Комментарий LexUz
Настоящее Положение утратило силу в соответствии с постановлением Министерства финансов и Государственного комитета Республики Узбекистан по управлению государственном имуществом и поддержке предпринимательства от 2 июня 2009 года №№ 59 и 01-16-18/13 «О признании утратившим силу Положения о порядке предоставления бюджетными организациями в аренду сторонним предприятиям и организациям временно неиспользуемого государственного имущества» (рег. № 869-2 от 10.06.2009 г.).
1.1. Настоящее Положение разработано на основе Гражданского кодекса Республики Узбекистан, Закона Республики Узбекистан «Об аренде», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 сентября 1999 года № 414 «О совершенствовании порядка финансирования бюджетных организаций» и других законодательных и нормативных актов и определяет порядок предоставления на территории Республики Узбекистан бюджетными организациями в аренду сторонним предприятиям и организациям временно неиспользуемого государственного имущества.
1.2. К объектам аренды относятся: здания, сооружения (а также их части), производственное оборудование, помещения, транспортные средства и другие долгосрочные активы, предоставление в аренду которых не запрещено законодательством.
арендодатель — бюджетная организация, имеющая статус юридического лица, которая может предоставлять в аренду временно неиспользуемый объект аренды, числящийся на ее балансе;
арендатор — юридическое лицо, получившее государственное имущество во временное пользование на условиях платности, срочности, возвратности и сохранности.
1.4. Государственное имущество, находящееся на балансе бюджетных организаций, не может быть передано в аренду, если в результате этого снизится объем и/или ухудшится качество оказываемых услуг и/или возрастут расходы по основной деятельности и/или это приведет к превышению предусмотренных лимитов финансирования.
1.5. Права и обязанности субъектов арендных отношений определяются в соответствии с законодательством и отражаются в договоре аренды.
1.6. Памятники истории и культуры, являющиеся государственной собственностью, могут предоставляться в аренду в соответствии с действующим законодательством.
2.2. В случае аренды имущественного комплекса, включающего группы движимого и недвижимого имущества, на каждую группу имущества должен быть заключен отдельный договор.
2.3. Договоры аренды заключаются сроком до 1 года и могут быть перезаключены в установленном порядке.
См. последующую редакцию.
содержание информации, необходимой арендодателю для осуществления мониторинга и контроля за целевым использованием имущества, переданного в аренду, а также сроки представления такой информации арендатором арендодателю;
2.5. Нормы, описанные в пунктах 3.14 и 3.15 настоящего Положения в обязательном порядке должны быть закреплены в договоре аренды.
2.6. Все изменения в условия арендного договора должны быть внесены по согласованию сторон и зафиксированы дополнением к договору или путем аннулирования прежнего и составления нового договора. К данному процессу применяются правила настоящего Положения.
3.1. Арендная плата может устанавливаться только в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.
3.4. Размеры арендной платы за нежилые помещения, сдаваемые бюджетными организациями, должны быть не ниже ставок, определяемых соответственно Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента по сдаваемым в аренду нежилым помещениям государственной и коммунальной собственности.
3.5. Размеры арендной платы по нежилым помещениям не включают стоимость коммунального и эксплуатационного обслуживания. Стоимость коммунального и эксплуатационного обслуживания должны быть возмещены арендатором арендодателю отдельно от платежей по аренде следующим образом:
в случае если арендатор арендует здание или сооружение целиком и/или занимается производственной или другой деятельностью с потреблением электричества, газа и воды, коммунальные расходы оплачиваются по указателям электросчетчиков, водомеров и газомеров, специально установленных. Прочие коммунальные и эксплуатационные расходы арендодателя возмещаются арендатором пропорционально занимаемым площадям;
в случае если арендатор арендует часть здания или сооружения и занимается непроизводственной деятельностью, установление электросчетчиков водомеров и газомеров не требуется и расходы арендодателя по коммунальным и эксплуатационным услугам возмещаются арендатором пропорционально занимаемым площадям.
3.6. Размеры платежей по коммунальным и эксплуатационным услугам должны быть рассчитаны арендодателем, указаны в договоре аренды и могут изменяться в связи с изменениями тарифов поставщиков коммунальных и эксплуатационных услуг. Изменения размеров платежей по коммунальным и эксплуатационным услугам вносятся дополнительным соглашением к договору аренды.
3.7. Арендодатель, при расчете с поставщиками коммунальных и эксплуатационных услуг, оплачивает из средств бюджета, выделенных в пределах лимита на финансирование коммунальных и эксплуатационных расходов, стоимость фактически потребленных им коммунальных и эксплуатационных услуг за вычетом стоимости потребленных арендатором коммунальных и эксплуатационных услуг. Оставшуюся часть арендодатель оплачивает за счет средств, полученных от арендатора в счет оплаты коммунальных и эксплуатационных услуг.
3.8. Необходимые измерительные приборы устанавливаются арендодателем за счет арендных платежей арендатора. Контроль за наличием и исправностью электросчетчиков, водомеров и газомеров возлагается на арендодателя.
3.9. Минимальные размеры годовой арендной платы по другим видам государственного имущества, сдаваемого бюджетными организациями, определяются следующим образом:
по имуществу, включенному в состав основных средств до 1995 года, размеры годовой минимальной арендной платы исчисляются из расчета 30% от балансовой стоимости имущества;
по имуществу, включенному в состав основных средств после 1995 года, размеры годовой минимальной арендной платы исчисляются из расчета 20% от балансовой стоимости имущества;
3.10. Периодичность и сроки внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды и должны быть не реже квартальных.
3.11. Расчеты по арендным платежам должны производиться арендатором за каждый срок арендных платежей в форме 100-процентной предоплаты на депозитный счет до востребования арендодателя.
3.12. Бюджетные организации обязаны направить в соответствующий местный бюджет 50% средств, полученных от предоставления временно неиспользуемого государственного имущества в аренду. Оставшуюся часть (50%) — в Фонд развития бюджетной организации.
3.13. После поступления арендных платежей на депозитный счет до востребования арендодателя, арендодатель в течение 5 банковских дней должен представить в обслуживающий банк платежное поручение на перечисление необходимой суммы в соответствующий местный бюджет (независимо от наличия картотеки на депозитном счете до востребования арендодателя).
3.14. При просрочке арендных платежей сроком более чем на 30 календарных дней, арендодатель должен направить в адрес арендатора письменное уведомление, в котором напоминается о необходимости произведения арендных платежей и предупреждение о возможности расторжения договора аренды в одностороннем порядке с соответствующим возмещением убытков с арендатора.
3.15. В случае наличия просрочки арендных платежей сроком более чем на 60 дней и по истечении 30 дней с даты получения арендатором уведомления, договор аренды расторгается в одностороннем порядке с взысканием с арендатора понесенных арендодателем убытков, при необходимости, в судебном порядке.
4.1. Арендодатель обязан предоставить арендатору, а арендатор по истечении срока аренды обязан вернуть, имущество точно в указанный в договоре срок, и в состоянии, соответствующее условиям договора и назначению имущества.
4.2. Имущество сдается арендатору и им возвращается вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества или его копией).
4.3. Прием и передача имущества при заключении и прекращении срока действия договора аренды производится в присутствии полномочных представителей сторон с составлением двустороннего передаточного акта, в котором указываются:
регистрационный номер договора аренды, присвоенный соответствующим государственным органом в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Положения;
техническое состояние передаваемого в аренду имущества либо принимаемого арендодателем, после истечения срока действия договора аренды;
4.4. В случае выявления арендатором (либо арендодателем) в ходе осмотра и проверки имущества нарушений и неисправностей, арендатор (либо арендодатель при возврате арендатором имущества по истечении срока действия или досрочного расторжения договора аренды) вправе отказаться от приема имущества и подписания акта приема передачи имущества до приведения имущества арендодателем (либо арендатором) в состояние, соответствующее условиям договора аренды.
4.6. Подготовка имущества к передаче, включая составление и представление на подписание передаточного акта, является обязанностью арендодателя и осуществляется за его счет.
4.7. Подготовка имущества к возврату, включая составление и представление на подписание передаточного акта, является обязанностью арендатора и осуществляется за его счет.
5.1. Договор может быть расторгнут досрочно судом по требованию арендодателя в случаях если арендатор:
пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями, несмотря на письменное предупреждение арендодателя;
5.2. Договор может быть расторгнут досрочно по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 3.15 настоящего Положения.
5.3. Договор должен быть расторгнут арендодателем не позднее завершения срока очередных арендных платежей, в случае если в период исполнения договора по ранее не учтенным условиям обнаружено, что имущество не может быть передано в аренду на основании пункта 1.4 настоящего Положения. При этом арендодатель обязан полностью возместить арендатору причиненные убытки.
арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;
переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не могли быть обнаружены им во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;
имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии непригодном для пользования.
5.5. Договором аренды могут быть предусмотрены и другие основания досрочного расторжения договора, не противоречащие законодательству.
6.1. Персональную ответственность за соблюдение требований законодательства при оформлении и заключении договора аренды государственного имущества несут главный бухгалтер и руководитель бюджетной организации.
6.2. Обеспечение своевременности поступления арендных платежей по договорам аренды возлагается на руководителя бюджетной организации.
6.3. В случае неисполнения сторонами обязательств, взятых в соответствии с договором аренды, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.
7.1. Контроль за надлежащим исполнением настоящего Положения возлагается на Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальные подразделения на местах.
7.2. Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов и его территориальные подразделения на местах обязаны в установленном порядке осуществлять проверки надлежащего исполнения договоров аренды, заключенных бюджетными организациями.
8.1. В связи с выходом настоящего Положения утрачивает силу Положение «О предоставлении государственного имущества в аренду», утвержденное Госкомимуществом Республики Узбекистан и зарегистрированное Министерством юстиции Республики Узбекистан 16 мая 1994 года за № 53.