Комментарий LexUz
Настоящий Закон утратит силу с 16 мая 2024 года в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 14 февраля 2024 года № ЗРУ-907 «О приватизации государственного имущества».
Настоящий Закон устанавливает организационно-правовые основы преобразования государственной собственности Республики Узбекистан в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.
См. последующую редакцию.
Разгосударствление — преобразование государственных предприятий и организаций в коллективные, арендные предприятия, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, другие предприятия и организации, не находящиеся в государственной собственности.
Приватизация — приобретение у государства гражданами и негосударственными юридическими лицами объектов государственной собственности или акций государственных акционерных обществ.
См. последующую редакцию.
1. Законодательство Республики Узбекистан о разгосударствлении и приватизации состоит из настоящего закона и других законодательных актов Республики Узбекистан, а в случаях, предусмотренных этими актами, — также постановлений Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
2. Порядок разгосударствления и приватизации предприятий и организаций, находящихся на территории Республики Каракалпакстан, регулируются законодательными актами Республики Каракалпакстан.
См. последующую редакцию.
3. Разгосударствление и приватизация собственности Республики Узбекистан, находящейся за пределами республики, осуществляется в соответствии с настоящим Законом и межгосударственными соглашениями.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
сочетание возмездного и безвозмездного характера передачи собственности при разгосударствлении и приватизации;
равенство прав граждан на получение доли собственности, подлежащей безвозмездной и возмездной приватизации;
государственный и общественный контроль за реализацией мероприятий по разгосударствлению и приватизации;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
1. Разгосударствлению и приватизации подлежат (полностью или частично) объекты государственной собственности Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
2. Не подлежат разгосударствлению и приватизации следующие объекты: земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности.
См. последующую редакцию.
3. Виды и группы предприятий и имущества, не подлежащих разгосударствлению и приватизации, устанавливаются Верховным Советом Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
4. Приватизация государственного жилого фонда осуществляется в соответствии со специальным законодательством Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
5. Разгосударствление и приватизация в сельском хозяйстве учитывают особенности, вытекающие из Закона Республики Узбекистан «О земле».
См. последующую редакцию.
При осуществлении разгосударствления и приватизации субъектами, приобретающими собственность, могут быть:
См. последующую редакцию.
Не могут приобретать объекты разгосударствления и приватизации, участвовать в конкурсах и аукционах в качестве покупателей, приобретать акции приватизируемых предприятий лица, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью.
См. последующую редакцию.
преобразования государственного предприятия в коллективное предприятие, акционерное общество, другое хозяйственное общество или товарищество;
См. последующую редакцию.
преобразования государственного предприятия в арендное, с возможным последующим выкупом арендованного имущества;
продажи государственного имущества негосударственным юридическим и физическим лицам по конкурсу и на аукционе, а также в других формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
2. Разгосударствление и приватизация в Республике Узбекистан проводится с соблюдением следующих условий:
См. последующую редакцию.
обеспечение социальной защищенности трудовых коллективов разгосударствляемых и приватизируемых предприятий;
См. последующую редакцию.
физические и юридические лица других республик и иностранных государств, приобретают объекты разгосударствления и приватизации, их акции в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органам;
См. последующую редакцию.
полная гласность, опубликование информации о разгосударствлении и приватизации, контроль со стороны работников предприятий, профсоюзных и других общественных организаций и Советов народных депутатов.
См. последующую редакцию.
Программы разгосударствления и приватизации разрабатываются Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан или уполномоченными им органами и исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в пределах их компетенции с учетом конкретных условий и утверждаются Верховным Советом Республики Узбекистан или местными Советами народных депутатов.
См. последующую редакцию.
1. Правом принимать решение о разгосударствлении и приватизации объектов государственной собственности Республики Узбекистан наделяются Кабинет Министров Республики Узбекистан при Президенте Республики Узбекистан или уполномоченные им органы.
Правом принимать решения о разгосударствлении и приватизации объектов коммунальной собственности наделяются исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов.
Органы, наделенные правом принимать указанные решения, именуются в дальнейшем «распорядителями объектов государственной собственности».
Разделение государственной собственности Республики Узбекистан на республиканскую собственность и собственность административно-территориальных образований (коммунальная собственность) по решению Верховного Совета Республики Узбекистан осуществляет уполномоченный им орган.
2. Право выступать с инициативой проведения разгосударствления и приватизации предприятия имеют граждане, негосударственные юридические лица, трудовой коллектив, распорядитель объектов государственной собственности.
в Кабинет Министров при Президенте Республики Узбекистан или уполномоченный им орган в части разгосударствления и приватизации республиканской собственности;
в исполнительный комитет соответствующего местного Совета народных депутатов в части разгосударствления и приватизации его коммунальной собственности. Форма заявки и размер госпошлины устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
3. По объектам, включенным в программы разгосударствления и приватизации государственного имущества, распорядитель объектов государственной собственности осуществляет приватизацию независимо от наличия заявок от покупателей и решения трудового коллектива.
4. Решение о проведении разгосударствления, приватизации или об отказе в них принимается распорядителем объектов государственной собственности в течение двух месяцев с момента поступления заявки и в письменной форме доводится до заявителя и трудового коллектива разгосударствляемого и приватизируемого предприятия.
если не учитываются особенности разгосударствления и приватизации, предусмотренные для данного вида предприятий;
Распорядитель объектов государственной собственности наряду с обоснованием отказа определяет условия и сроки, при которых разгосударствление или приватизация могут быть осуществлены.
1. Подготовка предприятия к разгосударствлению и приватизации включает определение состава имущества, подлежащего разгосударствлению и приватизации, инвентаризацию его производственных и непроизводственных фондов, оценку активов и пассивов, проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе, решение других вопросов, в том числе с учетом требований антимонопольного законодательства.
2. После принятия решения о разгосударствлении или приватизации предприятия распорядители объектов государственной собственности создают комиссии, которые организуют всю необходимую работу. В состав комиссии включаются представители распорядителей объектов государственной собственности, администрации, трудового коллектива предприятия, его профсоюзных или иных общественных организаций, финансового органа, банка, местного Совета народных депутатов, другие специалисты.
Комиссия по разгосударствлению может формировать группы экспертов по отдельным направлениям работы, привлекать консультативные, аудиторские и другие организации с оплатой за счет средств разгосударствляемого или приватизируемого предприятия.
Комиссия совместно с администрацией предприятия готовит по установленной форме необходимую информацию о разгосударствляемом или приватизируемом предприятии для субъектов, участвующих в разгосударствлении или приватизации, а также для общественности.
3. Комиссия разрабатывает и представляет на утверждение распорядителю объектов государственной собственности план мероприятий по разгосударствлению или приватизации предприятия, который включает:
проект реорганизации предприятия, предусматривающий сохранение в случае необходимости существующего порядка и условий использования объектов производственной и социальной инфраструктур;
возможность предоставления льгот, в том числе безвозмездную передачу части разгосударствляемого или приватизируемого имущества.
1. Цена продажи объекта разгосударствления и приватизации устанавливается распорядителем объектов государственной собственности. Она не может быть ниже первоначальной оценки стоимости объекта, произведенной комиссией, и должна учитывать реально складывающиеся рыночные цены на момент разгосударствления и приватизации.
2. Первоначальная оценка стоимости объекта государственной собственности производится комиссией на основе Положения об оценке стоимости имущества государственных предприятий и организаций, подлежащих выкупу, продаже, преобразованию в акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью, утвержденного Кабинетом Министром при Президенте Республики Узбекистан.
3. При преобразовании государственного предприятия в коллективное в цену продажи объекта не включается стоимость объектов социальной инфраструктуры и охраны окружающей среды, находящихся на балансе предприятия.
1. Арендатор с согласия распорядителя объектов государственной собственности может выкупить (полностью или частично) арендованное им имущество.
2. Оценка арендованного имущества устанавливается в соответствии с Положением об оценке стоимости государственных предприятий и организаций, подлежащих выкупу, продаже, преобразованию в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, утверждаемым Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.
3. При выкупе имущества в коллективную собственность уставом коллективного предприятия определяется доля каждого работника в имуществе и прибыли с учетом стажа работы, размера заработной платы и других факторов.
1. Преобразование государственного предприятия в коллективное осуществляется путем выкупа (единовременно или в рассрочку) государственного имущества членами трудового коллектива с оплатой или путем безвозмездной передачи им этого имущества.
2. Уставом коллективного предприятия, утверждаемым трудовым коллективом, предусматривается порядок распределения стоимости выкупленного имущества среди работников.
1. Порядок преобразования государственного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью определяется законодательством Республики Узбекистан.
2. Учредителями государственных акционерных обществ являются соответствующие распорядители объектов государственной собственности, которые определяют порядок и условия распространения акций.
члены трудового коллектива, другие граждане Республики Узбекистан, граждане иных суверенных государств, иностранные граждане и лица без гражданства;
2. Условия, порядок и сроки проведения конкурса определяются конкурсной комиссией, назначаемой соответствующим распорядителем объектов государственной собственности.
1. Решение о внесении на аукционную продажу предприятий, подлежащих разгосударствлению и приватизации, принимает распорядитель объектов государственной собственности.
2. Для проведения аукционной продажи объектов разгосударствления и приватизации распорядители объектов государственной собственности создают аукционные службы, действующие в соответствии с порядком, определяемым Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.
3. Объект, который не приобретен покупателями, остается в республиканской (коммунальной) собственности. В этих случаях распорядитель объектов государственной собственности может принять решение о ликвидации предприятия с распродажей его имущества частям.
1. Распорядитель объектов государственной собственности при передаче имущества новому собственнику выдает ему ордер, удостоверяющий право собственности. Форма ордера, размер государственной пошлины и порядок ее уплаты устанавливаются Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.
2. При выкупе государственных предприятий в рассрочку ордер, удостоверяющий право собственности, выдается после внесения первого выкупного взноса. До выплаты полной стоимости предприятия распорядителем объектов государственной собственности могут устанавливаться ограничения права распоряжения имуществом, включая запрещение продажи или безвозмездной передачи этого имущества без согласия распорядителя объектов государственной собственности.
личные средства физических лиц, собственные средства негосударственных юридических лиц, кредиты, другие финансовые средства, приобретенные способами, не противоречащими законодательству Республики Узбекистан.
2. Члены трудового коллектива государственного предприятия, подлежащего разгосударствлению и приватизации, могут осуществлять выкуп за счет следующих источников:
амортизационные отчисления и выручки от реализации имущества, используемого на государственном предприятии и находящегося в собственности членов трудового коллектива;
3. В качестве источников приобретения государственного имущества не могут использоваться средства, выделенные из государственного бюджета.
1. Средства, полученные от разгосударствления и приватизации, являются государственной собственностью Республики Узбекистан и местных Советов народных депутатов.
2. Доходы от разгосударствления и приватизации накапливаются в специальных фондах разгосударствления и приватизации. Порядок образования и использования фондов разгосударствления и приватизации определяется Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.
1. При разгосударствлении и приватизации между распорядителями объектов государственной собственности и новым собственником может заключаться соглашение о взаимных обязательствах и условиях деятельности разгосударствляемого и приватизируемого объекта на определенный период, включая:
осуществление мероприятий по улучшению условий труда работающих, экологической безопасности и защите окружающей среды;
2. Условия соглашения определяются в период подготовки предприятия к разгосударствлению и приватизации и сообщается субъектам разгосударствления и приватизации вместе с объявлением цены продажи.
1. При разгосударствлении и приватизации государственных предприятий ветеранам труда, ушедшим на пенсию с данного предприятия, и членам трудового коллектива, проработавшим на нем не менее десяти лет, акции и другое имущество могут продаваться в рассрочку.
2. При выкупе имущества государственных предприятий члены трудового коллектива, созданные ими хозяйственные общества и товарищества при прочих равных условиях имеют приоритет по сравнению с другими гражданами и юридическими лицами, а граждане Республики Узбекистан — по сравнению с другими покупателями.
3. Преобразованным в результате разгосударствления и приватизации предприятиям могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
4. Членам трудовых коллективов разгосударствляемых и приватизируемых предприятий предоставляются следующие гарантии:
в период осуществления разгосударствления и приватизации администрация предприятий обязана соблюдать все положения заключенного ранее коллективного договора;
в течение шести месяцев с момента перехода права собственности к новому владельцу между ним и трудовым коллективом предприятия заключается новый коллективный договор.
5. Трудоустройство высвобождаемых работников осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о труде и занятости.
Распорядители объектов государственной собственности совместно с общественностью и с органами государственной власти и управления обеспечивают государственный и общественный контроль за процессами разгосударствления и приватизации, включая контроль за происхождением используемых при разгосударствлении и приватизации денежных средств в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Разрешение споров по вопросам, связанным с разгосударствлением и приватизацией, осуществляется в судебном порядке.
См. последующую редакцию.