В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
железнодорожный транспорт (железная дорога) — один из видов транспорта общего пользования, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями, учреждениями и организациями производственного и социального назначения, обеспечивающий во взаимодействии с железными дорогами других государств и другими видами транспорта потребности в перевозках;
предприятие железнодорожного транспорта — структурное подразделение основной деятельности железной дороги, непосредственно обеспечивающее перевозочный процесс;
учреждение железнодорожного транспорта — структурное подразделение железной дороги, занятое в сфере подготовки кадров, социально-бытового и культурного обслуживания работников железнодорожного транспорта;
организация железнодорожного транспорта — структурное подразделение железной дороги, осуществляющее подсобно-вспомогательную деятельность и не принимающее непосредственного участия в перевозочном процессе;
Устав железной дороги — нормативный акт, определяющий, в соответствии с законодательством, права, обязанности и ответственность железной дороги, юридических и физических лиц (в том числе экспедиторских и иных организаций, действующих от их имени), пользующихся услугами железнодорожного транспорта;
рынок транспортных услуг — сфера осуществления перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, подсобно-вспомогательных и других видов работ (услуг), связанных с перевозками на железнодорожном транспорте;
перевозочный процесс — совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых предприятиями железнодорожного транспорта при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа;
железнодорожные пути общего пользования — железнодорожные линии, вдоль которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа и обслуживанию пассажиров, производству маневровой работы;
груз — объект железнодорожной перевозки, принятый предприятием железнодорожного транспорта в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет ответственность;
багаж — вещи, товары и иные материальные ценности, переносимые пассажиром и находящиеся с ним в пути следования в пассажирском вагоне;
грузобагаж — объект железнодорожной перевозки, перевозимый в пассажирских и почтово-багажных поездах;
грузоотправитель (отправитель) — юридическое или физическое лицо, выступающее от своего имени либо от имени собственника груза или грузобагажа и указанное в перевозочных документах;
грузополучатель (получатель) — юридическое или физическое лицо, управомоченное на получение груза или грузобагажа;
опасные грузы — вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов могут в процессе транспортировки, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара или повреждения перевозимых грузов, технических средств, устройств, зданий и сооружений, других объектов, а также причинения вреда жизни или здоровью людей, гибели животных, вреда окружающей природной среде;
полоса отвода — земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми зданиями, устройствами железнодорожной связи и электроснабжения, железнодорожными станциями, другими зданиями, сооружениями и путевыми устройствами, а также защитными лесонасаждениями;
охранные зоны — земельные участки, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации железнодорожных путей, линий электроснабжения и связи, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, а также земли с подвижной почвой, прилегающие к землям железнодорожного транспорта.
Законодательство о железнодорожном транспорте состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Отношения между предприятиями железнодорожного транспорта и грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими юридическими и физическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта определяются также Уставом железной дороги, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Порядок организации перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте определяется правилами перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, а также другими нормативными актами, утверждаемыми органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Комментарий LexUz
См. Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом Республики Узбекистан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 апреля 2012 г. № 109.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о железнодорожном транспорте, то применяются правила международного договора.
Предприятия железнодорожного транспорта, железнодорожные пути общего пользования и другое имущество железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающие бесперебойный перевозочный процесс, безопасность движения и проведение аварийно-восстановительных работ, находятся исключительно в государственной собственности.
Имущество железнодорожного транспорта, непосредственно не участвующее в перевозочном процессе, может быть приватизировано в установленном законодательством порядке.
Комментарий LexUz
Создание, реорганизация и ликвидация предприятий железнодорожного транспорта, связанных с обеспечением перевозочного процесса, осуществляются органом государственного управления железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
См. ст.ст. 42 — 57 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Имущество предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта составляют основные и оборотные средства, а также иные материальные ценности, стоимость которых отражается в их самостоятельном балансе.
Право пользования, владения и распоряжения имуществом предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством.
Продажа принадлежащего предприятиям железнодорожного транспорта на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества осуществляется органом государственного управления железнодорожным транспортом в порядке, установленном законодательством. Передача этого имущества в аренду или владение иным способом без изменения права государственной собственности на это имущество осуществляются предприятиями железнодорожного транспорта по согласованию с органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Комментарий LexUz
Продажа, обмен, сдача в аренду, предоставление во временное пользование, списание с баланса подвижного состава и контейнеров, находящихся в государственной собственности, производимые без изменения права собственности на это имущество, осуществляются органом государственного управления железнодорожным транспортом или по его поручению соответствующими предприятиями железнодорожного транспорта в порядке, установленном законодательством.
Продажа подвижного состава и контейнеров юридическим и физическим лицам, а также использование предприятиями железнодорожного транспорта полученных от продажи этого имущества средств на приобретение подвижного состава, контейнеров и развитие производственных мощностей осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
К землям железнодорожного транспорта относятся земли, предоставленные государством в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного транспорта для осуществления возложенных на них задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, усовершенствованию и развитию сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Земли для обеспечения деятельности железнодорожного транспорта предоставляются в порядке, определяемом законодательством.
Комментарий LexUz
См. ст.ст. 69-70 Земельного кодекса Республики Узбекистан.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется органом государственного управления железнодорожным транспортом в соответствии с законодательством.
В целях обеспечения безопасности населения, а также нормальной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, расположенных на землях, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим опасным воздействиям, устанавливаются охранные зоны.
Порядок установления охранных зон, их размеры, режим использования земель, отведенных для этих целей, устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
внутренние сообщения — перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа в пределах Республики Узбекистан;
международные сообщения — перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа между Республикой Узбекистан и другими государствами;
прямые смешанные сообщения — перевозки грузов по единому транспортному документу различными видами транспорта. Прямые смешанные сообщения могут быть как внутренними, так и международными.
К специальным перевозкам относятся перевозки, обеспечивающие транспортировку специальных видов грузов для удовлетворения особо важных государственных, в том числе оборонных, нужд.
К ведомственным железнодорожным подъездным путям относятся железнодорожные пути, находящиеся в собственности хозяйствующих субъектов и соединяющиеся с железнодорожными путями общего пользования.
Условия функционирования ведомственных железнодорожных подъездных путей определяются законодательством. Отношения между собственниками ведомственных железнодорожных подъездных путей и предприятиями железнодорожного транспорта определяются договором.
Комментарий LexUz
См. главу VI («Железнодорожные подъездные пути») Устава железной дороги Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 октября 2008 года № 232.
Управление железнодорожным транспортом осуществляется централизованно и относится к компетенции органа государственного управления железнодорожным транспортом.
осуществляет единую государственную политику в области организации и выполнения железнодорожных перевозок;
принимает нормативные акты по вопросам деятельности железнодорожного транспорта и условиям перевозок;
осуществляет контроль за развитием и эксплуатацией железнодорожного транспорта, включая ведомственные железнодорожные подъездные пути;
Комментарий LexUz
См.: соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Туркменистана «О взаимоотношениях в области международного железнодорожного сообщения».
Комментарий LexUz
См. «Положение об Инспекции по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок при Министерстве транспорта Республики», утвержденное постановлением Кабинета Министров от 19 апреля 2019 года № 337.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта, связанную с перевозочным процессом.
Решения органа государственного управления железнодорожным транспортом, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для всех юридических и физических лиц, а также органов государственной власти на местах.
Предприятия железнодорожного транспорта обязаны осуществить перевозку груза по назначению в установленные сроки, если отправитель соблюдает требования, предъявляемые к перевозке грузов, и перевозке не препятствуют обстоятельства, которые не могут быть предотвращены или устранены железной дорогой.
Грузоотправители и предприятия железнодорожного транспорта при осуществлении систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок и транспортной экспедиции.
Перевозка грузов на железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с заявками грузоотправителей. Формы заявок на перевозки грузов, порядок их подачи, исполнения и учета, а также перечень перевозимых железнодорожным транспортом грузов устанавливаются органом государственного управления железнодорожным транспортом. Грузы должны быть подготовлены отправителем к перевозке, которая бы обеспечивала безопасность движения и сохранность грузов.
Предприятия железнодорожного транспорта обязаны обеспечить своевременность перевозок пассажиров и доставки багажа, грузобагажа, безопасность, необходимые удобства и условия обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах, сохранность багажа и грузобагажа.
Пассажиры должны быть обеспечены своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда, перевозки багажа, грузобагажа, о времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположенных в вокзальных помещениях, об оказываемых пассажирам услугах, а также другой необходимой информацией о работе предприятий и организаций железнодорожного транспорта.
Порядок продажи проездных билетов на железнодорожном транспорте определяется Уставом железной дороги и Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа.
Проездные билеты на железнодорожном транспорте продаются пассажирам за полную стоимость, за исключением граждан, для которых законодательством установлен льготный проезд. Компенсация льготного проезда осуществляется в порядке, определяемом законодательством.
Пассажир имеет право в поезде провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до пяти лет без предоставления отдельного места. При следовании с пассажиром более одного ребенка в возрасте до пяти лет один из них перевозится бесплатно, а остальные — с 50-процентной скидкой от полной стоимости билета с предоставлением отдельного места. Детям в возрасте от пяти до десяти лет также предоставляется 50-процентная скидка от полной стоимости билета с предоставлением отдельного места. Реализация указанных льгот по перевозке детей осуществляется за счет средств предприятий железнодорожного транспорта.
См. предыдущую редакцию.
В целях охраны жизни и здоровья пассажиров и работников железнодорожного транспорта, обеспечения безопасности железнодорожных перевозок уполномоченные органы при входе на вокзал в установленном порядке производят досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров и других лиц. При отказе от досмотра вход на вокзал запрещается, а пассажиры к перевозке не допускаются. Перечень уполномоченных органов, имеющих право производить досмотр, и порядок производства досмотра, а также правила нахождения на вокзалах пассажиров и других лиц устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
(часть шестая статьи 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 8 сентября 2011 г., № ЗРУ-293 — СЗ РУ, 2011 г., № 36, ст. 364)
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом Республики Узбекистан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 апреля 2012 г. № 109.
Тарифы на перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте устанавливаются с учетом интересов грузоотправителей и пассажиров органом государственного управления железнодорожным транспортом в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. главы VIII («Тарифы и сборы») и IX («Багажные и грузобагажные тарифы») Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом Республики Узбекистан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 апреля 2012 г. № 109.
Тарифы на перевозки в международном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.
Дополнительные работы и услуги, связанные с перевозкой грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, оплачиваются на договорной основе.
Финансирование деятельности железнодорожного транспорта осуществляется из доходов собственной хозяйственной деятельности и средств государственного бюджета в части возмещения расходов по льготным перевозкам.
Порядок распределения доходов железнодорожного транспорта, получаемых от всех видов перевозок, устанавливается органом государственного управления железнодорожным транспортом, с учетом конкретного вклада каждого предприятия железнодорожного транспорта в перевозочный процесс.
Строительство и реконструкция железнодорожных линий, объектов мобилизационного назначения, в том числе промышленных предприятий, объектов электрификации и связи, а также приобретение железнодорожного подвижного состава и крупных механизмов специального назначения осуществляются в порядке, установленном законодательством.
Строительство железнодорожных подъездных путей, остановочных пунктов, грузовых дворов, других объектов может осуществляться по инициативе и за счет средств заинтересованных юридических и физических лиц в установленном порядке.
Строительство и реконструкция железнодорожных линий, вокзалов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта по обслуживанию населения, приобретение подвижного состава для пригородного сообщения осуществляются за счет средств железной дороги, а также могут осуществляться за счет средств местного бюджета, заинтересованных юридических и физических лиц.
Для решения задач развития железнодорожного транспорта органом государственного управления железнодорожным транспортом могут создаваться централизованные страховые и резервные фонды.
Расчеты отправителей и получателей грузов и грузобагажа с предприятиями железнодорожного транспорта за перевозки, грузовые операции, транспортно-экспедиторские услуги и пользование подвижным составом, а также уплата штрафов и пени за неисполнение договорных обязательств и ущерб, нанесенный железной дороге, осуществляются в порядке, определяемом законодательством.
Комментарий LexUz
См. главу IХ («Ответственность железной дороги, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров. Акты, претензии и иски») Устава железной дороги Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 октября 2008 года № 232.
Предприятия железнодорожного транспорта имеют право удерживать переданные им для перевозки грузы в обеспечение причитающейся провозной платы и других платежей по перевозке в порядке, определяемом законодательством.
Комментарий LexUz
См. ст.ст. 290-291 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Финансирование пригородных пассажирских перевозок может осуществляться органами государственной власти на местах за счет средств местного бюджета или заинтересованными юридическими или физическими лицами.
Отношения предприятий железнодорожного транспорта с юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками железнодорожных подъездных путей с выходом на железнодорожные пути общего пользования и других объектов железнодорожного транспорта, а также порядок и условия эксплуатации железнодорожных подъездных путей и обращения принадлежащего им подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования определяются настоящим Законом, иными актами законодательства, а также договорами.
Юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов железнодорожного транспорта, сооружающие новые железнодорожные линии с выходом на железнодорожные пути общего пользования, а также проектирующие и производящие подвижной состав, осуществляют проектирование и строительство указанных линий и подвижного состава по согласованию с органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Особенности режима рабочего времени, режима отдыха и других условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, работа которых непосредственно связана с движением поездов, устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Предприятия железнодорожного транспорта организуют проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, связанных с движением поездов и занятых на работах с неблагоприятными условиями труда. Перечень таких должностей и работ, а также порядок проведения медицинских осмотров устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. Положение о порядке проведения медицинского осмотра сотрудников (рег. № 2387 от 29.08.2012 г.), постановление Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Министерства транспорта Республики Узбекистан от 31 августа 2021 года № 19, 15 «Об утверждении Правил по организации и проведению медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта» (Рег. № 3390 от 30 сентября 2022 года).
Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам железнодорожного транспорта с разъездным характером труда устанавливаются законодательством.
Комментарий LexUz
Работники подразделений военизированной охраны железнодорожного транспорта при исполнении служебных обязанностей имеют гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные законодательством.
Работники железнодорожного транспорта пользуются правом на ежегодный бесплатный проезд на железнодорожном транспорте в порядке и на условиях, устанавливаемых коллективными договорами или отраслевым коллективным соглашением.
За работниками железнодорожного транспорта, переведенными на другую работу вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо вышедшими на пенсию по инвалидности в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, возникшим не по вине работника, сохраняются право на ежегодный бесплатный проезд на железнодорожном транспорте и иные льготы, установленные законодательством.
Комментарий LexUz
См. Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и ст.ст. 187 — 197 Трудового кодекса Республики Узбекистан.
Льготы, установленные частями третьей и четвертой настоящей статьи, обеспечиваются за счет средств предприятий железнодорожного транспорта.
Дисциплина работников железнодорожного транспорта регулируется положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Прекращение работы на предприятиях железнодорожного транспорта, как средство разрешения коллективных трудовых споров, не допускается.
Комментарий LexUz
См.: постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 января 2014 года № 8 «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта».
В целях обеспечения непрерывного централизованного управления перевозочным процессом на предприятиях железнодорожного транспорта, непосредственно участвующих в перевозках, независимо от их местонахождения устанавливается единое действующее в стране учетно-отчетное время — ташкентское.
Предприятия железнодорожного транспорта обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, перевозки грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения поездов и других железнодорожных транспортных средств, в том числе при маневровой работе, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, а также охрану труда работников железнодорожного транспорта и окружающей природной среды.
На железнодорожном транспорте действует специальное структурное подразделение, осуществляющее контроль за обеспечением безопасности движения поездов, а также аварийно-восстановительные подразделения, ликвидирующие последствия аварий на железной дороге. Положение об этих подразделениях, а также порядок классификации, служебного расследования и учета нарушений безопасности движения устанавливаются органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Комментарий LexUz
См.: постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 апреля 2023 года № 159 «О дополнительных мерах, направленных на повышение качества обслуживания на аэровокзальных, железнодорожных и автобусных вокзалах».
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Государственный контроль и иные меры, направленные на обеспечение безопасности железнодорожных перевозок, осуществляются органами внутренних дел, Службы государственной безопасности и Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок в пределах их компетенции.
(часть первая статьи 201 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 февраля 2019 года № ЗРУ-522 — Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 2, ст. 47)
Территории железнодорожных станций, вокзалов и других подразделений железной дороги, связанных с перевозочным процессом, пассажирские платформы и железнодорожные линии, на которых осуществляется движение поездов и производятся маневровые и погрузочно-разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности и при необходимости ограждаются. Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, проведения в них работ, проезда и перехода через железнодорожные пути устанавливаются органом государственного управления железнодорожным транспортом.
См. предыдущую редакцию.
Подвижной состав, в том числе специализированный, и контейнеры, элементы верхнего строения железнодорожных путей и другие технические средства и механизмы, поставляемые железнодорожному транспорту, а также услуги, предоставляемые пассажирам, должны соответствовать требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, установленным соответствующими нормативными актами.
(часть вторая статьи 21 в редакции Закона Республики Узбекистан от 6 апреля 2006 г., № ЗРУ-31 — СЗ РУ, 2006 г., № 14, ст. 113)
См. предыдущую редакцию.
Сертификация технических средств и механизмов, используемых в деятельности железнодорожного транспорта, а также оказываемых услуг осуществляется в порядке, установленном законодательством.
(статья 21 дополнена частью третьей в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 6 апреля 2006 г., № ЗРУ-31 — СЗ РУ, 2006 г., № 14, ст. 113)
Объекты, на территории которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и разгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных путей общего пользования и сооружений на расстояние, обеспечивающее их безопасную работу. Минимальные расстояния от указанных объектов до железнодорожных путей общего пользования и сооружений в местах пересечения путей общего пользования трубопроводами, линиями связи, электропередачи и другими сооружениями, а также нормы строительства и содержания таких объектов в местах пересечения и сближения с железнодорожными путями устанавливаются нормативными актами соответствующих органов государственного управления, принимаемыми по согласованию с органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Ответственность за обеспечение установленных нормативов при строительстве и эксплуатации газо-, нефтепроводов и других сооружений, пересекающих железнодорожные пути общего пользования или находящихся в непосредственной близости от них, а также за безопасность эксплуатации указанных сооружений несут их владельцы. Владельцы указанных сооружений обязаны своевременно сообщать предприятию железнодорожного транспорта о возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения.
Владельцы опасных и специальных грузов, перевозимых по железной дороге, отправляющие и получающие такие грузы, должны гарантировать безопасность их перевозки, погрузки и разгрузки, иметь средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.
Предприятия железнодорожного транспорта обязаны обеспечивать безопасность транспортировки опасных и специальных грузов и принимать участие в ликвидации последствий аварий в случаях их возникновения при перевозке этих грузов.
Места пересечения железнодорожных путей с автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) определяются правилами технической эксплуатации железной дороги и строительными нормами и правилами.
Порядок эксплуатации железнодорожных переездов, их открытия и закрытия устанавливается органом государственного управления железнодорожным транспортом по согласованию с соответствующими органами государственного управления.
Лица, виновные в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожных транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
См. ст.ст. 113, 142 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, ст.ст. 260, 262, 266 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, охрана объектов железнодорожного транспорта, а также проведение противопожарной профилактической работы, пожарный надзор и ликвидация пожаров на железнодорожном транспорте осуществляются подразделениями военизированной охраны железнодорожного транспорта.
Положение о военизированной охране железнодорожного транспорта и перечень грузов, подлежащих охране и сопровождению, утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Порядок охраны и сопровождения этих грузов устанавливается органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Комментарий LexUz
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 августа 2010 года № 177 «Об утверждении положения о военизированной охране Государственно-акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари» и перечня грузов, подлежащих охране и сопровождению нарядами военизированной охраны».
Наряды военизированной охраны железнодорожного транспорта сопровождают грузы, требующие такого сопровождения, в пределах Республики Узбекистан. Порядок и место передачи сопровождаемых грузов при пересечении границ Республики Узбекистан определяются международными договорами Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта и специальных грузов осуществляется подразделениями органов внутренних дел по обеспечению безопасности на транспорте и иными уполномоченными подразделениями органов государственного управления. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
(часть четвертая статьи 22 в редакции Закона Республики Узбекистан от 23 мая 2019 года № ЗРУ-542 — Национальная база данных законодательства, 24.05.2019 г., № 03/19/542/317)
Охрана и сопровождение отдельных видов грузов, в том числе ценных, скоропортящихся и других, могут осуществляться проводниками отправителя или получателя на всем пути следования. Порядок охраны и сопровождения таких грузов устанавливается грузоотправителями (грузополучателями) по согласованию с органом государственного управления железнодорожным транспортом.
При необходимости, орган государственного управления железнодорожным транспортом вправе потребовать от грузоотправителей (грузополучателей) принятия дополнительных мер, снижающих риск возникновения аварийных ситуаций и иных чрезвычайных обстоятельств, а также возможных убытков при перевозке их грузов.
Предприятия железнодорожного транспорта принимают незамедлительные меры по устранению последствий крушений, аварий, стихийных бедствий (заносы, наводнения, пожары и другие чрезвычайные обстоятельства), вызвавших нарушение работы железнодорожного транспорта. Для осуществления таких мер они должны иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Органы государственной власти и управления оказывают предприятиям железнодорожного транспорта помощь в ликвидации последствий крушений, аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, безопасности движения и сохранности грузов.
Если в результате действия непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий и других чрезвычайных обстоятельств возникли препятствия к дальнейшей перевозке груза, багажа и грузобагажа, лишающие предприятия железнодорожного транспорта возможности доставить их в пункт назначения или выдать надлежащему получателю, а равно если по указанным причинам истекли предельные сроки хранения груза, багажа и грузобагажа, указанные предприятия в порядке, установленном законодательством, по поручению отправителя или получателя груза, багажа и грузобагажа, а также в случаях неполучения в установленный срок указанного поручения вправе их передать (реализовать) или при невозможности передать (реализовать) груз, багаж и грузобагаж возвратить их отправителю. При этом сумма, полученная предприятием железнодорожного транспорта за переданные (реализованные) грузы, багаж и грузобагаж, за вычетом сумм, причитающихся этому предприятию, перечисляется получателю, указанному в перевозочных документах, в случае оплаты им стоимости, и — отправителю во всех остальных случаях.
Сумма, полученная предприятием железнодорожного транспорта за реализацию груза, багажа и грузобагажа, на который отсутствуют документы, перечисляется в доход органа государственного управления железнодорожным транспортом и используются на возмещение средств, выплаченных предприятием железнодорожного транспорта за не прибывший по назначению груз, багаж и грузобагаж.
В случае невостребования получателем (отправителем) указанной суммы, средства по истечению сроков исковой давности подлежат перечислению в государственный бюджет.
Руководство мобилизационной подготовкой и гражданской защитой на железнодорожном транспорте осуществляется органом государственного управления железнодорожным транспортом.
Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской защите на железнодорожном транспорте осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Работники железнодорожного транспорта с разъездным характером труда, а также работники, выполняющие свои должностные обязанности в опасных для жизни условиях, и работники подразделений военизированной охраны на период исполнения ими служебных обязанностей подлежат обязательному личному страхованию.
Порядок и условия обязательного личного страхования отдельных категорий работников железнодорожного транспорта определяются законодательством.
На железнодорожном транспорте может проводиться добровольное личное страхование пассажиров, а также добровольное страхование грузов, багажа и грузобагажа.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. главу 52 («Страхование») Гражданского кодекса Республики Узбекистан и Закон Республики Узбекистан «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика».
(статья 25 в редакции Закона Республики Узбекистан от 9 июня 2015 года № ЗРУ-388 — СЗ РУ, 2015 г., № 23, ст. 301)
См. предыдущую редакцию.
Предприятия железнодорожного транспорта не вправе отказать в перевозке пассажиру и отправителю груза, оплатившим и правильно оформившим проездные документы на проезд и перевозку груза, багажа и грузобагажа, если иное не предусмотрено настоящим Законом или иными актами законодательства.
(часть первая статьи 26 в редакции Закона Республики Узбекистан от 8 сентября 2011 г., № ЗРУ-293 — СЗ РУ, 2011 г., № 36, ст. 364)
Предприятия железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозочный процесс, в порядке, установленном законодательством, несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира или другого лица, пользующегося услугами железнодорожного транспорта, а равно лица, пострадавшего в результате деятельности железнодорожного транспорта.
Предприятия железнодорожного транспорта при перевозке грузов несут ответственность в виде уплаты штрафов за невыполнение принятых заявок на перевозку грузов, неподачу и задержку уборки вагонов с подъездных путей, самовольное занятие, повреждение или утрату вагонов и контейнеров, принадлежащих отправителям и получателям грузов или арендованных ими в размерах, установленных Уставом железной дороги.
Предприятия железнодорожного транспорта наряду с имущественной ответственностью за нарушение сроков доставки груза при перевозке несут также имущественную ответственность за необеспечение сохранности перевозимого груза в порядке и размерах, определяемых законодательством.
Предприятия железнодорожного транспорта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа несут ответственность в порядке и размерах, определяемых законодательством.
Предприятия железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством несут ответственность за вред, причиненный окружающей природной среде, и за ненадлежащее содержание и использование земель железнодорожного транспорта.
Комментарий LexUz
Грузоотправители и грузополучатели несут ответственность в виде уплаты штрафов в размерах, установленных законодательством, за:
непредъявление грузов, неиспользование поданных для перевозки грузов вагонов, контейнеров или отказ от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров;
задержку (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой, разгрузкой или перегрузкой свыше установленных технологических норм, а также в ожидании их подачи под погрузку, разгрузку, перегрузку или по иным причинам, зависящим от отправителя;
нарушение установленных таможенными, пограничными или иными государственными органами требований по поставке продукции на экспорт, повлекшее задержку вагонов и контейнеров;
повреждение или утрату предоставленных железной дорогой вагонов или контейнеров, съемных перевозочных приспособлений и средств пакетирования;
предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойств груза.
Пассажиры, другие юридические и физические лица за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на железнодорожном транспорте, повреждение устройств, транспортных средств и их внутреннего оборудования несут ответственность в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
См. ст.ст. 108, 113, 114, 121 — 124, 130, 139, 142, 144 — 148 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и ст.ст. 260 — 263 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Ущерб, причиненный железнодорожному транспорту в результате умышленного блокирования его коммуникаций и иных незаконных действий, посягающих на его беспрепятственную и безопасную работу, возмещается предприятиям железнодорожного транспорта виновными юридическими и физическими лицами в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
При нарушении обязательств по перевозке грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа грузоотправители и грузополучатели, пассажиры вправе предъявить соответствующим предприятиям железнодорожного транспорта претензии и иски в порядке и сроки, установленные законодательством.
Комментарий LexUz
Особенности рассмотрения претензий и исков по перевозкам на железнодорожном транспорте устанавливаются Уставом железной дороги.
Комментарий LexUz
См. главу IХ («Ответственность железной дороги, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров. Акты, претензии и иски») Устава железной дороги Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 октября 2008 года № 232.