№ | Наименование мероприятий | Вид и механизм реализации | Срок исполнения | Ответственные исполнители | Ответственные за контроль |
I. В сфере совершенствования работы коммерческих банков по оказанию услуг субъектам предпринимательства | |||||
1. | Обеспечение оказания банковских услуг путем общения руководителей всех коммерческих банков с обслуживаемыми субъектами предпринимательства с разделением их по классификации (хорошие, стандартные или средние и нуждающиеся в помощи). На основе результатов классификации клиентов создание системы увеличения производственных мощностей или расширения деятельности «хорошего» предпринимателя, финансовой поддержки «стандартного или среднего» предпринимателя и всесторонней финансовой поддержки для «нуждающегося» предпринимателя. | 1. Организация прямых встреч-бесед с каждым субъектом предпринимательства, которому оказываются банковские услуги, на основании списка и графика-таблицы, утвержденных Кабинетом Министров Республики Узбекистан. 2. Доведение информации о сути встреч-бесед, месте и времени их проведения до субъектов предпринимательства с помощью средств массовой информации и рекламы. 3. По результатам встреч-бесед разделение их на группы (хороший, стандартный или средний и нуждающийся в помощи). 4. Разработка и реализация Плана мер по поддержке хозяйствующих субъектов, разделенных по категории. | Август Август-сентябрь | Коммерческие банки, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента | Кабинет Министров Центральный банк |
2. | Совершенствование механизма кредитования текущей деятельности субъектов малого бизнеса. | Критический пересмотр и дальнейшее упрощение практики кредитования производственной деятельности субъектов малого бизнеса, сокращение излишних процедур, в первую очередь, внесение соответствующих изменений и дополнений в кредитную политику и внутренние порядки кредитования с особым акцентом на выделение краткосрочных и револьверных кредитов. | Сентябрь | Коммерческие банки | Центральный банк |
3. | Тесное сотрудничество с Агентством по развитию малого бизнеса и предпринимательства при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан (далее — Агентство) по финансированию проектов субъектов малого бизнеса и предпринимательства по производству и экспорту их продукции. | 1. Разработка и утверждение стратегии сотрудничества между Агентством и коммерческими банками. 2. Усиление продвижения услуг Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности и разъяснения сути его деятельности каждому субъекту предпринимательства. Широкое использование услуг Фонда при финансировании проектов субъектов предпринимательства. 3. Расширение перечня услуг Фонда путем анализа эффективности финансовых услуг Фонда и исходя из потребностей субъектов предпринимательства. | В течение 10 дней с начала деятельности Агентства Постоянно Постоянно | Министерство экономики и промышленности, коммерческие банки | Кабинет Министров Центральный банк Министерство экономики и промышленности |
4. | Изучение проблем субъектов предпринимательства в непосредственном сотрудничестве с общественными советами при Приемных Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей. | 1. Регулярная организация встреч с субъектами предпринимательства в сотрудничестве с общественными советами. 2. Принятие мер по оперативному решению вопросов, поднятых на заседаниях, и представление предложений и рекомендаций в соответствующие государственные органы. | На основании согласованных графиков | Коммерческие банки, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, заинтересованные министерства и ведомства, общественные советы | Кабинет Министров Центральный банк |
5. | Создание «офисов банковских услуг» в районах и городах для улучшения качества и спектра банковских услуг, предоставляемых предпринимателям. | Дальнейшее расширение сферы услуг создание в первую очередь в Хавастском районе 7 «офисов банковских услуг» Национального банка, Народного банка, Агробанка, Микрокредитбанка, Асакабанка и Кишлоккурилишбанка; принятие мер по увеличению количества «офисов банковских услуг» к концу 2019 года до 50 в Сырдарьинской области и до 80 в Андижанской области, а также не менее 100 в г.Ташкенте; внедрение в работе с предпринимателями «клиентоориентированного» метода, создание системы работы со своими клиентами как с «деловыми партнерами»; объединение в «центрах банковских услуг», открываемых в регионах, таких видов банковских услуг, которые необходимы прежде всего местному населению. | Сентябрь-декабрь | Коммерческие банки | Центральный банк |
6. | Широкое продвижение созданных удобств и возможностей по оказанию банковских услуг для малого бизнеса и частного предпринимательства, а также финансовой поддержке их инвестиционных проектов. | 1. Подготовка и раздача буклетов, материалов всем субъектам предпринимательства во всех регионах 2. Широкое освещение банковских услуг, реализуемых работ по поддержке проектов субъектов предпринимательства через специальные передачи на телевидении, в национальных и местных газетах и других средствах массовой информации. | В течение года постоянно На основании согласованного графика | Коммерческие банки, | Кабинет Министров Центральный банк |
II. В сфере поддержки и повышения эффективности инвестиционных проектов субъектов предпринимательства в регионах | |||||
7. | Расширение предоставления краткосрочных кредитов для обеспечения непрерывного функционирования субъектов предпринимательства, а также осуществления деятельности на полную мощность их профинансированных инвестиционных проектов. | Широкое применение в банковской практике системы предоставления в установленном порядке (по результатам встреч-бесед) краткосрочных и револьверных кредитов для текущей деятельности предприятий, которые приобрели технологии и оборудование за счет инвестиционных кредитов и на сегодняшний день не организовали деятельность на полную мощность. | Постоянно | Коммерческие банки | Центральный банк |
8. | Осуществление постоянного мониторинга по возврату кредитов, предоставленных субъектам малого бизнеса, принятие необходимых мер по каждому случаю несвоевременного возврата кредитов. | 1. Изучение причин возникновения просроченной задолженности по кредитам. 2. Предоставление в соответствующие хокимияты информации по результатам проведенного изучения, а также планов-графиков по погашению кредитов. | Постоянно | Коммерческие банки, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента | Кабинет Министров (Ортиков А.), Центральный банк (Холхужаев С., Захидов Б.) |
9. | Осуществление системного контроля возвращения льготных кредитов, предоставленных в рамках программ комплексного развития регионов, инвестиционных и отраслевых программ по обеспечению занятости и развития семейного предпринимательства. | 1. Проведение анализа возврата кредитов, предоставление информации по каждому просроченному платежу в соответствующие хокимияты, руководителям секторов для оказания практической помощи. 2. Расширение возможностей предоставления кредитов в регионах за счет своевременного погашения ранее выданных кредитов. 3. Оказание практической помощи по своевременному возврату кредитов на основании предоставленной информации со стороны банков. | До 10 числа каждого месяца Постоянно | Коммерческие банки Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, руководители секторов | Кабинет Министров Центральный банк |
10. | Внедрение практики заслушивания отчетов руководителей коммерческих банков и хокимиятов по исполнению графика своевременного возврата кредитов, предоставленных в разрезе банков и регионов. | 1. Утверждение графиков заслушивания отчетов хокимиятов и руководителей коммерческих банков. 2. Предоставление отчетов на основании конкретных расчетов. | Август По итогам каждого месяца | Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, коммерческие банки | Кабинет Министров Центральный банк |
11. | Повышение эффективности использования предоставленных кредитов, обеспечение своевременного возврата кредитов, внедрение механизмов оценки и поощрения руководителей коммерческих банков по итогам их деятельности. | 1. Обеспечение надлежащего анализа предоставленных бизнес-планов для получения кредитов, осуществление совместно с хокимиятами мониторинга целевого использования, своевременного ввода в эксплуатацию и выхода на полную мощность проектов. 2. Разработка и внедрение механизма оценки деятельности коммерческих банков по предоставлению и своевременному возврату кредитов, предоставленных предпринимателям. 3. На основании данного механизма внедрение системы поощрения руководителей филиалов, членов правления и кредитных комитетов банков. | Постоянно Август-сентябрь | Коммерческие банки, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, Центральный банк, Министерство финансов | Кабинет Министров Центральный банк |
III. В сфере финансового содействия коммерческих банков деятельности субъектов предпринимательства, | |||||
12. | Рекомендация коммерческим банкам с государственным участием в уставном капитале минимальной ставки доходности процентной маржи банков (спрэд) при выделении кредитов в иностранной валюте предприятиям, осуществляющим экспорт. | 1. Внедрение механизма формирования списка потенциальных экспортеров Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, а также его региональными управлениями и предоставления списка кандидатов коммерческим банкам для получения льготных кредитов. 2. Установление коммерческими банками с государственным участием минимальной ставки доходности (около 2 процентов) процентной маржи банков (спрэд) при выделении кредитов предприятиям-экспортерам из ресурсов, привлеченных от международных финансовых институтов и других целевых источников. | Сентябрь | Министерство инвестиций и внешней торговли, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, коммерческие банки, Министерство финансов | Кабинет Министров Центральный банк |
13. | Внедрение практики выдачи кредитов субъектам предпринимательства, фермерским хозяйствам и владельцам приусадебных земель, приобретающим сельскохозяйственные товары для экспорта, частично или полностью в наличной форме. | 1. Формирование региональными управлениями Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан списков предпринимателей — экспортеров, приобретающих сельскохозяйственные товары у субъектов предпринимательства, фермерских хозяйств и владельцев приусадебных земель за наличные средства, а также представление данных списков коммерческим банкам. 2. Внедрение механизмов выделения кредитов в наличной форме сроком на 90 дней с условием возврата за счет экспортных поступлений с учетом следующего: отсутствия задолженности по ранее выданным кредитам, а также проблем при подаче заявки на получение кредита в наличной форме наличия гарантийного письма региональных управлений Министерства инвестиций и внешней торговли; предоставления высоколиквидных активов в залог для получения кредита; предоставления информации региональным управлениям Министерства инвестиций и внешней торговли и Департаменту по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан для содействия в погашении ранее не погашенных кредитов. | Август-сентябрь | Министерство инвестиций и внешней торговли, коммерческие банки, Государственный таможенный комитет, Государственный налоговый комитет | Кабинет Министров Генеральная прокуратура (Йулдашев Н.), Центральный банк |
14. | Установление тарифов и комиссии при оказании банковских услуг хозяйствующим субъектам-экспортерам с учетом минимальной доходности путем пересмотра действующих ставок. | 1. При оказании банковских услуг предприятиям-экспортерам, включая платежи с банковских счетов (дебетовые обороты), а также при покупке и продаже иностранной валюты установление банковской комиссии не более 0,2 процента. 2. При предоставлении наличных средств субъектам предпринимательства установление ставки комиссионных платежей на уровне покрытия расходов, превышающем 0,5 процента. 3.Коренной пересмотр и оптимизация других тарифов и комиссии за предоставление банковских услуг предприятиям-экспортерам. | Август-сентябрь | Коммерческие банки, Министерство финансов, Центральный банк, Республиканская валютная биржа | Кабинет Министров Центральный банк |
15. | Расширение практики приема коммерческими банками страховых полисов Национальной страховой компании «Узбекинвест» при предоставлении кредитов субъектам предпринимательства, осуществляющим экспорт. | Внедрение Узнацбанком, Узпромстройбанком, Асакабанком совместно с Национальной страховой компанией «Узбекинвест» следующего механизма страхования риска погашения кредитов: страховая компания «Узбекинвест» заключает соответствующее соглашение либо договор с Узнацбанком, Узпромстройбанком и Асакабанком о размещении срочных целевых депозитов; коммерческие банки платят проценты по этим вкладам по рыночным ставкам; размер застрахованного кредита не должен превышать сумму депозита, размещенного в банках; коммерческие банки, в случае непогашения кредита, должны иметь право снимать деньги с данного депозита в пределах застрахованной суммы. | Август | Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство финансов, Национальная страховая компания «Узбекинвест», коммерческие банки | Кабинет Министров Министерство инвестиций и внешней торговли |
16. | Оказание комплексной поддержки субъектам предпринимательства, осуществляющим экспорт, с информированием и консультированием по существующим возможностям и условиям использования банковских услуг, а также развитие их деятельности. | Внедрение системы сотрудничества с хокимиятами, соответствующими министерствами и ведомствами при решении проблем субъектов предпринимательства, осуществляющих экспорт, всеми коммерческими банками. | Постоянно | Министерство инвестиций и внешней торговли и его региональные управления, коммерческие банки, местные хокимияты, соответствующие министерства и ведомства | Кабинет Министров Центральный банк |
IV. В сфере повышения объемов и качества банковских услуг, предоставляемых субъектам предпринимательства с широким использованием передовых информационно-коммуникационных технологий | |||||
17. | Дальнейшее расширение систем дистанционного обслуживания банковских счетов(банк-клиент, интернет-банкинг, мобильный банкинг, СМС-банкинг) субъектов предпринимательства посредством широкого использования современных информационно-коммуникационных технологий. | 1. Проведение на регулярной основе разъяснительных работ с субъектами предпринимательства о преимуществах использования систем дистанционного обслуживания банковских счетов и организация использования клиентами данных систем. 2. Обеспечение охвата не менее 50 процентов субъектов предпринимательства системами дистанционного обслуживания банковских счетов. | Постоянно До конца 2019 года | Коммерческие банки, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента | Кабинет Министров Центральный банк (Абдугафаров И.) |
18. | Создание инфраструктуры платежной системы «HUMO» во всех областях республики. | 1.Обеспечение бесперебойного функционирования действующей инфраструктуры платежной системы «HUMO» в г. Ташкенте, а также в Бухарской, Самаркандской и Ташкентской областях. 2.Полное обеспечение субъектов предпринимательства терминалами платежной системы «HUMO» в остальных областях республики и организация непрерывного функционирования платежной инфраструктуры по всей стране. | Постоянно Август — декабрь | Центральный банк, коммерческие банки | Центральный банк (Абдугафаров И.) |
19. | Создание субъектам предпринимательства возможности осуществления платежей круглосуточно в режиме 24/7 и внедрение ее в практику. | 1. Полноценный запуск в эксплуатацию Центра обработки данных. 2. Модернизация действующих автоматизированных банковских систем коммерческих банков на основе современных информационно-коммуникационных технологий и программных решений с целью подготовки их к круглосуточной работе в режиме 24/7. 3. Внедрение практики осуществления субъектами предпринимательства платежей в режиме 24/7. | До конца | Центральный банк, коммерческие банки | Центральный банк |
20. | Внедрение скоринговой модели оценки уровня кредитоспособности заемщика при выделении краткосрочных кредитов (в том числе револьверных кредитов) субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства для текущей деятельности, а также микрозаймов физическим лицам. | 1. Внедрение во всех коммерческих банках системы кредитования путем оценки уровня кредитоспособности заемщика на основе собственной скоринговой модели. 2. Внедрение ООО «Кредитное бюро «Кредитно-информационный аналитический центр» скоринговой модели, обеспечение ее интеграции с базами данных соответствующих организаций и создание условий по широкому использованию коммерческими банками результатов скорингового анализа. | Август Октябрь | Коммерческие банки, ООО «Кредитное бюро «Кредитно-информационный аналитический центр» | Центральный банк |
21. | Обеспечение беспрерывности обмена кредитной информацией при выделении онлайн-кредитов (в том числе револьверных кредитов) субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства для текущей деятельности, а также онлайн-микрозаймов физическим лицам. | 1. Внесение коммерческими банками совместно с программными разработчиками в программные комплексы банков технических изменений, предусматривающих оперативное выделение онлайн-кредитов. 2. Внесение в программный комплекс Государственного реестра кредитной информации Центрального банка Республики Узбекистан соответствующих изменений, обеспечивающих беспрерывность обмена информацией по онлайн-кредитам. | Август | Коммерческие банки, Центральный банк | Центральный банк |
V. В сфере расширения привлечения международных кредитных линий | |||||
22. | Расширение сотрудничества с международными финансовыми институтами и иностранными банками по привлечению льготных кредитных линий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства. | 1. Проведение инвентаризации существующих кредитных линий международных финансовых институтов и иностранных банков на предмет привлекательности хозяйствующих субъектов (выгодные условия кредитования и процентные ставки). 2. Проведение переговоров с соответствующими международными финансовыми институтами и иностранными банками об упрощении условий кредитных линий, которые не являются привлекательными для предпринимателей. 3. По итогам переговоров с зарубежными партнерами доведение объема привлекательных кредитных линий до 1 млрд долл. в 2019-2020 годах. | Сентябрь 2019 года Сентябрь-октябрь 2019 года В течение 2019-2020 годов | Министерство инвестиций и внешней торговли, коммерческие банки | Кабинет Министров Центральный банк |
23. | Организация систематического и эффективного развития кредитных линий в области сельского хозяйства в рамках проектов Группы Всемирного банка (МБРР, МСЭ), Азиатского банка развития и других международных финансовых институтов. | 1. Принятие необходимых мер по расширению кредитных линий международных финансовых институтов. 2. Обеспечение всесторонней поддержки инициаторам в финансировании проекта. 3. Оказание помощи инициаторам проекта в изучении эффективности существующих кредитных линий и проблем, с которыми они сталкиваются, а также решение их. | Постоянно | Министерство инветстиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства, Торгово-промышленная палата, коммерческие банки | Кабинет Министров |
24. | В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 19 июля 2019 года № УП-4399 дальнейшее расширение предпринимательского потенциала в рамках программы проекта Международного банка реконструкции и развития, увеличение проектов в области глубокой переработки продуктов сельского хозяйства и на основе этого развитие предпринимательства в Ферганской, Андижанской и Наманганской областях. | 1. Разработка и утверждение Положения об использовании кредитной линии и подписание соответствующих кредитных договоров с коммерческими банками о рефинансировании. 2. Предоставление субъектам предпринимательской деятельности в Ферганской долине подробной информации о кредитах и условиях программы. 3.Уделение особого внимания подготовке производственных проектов, включая переработку сельскохозяйственной продукции, помощь в разработке бизнес-планов и обеспечение эффективности кредитов. | Август-сентябрь 2019 года Постоянно Постоянно | Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства, Торгово-промышленная палата, коммерческие банки, хокимияты Андижанской, Ферганской и Наманганской областей | Кабинет Министров Центральный банк |
25. | Обеспечение полного информирования банками каждого клиента о проектах, их направлениях и условиях, которые могут финансироваться за счет иностранных кредитных линий. | 1. Обеспечение получения подробной информации работников филиалов банков о привлеченных кредитных линиях (условиях, необходимых документах и т.д.). 2. Усиление ответственности сотрудников банка за предоставление простого, ясного и всестороннего разъяснения предпринимателям и бизнесменам преимуществ использования иностранных кредитных линий для финансирования бизнес-проектов. 3. Проведение широкомасштабной кампании по информированию общественности об иностранных кредитных линиях через средства массовой информации. | Постоянно | Коммерческие банки, Национальное информационное агентство «УзА», НТРК | Кабинет Министров Центральный банк |
VI. В сфере обеспечения защиты прав клиентов банка | |||||
26. | Подготовка предложений по реструктризации, в порядке исключения, кредитов заемщиков, имущество которых подлежит сносу на основании решений хокимов. | Подготовка и внесение проекта постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан. | Февраль 2020 года | Центральный банк, коммерческие банки | Кабинет Министров |
27. | Разработка методических пособий по повышению финансовой грамотности субъектов предпринимательства «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства». | Разработка, утверждение, издание и распространение среди предпринимателей методических пособий по повышению финансовой грамотности субъектов предпринимательства «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства». | Ноябрь | Ассоциация банков Узбекистана, Министерство высшего и среднего специального образования, вузы с экономическим направлением, коммерческие банки | Кабинет Министров Центральный банк |