Проводимые реформы по ускоренному развитию экономики страны и рост населения обуславливают повышенный спрос на питьевую воду, необходимость ее рационального использования, а также внедрения современных водосберегающих технологий в условиях ограниченности водных ресурсов республики.
Вместе с тем накопившиеся системные проблемы и недостатки препятствуют сокращению дебиторской задолженности, укреплению платежной дисциплины и дальнейшему развитию отрасли. В их числе:
первое — фактическое отсутствие системы учета производства, транспортировки, расходования и потребления воды, вследствие чего не обеспечивается достоверность сведений о ее поставке, начислении платежей и состоянии взаиморасчетов;
второе — неэффективное управление организациями водопроводно-канализационного хозяйства, включая вопросы менеджмента и организации взыскания дебиторской задолженности, приведшее к полной убыточности отрасли;
третье — изношенность водопроводных и канализационных сетей, объектов водоснабжения, большинство из которых эксплуатируется свыше сорока лет, а также медленные темпы их обновления и модернизации приводят к многочисленным утечкам и авариям, большим потерям воды и перебоям в ее поставке, особенно на местах;
четвертое — высокий уровень задолженности организаций водопроводно-канализационного хозяйства за электрическую энергию;
пятое — низкий профессиональный уровень персонала организаций водопроводно-канализационного хозяйства, отток квалифицированных кадров, наличие фактов совершения правонарушений работниками данной сферы.
Непринятие действенных мер по решению имеющихся проблем ставит под угрозу вопросы стабильного обеспечения населения водой, приводит к крайне нерациональному использованию водных ресурсов и сдерживает внедрение современных водосберегающих технологий.
В целях дальнейшего совершенствования системы управления, механизмов контроля и учета, укрепления платежной дисциплины в сфере оказания услуг водоснабжения и водоотведения:
См. предыдущую редакцию.
(пункт 1 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 26 ноября 2019 года № УП-5883 — Национальная база данных законодательства, 27.11.2019 г., № 06/19/5883/4074)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 26 ноября 2019 года № УП-5883 — Национальная база данных законодательства, 27.11.2019 г., № 06/19/5883/4074)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 26 ноября 2019 года № УП-5883 — Национальная база данных законодательства, 27.11.2019 г., № 06/19/5883/4074)
оказание услуг водоснабжения и водоотведения потребителям всех групп осуществляется на основе 100-процентной предоплаты. В случае неосуществления предоплаты, к данным потребителям применяются меры, вплоть до полного отключения от систем водоснабжения и водоотведения в установленном порядке;
См. предыдущую редакцию.
при повторном подключении ранее отключенных от систем водоснабжения и водоотведения потребителей группы I взимается плата в размере двукратной базовой расчетной величины, потребителей групп II и III — десятикратной базовой расчетной величины с зачислением средств на счета организации, осуществившей повторное подключение;
(абзац третий пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года № УП-5894 — Национальная база данных законодательства, 14.12.2019 г., № 06/19/5894/4161)
потребитель несет ответственность за надлежащую эксплуатацию и исправность приборов учета потребления воды.
в срок до 1 декабря 2017 года предоставить в Бюро персональный список всех потребителей, имеющих задолженность за услуги водоснабжения и водоотведения, в разрезе районов (городов), в том числе имеющиеся акты сверки задолженности с потребителями — юридическими лицами, по состоянию на 1 ноября 2017 года;
в срок до 1 декабря 2017 года совместно с Центральным банком Республики Узбекистан внедрить систему аккумулирования средств, поступающих от услуг водоснабжения и водоотведения, на единых банковских расчетных счетах, обеспечивающих ведение достоверного учета поступлений и осуществление Бюро мониторинга за движением денежных средств;
в двухмесячный срок обеспечить сокращение штатной численности контролеров государственных унитарных предприятий «Сувокава» и «Сувсоз» с учетом передачи соответствующих функций Бюро;
в недельный срок совместно с Министерством финансов и Бюро внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, предусматривающий размеры отчислений в Фонд развития Бюро принудительного исполнения от денежных средств, взыскиваемых Бюро с водопотребителей;
в срок до 10 декабря 2017 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внесению изменений и дополнений в Правила оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям с учетом требований настоящего Указа;
в месячный срок совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством юстиции и Государственной инспекцией по контролю за использованием питьевой воды при Кабинете Министров Республики Узбекистан с учетом изучения передового зарубежного опыта утвердить порядок определения потерь при производстве, транспортировке и распределении воды;
в срок до 1 января 2018 года совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством финансов, Государственным комитетом по инвестициям, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан комплекс мер, предусматривающих создание и внедрение единой автоматизированной системы контроля и учета производства, транспортировки и распределения воды, в том числе установление приборов учета на узлах распределения воды;
в срок до 1 января 2018 года совместно с Государственной инспекцией по контролю за использованием питьевой воды при Кабинете Министров, Министерством внутренних дел Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента внести в Кабинет Министров комплекс мер по усилению охраны объектов системы водоснабжения и водоотведения;
в срок до 1 апреля 2018 года совместно с Государственной инспекцией по контролю за использованием питьевой воды при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Бюро, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента провести инвентаризацию всех групп потребителей услуг водоснабжения и водоотведения, а также технологический аудит объектов системы водоснабжения и канализации, с одновременным созданием единой электронной базы данных о потребителях и корректировкой платежей за оказанные услуги;
в срок до 1 января 2019 года совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Бюро, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента провести инвентаризацию объектов и сооружений водопроводно-канализационного хозяйства с оформлением кадастровых документов на них.
6. Министерству финансов совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента:
в месячный срок утвердить Положение о порядке установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предусмотрев механизм установления гибких тарифов, обеспечивающих рентабельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства;
обеспечить введение с 1 января 2018 года обновленных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.
7. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить Программу мер по поэтапному оснащению потребителей воды — бюджетных организаций современными приборами учета потребления воды.
См. предыдущую редакцию.
8. Инспекции по контролю за использованием питьевой воды при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания совместно с Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан обеспечить контроль за своевременным осуществлением попусков поверхностных вод для обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения.
(пункт 8 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 26 ноября 2019 года № УП-5883 — Национальная база данных законодательства, 27.11.2019 г., № 06/19/5883/4074)
9. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения по изменениям и дополнениям в организационно-штатную структуру и Положение о Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан с учетом требований настоящего Указа.
10. Бюро и Министерству жилищно-коммунального обслуживания в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекты:
Положения о порядке взаимодействия Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан с организациями водопроводно-канализационного хозяйства;
11. Счетной палате совместно с Главным управлением государственного финансового контроля Министерства финансов, Государственным комитетом по инвестициям, Центральным банком Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок критически изучить деятельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обратив особое внимание на:
эффективность системы управления и контроля, обоснованность организационно-штатных структур и численности работников;
действующие технические регламенты по производству, транспортировке и обеспечению безопасности и качества воды;
рентабельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства, уровень внедрения современных водо- и энергосберегающих технологий;
обоснованность ценообразования и тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, состояние взаиморасчетов;
целевое использование денежных средств, поступающих от оказания услуг водоснабжения и водоотведения;
состояние реализуемых программ, инвестиционных и других проектов, эффективность осуществляемых финансовых вложений и привлекаемых инвестиций, в первую очередь, зарубежных;
результаты финансово-хозяйственной деятельности, состояние дебиторской и кредиторской задолженностей, принимаемые меры по их сокращению.
По результатам изучения в срок до 10 января 2018 года внести в аппарат Президента Республики Узбекистан проекты нормативно-правовых актов по коренному совершенствованию системы управления водоснабжением и водоотведением.
12. Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан принять комплекс мер, направленных на формирование у подрастающего поколения культуры бережного отношения и рационального использования воды.
См. предыдущую редакцию.
13. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Министерству жилищно-коммунального обслуживания, Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами организовать широкое освещение в средствах массовой информации сути и значения настоящего Указа, в том числе необходимости своевременной оплаты услуг водоснабжения и водоотведения, а также мер ответственности за правонарушения в данной сфере.
(пункт 13 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2019 года № УП-5892 — Национальная база данных законодательства, 11.12.2019 г., № 06/19/5892/4134)
14. Министерству юстиции совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Бюро и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
15. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и Генерального прокурора Республики Узбекистан И.Б. Абдуллаева.