Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 19 мая 2011 года № ПП-1531 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Президента Республики Узбекистан».
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2005 г. № ПП-10 «О дальнейшем развитии жилищного строительства и рынка жилья» и в целях привлечения и аккумулирования финансовых средств для широкого внедрения системы льготного долгосрочного ипотечного кредитования индивидуальных заемщиков на строительство, реконструкцию и приобретение жилья для собственных нужд населения:
привлечение и аккумулирование долгосрочных кредитов, инвестиций и грантов международных и зарубежных финансовых институтов, других источников пополнения средств Фонда для развития ипотечного кредитования;
открытие, на договорной основе, кредитных линий акционерному коммерческому банку «Ипотека-банк» и другим банкам, участвующим в ипотечном кредитовании (далее — банки), для последующего предоставления ими кредитов индивидуальным заемщикам на строительство, реконструкцию и приобретение жилья для собственных нужд (далее — индивидуальный заемщик);
Фонд образуется при Министерстве финансов Республики Узбекистан и является некоммерческой организацией с правами юридического лица;
Исполнительный директор Фонда назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
содержание исполнительной дирекции Фонда осуществляется за счет средств Фонда на основании сметы расходов, утверждаемой Попечительским советом по управлению Фондом в порядке, установленном для бюджетных организаций.
состав Попечительского совета по управлению Фондом поддержки ипотечного кредитования согласно приложению № 1;
структуру исполнительной дирекции Фонда поддержки ипотечного кредитования с численностью управленческого персонала 5 единиц согласно приложению № 2;
Положение о Фонде поддержки ипотечного кредитования и механизме формирования и использования средств Фонда согласно приложению № 3.
привлечение к решению задач, поставленных перед Фондом, заинтересованных государственных и негосударственных организаций;
осуществление контроля за деятельностью исполнительной дирекции Фонда, особенно в части формирования источников поступлений, своевременности открытия и погашения кредитных линий.
льготные долгосрочные кредиты, инвестиции и гранты международных и зарубежных финансовых институтов;
средства государственного бюджета, предусматриваемые в Инвестиционной программе Республики Узбекистан;
доходы от процентов по открываемым банкам для ипотечного кредитования кредитным линиям и от размещения временно свободных средств Фонда в государственные краткосрочные казначейские обязательства и на депозиты в банках, а также по операциям на рынке ценных бумаг;
50 процентов средств, поступающих от аукционной продажи прав пожизненного наследуемого владения земельными участками под индивидуальное жилищное строительство;
для пополнения источников формирования средств осуществлять выпуск и реализацию ипотечных и жилищных облигаций, а также других ценных ипотечных бумаг, участвовать в аукционных торгах;
открытие кредитных линий банкам на возвратной основе на срок не менее 15 лет с трехлетним льготным периодом и процентной ставкой, утверждаемой Попечительским советом по управлению Фондом по каждой кредитной линии, на реконструкцию и приобретение жилья, а также на новое строительство из расчета на одного индивидуального заемщика соответственно в сумме до 2500- и 3000-кратного размера минимальной заработной платы, но не выше 75 процентов стоимости строительства, реконструкции и приобретения жилья.
7. Освободить Фонд от всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, за исключением единого социального платежа.
8. Установить, что при выявлении фактов нецелевого использования средств банками вся сумма выявленного нецелевого использования подлежит досрочному погашению с применением штрафных санкций, предусмотренных в заключенном договоре между Фондом и банком, на счет Фонда.
9. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента ежегодно не позднее 1 ноября отчетного года представлять Фонду исходные данные об отводимых под жилищную застройку земельных участков и объемах жилищного строительства на прогнозируемый год.
10. В абзаце третьем пункта 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2005 г. № ПП-10 слово «двухлетним» заменить словом «трехлетним».
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2005 г. № ПП-69
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2005 г. № ПП-69
Ашрафханов Б.Б. | — | первый заместитель министра финансов, председатель Попечительского совета |
Рофиев К.Т. | — | первый заместитель председателя Центрального банка, заместитель председателя Попечительского совета |
Хасанов С.С. | — | заместитель министра экономики, заместитель председателя Попечительского совета |
Члены Попечительского совета: | ||
Ханов Н.М. | — | заведующий ИАД по вопросам коммунальной сферы, транспорта, капитального строительства и стройиндустрии Кабинета Министров |
Хасанов С.С. | — | заместитель министра внешних экономических связей, инвестиций и торговли |
Очилов М.К. | — | заместитель председателя Госархитектстроя |
по должности | — | заместитель председателя Госкомдемонополизации |
Имомалиев А.М. | — | председатель Республиканской биржи недвижимости |
Абдуллаев Т.М. | — | первый заместитель председателя Госкомземгеодезкадастра |
Шорахбаров Р. К. | — | председатель АКБ «Ипотека-банк» |
по должности | — | директор исполнительной дирекции Фонда поддержки ипотечного кредитования |
(приложение № 1 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан 20 сентября 2005 г. № 185 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 37-38, ст. 284)
1. Фонд поддержки ипотечного кредитования (далее —Фонд) создан в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2005 г. № ПП-10 «О дальнейшем развитии жилищного строительства и рынка жилья» и призван аккумулировать долгосрочные кредиты, инвестиции и гранты международных и зарубежных финансовых институтов, средства государственного бюджета и другие поступления и источники для развития ипотечного кредитования.
2. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, другими актами законодательства Республики Узбекистан и настоящим Положением.
3. Фонд образуется при Министерстве финансов Республики Узбекистан, является некоммерческой организацией с правами юридического лица и имеет самостоятельный баланс, счет в Центральном банке Республики Узбекистан, в том числе в иностранной валюте, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан.
4. Средства Фонда используются акционерным коммерческим банком «Ипотека-банк» и другими банками, участвующими в ипотечном кредитовании (далее — банки), для последующего предоставления ими ипотечных кредитов индивидуальным заемщикам на строительство, реконструкцию и приобретение жилья для собственных нужд (далее — индивидуальный заемщик).
5. Источники поступления и направления использования средств Фонда в установленном порядке включаются ежегодно в Инвестиционную программу Республики Узбекистан с сохранением целевой направленности формирования и использования средств и отражаются в балансе Фонда.
6. Средства Фонда аккумулируются на специальном счете Фонда в РКЦ Главного управления Центрального банка Республики Узбекистан по городу Ташкенту.
9. Целью деятельности Фонда является обеспечение банков финансовыми ресурсами для широкого внедрения системы льготного долгосрочного ипотечного кредитования индивидуальных заемщиков, особенно в малых городах и сельской местности.
привлечение и аккумулирование долгосрочных кредитов, инвестиций и грантов международных и зарубежных финансовых институтов, других источников пополнения средств Фонда для развития ипотечного кредитования;
открытие, на договорной основе, кредитных линий банкам для последующего предоставления ими кредитов индивидуальным заемщикам на строительство, реконструкцию и приобретение жилья для собственных нужд;
См. предыдущую редакцию.
совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан, банками проводит работу по привлечению льготных долгосрочных кредитов, инвестиций и грантов международных и зарубежных финансовых институтов и других источников для развития ипотечного кредитования;
(абзац второй пункта 11 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 20 сентября 2005 г. № ПП-185 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 37-38, ст. 284)
разрабатывает и представляет в установленные сроки в Министерство экономики и Министерство финансов Республики Узбекистан проекты поступления и использования средств Фонда для включения в Инвестиционную программу Республики Узбекистан;
проводит системный мониторинг и ведет учет средств Фонда в разрезе источников поступлений и основных направлений их использования;
осуществляет целенаправленную работу по совершенствованию порядка формирования и использования средств Фонда;
в пределах своих полномочий принимает меры или вносит в установленном порядке предложения по устранению нарушений и недостатков в использовании средств Фонда;
вносит в соответствующие органы предложения по совершенствованию нормативно-правовых актов по формированию и использованию средств Фонда;
размещает на рынке ипотечные и жилищные облигации и другие ценные ипотечные бумаги, а также принимает участие в аукционных торгах;
создает банк данных по отводу и жилищно-коммунальной застройке земельных участков, а также изучает тенденции развития строительства объектов жилищного и коммунального хозяйства;
а) льготные долгосрочные кредиты, инвестиции и гранты международных и зарубежных финансовых институтов;
б) средства Государственного бюджета, предусматриваемые в Инвестиционной программе Республики Узбекистан;
в) доходы от процентов по открываемым банкам для ипотечного кредитования кредитным линиям и от размещения временно свободных средств Фонда в государственные краткосрочные казначейские обязательства и на депозиты в банках, а также по операциям на рынке ценных бумаг;
г) 50 процентов средств, поступающих от аукционной продажи права пожизненного наследуемого владения земельным участком под индивидуальное жилищное строительство;
а) льготные долгосрочные кредиты, инвестиции и гранты международных и зарубежных финансовых институтов, привлекаемые в установленном порядке правительством, другими государственными и негосударственными организациями отражаются на счете Фонда по мере их получения;
б) Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, перечисляют 50 процентов средств, поступивших от аукционной продажи права пожизненного наследуемого владения земельными участками под индивидуальное жилищное строительство, на счет Фонда;
в) средства государственного бюджета, предусмотренные в Инвестиционной программе Республики Узбекистан в пределах лимитов капитальных вложений, перечисляются Фонду в установленном порядке исходя из потребности, на основании заявки исполнительной дирекции Фонда;
г) средства, указанные в подпунктах «в» и «д» пункта 12 настоящего положения, зачисляются на счет Фонда по мере их поступления.
покрытие затрат по уплате разницы в процентных ставках по привлекаемым и предоставляемым кредитным ресурсам и расходов по обслуживанию кредитов, получаемых от международных и зарубежных финансовых институтов;
Временно свободные средства Фонда в установленном порядке могут размещаться в государственные краткосрочные казначейские обязательства, на депозиты в банках, а также на рынке ценных бумаг.
15. Кредитные линии открываются банкам на возвратной основе на срок не менее 15 лет с трехлетним льготным периодом и процентной ставкой, определяемой Попечительским советом по управлению Фондом по каждой кредитной линии, имея в виду, что процентная ставка по ипотечным кредитам, предоставляемым индивидуальным заемщикам, не может превышать 5 процентов годовых.
При задержке со стороны банков возврата полученных средств начисляется пеня в размере 0,04 процента за каждый просроченный день от суммы задолженности.
16. Объем средств кредитных линий, открываемых банкам, определяется на основании их заявок, где отражается количество одобренных банком заявок от индивидуальных заемщиков на получение ипотечного кредита.
Объемы запрашиваемых кредитов на реконструкцию и приобретение жилья, а также на новое строительство не должны превышать из расчета на одного индивидуального заемщика соответственно в сумме до 2500- и 3000-кратного размера минимальной заработной платы и 75 процентов стоимости строительства, реконструкции и приобретения жилья.
Порядок выдачи кредитов индивидуальным заемщикам регулируется согласно Положению об ипотечном кредитовании жилищного строительства, реконструкции и приобретения жилья.
17. Срок рассмотрения Фондом заявки банка не должен превышать 10 рабочих дней с даты получения заявки, в течение которых исполнительная дирекция Фонда открывает кредитную линию или выдает письменный обоснованный отказ в удовлетворении заявки.
Фонд удовлетворяет поданные банками заявки на кредитные ресурсы при условии допуска Центральным банком коммерческих банков на аукцион кредитных ресурсов, проводимых на Республиканской валютной бирже.
18. Открытие кредитной линии производится па основании договора, заключаемого между Фондом и банком.
В договоре отражаются сумма, процентная ставка с указанием маржи банка и адресность открываемой банку кредитной линии, сроки и условия, а также права и ответственность сторон и другие вопросы в соответствии с требованиями законодательства.
19. Средства Фонда не подлежат изъятию или использованию на нужды, не предусмотренные пунктом 14 настоящего Положения. Средства, выделяемые из Государственного бюджета и не использованные Фондом в текущем году, не подлежат изъятию и могут использоваться в последующий период в соответствии с целевым назначением.
20. Банки, участвующие в ипотечном кредитовании индивидуальных заемщиков, обязаны письменно уведомлять Фонд при изменении наименования, реорганизации, изменении профиля деятельности, а также отзыве Центральным банком лицензии на занятие банковской деятельностью.
банков — о количестве поступивших заявок от индивидуальных заемщиков на получение ипотечного кредита, прогнозе и состоянии использования ими выделенных средств Фонда и других данных, необходимых для мониторинга целевого использования средств Фонда и определения объемов финансовых ресурсов для открытия кредитных линий;
См. предыдущую редакцию.
Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан — о прогнозе и возможностях привлечения льготных долгосрочных кредитов, инвестиций и грантов международных и зарубежных финансовых институтов;
(абзац пятый пункта 21 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 20 сентября 2005 г. № ПП-185 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 37-38, ст. 284)
Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента — о прогнозе и фактическом состоянии выделения земельных участков под жилищное строительство и показателях строительства, реконструкции и приобретения жилья.
б) в установленном порядке и сроки представлять в Министерство финансов квартальную и годовую отчетность;
в) оказывать содействие банкам в проведении единой политики при ипотечном кредитовании индивидуальных заемщиков за счет средств Фонда.
привлекает к решению задач, поставленных перед Фондом, заинтересованные государственные и негосударственные организации;
осуществляет контроль за деятельностью исполнительной дирекции Фонда, особенно в части формирования источников поступления, своевременности открытия кредитных линий банкам и возврата от них выделенных средств;
заслушивает отчеты исполнительной дирекции Фонда, руководителей заинтересованных министерств, ведомств и организаций о проводимых мерах по широкому внедрению ипотечного кредитования индивидуальных заемщиков;
вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения, направленные на широкое внедрение системы льготного долгосрочного ипотечного кредитования индивидуальных заемщиков;
25. Исполнительным органом Фонда является исполнительная дирекция, структура управления и численность которой определяются в установленном порядке.
Содержание исполнительной дирекции Фонда осуществляется за счет средств Фонда на основании сметы расходов, утверждаемой Попечительским советом по управлению Фондом в порядке, установленном для бюджетных организаций.
проведение целенаправленной работы по привлечению долгосрочных финансовых средств для формирования ресурсной базы Фонда, направляемой на ипотечное кредитование индивидуальных заемщиков;
проведение мониторинга за целевым и эффективным использованием средств Фонда, своевременным возвратом выданных банкам средств.
27. Исполнительная дирекция Фонда составляет бухгалтерскую отчетность об исполнении доходов и расходов Фонда и после утверждения Попечительским советом по управлению Фондом в установленные сроки представляет ее Министерству финансов и Министерству экономики Республики Узбекистан.
28. Исполнительный директор Фонда назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
несет персональную ответственность за организацию деятельности исполнительной дирекции в соответствии с возложенными на Фонд задачами и функциями;
по согласованию с Попечительским советом по управлению Фондом организует в установленном порядке совместные проверки с участием соответствующих подразделений Министерства финансов Республики Узбекистан целевого и эффективного использования средств Фонда, выделенных из государственного бюджета и привлеченных за счет кредитов под гарантию правительства, рассматривает их результаты, принимает по ним решения и необходимые меры по устранению выявленных недостатков;
30. Подготовка, рассмотрение и утверждение проекта прогноза поступлений и использования средств Фонда осуществляются в увязке с разработкой и утверждением параметров Государственного бюджета и Инвестиционной программы Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
31. Исполнительная дирекция Фонда ежегодно на основе полученной исходной информации от Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, банков и других ведомств, а также на основе системного мониторинга, проведенного в течение отчетного периода, разрабатывает проект прогноза поступления и использования средств Фонда на следующий календарный год и представляет Попечительскому совету по управлению Фондом на утверждение.
(пункт 31 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 20 сентября 2005 г. № ПП-185 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 37-38, ст. 284)
32. В прогнозе поступления и использования средств Фонда, утвержденном Попечительским советом по управлению Фондом в целом на прогнозируемый год, в том числе по кварталам, отражаются:
расходы на открытые кредитных линий банкам для кредитования индивидуальных заемщиков, на покрытие затрат, образуемых по обслуживанию получаемых долгосрочных кредитов, инвестиций и грантов, а также на содержание исполнительной дирекции Фонда.
33. Исполнительная дирекция Фонда несет ответственность за законность и строго целевое направление средств Фонда, а также за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности по деятельности Фонда.
34. Ответственность за правильность и целевое использование средств, полученных по кредитным линиям Фонда, и своевременность их возврата несут банки.
35. Исполнительная дирекция Фонда систематически в установленном порядке проводит мониторинг целевого использования средств Фонда.
Мониторинг целевого использования коммерческими банками средств Фонда осуществляется исполнительной дирекцией Фонда, а по целевому использованию средств, выделенных из Государственного бюджета и привлеченных за счет кредитов под гарантию правительства, — совместно с соответствующими подразделениями Министерства финансов Республики Узбекистан.
При выявлении фактов нецелевого использования средств банками вся сумма выявленного нецелевого использования подлежит досрочному погашению с применением штрафных санкций, предусмотренных в заключенном договоре между Фондом и банком, на счет Фонда.
36. Контроль за законностью и строго целевым направлением исполнительной дирекцией Фонда средств Фонда осуществляется Попечительским советом по управлению Фондом.
37. Взыскание не возвращенных в срок банками средств фонда по кредитной линии осуществляется в порядке, установленном законодательством.