Внедрение эффективных механизмов управления архитектурно-строительной сферой является важнейшим условием поднятия на качественно новый уровень градостроительной деятельности, направленной на создание современного облика территорий и благоприятных условий для жизни, а также осуществления предпринимательства.
Вместе с тем проведенный анализ выявил ряд системных проблем в организации государственного управления сферой строительства, препятствующих широкому внедрению современных методов, норм и правил градостроительства, развитию конкуренции, вхождению в рынок новых субъектов с инновационными идеями, разработками и технологиями. В частности:
первое, не проводится комплексный анализ состояния и тенденций развития градостроительной деятельности, рынка проектных и подрядных услуг, а также производства строительных материалов и, как следствие, не определены среднесрочные и перспективные направления градостроительного развития территорий;
второе, организационно-штатная структура органов архитектуры и строительства не позволяет мобилизовать имеющиеся ресурсы для обеспечения полного сопровождения процессов строительства и реконструкции, а также эффективного контроля за качеством строительно-монтажных работ;
третье, разрозненность функций органов архитектуры и строительства и низкий уровень внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в их деятельность не позволяют обеспечить максимальную прозрачность и оперативность оказания государственных услуг в сфере градостроительства;
четвертое, отсутствие генеральных планов большинства населенных пунктов негативно сказывается на комплексной застройке территорий, размещении производственных и инфраструктурных объектов, развитии предпринимательства и деловой активности, а также становится причиной принятия непроработанных решений в процессе строительства;
пятое, используемые нормативные документы в области технического регулирования значительно устарели и не учитывают инновационные методы проведения архитектурно-строительных работ, широкое применение энергоэффективных и энергосберегающих технологий, что негативно влияет на качество разработки проектно-сметной документации и строительства объектов;
шестое, преобладание в отдельных случаях узковедомственных интересов при организации строительных работ, а также внедрении инновационных идей и разработок является одной из причин нерационального использования бюджетных средств;
седьмое, не уделяется должное внимание применению государственно-частного партнерства в инициировании и реализации перспективных инвестиционных проектов в сфере строительства и промышленности строительных материалов, инновационных идей, разработок и технологий, а также совершенствовании инфраструктуры для внедрения инновационных продуктов;
восьмое, действующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров не позволяет эффективно реализовать задачи по ускоренному развитию архитектурно-строительной сферы, а низкий уровень материального стимулирования приводит к оттоку квалифицированных специалистов.
В целях создания современной системы управления архитектурно-строительной отраслью, позволяющей широко внедрять инновационные идеи, разработки и передовые информационно-коммуникационные технологии в сферу градостроительства, обеспечения прозрачности оказываемых услуг, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах и Концепцией административной реформы в Республике Узбекистан:
Министерство строительства Республики Узбекистан (далее — Министерство) на базе Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству;
См. последующую редакцию.
Фонд поддержки деятельности Министерства на базе Фонда развития и материального стимулирования и Фонда поддержки образовательных учреждений при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству.
Государственную инспекцию архитектурно-строительного надзора при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству в Инспекцию по контролю в сфере строительства при Министерстве;
См. последующую редакцию.
Республиканский центр стандартизации и сертификации в строительстве в Республиканский центр стандартизации в строительстве.
См. последующую редакцию.
Республиканскую комиссию по мониторингу за реализацией реформ и лицензированию деятельности в области строительства, передав ее функции по лицензированию соответствующих видов деятельности в сфере строительства Министерству;
Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству;
Центр по экономическому реформированию и ценообразованию в капитальном строительстве при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству.
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 3 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 22 мая 2018 года № УП-5445 — Национальная база данных законодательства, 23.05.2018 г., № 06/18/5445/1245)
См. последующую редакцию.
проведение единой научно-технической политики в сфере градостроительства и инженерно-технических изысканий для строительства, внедрение в строительную деятельность энергоэффективных и энергосберегающих инновационных проектов и решений, обеспечивающих повышение производительности труда, снижение стоимости строительно-монтажных работ, рациональное использование ресурсов;
организацию разработки и утверждения генеральной схемы расселения на территории республики, схем планировки территорий Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов, городов, генеральных планов населенных пунктов и иной градостроительной документации, ведение мониторинга их реализации;
См. последующую редакцию.
подготовку предложений по основным направлениям государственной политики в сфере градостроительства, разработку долгосрочных и среднесрочных государственных программ развития архитектурно-строительной деятельности, участие в подготовке отраслевых и региональных программ социально-экономического развития территорий;
осуществление координации проектного дела и строительной деятельности, повышение эффективности работы и расширение региональной сети проектно-изыскательских организаций, организацию разработки индивидуальных, типовых, повторно применяемых и экспериментальных проектов и проектных решений, проведение экспертизы градостроительной документации;
дальнейшее совершенствование и обновление нормативно-правовой базы градостроительства и градостроительной деятельности, координацию разработки ведомственных строительных норм и правил, проведение работ по стандартизации в области проектирования, строительства, производства строительных материалов и изделий;
оказание содействия в подготовке квалифицированных кадров в области архитектуры, проектирования и строительства, кардинальное повышение уровня и качества образовательного процесса в профильных образовательных учреждениях, осуществление переподготовки и повышения квалификации проектировщиков и специалистов строительной отрасли, в том числе в ведущих научно-исследовательских учреждениях за рубежом;
См. последующую редакцию.
является уполномоченным органом государственного управления, осуществляющим единую государственную политику в сфере архитектуры и строительства в Республике Узбекистан;
См. последующую редакцию.
осуществляет координацию деятельности АО «Узстройматериалы» в части разработки программных мер по углубленной переработке местного сырья, увеличению объемов и расширению ассортимента производства конкурентоспособной, экспортоориентированной строительной продукции, а также удовлетворению внутреннего спроса на новые виды качественных строительных материалов;
См. последующую редакцию.
финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.
См. последующую редакцию.
осуществление контроля за комплексной застройкой населенных пунктов в строгом соответствии с утвержденными генеральными планами, неукоснительным соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства о градостроительстве, градостроительных норм, правил и стандартов при планировке и застройке населенных пунктов, выполнении проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, производстве и применении строительных материалов и изделий;
См. последующую редакцию.
осуществление мониторинга за ведением технического надзора заказчика и авторского надзора проектных организаций.
Предоставить всем субъектам предпринимательства право принимать участие в конкурсных (тендерных) торгах по закупке товаров (работ, услуг) в рамках строительства объектов, финансируемых через Фонд финансирования государственных программ развития Республики Узбекистан при Кабинете Министров Республики Узбекистан, в установленном порядке.
См. последующую редакцию.
8. Кабинету Министров совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в двухнедельный срок утвердить упрощенный механизм лицензирования отдельных видов деятельности в сфере строительства, предусматривающий:
конкретные и исчерпывающие лицензионные требования и условия, исключив при этом необходимость подписания лицензионного соглашения;
материальную ответственность и контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.
Министерству обеспечить до конца 2018 года переоформление ранее выданных лицензий, предусмотренных приложением № 1, с учетом нового механизма лицензирования, устанавливаемого настоящим Указом.
9. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в срок до 1 июля 2018 года внести предложения по передаче отдельных государственных функций технического надзора в сфере строительства частному сектору посредством внедрения механизма аккредитации, предусматривающего в том числе обеспечение независимости органа аккредитации, определение порядка оценки соответствия субъектов квалификационным требованиям.
10. Утвердить Программу первоочередных мер по совершенствованию строительной деятельности согласно приложению № 2.
Определить, что министр строительства Республики Узбекистан, руководители министерств, ведомств и других организаций несут персональную ответственность за полное, качественное и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой мер.
11. Министерству совместно с Министерством юстиции в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.Ж. Раматова, директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан Ш.М. Садикова и Генерального прокурора Республики Узбекистан О.Б. Муродова.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 1 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 22 мая 2018 года № УП-5445 — Национальная база данных законодательства, 23.05.2018 г., № 06/18/5445/1245)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Указу Президента Республики Узбекистан от 2 апреля 2018 года № УП-5392
к Указу Президента Республики Узбекистан от 2 апреля 2018 года № УП-5392