См. последующую редакцию.
Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 1998 г. № УП-1987 «О мерах по дальнейшему стимулированию развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса» и в целях совершенствования и координации системы поддержки предпринимательства Кабинет Министров постановляет:
См. последующую редакцию.
1. Принять к сведению, что законодательством Республики Узбекистан установлена широкая система гарантий и льгот для субъектов малого и среднего бизнеса согласно приложению № 1.
Запретить издание ведомственных актов, усложняющих порядок создания, регистрации и деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, запрос дополнительных справок и документов, не предусмотренных решениями правительства.
См. последующую редакцию.
2. Установить, что на органы государственного управления, кредитно-финансовые учреждения, страховые и неправительственные организации возложена ответственность за осуществление функций по поддержке развития малого и среднего бизнеса согласно приложению № 2.
Предупредить руководителей местных органов государственной власти, а также указанных в приложении министерств, ведомств и структур, что их деятельность будет оцениваться по тому, насколько эффективно они содействуют развитию малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.
См. последующую редакцию.
3. Рекомендовать Палате товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана образовать при территориальных Палатах товаропроизводителей и предпринимателей хозрасчетные центры информационно-консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства, возложив на них следующие функции:
обеспечение субъектов предпринимательства экономической, правовой, производственно-технологической и другой необходимой информацией для эффективной реализации программ и проектов в области предпринимательства;
оказание всесторонней помощи субъектам малого и среднего бизнеса, частным предпринимателям в разработке учредительных документов, бизнес-планов, заявок на получение кредитов, в организации бухгалтерского учета и отчетности, проведении аудиторских проверок, оказание других видов консультационных услуг;
оказание юридических услуг, содействие во взаимодействии частных предпринимателей, субъектов малого и среднего бизнеса с налоговыми, финансовыми, банковскими, страховыми и другими структурами;
подготовка технико-экономических обоснований инвестиционных предложений, необходимых документов для участия в конкурсном отборе инвестиционных проектов для малого и среднего предпринимательства и расчетов их финансового обеспечения.
Палате товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана совместно с Госкомимуществом Республики Узбекистан в двухнедельный срок разработать и утвердить типовое положение, структуру и штатное расписание территориальных центров информационно-консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства.
См. последующую редакцию.
4. Принять предложение Министерства внешних экономических связей о проведении выставок-презентаций с доставкой и демонстрацией в регионах республики образцов зарубежных минитехнологий и компактного оборудования для формирования портфеля заказов субъектов малого и среднего предпринимательства и проведения конкурсного отбора по их включению в иностранные кредитные линии.
Министерству внешних экономических связей Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в двухмесячный срок определить конкретные сроки проведения в регионах республики в период с сентября 1998 г. по февраль 1999 г. выставок-презентаций, обеспечить организационно-технические условия по проведению выставок, широкое привлечение к участию в них субъектов предпринимательства, соответствующую рекламу в средствах массовой информации.
См. предыдущую редакцию.
5. Определить, что разработку типовых инвестиционных проектов с использованием минитехнологий и компактного оборудования по иностранным кредитным линиям осуществляет Узинвестпроект совместно с Агентством по внешним экономическим связям Республики Узбекистан, исходя из условий кредитования уполномоченных банков — исполнителей иностранных кредитных линий.
Национальному банку внешнеэкономической деятельности, банку «Асака» в месячный срок, другим коммерческим банкам по мере открытия в них иностранных кредитных линий разработать порядок проведения конкурсов между субъектами малого и среднего предпринимательства на получение ими соответствующих кредитов под типовые проекты и довести их до членов Палаты товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана, Ассоциации дехканских и фермерских хозяйств.
(абзац первый пункта 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 января 2003 г. № 17 — СЗ РУ, 2003 г., № 1-2, ст. 11)
См. последующую редакцию.
6. Утвердить Порядок отбора проектов и предоставления иностранных кредитов для развития малого и среднего предпринимательства согласно приложению № 3.
Установить, что контроль за своевременным и целевым использованием субъектами малого и среднего предпринимательства иностранных кредитных линий возлагается на коммерческие банки.
См. последующую редакцию.
недостающая у субъекта малого или среднего бизнеса часть средств, необходимых для выполнения условий получения иностранного кредита, может быть восполнена Бизнес-фондом из средств, образуемых от приватизации государственного имущества (с учетом сумм, возвращаемых по ранее выданным за счет них кредитов) путем его участия в уставных фондах малых и средних предприятий;
50 процентов страховой премии по страхованию субъектом малого и среднего бизнеса залога по иностранной кредитной линии подлежат оплате страховым компаниям Бизнес-фондом, Фондом поддержки фермерских и дехканских хозяйств.
Бизнес-фонд и другие внебюджетные фонды ежеквартально представляют в Министерство финансов Республики Узбекистан отчетность о движении средств, связанных с осуществлением проектов по иностранным кредитным линиям.
См. последующую редакцию.
8. Рекомендовать уполномоченным банкам — исполнителям иностранных кредитных линий при недостаточности у субъекта малого и среднего бизнеса залогового обеспечения принимать в качестве залога:
фьючерсные контракты на будущий урожай или продукцию, произведенную на купленном в счет кредита оборудовании;
закупаемое в счет кредитов иностранное компактное оборудование с последующей его продажей на аукционной основе или передачей в лизинг при реализации своего права залогодержателя.
9. Одобрить инициативу Национального банка внешнеэкономической деятельности и Ассоциации банков Узбекистана:
об их долевом вкладе в уставные фонды страхового агентства «Мадад» по 25,0 млн. сум и Бизнес-фонда по 75,0 млн. сум каждым;
об оказании коммерческими банками на безвозмездной основе услуг малым и средним предприятиям по экспертизе и отбору инвестиционных проектов для включения их в иностранные кредитные линии.
См. последующую редакцию.
10. Минмакроэкономстату Республики Узбекистан со второго полугодия 1998 г. осуществлять в установленном порядке ежеквартальную разработку статистической информации, отражающую динамику создания и ликвидации предприятий малого и среднего предпринимательства, а также основных показателей их деятельности в территориальном и отраслевом разрезах.
См. последующую редакцию.
11. Внести изменения и дополнения в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 4.
Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров от 7 февраля 1997 г. № 67 «О вопросах организации предоставления иностранных кредитов для развития малого и среднего предпринимательства».
См. последующую редакцию.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан У.Т. Султанова.
См. предыдущую редакцию.
№/№ | Содержание гарантий и льгот | Акты законодательства |
I. Гарантии и защита прав предпринимательства | ||
1. | В случае, если в налоговое законодательство внесены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства, то с них в течение последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений. | Закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (статья 16, часть 2). |
2. | В целях упорядочения проверок хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, недопущения необоснованного вмешательства в их деятельность со стороны контролирующих органов установить, что: — все проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, осуществляемые в соответствии с правами, установленными законодательными нормами, проводятся только по согласованию с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов. Руководители контролирующих органов в центре и на местах, осуществляющие проверки без согласования с Республиканским советом привлекаются к ответственности в установленном порядке. | Указ Президента Республики Узбекистан от 8 августа 1996 г. № УП-1503 «Об упорядочении проверок и совершенствовании координации деятельности контролирующих органов» (пункты 1,3). |
3. | Проверки деятельности предприятий — членов Палаты товаропроизводителей и предпринимателей могут осуществляться с участием представителей Палаты и ее территориальных структур в соответствии с требованиями законодательства о государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов. | Постановление Кабинета Министров от 21 апреля 1998 г. № 166 «О совершенствовании деятельности Палаты товаропроизводителей предпринимателей Узбекистана» |
4. | Установить, что первоочередному финансированию за счет средств привлекаемых иностранных кредитов подлежат преимущественно инвестиционные проекты, предусматривающие выпуск конкурентоспособной и экспортоориентированной продукции и услуг, путем дальнейшего развития действующих и создания малых и средних совместных предприятий по производству товаров народного потребления, глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, а также развитию инфраструктуры, прежде всего в сельской местности. | Указ Президента Республики Узбекистан от 31 января 1997 г. № УП-1702 «О дополнительных мерах по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства» (пункт 2). |
5. | Установить, что: совокупный размер комиссионных сборов уполномоченных банков Республики Узбекистан при перераспределении иностранных кредитных линий под инвестиционные проекты предприятий малого и среднего бизнеса, включая дехканские и фермерские хозяйства, не должен превышать 0,15 процента годовых от суммы субкредита; срок погашения кредитов, полученных по иностранным кредитным линиям, не может быть сокращен более чем на 3 месяца при их перераспределении в субзаем | Указ Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 1998 г. № УП-1987 «Омерах по дальнейшему стимулированию развитиячастного предпринимательства, малого и среднего бизнеса» (пункт 7). |
II. Льготы, стимулирующие деятельность малых и средних предприятий | ||
6. | Льготные тарифы по энергоносителям, установленные для сельскохозяйственных производителей, распространяются на субъекты малого и частного предпринимательства на селе. | Закон Республики Узбекистан «О стимулировании развития малого и частного предпринимательства» (статья 21). |
7. | Освободить с 1 февраля 1997 года производственные малые и средние предприятия, лизинговые компании от уплаты импортных таможенных пошлин на технологическое оборудование, завозимое за счет средств привлекаемых иностранных кредитов. | Указ Президента Республики Узбекистан от 31 января 1997 г. № УП-1702 «О дополнительных мерах по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства» (пункт 5). |
8. | Освободить предприятия малого и среднего бизнеса от уплаты таможенных пошлин при импорте технологического оборудования для организуемых ими производств. Распространить действие пункта 18 статьи 31 Налогового кодекса Республики Узбекистан на вновь создаваемые на территории поселков, кишлаков и аулов частные предприятия, выпускающие продукцию производственно-технического назначения, строительные материалы, а также осуществляющие строительную деятельность, оказание ремонтных, ремонтно-строительных, бытовых и коммунальных услуг. Установить, что указанные в настоящем пункте льготы распространяются только на предприятия малого и среднего бизнеса, которые являются членами Палаты товаропроизводителей и предпринимателей, Ассоциации дехканских и фермерских хозяйств. | Указ Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 1998 г. № УП-1987 «Омерах по дальнейшему стимулированию развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса» (пункт 3). |
9. | Разрешить членам Ассоциации дехканских и фермерских хозяйств самостоятельно или через создаваемые ими заготовительные кооперативы экспортировать выращенную дехканскими и фермерскими хозяйствами плодоовощную продукцию и продукты ее переработки на бартерной основе, без продажи части валютной выручки Центральному банку Республики Узбекистан. | Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 апреля 1998 г. № 168 «Об организации деятельности Ассоциации дехканских и фермерских хозяйств» (пункт 7). |
10. | Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют отчетность только в органы государственной статистики и налоговые органы по установленным формам. | Закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (статья 17, часть 2). |
11. | Для малых предприятий может применяться упрощенная система налогообложения, предусматривающая уплату единого налога. Под действие упрощенной системы налогообложения не попадают предприятия, выпускающие подакцизные товары. Право выбора системы налогообложения предоставляется малым предприятиям. Порядок уплаты и ставки единого налога определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. | Налоговый кодекс (статья 8, абзацы 1—3). |
12. | От уплаты налога на доходы (прибыль) освобождаются юридические лица: 1) в общей численности работников которых учащиеся средних школ и профессионально-технических училищ составляют не менее семидесяти пяти процентов; 2) специализированные на производстве протезно-ортопедических изделий, инвентаря, а также по оказанию услуг для инвалидов по основному виду деятельности; 3) в общей численности которых работает не менее пятидесяти процентов инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941—1945 годов, кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью; 4) лечебно-производственные мастерские при лечебных учреждениях; 8) по доходам (прибыли) от осуществления работ по реставрации и восстановлению памятников истории и культуры; 12) вновь созданные, занимающиеся туристической деятельностью в городах Самарканде, Бухаре, Хиве и Ташкенте, на период с момента создания до получения первой прибыли, но на срок не более трех лет с момента их регистрации. В первый год получения прибыли юридические лица, занимающиеся туристической деятельностью в городах Самарканде, Бухаре, Хиве и Ташкенте, уплачивают пятьдесят процентов налога, во второй год— семьдесят пять процентов, начиная с третьего года— сто процентов; 14) вновь создаваемые производственные предприятия с иностранными инвестициями, производящие экспортоориентированную и импортозамещающую продукцию: — сроком на пять лет с момента начала производства, если в объеме производства более двадцати пяти процентов составляют товары детского ассортимента. В последующие годы налог взимается по ставке, сниженной в два раза против действующей; — сроком на два года с момента начала производства, если доля иностранного капитала в уставном фонде предприятия составляет пятьдесят процентов и более; 15) производственные предприятия с иностранными инвестициями с долей иностранного капитала в уставном фонде пятьдесят процентов и более— по доходу (прибыли), направляемому на развитие и расширение производства; 16) производственные предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие капитальные вложения в проекты, включенные в Инвестиционную программу Республики Узбекистан, в первые семь лет с момента регистрации; 17) с иностранными инвестициями, доля иностранного капитала в уставном фонде которых более тридцати процентов, специализирующихся на производстве и переработке сельскохозяйственной продукции (кроме виноградных и плодово-ягодных вин, крепких напитков), товаров народного потребления и строительных материалов, медицинского оборудования, машин и оборудования для сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, заготовке, переработке вторсырья и бытовых отходов, — в течение двух лет с момента регистрации; 18) сроком на три года с момента начала производства вновь создаваемые на территории поселков, кишлаков и аулов предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и производству товаров народного потребления. В последующие годы налог взимается по ставке, сниженной в два раза против действующей; 19) вновь созданные (кроме занимающихся торговой, посреднической снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью) уплачивают налог в первый год с момента создания (регистрации) в размере двадцати пяти процентов и во второй год— в размере пятидесяти процентов от установленной ставки. В последующие годы налог на доход (прибыль) уплачивается в полном размере по установленной ставке. Льготы, предоставленные данной статьей для вновь созданных предприятий, не распространяются на юридические лица (кроме предприятий с иностранными инвестициями), созданные на базе ранее действовавших юридических лиц, их филиалов и структурных подразделений, а также на юридические лица, созданные при предприятиях, при условии, что они работают на оборудовании, арендованном у предприятий. В случае ликвидации юридических лиц, предусмотренных в пунктах II, 12, 14, 17, 18 и 19 настоящей статьи, до истечения года после установленного льготного периода, сумма налога взимается в полном размере за весь период их деятельности. По итогам отчетного года освобождается от уплаты налога на доходы (прибыль) сумма, эквивалентная выручке в свободно конвертируемой валюте, полученной предприятиями от прироста объемов экспорта товаров (работ, услуг). Данная льгота не распространяется на посреднические организации, а также предприятия, производящие экспортные сырьевые товары: хлопковое волокно, линт, нефть, нефтепродукты, электроэнергию, газовый конденсат, природный газ, драгоценные, цветные и черные металлы, хлопчатобумажную пряжу. | Налоговый кодекс (статья 31). |
13. | Налогооблагаемый доход (прибыль) юридических лиц уменьшается на сумму: — взносов в экологические, оздоровительные и благотворительные фонды, учреждения культуры, народного образования, здравоохранения социального обеспечения, физической культуры и спорта, но не более одного процента налогооблагаемого дохода (прибыли); — затрат, направляемых на инвестиции (развитие, расширение и реконструкцию основного производства), а также на погашение кредитов, полученных на инвестиции, при условии полного использования начисленного износа, но не более пятидесяти процентов налогооблагаемого дохода (прибыли); — тридцати процентов затрат по проведению природоохранных мероприятий; — средств, направляемых на содействие развитию футбола, укрепление материально-технической базы футбольных клубов и школ, но не более пяти процентов от налогооблагаемого дохода (прибыли). По доходам предприятий с иностранными инвестициями налогооблагаемая база уменьшается на сумму отчислений в резервный фонд в размере до двадцати процентов дохода (прибыли), до достижения размеров этого фонда двадцати пяти процентов уставного фонда. Для юридических лиц, в которых занято более трех процентов инвалидов от общей численности работающих, сумма налога на доходы (прибыль) уменьшается из расчета: один процент уменьшения налога с дохода (прибыли) на каждый процент трудоустроенных инвалидов свыше установленной нормы. | Налоговый кодекс (статья 32). |
14. | От налога на добавленную стоимость освобождаются: 1) операции по страхованию и перестрахованию, включая услуги, связанные с этими операциями, осуществляемые посредниками и агентами по страхованию; 3) операции, касающиеся денежных вкладов, текущих счетов, платежей, перечислений, чеков и прочих ценных бумаг; 17) жилищно-коммунальные и эксплуатационные услуги, оказываемые населению; 21) медицинские, санаторно-курортные и оздоровительные, туристско-экскурсионные услуги, услуги учреждений физической культуры и спорта по основной (профильной) деятельности, детских лагерей отдыха; 29) услуги по научно-технической обработке, реставрации, переплету и использованию архивных документов, совершенствованию делопроизводства; 30) услуги по обучению государственному языку и делопроизводству на государственном языке; 31) строительные материалы, производимые в республике и реализуемые индивидуальным застройщикам; 32) выполненные объемы работ подрядных, ремонтно-строительных, спецмонтажных организаций, осуществляющих строительные и спецмонтажные работы в частном жилищном строительстве; 33) выполненные объемы работ в жилищном строительстве по договорам, заключенным с Узжилсбербанком по строительству жилья для физических и юридических лиц; 34) услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров, а также иностранных грузов через территорию Республики Узбекистан (транзитные перевозки); 35) юридические лица, в общей численности которых работает пятьдесят процентов инвалидов, кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью. | Налоговый кодекс (статья 71). |
15. | По нулевой ставке облагаются: — экспорт товаров (работ, услуг), за исключением случаев реализации товаров (работ, услуг) в государства, которые применяют по отношению к экспорту товаров (работ, услуг) в Республику Узбекистан режим обложения налогом. | Налоговый кодекс (статья 72). |
16*. | При исчислении налога на имущество юридических лиц налогооблагаемая база уменьшается на стоимость: — объектов, используемых для природоохранных, санитарно-очистных целей и пожарной безопасности; — объектов, используемых для производства, хранения и селекции сельскохозяйственной продукции, выращивания, улова и переработки рыбы; — транспортных средств предприятий и организаций дорожного хозяйства, занятых на работах по ремонту и содержанию дорог. Налогом не облагается имущество юридических лиц: — вновь созданных, занимающихся туристической деятельностью в городах Самарканде, Бухаре, Хиве и Ташкенте, на период с момента создания до получения первой прибыли, но на срок не более трех лет с момента их регистрации. В случае ликвидации этих юридических лиц до истечения года после установленного льготного периода сумма налога взимается в полном размере за весь период их деятельности; — в общей численности которых работает не менее пятидесяти процентов инвалидов, кроме занимающихся торговлей, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью; — вновь созданных— в течение двух лет с момента регистрации. Указанная льгота по налогу не распространяется на предприятия, созданные на базе производственных мощностей и основных фондов ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, а также на юридические лица, созданные при предприятиях, при условии, если они работают на оборудовании, арендованном у этих предприятий. Местными органами власти могут предоставляться дополнительные льготы налогоплательщикам, имущество которых находится на их территории. | Налоговый кодекс (статья 92). |
17*. | От уплаты земельного налога освобождаются юридические лица: 2) учреждения культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, независимо от подчиненности, за земельные участки, отведенные для осуществления возложенных на них задач; 4) с иностранными инвестициями, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в течение двух лет с момента регистрации; 5) если в общей численности их работников инвалиды составляют не менее пятидесяти процентов, кроме юридических лиц, занимающиеся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью; 7) вновь созданные, занимающиеся туристической деятельностью в городах Самарканде, Бухаре, Хиве и Ташкенте, на период с момента создания до получения первой прибыли, но на срок не более трех лет с момента их регистрации. В случае ликвидации юридических лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части первой настоящей статьи, до истечения года после установленного льготного периода сумма налога взимается в полном размере за весь период их деятельности. | Налоговый кодекс (статья 102). |
18*. | От уплаты экологического налога освобождаются: юридические лица, в общей численности которых работает не менее пятидесяти процентов инвалидов, кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью. | Налоговый кодекс (статья 113). |
19*. | От уплаты налога за пользование водными ресурсами освобождаются юридические лица: — учреждения здравоохранения, использующие минеральные подземные воды в лечебных целях, за исключением случаев, когда они используют минеральную воду для реализации в торговой сети; — занимающиеся фармацевтической деятельностью и использующие воду для изготовления лекарственных средств; — в общей численности которых инвалиды составляют не менее пятидесяти процентов, кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью. | Налоговый кодекс (статья 119). |
См. последующую редакцию.
(приложение № 1 в редакции постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 июня 2001 г., № 276 — СЗ РУ, 2001 г., № 12, ст. 83)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Наименование органа | Функции по поддержке развития малого и среднего бизнеса |
Республиканский координационный совет по стимулированию развития малого и частного предпринимательства | Обеспечение реализации государственной политики стимулирования развития малого и среднего бизнеса и частного предпринимательства. Координация деятельности органов государственного управления и рыночной инфраструктуры по поддержке развития малого и среднего бизнеса и частного предпринимательства: соблюдения их гарантий и льгот, доступа к кредитным ресурсам для финансирования инвестиционных проектов в том числе за счет иностранных кредитных линий. Организация мониторинга и разработка механизма конкурсного отбора инвестиционных проектов и предложений. Разработка механизма финансирования инвестиционных проектов и предложений, решение проблемных вопросов кредитования, обеспечение при этом жесткого контроля за устранением фактов волокиты, бюрократизма и негативных явлений. Создание системы учета принятых к финансированию инвестиционных проектов, систематический анализ хода их реализации, эффективности и целевого использования выделенных кредитных ресурсов. |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, городов и районов | Государственная регистрация субъектов малого и среднего бизнеса. Установление льгот по местным налогам и сборам для субъектов малого и среднего бизнеса. Разработка территориальных программ развития малого и среднего бизнеса. Предоставление в аренду или выставление на продажу нежилых помещений для предприятий малого и среднего бизнеса. |
Палата товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана | Организация работ по практической реализации решений Республиканского координационного совета по стимулированию развития малого и частного предпринимательства. Представление интересов малого и среднего бизнеса в органах государственной власти и управления. Ведение реестра субъектов малого и среднего бизнеса на основе государственного регистра. Организация деятельности по привлечению иностранных инвестиций для развития предприятий малого и среднего бизнеса, проведения мониторинга результативности реализации инвестиционных проектов, в том числе по привлекаемым зарубежным кредитным линиям, на всех стадиях инвестиционного цикла. Оказание содействия в вопросах, связанных с ведением первичного учета и отчетности, эффективным использованием финансовых ресурсов, возможностями привлечения инвестиций, экспорта продукции, профессионального обучения кадров. Координация мероприятий по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых Бизнес-фондом, страховым агентством «Мадад», Узтадбиркорбанком. Организация международных выставок и ярмарок. |
Национальный банк внешнеэкономической деятельности, банк «Асака», Узтадбиркорбанк, коммерческие банки, предоставляющие кредиты и обслуживающие кредитные линии | Привлечение зарубежных кредитных линий для кредитования субъектов малого и среднего бизнеса. Предоставление кредитов за счет собственных и привлеченных кредитных ресурсов, кредитных линий внебюджетных фондов, международных финансовых организаций и иностранных банков. Комплексная экспертиза инвестиционных проектов. Контроль за целевым использованием кредитных средств. Оказание широкого круга банковских услуг (факторинговых, лизинговых, кредитных, предоставление гарантий и т. п.). |
Бизнес-фонд, а также другие внебюджетные фонды | Открытие кредитных линий в коммерческих банках для предоставления кредитов субъектам малого и среднего бизнеса. Участие в уставном капитале малых и средних предприятий. Оказание технического содействия в форме предоставления консультационных и информационных услуг. Содействие развитию инфраструктуры. Предоставление гарантий, обязательств и поручительств под получаемые кредиты и иных форм поддержки. |
Страховые компании «Мадад», «Кафолат», «Узагросугурта» и др. | Страхование рисков субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе под заключенные контракты. Выдача страховых гарантий, необходимых для получения кредитов, в том числе иностранных коммерческих банков. |
Госкомимущество Республики Узбекистан | Содействие в поиске зарубежных партнеров для организации совместных предприятий, рынков сбыта для реализации экспортной продукции, информационного обеспечения о конъюнктуре мирового рынка, передовых технологиях производства продукции. |
Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан | Оказание помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в правильном начислении ими налогов и ведении бухгалтерского учета. Обеспечение строгого соблюдения Указа Президента Республики Узбекистан от 8 августа 1996 г. № УП-1503 «Об упорядочении проверок и совершенствование координации деятельности контролирующих органов» в части координации проверок субъектов малого и среднего бизнеса, недопущения длительного отвлечения предприятий от производственной деятельности из-за необоснованных многократных проверок хозяйствующих субъектов, а также внедрение упрощенной системы налогообложения субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. |
Агентство по внешним экономическим связям | Регистрация субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве участников внешнеэкономической деятельности. |
Минмакроэкономстат Республики Узбекистан | Внесение вновь образованных предприятий малого и среднего бизнеса в государственный регистр и выдача им соответствующего номера государственной регистрации. Ведение государственной статистической отчетности по субъектам малого и среднего бизнеса. Анализ динамики создания, ликвидации предприятий малого и среднего бизнеса по их организационно-правовым формам в территориальном и отраслевом разрезах с отражением основных показателей их деятельности. |
Центральный банк Республики Узбекистан | Установление общего порядка открытия расчетных счетов субъектов малого и среднего бизнеса в коммерческих банках; инкассации наличной валюты, поступающей в предприятия малого и среднего бизнеса в качестве налично-денежной выручки. Установление общих правил кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. |
Министерство юстиции Республики Узбекистан | Государственная регистрация в Министерстве юстиции, его органах на местах и публикация в средствах массовой информации нормативных актов министерств, госкомитетов, ведомств и органов государственной власти на местах по вопросам малого и среднего предпринимательства. Государственная регистрация договоров залога. Государственная регистрация совместных предприятий и акционерных обществ в сфере малого и среднего бизнеса. Обеспечение контроля за исполнением законодательства, в том числе по вопросам, связанным с развитием малого и среднего бизнеса. |
См. последующую редакцию.
(приложение № 2 в редакции постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 января 2003 г. № 17 — СЗ РУ, 2003 г., № 1-2, ст. 11)
См. последующую редакцию.
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 1998 г. № УП-1987 «О мерах по дальнейшему развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса» и определяет механизм отбора проектов и открытия финансирования в рамках кредитных линий иностранных банков, предоставленных для развития малого и среднего предпринимательства.
См. последующую редакцию.
2. Приоритетное право на финансирование за счет иностранных кредитных линий имеют инвестиционные проекты, предусматривающие производство:
3. Кредиты для реализации инвестиционных проектов за счет иностранных кредитных линий предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса: микрофирмам, малым и средним предприятиям.
См. последующую редакцию.
4. Финансирование инвестиционных проектов за счет иностранных кредитных линий осуществляется по типовым или индивидуальным проектам по выбору субъекта предпринимательства.
См. предыдущую редакцию.
5. Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства полного комплекса услуг по разработке и подбору полного пакета технико-экономической и юридической документации, необходимого для получения кредита, осуществляется:
— по типовым проектам — Республиканской инжиниринговой компанией «Узинвестпроект», Агентством по внешним экономическим связям Республики Узбекистан и коммерческими банками;
(абзац второй пункта 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 января 2003 г., № 17 — СЗ РУ, 2003 г., № 1-2, ст.11)
См. последующую редакцию.
6. Экспертиза проекта, проведение конкурса и включение проекта в соответствующую кредитную линию осуществляются уполномоченным банком, которому предоставлена эта кредитная линия.
См. предыдущую редакцию.
7. Разработку типовых инвестиционных проектов с использованием минитехнологий и компактного оборудования по иностранным кредитным линиям осуществляет Узинвестпроект совместно с Агентством внешним экономическим связям Республики Узбекистан, исходя из условий кредитования уполномоченных банков — исполнителей иностранных кредитных линий.
(абзац первый пункта 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 января 2003 г. № 17 — СЗ РУ, 2003 г., № 1-2, ст. 11)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
8. Уполномоченный банк в двухнедельный срок производит предварительную экспертизу типовых проектов на предмет их экономической эффективности. При положительном результате предварительной экспертизы типовые проекты утверждаются руководством Агентства по внешним экономическим связям и уполномоченного банка.
См. последующую редакцию.
(пункт 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 января 2003 г., № 17 — СЗ РУ, 2003 г., № 1-2, ст.11)
9. После утверждения типового проекта уполномоченный банк объявляет в средствах массовой информации или доводит до субъектов малого и среднего бизнеса информацию о типовых проектах и условия проведения конкурса (тендера) на предоставление кредитов для реализации этих проектов.
См. последующую редакцию.
10. Потенциальный заемщик (субъект малого или среднего предпринимательства) подает свою заявку с указанием проектной цели, либо выбранного им типового проекта в подразделение уполномоченного банка, которому предоставлена иностранная кредитная линия. К заявке прилагается пакет документов по обеспечению кредита в соответствии с установленными банком требованиями.
Территориальные центры по информационно-консультационной поддержке малого и среднего предпринимательства оказывают практическую помощь заемщику в оформлении заявки на участие в тендере.
См. последующую редакцию.
11. Для рассмотрения заявок на получение кредита и определения победителя тендера в учреждении уполномоченного банка создается постоянно действующая конкурсная комиссия во главе с руководителем территориальной Палаты товаропроизводителей и предпринимателей, в состав которой входят уполномоченные для подписания документов представители:
территориальных центров по информационно-консультационной поддержке малого и среднего предпринимательства;
См. последующую редакцию.
а) рассматривает представленные предпринимателем документы, проводит обследование имеющейся у него производственной базы на соответствие заявленной цели и установленным приоритетам;
б) отрабатывает технический и организационный порядок предоставления кредита, контроля за его целевым использованием и обеспечения своевременного возврата;
в) выносит на рассмотрение конкурсной комиссии заявки на получение кредитов с соответствующими экспертными заключениями.
13. Конкурсная комиссия подводит итоги конкурса и объявляет его победителя с выдачей ему соответствующего заключения, в котором дается краткая характеристика проекта, проведенная работа по обеспечению всех требований кредиторов.
14. Заключение, подписанное всеми членами конкурсной комиссии и утвержденное ее председателем, является основанием для рассмотрения кредитным комитетом банка и принятия решения о предоставлении кредита.
15. Максимальный срок от даты подачи потенциальным заемщиком заявки с полным пакетом документов в уполномоченный банк до подписания соответствующего кредитного договора не должен превышать двух месяцев.
16. При заключении комиссии о недостаточности у потенциального заемщика собственных средств, необходимых для выполнения условий получения иностранного кредита, субъект малого или среднего предпринимательства вправе увеличить уставный фонд предприятия за счет средств Бизнес-фонда.
Конкурсная комиссия разрабатывает условия и порядок увеличения уставного фонда заемщика, которые подписываются всеми членами конкурсной комиссии, созданной в уполномоченном банке, и утверждаются ее председателем.
В соответствии с разработанным порядком Бизнес-фонд обязан в месячный срок осуществить свой долевой вклад в уставный фонд предприятия.
См. последующую редакцию.
17. Страхование имущества потенциального заемщика, в том числе заложенного под обеспечение кредита, осуществляется одним из указанных в пункте 11 настоящего Порядка страховых агентств, в строгом соответствии с их уставами.
18. При желании субъекта малого и среднего предпринимательства получить финансирование под индивидуальный проект он обращается с соответствующей заявкой в Узинвестпроект или инжиниринговые компании, созданные при банках, обслуживающих иностранные кредитные линии, о разработке технико-экономического обоснования, бизнес-плана и другой технической документации, необходимой для включения в кредитную линию иностранного банка.
См. последующую редакцию.
19. По завершении подготовки полного пакета документов Узинвестпроект (соответствующая инжиниринговая компания) составляет:
а) заключение, в котором дается краткая характеристика проекта, проведенная работа по обеспечению всех требований кредиторов;
б) рекомендации банку, уполномоченному на исполнение соответствующей кредитной линии, с подробной аргументацией включения данного проекта в эту линию;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
20. Стоимость услуг Узинвестпроекта, соответствующих инжиниринговых компаний при коммерческих банках по подготовке индивидуальных проектов может по желанию субъекта малого и среднего бизнеса включаться в сумму предоставляемого ему кредита.
21. Максимальный срок от даты подачи заявки на разработку индивидуального проекта до подготовки полного пакета документов в Узинвестпроекте (соответствующей инжиниринговой компании) не должен превышать двух месяцев.
22. Рассмотрение в коммерческом банке заявки потенциального заемщика на финансирование индивидуального проекта осуществляется в порядке, аналогичном предусмотренному для типовых проектов.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 1 утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан 24 декабря 2003 г. № 563 — СЗ РУ, 2003 г., № 24, ст.240)
2. Постановление Кабинета Министров от 26 июля 1995 года № 292 «О вопросах организации и деятельности агентства «Мадад»:
а) пункт 3 после слов «порядок страхования» дополнить словами «(включая страхование залогов, предоставленных под обеспечение получаемых кредитов предприятиями малого и среднего бизнеса)»;
б) по тексту приложения № 4 указания на «Бизнес-фонд» заменить словами: «банк, осуществляющий кредитование предприятий малого и среднего бизнеса».
См. последующую редакцию.