Комментарий LexUz
учитывая, что Республика Узбекистан и Российская Федерация являются участниками Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г., Конвенции о физической защите ядерного материала и ядерных установок от 26 октября 1979 г. (с изменениями от 8 июля 2005 г.), Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами от 5 сентября 1997 г.,
1. В целях осуществления сотрудничества, предусмотренного статьей 1 настоящего Соглашения, компетентные органы Сторон осуществляют контроль за выполнением уполномоченными организациями в рамках заключенных между ними договоров (контрактов) всех предпроектных, проектных, строительных, монтажных и пусконаладочных работ до выхода атомной электростанции на проектную мощность, обеспечением технического содействия в период гарантийного срока эксплуатации (в течение 2 лет с даты подписания генеральным подрядчиком и заказчиком акта о передаче блока заказчику в гарантийную эксплуатацию), изготовлением и поставкой оборудования, материалов и ядерного топлива, а также работ и услуг по оказанию содействия в развитии системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях.
5. Договоры (контракты) между узбекскими уполномоченными организациями и российскими уполномоченными организациями в рамках настоящего Соглашения заключаются по результатам проведения прямых переговоров между узбекскими уполномоченными организациями и российскими уполномоченными организациями. С учетом стратегической важности таких договоров (контрактов) для узбекской экономики и энергетического сектора при заключении таких договоров (контрактов) не проводятся конкурсные процедуры и не применяются правила и условия государственных закупок и торгов, определенные законодательством Республики Узбекистан. При необходимости компетентный орган Узбекской Стороны обеспечивает получение соответствующих разрешений на заключение прямых договоров (контрактов) между уполномоченными организациями в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, а также принимает меры, необходимые для реализации настоящего Соглашения.
Детальное распределение обязательств генерального подрядчика и заказчика, предусмотренных статьями 5 и 6 настоящего Соглашения, определяется в договорах (контрактах), заключаемых между генеральным подрядчиком и заказчиком.
В целях реализации настоящего Соглашения для создания в Республике Узбекистан системы регулирования безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, необходимой для выполнения национальной программы по атомной энергетике Республики Узбекистан, органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии государств Сторон осуществляют сотрудничество, в том числе с привлечением уполномоченных ими организаций, по вопросам регулирования ядерной и радиационной безопасности, надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также за системами учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, включая обучение и подготовку специалистов Республики Узбекистан на условиях, которые будут определены в договорах (контрактах), заключаемых между этими уполномоченными организациями.
2. Если в Республике Узбекистан принимается новое законодательство (за исключением законодательства, устанавливающего цены, тарифы, взносы и платежи на предоставленные Республикой Узбекистан коммунальные услуги), которое вступает в силу после даты подписания настоящего Соглашения и которое негативно сказывается на реализации настоящего Соглашения, наносит ущерб, ограничивает, ущемляет, умаляет, негативно влияет на стоимость договоров (контрактов), любые права, компенсации или защиту, предоставленные в соответствии с настоящим Соглашением или вытекающие из него или договоров (контрактов), заключенных в соответствии с настоящим Соглашением, прямо или косвенно дискриминирует или накладывает значительную финансовую нагрузку на российские уполномоченные организации, российские привлекаемые организации и организации третьих стран, привлекаемые российскими уполномоченными организациями, то такое законодательство не применяется к таким организациям до окончания срока гарантийной эксплуатации атомной электростанции.
3. Несмотря на положения пункта 2 настоящей статьи, российские уполномоченные организации, российские привлекаемые организации и организации третьих стран, привлекаемые российскими уполномоченными организациями, соблюдают любое новое законодательство, принятое узбекским органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии после даты подписания настоящего Соглашения. В связи с соблюдением такого законодательства узбекские уполномоченные организации обеспечивают быструю, адекватную и эффективную компенсацию российским уполномоченным организациям, российским привлекаемым организациям и организациям третьих стран, привлекаемым российскими уполномоченными организациями, на условиях, определенных в соответствующих договорах (контрактах) между узбекскими уполномоченными организациями и российскими уполномоченными организациями.
2. Оборудование, материалы, запасные части, устройства, приборы, ядерное топливо в виде готовых комплектных тепловыделяющих сборок и поглощающих стержней системы защиты и управления в объемах, необходимых для ввода в эксплуатацию и эксплуатации атомной электростанции, комплектующие изделия, документация, программы для электронных вычислительных машин (программное обеспечение), ввозимые российскими уполномоченными организациями, российскими привлекаемыми организациями и организациями третьих стран, привлекаемыми российскими уполномоченными организациями, в целях реализации настоящего Соглашения, а также иные товары по номенклатуре и в объемах, которые согласованы между российскими уполномоченными организациями и узбекскими уполномоченными организациями, в том числе необходимые для функционирования представительств российских уполномоченных организаций на территории Республики Узбекистан, освобождены от таможенных платежей, взимаемых на территории Республики Узбекистан.