Комментарий LexUz
Настоящий Указ утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 10 августа 2017 года № УП-5147 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан».
В целях расширения полномочий Счетной палаты Республики Узбекистан, обеспечения более глубокого и всестороннего анализа бюджетного процесса и контроля за его выполнением:
глубокое и тщательное изучение процесса формирования макроэкономических показателей и параметров проекта Государственного бюджета, осуществление их критической оценки с позиций наиболее полного соответствия важнейшим приоритетам проводимой политики по углублению рыночных реформ и либерализации экономики, принятым целевым комплексным программам экономического и социального развития республики;
проведение постатейного, пофакторного анализа формирования и исполнения доходной части Государственного бюджета в отраслевом и территориальном разрезах, оценку реальности и напряженности прогнозных показателей по основным статьям доходов бюджета, обратив особое внимание на выявление резервов в топливно-энергетическом комплексе, добывающей промышленности, в сфере производства потребительских товаров и торговле, других доходообразующих отраслях и сферах экономики;
осуществление мониторинга за финансовым состоянием хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса, контроль за целевым, рациональным и эффективным использованием бюджетных средств и внебюджетных фондов, выделяемых на развитие сельского и водного хозяйства;
См. последующую редакцию.
систематический анализ и контроль за формированием и реализацией местных бюджетов, их сбалансированностью, выработку предложений по оптимизации соотношения между республиканским и местными бюджетами, исходя из решения задачи наделения местных органов управления и самоуправления граждан реальными финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на них задач и функций;
См. последующую редакцию.
организацию и обеспечение контроля за исполнением Государственного бюджета и расходованием государственных средств, как на республиканском, так и на местном уровне. Выявление резервов по сокращению государственных расходов. Проведение проверок в центре и на местах законного, целевого и эффективного использования бюджетных средств, реализацию мер по предотвращению нарушений и злоупотреблений в их использовании;
См. последующую редакцию.
осуществление жесткого контроля за полнотой поступления, целевым, рациональным и эффективным использованием средств внебюджетных фондов — Республиканского дорожного фонда, Пенсионного фонда, Фонда развития школьного образования, Фонда содействия занятости, Фонда авансирования села, консолидируемых в составе Государственного бюджета;
См. последующую редакцию.
проведение глубокого анализа и оценки проводимой денежно-кредитной политики, принимаемых мер по укреплению национальной валюты, повышению ее покупательной способности, по оптимизации денежной массы и денежных агрегатов, резкому сокращению внебанковского оборота;
глубокий анализ состояния внешнеторгового оборота республики, оценку формирования и использования платежного баланса республики. Осуществление мониторинга за выполнением прогноза экспорта товаров (работ, услуг), обеспечением оптимизации импорта продукции, полнотой и своевременностью поступления экспортной выручки и продажи иностранной валюты. Изучение спроса и предложения на валюту на внутреннем валютном рынке, выработку предложений по динамике обменного курса, осуществление контроля за конвертируемостью национальной валюты;
критическую оценку объемов и целесообразности внешних заимствований, жесткий контроль за эффективным и рациональным использованием средств получаемых иностранных кредитов и грантов, а также за своевременным обслуживанием внешних кредитов, полученных правительством или под гарантию правительства;
См. последующую редакцию.
осуществление контроля за состоянием и движением золотовалютных резервов, анализ осуществляемых мер по управлению внешними активами и выработку предложений по их эффективному размещению и переразмещению в зарубежных банках, обеспечение надзора за операциями, проводимыми с золотовалютными резервами, в том числе с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
новую структуру и схему управления Счетной палаты Республики Узбекистан не предельной численностью 20 человек согласно приложениям №№ 1 и 2;
пункт 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 6 января 2005 года № УП-3536 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Узбекистан от 21 июня 2002 года № УП-3093 «О создании Счетной палаты Республики Узбекистан», а также приложение к данному Указу;
пункты 1 и 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 4 ноября 2002 года № УП-3157 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Узбекистан от 21 июня 2002 года № УП-3093 «О создании Счетной палаты Республики Узбекистан», а также приложение к данному Указу;
приложение № 3 к Указу Президента Республики Узбекистан от 21 июня 2002 года № УП-3093 «О создании Счетной палаты Республики Узбекистан».
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя государственного советника Президента Республики Узбекистан В.А. Голышева.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с указами Президента Республики Узбекистан от 21 июня 2002 г. № УП-3093 и от 4 апреля 2005 г. № УП-3592 и определяет основные задачи и полномочия Счетной палаты Республики Узбекистан (далее — «Счетная палата»).
2. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями и иными решениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
3. Счетная палата в своей деятельности подотчетна Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
4. Счетная палата является самостоятельным высшим органом финансового контроля, независимым и объективным в своих оценках, осуществляющим мониторинг и государственный надзор за целевым и эффективным исполнением Государственного бюджета Республики Узбекистан и внебюджетных целевых фондов, состоянием и движением активов и пассивов государства, воспроизводством, управлением и распоряжением золотовалютными резервами и внешними заимствованиями.
См. последующую редакцию.
5. Решения, принятые Счетной палатой в рамках представленных ей полномочий, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и управления, министерствами, ведомствами, хозяйствующими субъектами независимо от формы собственности и подчиненности, и должностными лицами.
6. Счетная палата осуществляет возложенные на нее функции на основании принципов законности, объективности, независимости и гласности.
глубокое и тщательное изучение процесса формирования макроэкономических показателей и параметров проекта Государственного бюджета, осуществление их критической оценки с позиций наиболее полного соответствия важнейшим приоритетам проводимой политики по углублению рыночных реформ и либерализации экономики, принятым целевым комплексным программам экономического и социального развития республики;
проведение постатейного, пофакторного анализа формирования и исполнения доходной части Государственного бюджета в отраслевом и территориальном разрезах, оценка реальности и напряженности прогнозных показателей по основным статьям доходов бюджета, обратив особое внимание на выявление резервов в топливно-энергетическом комплексе, добывающей промышленности, в сфере производства потребительских товаров и торговле, других доходообразующих отраслях и сферах экономики;
осуществление мониторинга за финансовым состоянием хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса, контроль за целевым, рациональным и эффективным использованием бюджетных средств и внебюджетных фондов, выделяемых на развитие сельского и водного хозяйства;
См. последующую редакцию.
систематический анализ и контроль за формированием и реализацией местных бюджетов, их сбалансированностью, выработка предложений по оптимизации соотношения между республиканским и местными бюджетами, исходя из решения задачи наделения местных органов управления и самоуправления граждан реальными финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на них задач и функций;
См. последующую редакцию.
организация и обеспечение контроля за исполнением Государственного бюджета и расходованием государственных средств, как на республиканском, так и на местном уровнях. Выявление резервов по сокращению государственных расходов. Проведение проверок в центре и на местах законного, целевого и эффективного использования бюджетных средств, реализация мер по предотвращению нарушений и злоупотреблений в их использовании;
См. последующую редакцию.
осуществление жесткого контроля за полнотой поступления, целевым, рациональным и эффективным использованием средств внебюджетных фондов — Республиканского дорожного фонда, Пенсионного фонда, Фонда развития школьного образования, Фонда содействия занятости, консолидируемых в составе Государственного бюджета;
См. последующую редакцию.
проведение глубокого анализа и оценки проводимой денежно-кредитной политики, принимаемых мер по укреплению национальной валюты, повышению ее покупательной способности, по оптимизации денежной массы и денежных агрегатов, резкому сокращению внебанковского оборота;
глубокий анализ состояния внешнеторгового оборота республики, оценка формирования и использования платежного баланса республики. Осуществление мониторинга за выполнением прогноза экспорта товаров (работ, услуг), обеспечением оптимизации импорта продукции, полнотой и своевременностью поступления экспортной выручки и продажи иностранной валюты. Изучение спроса и предложения на валюту на внутреннем валютном рынке, выработка предложений по динамике обменного курса, осуществление контроля за конвертируемостью национальной валюты;
критическая оценка объемов и целесообразности внешних заимствований, жесткий контроль за эффективным и рациональным использованием средств получаемых иностранных кредитов и грантов, а также за своевременным обслуживанием внешних кредитов, полученных правительством или под гарантию Правительства;
См. последующую редакцию.
осуществление контроля за состоянием и движением золотовалютных резервов, анализ осуществляемых мер по управлению внешними активами и выработка предложений по их эффективному размещению и переразмещению в зарубежных банках, обеспечение надзора за операциями, проводимыми с золотовалютными резервами, в том числе с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
8. В соответствии с возложенными задачами Счетная палата осуществляет функции надзора, мониторинга и аналитическую работу, включая:
системное изучение процессов формирования макроэкономических показателей, бюджетно-налоговых и денежно-кредитных параметров, соблюдения их соответствия законодательным требованиям;
осуществление мониторинга за исполнением доходной части Государственного бюджета в целом и по регионам в разрезе источников, полнотой поступления платежей от налоговых и таможенных органов;
анализ деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса, сферы потребительского рынка, торговли, строительства и других доходообразующих отраслей, направленный на выявление резервов дополнительных поступлений средств в бюджет;
анализ и оценка предложений по достижению оптимальности соотношения между республиканским и местными бюджетами в целях повышения роли местных органов управления и самоуправления граждан в развитии регионов и в целом общества, осуществление проверок по вопросам формирования доходов и расходования средств со стороны местных органов власти;
осуществление контроля над исполнением расходной части Государственного бюджета по статьям, в целом, в отраслевом и в территориальном разрезе;
проведение проверок эффективного и целевого (по назначению) расходования государственных средств в разрезе отраслей и предприятий с реализацией мер по предотвращению нарушений и злоупотреблений в их использовании;
осуществление контроля за расходованием средств органами государственного управления, финансируемыми из государственного бюджета;
осуществление мониторинга финансового состояния хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса, рационального и эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на ирригационные мероприятия и улучшение мелиоративного состояния земель;
анализ и изучение отклонений в бюджетном процессе, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного законодательства;
организация проверок и осуществление контроля за формированием доходов, рационального и эффективного использования средств внебюджетного Республиканского дорожного и Пенсионного фондов, Фонда развития школьного образования, Фонда содействия занятости, консолидируемых в составе Государственного бюджета;
анализ и контроль за целевым движением денежных средств по счетам Фонда расчетов за сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд, и Фонда государственного стимулирования оснащения села сельскохозяйственной техникой при Министерстве финансов Республики Узбекистан;
проведение глубокого анализа и оценки проводимой денежно-кредитной политики, принимаемых мер по укреплению национальной валюты, оптимизации — денежной массы и денежных агрегатов;
глубокое изучение положения в сфере денежного обращения, оценка и контроль за реализацией мер по резкому сокращению внебанковского денежного оборота;
осуществление контроля за законностью проведения экспортных и импортных операций, своевременным и полным поступлением экспортной валютной выручки, а также поступления средств в бюджет по обязательным платежам от импорта товаров (работ, услуг);
надзор за воспроизводством и операциями с золотовалютными резервами страны, в том числе драгоценными металлами и драгоценными камнями, обеспечение прозрачности всего процесса движения золотовалютных резервов государства, с целью исключения каналов и возможностей потерь и злоупотреблений;
анализ отчетностей и балансовых расчетов по управлению внешними активами, контроль обоснованности и эффективности размещения и переразмещения золотовалютных ресурсов в зарубежных банках;
проведение мониторинга за управлением государственным внешним долгом и контроль за своевременным его обслуживанием, организация предметных проверок по вопросам эффективного использования средств иностранных кредитов, привлеченных от имени Правительства Республики Узбекистан или под его гарантию;
проведение анализа и обеспечение контроля по вопросам, связанным с реализацией государственной собственности в зарубежных странах;
координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций по вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты;
См. последующую редакцию.
запрашивать и получать в установленном порядке от государственных органов власти и управления, ведомств, предприятий и организаций, банков информацию и документацию по вопросам, входящим в ее компетенцию;
организовывать проверки для реализации возложенных на Счетную палату задач и функций, направлять по их результатам обязательные для исполнения предписания;
для проведения проверок в пределах своей компетенции привлекать к участию в них государственные органы и их представителей, негосударственные аудиторские службы и отдельных специалистов;
выдавать соответствующее заключение по всем вопросам, подлежащим предварительному согласованию со Счетной палатой;
вносить предложения, по результатам контрольных мероприятий, с целью совершенствования законодательства, улучшения деятельности государственных органов, предприятий и организаций;
получать письменные объяснения от должностных лиц проверяемой организации по вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты;
запрашивать и получать от Министерства финансов и Центрального банка Республики Узбекистан сведения о движении государственных средств по счетам Государственного бюджета и единым казначейским счетам.
10. Структура и предельная численность Счетной палаты утверждаются Президентом Республики Узбекистан.
11. Счетную палату возглавляет Председатель Счетной палаты, который назначается и освобождается от должности решением Президента Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
принимает участие в заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и ее комитетов, заседаниях Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его комитетов, а также заседаниях Кабинета Министров Республики Узбекистан при рассмотрении вопросов, касающихся деятельности Счетной палаты;
представляет Президенту Республики Узбекистан и палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан отчеты о проделанной работе;
являются должностными лицами, ответственными за реализацию конкретных направлений деятельности Счетной палаты в соответствии с задачами и функциями, определенными настоящим Положением;
в пределах своей компетенции, самостоятельно решают вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты;
имеют право присутствовать на заседаниях комитетов палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, коллегий органов исполнительной власти и других государственных органов при рассмотрении вопросов, касающихся деятельности Счетной палаты;
не могут заниматься коммерческой и предпринимательской деятельностью, кроме преподавательской и научной работы.
14. Внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между инспекторами, порядок ведения дел, подготовки и проведения контрольных мероприятий определяется Регламентом Счетной палаты, утверждаемым Председателем Счетной палаты.
15. При Счетной палате образуется Коллегия, персональный состав который утверждается Президентом Республики Узбекистан.
При переходе членов Коллегии при Счетной палате на другую работу в ее состав включаются лица, вновь назначенные на их должности.
16. Члены Коллегии при Счетной палате обеспечивают изучение и подготовку, участвуют в обсуждении и принятии решений по вопросам, рассматриваемым на заседаниях Коллегии, вносят предложения по совершенствованию ее работы.
См. последующую редакцию.
17. Заседания Коллегии при Счетной палате проводятся на регулярной основе по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Коллегии.
На заседания Коллегии могут приглашаться, в зависимости от характера рассматриваемых вопросов, руководители министерств и ведомств, хозяйственных объединений, банков, а также специалисты и эксперты.
18. По итогам заседания Коллегии простым большинством принимается решение, которое подписывается председательствующим на заседании. В экстренных случаях решение Коллегии может быть принято опросным путем, с последующим утверждением на очередном ее заседании.
19. Материалы проверок, содержащие информацию ограниченного доступа, рассматриваются на закрытых заседаниях Коллегии. Принятые на этих заседаниях решения оформляются в установленном порядке.
20. Секретарь Коллегии оповещает членов Коллегии и приглашенных лиц о дате, времени и месте проведения заседания Коллегии, оформляет и, при необходимости, рассылает им необходимые материалы, организует протоколирование заседаний Коллегии, оформление и, по согласованию с Председателем Счетной палаты, рассылку решений Коллегии.
21. Счетная палата организует свою деятельность на основе годовых программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения действенного системного контроля за вопросами, входящими в компетенцию Счетной палаты. Программы работ утверждаются на заседании Коллегии при Счетной палате.
См. последующую редакцию.
22. Ежегодный отчет о работе Счетной палаты представляется Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
23. Счетная палата поддерживает связи с высшими органами финансового контроля зарубежных стран и их международными объединениями, имеет право заключать с ними соглашения о сотрудничестве.
24. Реорганизация или упразднение Счетной палаты осуществляется на основании решения Президента Республики Узбекистан.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к Указу Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2005 года № УП-3592
к Указу Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2005 года № УП-3592
По должности | — | председатель Счетной палаты Республики Узбекистан — председатель коллегии |
Азимов Р. С. | — | первый заместитель Премьер-министра, министр экономики Республики Узбекистан |
Голышев В. А. | — | первый заместитель государственного советника Президента Республики Узбекистан |
Ахадов А. А. | — | председатель комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам бюджета и экономических реформ |
Иминов Б. М. | — | председатель комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам бюджета и экономических реформ |
Рахимов С. Б. | — | министр финансов |
Мустафаев Б. М. | — | министр юстиции |
Муллажанов Ф. М. | — | председатель Центрального банка |
Парпиев Б. Р. | — | председатель Государственного налогового комитета |
Матлюбов Б. А. | — | председатель Государственного таможенного комитета |
Нажимов Н.Э. | — | председатель Агентства внешних экономических связей |
Розикулов У.У. | — | начальник Информационно-аналитического департамента Кабинета Министров по вопросам внешних связей |
Дадакузиев Б. М. | — | председатель Агентства драгоценных металлов и драгоценных камней при Центральном банке |
Мирходжаев 3. С. | — | председатель правления Национального банка внешнеэкономической деятельности |
Абдуллаев Э. С. | — | начальник управления Службы национальной безопасности |
Кучерский Н. И. | — | генеральный директор Навоийского горно-металлургического комбината |
Хамракулов А. И. | — | ведущий инспектор Счетной палаты, секретарь коллегии |
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.