В соответствии со статьями 15, 17, 18 и 20 Жилищного кодекса Республики Узбекистан Кабинет Министров постановляет:
Положение о единой системе государственного учета жилищного фонда в Республике Узбекистан согласно приложению № 1;
Положение о порядке включения жилых домов и жилых помещений в жилищный фонд согласно приложению № 2;
Положение о порядке исключения из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений согласно приложению № 3;
См. последующую редакцию.
разработать и утвердить в двухмесячный срок по согласованию с Министерством макроэкономики и статистики Республики Узбекистан Инструкцию о проведении государственного учета жилищного фонда и обеспечить контроль за ее выполнением;
обеспечить методическое руководство и координацию деятельности по техническому учету жилищного фонда кадастровых бюро технической инвентаризации.
См. последующую редакцию.
3. Установить, что инвентаризационные дела, регистрационные книги, иные документы, составленные до введения в действие Положения о единой системе государственного учета жилищного фонда в Республике Узбекистан, считаются действительными.
4. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Узбекской ССР от 6 декабря 1985 г. № 605 «Об утверждении Положения о порядке проведения обследования технического и санитарного состояния жилых домов и жилых помещений и признания их непригодными для проживания, а также о порядке осуществления переоборудования их для использования в других целях либо сноса» (СП УзССР, 1985 г., № 12, ст. 58).
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Б.С. Хамидова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 января 2000 г. № 18
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 января 2000 г. № 18
1. Настоящее Положение определяет единую систему государственного учета жилищного фонда в Республике Узбекистан независимо от форм собственности, являющейся составным элементом государственного кадастра недвижимости.
2. Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Республике Узбекистан является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей.
3. Государственному учету подлежат жилые помещения, пригодные для проживания человека, включая жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, специализированные дома (общежития, дома маневренного жилищного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, одиноких престарелых, а также детские дома и дома иного специального назначения).
Включение жилых домов и жилых помещений в жилищный фонд, исключение их из жилищного фонда производится в соответствии с Положением о порядке включения жилых домов и жилых помещений в жилищный фонд, Положением о порядке исключения из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений и иным жилищным законодательством Республики Узбекистан.
4. Единая система государственного учета жилищного фонда в Республике Узбекистан включает в себя технический (оперативный) и официальный статистический учет.
См. последующую редакцию.
Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности жилищного фонда по единой для Республики Узбекистан системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации права собственности и других вещных прав на жилые дома и жилые помещения.
Технический учет и государственная регистрация жилых домов и жилых помещений производится в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июня 1997 г. № 278 «О ведении государственного кадастра недвижимости в Республике Узбекистан».
См. последующую редакцию.
Ведение технического учета и государственная регистрация жилищного фонда возлагаются на кадастровые бюро технической инвентаризации районов и городов.
См. последующую редакцию.
5. Кадастровые бюро технической инвентаризации районов, городов осуществляют технический учет жилищного фонда независимо от его ведомственной принадлежности и форм собственности.
См. последующую редакцию.
6. Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Министерством макроэкономики и статистики и его территориальными органами на основе обобщения форм государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных кадастровыми бюро технической инвентаризации, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных программах статистических работ.
Формы государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, методология, порядок и сроки их заполнения и представления разрабатываются и утверждаются Министерством макроэкономики и статистики Республики Узбекистан по согласованию с Министерством коммунального обслуживания Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Показатели технического учета жилищного фонда должны соответствовать показателям официального статистического учета.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
информационное и консультативное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
8. Инвентарное дело жилого дома и жилого помещения составляется при приемке жилого дома или жилого помещения в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд.
Последующий технический учет производится путем проведения плановых инвентаризаций жилых домов и жилых помещений с периодичностью не реже одного раза в пять лет, а также по мере выявления изменений учетных показателей в процессе внеплановых обследований.
9. Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Узбекистан, в следующих случаях:
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
10. Плановая техническая инвентаризация жилых домов и жилых помещений производится кадастровым бюро технической инвентаризации за счет средств их собственников по ставкам, утверждаемым органами государственной власти на местах.
Внеплановые обследования могут производиться кадастровым бюро технической инвентаризации по заявкам собственников жилых домов и жилых помещений по договорным ценам.
См. последующую редакцию.
11. Исполнительная учетная техническая документация на законченный строительством жилой дом и жилое помещение составляется кадастровым бюро технической инвентаризации, включается в состав документации, предъявленной заказчиком (застройщиком) приемочной комиссии.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
12. Выписки и выкопировки отдельных видов информации из инвентарного дела жилого дома или жилого помещения образуют самостоятельные документы, порядок выдачи которых определяется органами государственной власти на местах.
13. Учет жилых домов, жилых помещений производится кадастровым бюро технической инвентаризации путем ведения реестра жилищного фонда с применением средств автоматизированных систем управления, обеспечивающих технологические связи с другими кадастрами единой системы государственного кадастра.
См. последующую редакцию.
14. Учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая инвентарное дело, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированных в инвентарные дела, другие инвентаризационные документы хранятся в архиве кадастрового бюро технической инвентаризации, а также в государственных архивах Республики Узбекистан.
Архивы кадастрового бюро технической инвентаризации относятся к государственному архивному фонду Республики Узбекистан и являются республиканской собственностью, находящейся в пользовании органов государственной власти на местах.
См. последующую редакцию.
15. Ответственность должностных лиц кадастрового бюро технической инвентаризации и других органов за ненадлежащее исполнение требований настоящего Положения определяется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 января 2000 г. № 18
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 января 2000 г. № 18
1. Настоящее Положение регулирует основания и условия включения жилых домов и жилых помещений в жилищный фонд.
2. Жилищный фонд — фонд, состоящий из жилых помещений, пригодных для проживания человека, включая жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, специализированные дома (общежития, дома маневренного жилищного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, одиноких престарелых, а также детские дома и дома иного специального назначения).
4. Приемка в эксплуатацию жилых домов и жилых помещений по завершению строительства, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, производится приемочными комиссиями, назначаемыми хокимом района, города.
5. Застройщик (собственник, обладатель вещного права) жилого дома или жилого помещения для регистрации права собственности и последующего включения жилого дома или жилого помещения в жилищный фонд представляет в кадастровое бюро технической инвентаризации района, города:
а) решение органа государственной власти на местах об отводе земельного участка для строительства жилого дома или разрешение этих органов на строительство (пристройку) жилого помещения, а также утвержденный хокимом района, города акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию жилого дома или жилого помещения;
б) решение суда об изъятии самовольно возведенного строения в случаях принудительного изъятия в собственность государства;
в) решение суда об изъятии бесхозяйного строения в собственность государства в предусмотренных законом случаях;
д) решение органов государственной власти на местах о признании права собственности на жилой дом или жилое помещение;
е) вступившие в законную силу решения суда о признании права собственности на жилой дом или жилое помещение.
См. последующую редакцию.
6. В отдельных случаях в кадастровое бюро технической инвентаризации района, города вместо решения об отводе земельного участка для строительства может быть представлен государственный акт, удостоверяющий право пожизненного наследуемого владения земельными участками.
См. последующую редакцию.
7. Лица, имеющие в собственности строения, расположенные на садовых и иных земельных участках и отвечающие требованиям статьи 9 Жилищного кодекса Республики Узбекистан, вправе требовать оформления указанных строений в качестве жилых домов и включения их в жилищный фонд. Эти требования могут быть удовлетворены в случае представления ими в кадастровое бюро технической инвентаризации района, города решения органов государственной власти на местах об отводе земельного участка для садовых и иных товариществ (кооперативов) и решения хокима района, города об оформлении указанных строений в качестве жилых домов.
См. последующую редакцию.
находящиеся в жилых домах нежилые помещения, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера;
возведенные на земельных участках, отведенных для строительства жилых домов, строения и помещения, предназначенные для сезонного и временного проживания, независимо от длительности проживания в них граждан;
9. На основании представленных собственником документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения, кадастровое бюро технической инвентаризации района, города производит государственную регистрацию права собственности на жилой дом или жилое помещение и выдает документ о зарегистрированном праве собственности, что является свидетельством включения жилого дома или жилого помещения в жилищный фонд.
См. последующую редакцию.
10. Государственная регистрация жилых домов и жилых помещений производится в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июня 1997 г. № 278 «О ведении государственного кадастра недвижимости Республики Узбекистан».
См. последующую редакцию.
11. Юридические лица — собственники жилья, управляющие организации по обслуживанию и ремонту жилья ведут первичный учет жилищного фонда, составляют и представляют в вышестоящие организации и в местные органы государственной статистики бухгалтерскую и статистическую отчетность о жилищном фонде, находящемся в их собственности (балансе) или обслуживании, о составе, стоимости конструктивных решений и наличии видов благоустройства и др.
См. последующую редакцию.
12. Кадастровое бюро технической инвентаризации также составляет и представляет в вышестоящие организации и в местные органы государственной статистики в сроки, устанавливаемые Министерством макроэкономики и статистики, соответствующую статистическую отчетность о жилищном фонде, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 января 2000 г. № 18
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 января 2000 г. № 18
1. Настоящее Положение регулирует основания и условия исключения из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений.
2. Собственники жилых домов и жилых помещений, управляющие организации по обслуживанию и ремонту жилья осуществляют контроль за техническим состоянием жилых домов и жилых помещений путем проведения систематических планово-предупредительных и внепланово-технических осмотров.
3. Внеплановые технические осмотры в обязательном порядке должны проводиться после землетрясения, селевых паводков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, военных действий в зоне расположения жилых домов, могущих вызвать повреждения отдельных элементов и в целом жилого дома, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформации оснований и элементов.
4. Результаты всех технических осмотров оформляются актами и отражаются в документах по учету технического состояния или в инвентарном деле жилого дома или жилого помещения, которые должны находиться у собственника (управляющей организации по обслуживанию и ремонту жилья) жилых домов и жилых помещений.
5. По заявлению собственника жилого дома или жилого помещения или по письменному сообщению управляющей организации по обслуживанию жилья, а также в случаях, указанных в пункте 3 настоящего Положения, хокимом района, города создается комиссия для определения технического состояния жилого дома или жилого помещения, независимо от его принадлежности.
6. В состав комиссии для определения технического состояния жилого дома или жилого помещения включаются:
См. последующую редакцию.
представитель Госгортехнадзора (по жилым домам и жилым помещениям, находящимся на объектах с технологическим оборудованием);
См. последующую редакцию.
представитель Министерства обороны Республики Узбекистан — по жилым домам и жилым помещениям в военных городках;
См. последующую редакцию.
7. Комиссия после визуального осмотра и инструментального обследования жилого дома или жилого помещения выдает письменное заключение об исключении из жилищного фонда жилого дома или жилого помещения, непригодных для проживания вследствие:
физического износа (с подробным указанием степени ухудшения технических и связанных с ними других эксплуатационных показателей жилого дома или жилого помещения на момент проведения осмотра);
8. В соответствии с заключением комиссии хоким района, города обращается соответственно в Совет Министров Республики Каракалпакстан, к хокиму области, города Ташкента с ходатайством о переоборудовании для использования в других целях непригодных для проживания жилых домов или жилых помещений, либо о сносе этих жилых домов или жилых помещений.
9. На основании ходатайства хокима района, города Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимом области, города Ташкента выносится решение о переоборудовании для использования в других целях либо сносе непригодных для проживания жилых домов или жилых помещений. При этом в обязательном порядке должен быть решен вопрос о безвозмездном предоставлении государством жилья гражданам, жилые помещения которых признаны аварийными или пострадавшими от стихийных бедствий.
10. Решение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокима области, города Ташкента об исключении из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений вследствие переоборудования для использования в других целях или сноса регистрируется в кадастровом бюро технической инвентаризации района, города и служит основанием для внесения соответствующих записей в реестровые книги.
См. последующую редакцию.
а) сноса находящихся в собственности граждан или юридических лиц жилых домов (квартир) в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд на основании соответствующего решения органа государственной власти на местах;
б) перевода жилого помещения в нежилое по решению Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, города Ташкента.
12. Юридические лица — собственники жилья, управляющие организации по обслуживанию и ремонту жилья, кадастровое бюро технической инвентаризации составляют и представляют в вышестоящие организации и в местные органы статистики в сроки, установленные Министерством макроэкономики и статистики, соответствующую статистическую отчетность об уменьшении жилищного фонда.
См. последующую редакцию.
13. Изменение формы собственности на жилой дом или жилое помещение не является основанием для исключения жилого дома, жилого помещения из жилищного фонда.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 января 2000 г. № 18
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 января 2000 г. № 18
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Жилищным кодексом Республики Узбекистан и устанавливает порядок и условия перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые, применяемые независимо от вида жилищного фонда.
2. Перевод пригодного для проживания жилого помещения в нежилое допускается в исключительных случаях по решению Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента (далее — органы государственной власти на местах).
3. Перевод жилых помещений в нежилые рассматривается межведомственной комиссией при органах государственной власти на местах, независимо от ведомственной принадлежности дома.
4. Перевод индивидуальных жилых помещений или их части, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, в нежилые осуществляется по заявлению собственника, решается в порядке и на условиях, соответствующих требованиям настоящего Положения.
5. В помещениях, переведенных в нежилые, допускается осуществление видов деятельности, разрешенных в установленном порядке.
6. Жилое помещение может быть переведено в нежилое в случае, если оно расположено на нижнем этаже жилого здания.
д) жилое помещение является предметом судебного разбирательства — до разрешения спора в судебном порядке.
8. Перевод жилого помещения в нежилое в домах, являющихся памятниками архитектуры, истории и культуры, производится с согласия органов по охране памятников архитектуры, истории и культуры.
9. Для решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое собственник (заявитель) подает заявление в органы государственной власти на местах с указанием целей перевода, а также предполагаемых форм и способов использования помещения в дальнейшем.
10. Заявителем может быть собственник жилого помещения или носитель права полного хозяйственного ведения, действующий с согласия собственника, на основании доверенности, заверенной у нотариуса.
12. Рассмотрение представленных заявителем документов и подготовка проекта решения органа государственной власти на местах производится межведомственной комиссией, которая образуется в следующем составе:
При рассмотрении вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, находящегося в многоквартирном доме, включение в состав комиссии представителей управляющей организации, обслуживающей дом, является обязательным.
При необходимости в состав комиссии могут быть включены иные представители (органов самоуправления граждан, совета домовладельцев, товарищества собственников жилья).
См. последующую редакцию.
рассматриваются представленные заявителями документы и в необходимых случаях запрашиваются дополнительные сведения;
вызываются на заседания комиссии лица, права и законные интересы которых могут затрагиваться переводом жилого помещения в нежилое и использованием данного помещения в качестве нежилого;
в необходимых случаях комиссия (или отдельные ее члены) выезжают на осмотр помещения и ознакомление с фактическими обстоятельствами, имеющими значения для решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое.
14. Результаты работы комиссии оформляются протоколом, который должен быть подписан всеми членами комиссии.
К протоколу прилагаются все документы, представленные заявителем, иные материалы, имеющие значение для принятия решения.
На основании указанных документов и проделанной работы комиссия составляет заключение о возможности перевода помещения в нежилое и проект постановления хокима.
Предназначение помещения, расположенного в многоквартирном доме, при переводе из жилого помещения в нежилое должно устанавливаться с учетом требований действующих Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда и требований КМК 2.08.01-94 «Жилые здания».
15. Заключение комиссии принимается простым большинством голосов. В случае несогласия одного или нескольких членов комиссии с принятым решением, это указывается в протоколе.
Решение принимается в срок не позднее 30 дней со дня представления заявителем всех необходимых документов.
На основании заключения комиссии хоким выносит постановление о переводе жилого помещения в нежилое или об отказе в этом.
17. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое должен быть мотивирован с указанием причин, перечисленных в пункте 7 настоящего Положения.
Заявитель имеет право на внеочередное рассмотрение повторного заявления в случае устранения причин, указанных в мотивированном отказе комиссии.
18. Перерегистрация жилых помещений, переведенных в статус нежилых до принятия настоящего решения, производится с соблюдением всех требований настоящего Положения. Собственникам нежилых помещений, прошедшим процедуру переоформления, выдается ордер установленного образца на основании решения комиссии о переводе жилого помещения в нежилое.
20. Оформление документов о переводе жилых помещений или их части в нежилые осуществляется уполномоченными работниками Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов области и города Ташкента, одновременно являющимися секретарями межведомственных комиссий.
21. За оформление соответствующих документов и выдачу ордера о переводе жилого помещения или его части в нежилое уполномоченным органом взимается с заявителя соответствующая плата согласно калькуляции расходов, утверждаемой решением Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента.
22. Заявитель за получение права пользования жилым помещением в качестве нежилого производит оплату сбора в местный бюджет. Предельный размер сбора устанавливается с юридических лиц — в размере 25%, а с физических лиц — в размере 5% от минимальной заработной платы.
23. Обратный перевод помещения из нежилого в жилищный фонд производится по заявлению собственника после окончательного расчета с соответствующими государственными службами решением межведомственной комиссии.
См. последующую редакцию.