Основными задачами настоящего Закона являются обеспечение соблюдения принципов и гарантий свободы информации, реализации права каждого свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать, распространять, использовать и хранить информацию, а также обеспечение защиты информации и информационной безопасности личности, общества и государства.
Законодательство о принципах и гарантиях свободы информации состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о принципах и гарантиях свободы информации, то применяются правила международного договора.
информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от источников и формы их представления;
собственник информации — юридическое или физическое лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение информацией, на средства которого данная информация приобретена или получена иным законным способом;
защита информации — меры по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий;
информационные ресурсы — отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других);
См. последующую редакцию.
информационная сфера — сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, обработкой и потреблением информации;
информационная безопасность — состояние защищенности интересов личности, общества и государства в информационной сфере;
владелец информации — юридическое или физическое лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение информацией в пределах прав, установленных законом или собственником информации;
конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством;
массовая информация — документированная информация, печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц;
документированная информация — информация, зафиксированная на материальном носителе, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан каждый обладает правом беспрепятственно искать, получать, исследовать, распространять, использовать и хранить информацию.
Доступ к информации может быть ограничен только в соответствии с законом и в целях защиты прав и свобод человека, основ конституционного строя, нравственных ценностей общества, духовного, культурного и научного потенциала, обеспечения безопасности страны.
Основными принципами свободы информации являются открытость и гласность, общедоступность и достоверность.
акты законодательства о правах и свободах граждан, порядке их реализации, а также устанавливающие правовой статус органов государственной власти и управления, органов самоуправления граждан, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций;
сведения об экологической, метеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической, чрезвычайной ситуациях и другая информация, необходимая для обеспечения безопасности населения, населенных пунктов, производственных объектов и коммуникаций;
сведения, имеющиеся в открытых фондах библиотек, архивов и информационных систем юридических лиц, функционирующих на территории Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Органы государственной власти и управления, органы самоуправления граждан, общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации обязаны передавать средствам массовой информации сообщения о событиях, фактах, явлениях и процессах, представляющих интерес для общества, в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
См.: статью 35 Закона Республики Узбекистан «О средствах массовой информации», часть вторая статьи 10, статья 12 Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», пункт 20 Положения о порядке подготовки и распространения информационных ресурсов Республики Узбекистан на сети передачи данных, включая Интернет, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 26 марта 1999 года № 137.
Средства массовой информации несут совместно с источником и автором информации ответственность за достоверность распространяемой информации в установленном законом порядке.
Комментарий LexUz
Согласно статьи 11 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа к информации» средства массовой информации обязаны проверять достоверность публикуемой информации и несут совместно с источником информации ответственность за ее достоверность. К тому же, Уголовным кодексом Республики Узбекистан предусмотрена уголовная ответственность за дискредитацию конкурента, а также клевету и оскорбление в средствах массовой информации. Более подробно см. ст.ст. 139, 140, 158 и 192 Уголовного кодекса.
Государство защищает право каждого на поиск, получение, исследование, распространение, использование и хранение информации. Не допускается ограничение права на информацию в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Органы государственной власти и управления, органы самоуправления граждан, общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации и должностные лица обязаны в установленном законодательством порядке обеспечивать каждому возможность ознакомления с информацией, затрагивающей его права, свободы и законные интересы, создавать доступные информационные ресурсы, осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.
Комментарий LexUz
Cм. статью 7 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа к информации», статья 14 Закона «Об информатизации», часть первая статьи 30 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».
См. предыдущую редакцию.
Каждый имеет право непосредственно либо через своих представителей обращаться с запросом на получение информации в устной, письменной форме, в том числе в электронной форме через информационную систему.
(часть первая статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 29 декабря 2015 года № ЗРУ-396 — СЗ РУ, 2015 г., № 52, ст. 645)
В письменном запросе должны содержаться имя, отчество, фамилия, адрес обращающегося (для юридического лица — его реквизиты) и наименование запрашиваемой информации или ее характер. Запросы подлежат регистрации в установленном порядке.
Комментарий LexUz
См. предыдущую редакцию.
В письменном запросе может быть указан электронный адрес обращающегося. Указание в письменном запросе электронного адреса является согласием обращающегося на получение ответа на запрос в электронной форме через информационную систему.
(статья 9 дополнена частью третьей Законом Республики Узбекистан от 29 декабря 2015 года № ЗРУ-396 — СЗ РУ, 2015 г., № 52, ст. 645)
См. предыдущую редакцию.
Ответ на письменный запрос, в том числе направленный в виде электронного документа, должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее пятнадцати дней с даты получения запроса, если иное не установлено законодательством.
(часть четвертая статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 29 декабря 2015 года № ЗРУ-396 — СЗ РУ, 2015 г., № 52, ст. 645)
См. предыдущую редакцию.
В случае невозможности предоставления запрашиваемой информации в срок, предусмотренный в частях четвертой и пятой настоящей статьи, обратившемуся за ее получением направляется уведомление об отсрочке.
(часть шестая статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 29 декабря 2015 года № ЗРУ-396 — СЗ РУ, 2015 г., № 52, ст. 645)
Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации не должна превышать двух месяцев с даты подачи запроса. Уведомление об отсрочке направляется лицу, обратившемуся за информацией, в недельный срок с даты получения запроса.
дата, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. В случае, если орган или должностное лицо не обладают запрашиваемой информацией, они обязаны в срок не более пяти дней с даты получения запроса сообщить об этом лицу, обратившемуся за информацией.
Комментарий LexUz
Согласно статьи 8 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа к информации» информация по запросу, затрагивающая права и законные интересы обратившегося, предоставляется бесплатно. За предоставление иной информации может взиматься плата по соглашению сторон.
Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, если она является конфиденциальной или в результате ее раскрытия может быть причинен ущерб правам и законным интересам личности, интересам общества и государства.
Уведомление об отказе в предоставлении запрашиваемой информации направляется обратившемуся с запросом лицу в пятидневный срок с даты его получения.
В уведомлении об отказе должна быть указана причина, по которой запрашиваемая информация не может быть предоставлена.
Собственник, владелец конфиденциальной информации, обязан уведомлять лиц, запрашивающих информацию, о действующих ограничениях доступа к этой информации.
Лица, которым неправомерно отказано в предоставлении информации, а также лица, получившие на свой запрос недостоверную информацию, имеют право на возмещение причиненного им материального ущерба или компенсацию морального вреда в установленном законом порядке.
Комментарий LexUz
См. статью 985 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Защите подлежит любая информация, противоправное обращение с которой может причинить ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
Государственная политика в области обеспечения информационной безопасности направлена на регулирование общественных отношений в информационной сфере и определяет основные задачи и направления деятельности органов государственной власти и управления, а также место и роль органов самоуправления граждан, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, граждан в области обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства.
Информационная безопасность личности обеспечивается путем создания необходимых условий и гарантий свободного доступа к информации, защиты тайны частной жизни, защиты от противоправных информационно-психологических воздействий.
Не допускается сбор, хранение, обработка, распространение и использование информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей тайну частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме случаев, установленных законодательством.
Комментарий LexUz
Для подробной информации статьи 166 — 168 и главу 21 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.
Запрещается использование информации о физических лицах в целях причинения им материального ущерба и морального вреда, а также воспрепятствования в реализации их прав, свобод и законных интересов.
Комментарий LexUz
См.:статьи 191, 2446, 2781 Уголовного кодекса, статьи 46, 155, 2022 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан.
Юридические и физические лица, получающие, владеющие и использующие информацию о гражданах, несут предусмотренную законом ответственность за нарушение порядка использования этой информации.
Средства массовой информации не вправе раскрывать источник информации или автора, подписавшегося псевдонимом, без их согласия. Источник информации или имя автора могут быть раскрыты только по решению суда.
недопущения противоправного информационно-психологического воздействия на общественное сознание, манипулирования им;
сохранения и развития духовных, культурных и исторических ценностей общества, научного и научно-технического потенциала страны;
создания системы противодействия информационной экспансии, направленной на деформацию национального самосознания, отрыв общества от исторических и национальных традиций и обычаев, дестабилизацию общественно-политической обстановки, нарушение межнационального и межконфессионального согласия.
реализации мер экономического, политического, организационного и иного характера по противодействию угрозам безопасности в информационной сфере;
защиты государственных секретов и государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа к ним;
интеграции Республики Узбекистан в мировое информационное пространство и современные телекоммуникационные системы;
защиты от распространения информации, содержащей публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности, суверенитета Республики Узбекистан, захвату власти или отстранению от власти законно избранных или назначенных представителей власти и совершению иных посягательств на государственный строй;
противодействия распространению информации, содержащей пропаганду войны и насилия, жестокости, идей терроризма и религиозного экстремизма, направленной на разжигание социальной, национальной, расовой и религиозной вражды.
Лица, виновные в нарушении законодательства о принципах и гарантиях свободы информации, несут ответственность в установленном порядке.
Комментарий LexUz
См. статьи 46, 155, 218 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и статью 143 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, статьу 10 Закона Республики Узбекистан «О связи».