с участием представителей заинтересованных государственных органов, органов самоуправления граждан и иных организаций, ученых и специалистов. Профессиональное обсуждение проектов нормативно-правовых актов проводится с участием специалистов соответствующих отраслей. ….. |
В связи с этим, видится целесообразным развить данный опыт Китайской Народной Республики с раскрытием в проекте закона общественного и профессионального обсуждения проектов нормативно-правовых актов. При этом форму обсуждения целесообразно не указывать в проекте закона ввиду ее многогранности. |
* При подготовке проектов нормативно-правовых актов, которыми вносятся изменения и дополнения, а также при признании их (их частей) утратившими силу. | |||
(должность руководителя разработчика) |
|
|
к Методическим указаниям о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан
ОБРАЗЕЦ | ||
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА* по изучению международных документов и законодательства зарубежных стран по проекту Закона «Об электронном правительстве» | ||
Международные документы и законодательство зарубежных стран | Предлагаемая редакция | Обоснование |
Закон Республики Корея «Об электронном правительстве»
|
….. разрабатывают ведомственные планы (программы) развития информационных систем, информационных ресурсов и сетей во взаимоувязке с государственными и иными программами в области электронного правительства; ….. | Процесс предоставления государственными органами государственных услуг является регулярным и требует проведения постоянного мониторинга с целью совершенствования их качества и эффективности в целом. Государственным органам необходимо постоянно учитывать тенденции развития информационно-коммуникационных технологий, проведение глубокого анализа, а также совершенствование электронного правительства в сфере своей деятельности. Одной из мер является принятие государственными органами ведомственных планов по развитию электронного правительства в сфере оказываемых услуг. В связи с этим, полагается возможным ссылаться на опыт Кореи в данном вопросе в целях закрепления его в проекте закона. |
Закон Российской Федерации «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
1) представление в установленном порядке информации заявителям и обеспечении доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; ….. 5) получение заявителем результата представления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом; ….. |
Интерактивные государственные услуги должны: обеспечивать безопасный доступ заявителей к услугам, предусматривающим обработку персональных данных; ..... обеспечивать возможность направления запроса и получения результата электронной государственной услуги; ….. | В соответствии с Законом Республики Узбекистан Обеспечение информационной безопасности является одним из принципов электронного правительства. Рассматривая данный вопрос через принцип обеспечения информационной безопасности, следует указать, что интерактивные государственные услуги должны обеспечивать безопасный доступ заявителей к услугам. Так, согласно Закону Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц», физические и юридические лица имеют право обращаться в государственные органы. Ответ на обращение подписывает руководитель или иное уполномоченное должностное лицо государственного органа. В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» пользователь информации имеет право получать и распространять достоверную информацию о деятельности органов государственной власти и управления, а также непосредственно либо через своих представителей обращаться с запросом на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления. В связи с этим, полагается возможным ссылаться на опыт Российской Федерации в данном вопросе в целях закрепления его в проекте закона. |
* При подготовке целостных (новых) проектов нормативно-правовых актов. | ||
(должность руководителя разработчика) |
|
|
к Методическим указаниям о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан
ОБРАЗЕЦ | ||
ТАБЛИЦА РАЗНОГЛАСИЙ «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан» | ||
Предлагаемая редакция | Замечания и предложения | Результаты рассмотрения |
Типовое положение о порядке проведения судебной экспертизы государственным судебно-экспертным учреждением или иным предприятием, учреждением, организацией, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 января 2011 года № 5 | ||
Генеральная прокуратура Республики Узбекистан | ||
33. В заключении эксперта могут быть указаны обстоятельства, причины правонарушения | В связи с тем, что в соответствии с частью второй статьи 23 Закона «О судебной экспертизе» обстоятельства, имеющие значение для дела | Принято. Пункт 33 изложен в следующей редакции: |
Министерство внутренних дел Республики Узбекистан | ||
33. В заключении эксперта могут быть указаны обстоятельства, причины правонарушения и условия, которые могли способствовать его совершению, а также организационно-технические рекомендации по их устранению. | Пункт 33 Типового положения предлагается изложить в следующей редакции: 33. К заключению эксперта может быть приложена отдельная справка эксперта, в которой могут быть указаны обстоятельства, причины правонарушения и условия, которые могли способствовать его совершению, а также организационно-технические рекомендации по их устранению, без отражения в заключении эксперта». | Не принято. Статьей 23 Закона «О судебной экспертизе» предусмотрен порядок составления заключения эксперта (заключение). Частью третьей указанной статьи установлено, что в заключении могут быть указаны причины правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, а также организационно-технические рекомендации по их устранению. Аналогичная норма также предусмотрена в части третьей статьи 184 Уголовно-процессуального кодекса, статье 2991 Кодекса об административной ответственности. Также, следует отметить, что отдельная справка эксперта не является процессуальным документом, что, в свою очередь, не может служить доказательством по делу. |
Положение о порядке проведения аттестации в качестве государственного судебного эксперта, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 декабря 2010 года № 300 | ||
Министерство внутренних дел Республики Узбекистан | ||
18. (Абзац первый) В ходе заседания Комиссия изучает представленные на ее рассмотрение материалы, предлагает аттестуемому ответить на вопросы по нормативно-правовым актам, регулирующим судебно-экспертную деятельность, теоретическим основам судебной экспертизы, конкретной экспертной специальности, после чего дает оценку уровню его специальных знаний. | Пункт 18 после слова «теоретическим» дополнить словом «практическим». | Принято частично. Слова «теоретическим основам» заменены словами «теоретическим основам и практическим вопросам», поскольку не существуют практических основ судебной экспертизы. |
|
|
|