Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 августа 2011 года № ПП-1602 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан».
В целях дальнейшего совершенствования деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан по обеспечению реализации единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики, а также осуществлению защиты конституционных прав и свобод человека Кабинет Министров постановляет:
1. Принять к сведению, что Министерством юстиции Республики Узбекистан проводится целенаправленная работа по обеспечению реализации законов, указов Президента и решений Правительства Республики Узбекистан, направленных на либерализацию общественно-политической жизни, государственного устройства, в том числе судебно-правовой сферы, обеспечение защиты прав и свобод человека. Созданы эффективные механизмы защиты законных интересов предпринимателей и владельцев частной собственности, совершенствуется договорно-правовая работа хозяйствующих субъектов, разработана и внедрена система постоянного анализа и мониторинга правоприменительной практики и выработки обоснованных предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Вместе с тем, проводимые в стране реформы в социально-экономической, общественно-политической, судебно-правовой сфере требуют дальнейшего совершенствования деятельности органов юстиции.
Главной и важнейшей задачей Министерства юстиции должно стать обеспечение проведения единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики.
2. Определить важнейшими задачами и направлениями деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан:
выработку приоритетных направлений совершенствования законотворческой деятельности и правоприменительной практики, обеспечение их реализации;
обеспечение защиты прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами, всемерного развития институтов гражданского общества, укрепления их правовых основ;
координацию работы государственных органов по правовой пропаганде, направленной на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
повышение эффективности работы по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов, укрепление их реальной независимости и самостоятельности, создание эффективных механизмов обеспечения исполнения судебных актов и актов иных государственных органов;
осуществление государственного регулирования и повышение эффективности деятельности нотариата, адвокатуры, органов ЗАГСа и других структур в сфере правового обслуживания граждан и юридических лиц;
разработку и реализацию комплексных организационно-правовых мер, направленных на повышение эффективности правового обеспечения и развития предпринимательства, защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов, упрощение процедуры создания и регистрации хозяйствующих субъектов, укрепление договорной дисциплины;
обеспечение соблюдения законности при регистрации юридических лиц, в том числе негосударственных некоммерческих организаций;
обеспечение совместно с соответствующими государственными органами эффективной правовой защиты интересов Республики Узбекистан в области международно-правовых отношений;
подготовку кадров-правоведов и повышение их квалификации с учетом современных требований и стандартов.
3. В целях повышения эффективности правовой защиты прав и свобод человека образовать в структуре Министерства юстиции Республики Узбекистан Управление защиты прав человека с численностью 6 единиц, а в Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции областей и г. Ташкента — соответствующие отделы согласно приложению № 1.
4. Установить, что органы и учреждения юстиции независимы от органов государственной власти на местах и подчиняются непосредственно Министерству юстиции Республики Узбекистан.
5. Утвердить Положение о Министерстве юстиции Республики Узбекистан, организационную структуру системы Министерства юстиции Республики Узбекистан, структуру центрального аппарата Министерства юстиции Республики Узбекистан, Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, типовую структуру управлений юстиции областей и города Ташкента согласно приложениям №№ 2—6.
Установить общую предельную численность центрального аппарата Министерства юстиции Республики Узбекистан в количестве 194 единиц, в том числе управленческого персонала — 143 и обслуживающего — 51 единиц.
См. последующую редакцию.
Предоставить Министру юстиции Республики Узбекистан право вносить изменения в структуру центрального аппарата Министерства юстиции Республики Узбекистан в пределах установленной общей численности.
6. Принять предложение Министерства юстиции Республики Узбекистан об учреждении на базе изданий «Собрание законодательства Республики Узбекистан» и «Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан» единого официального издания всех нормативно-правовых актов Республики Узбекистан — «Собрание законодательства Республики Узбекистан».
Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан организовать периодическое издание «Сборник международных договоров Республики Узбекистан», а также его распространение путем открытой подписки.
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан У.Т. Султанова.
сотрудников отделов защиты прав человека Министерства юстиции Республики Каракалпакстан, управлений юстиции областей и г. Ташкента*
Регионы | Количество штатных единиц |
Андижанская, Бухарская, Кашкадарьинская, Наманганская, Самаркандская, Ташкентская, Ферганская области и г.Ташкент | 3 |
Республика Каракалпакстан, Джизакская, Навоийская, Сырдарьинская, Сурхандарьинская, Хорезмская области | 2 |
1. Министерство юстиции Республики Узбекистан (далее — Министерство) является органом государственного управления. Министр юстиции Республики Узбекистан по своему статусу входит в состав Кабинета Министров Республики Узбекистан.
2. В систему Министерства входят Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областей и города Ташкента, Департамент по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, иные органы и учреждения юстиции (далее — органы и учреждения юстиции).
Органы и учреждения юстиции независимы от органов государственной власти на местах и подчиняются непосредственно Министерству.
Деятельность Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан регламентируется положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
3. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями и другими актами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
4. Материально-техническое обеспечение органов и учреждений юстиции, а также оплата труда работников системы юстиции осуществляются за счет средств государственного бюджета в пределах выделяемых Министерству ассигнований и Фонда развития судов и органов юстиции.
См. последующую редакцию.
5. Министерство, его органы и учреждения являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.
1) обеспечение проведения единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики;
2) обеспечение защиты прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами, всемерного развития институтов гражданского общества, укрепления их правовых основ;
3) координация работы государственных органов по правовой пропаганде, направленная на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
4) повышение эффективности работы по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов, укрепление их реальной независимости и самостоятельности, создание эффективных механизмов обеспечения исполнения судебных актов и актов иных государственных органов;
5) осуществление государственного регулирования и повышение эффективности деятельности нотариата, адвокатуры, органов ЗАГСа и других структур в сфере правового обслуживания граждан и юридических лиц;
6) содействие развитию предпринимательства, обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
7) оказание правовой помощи хозяйствующим субъектам при заключении и исполнении хозяйственных договоров, укрепление договорной дисциплины;
8) обеспечение соблюдения законности при регистрации юридических лиц, в том числе негосударственных некоммерческих организаций;
9) обеспечение совместно с соответствующими государственными органами эффективной правовой защиты интересов Республики Узбекистан в области международно-правовых отношений;
10) подготовка кадров правоведов и повышение их квалификации с учетом современных требований и стандартов;
1) в сфере проведения единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики:
координирует и осуществляет методическое руководство деятельностью органов государственного управления в вопросах законотворчества;
вырабатывает приоритетные направления совершенствования законотворческой деятельности, обеспечивает их реализацию;
осуществляет предварительное согласование вопросов необходимости подготовки проектов законов органами государственного управления;
разрабатывает по поручениям Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан и по собственной инициативе проекты законов и других нормативно-правовых актов, изменений и дополнений к ним и вносит их на рассмотрение в установленном порядке;
по поручениям Кабинета Министров Республики Узбекистан рассматривает и обобщает предложения органов государственного управления и органов государственной власти на местах по вопросам подготовки проектов законов;
проводит юридическую экспертизу проектов законов и других нормативно-правовых актов и дает заключения о соответствии их Конституции и законодательству Республики Узбекистан, а также правилам законодательной техники;
разрабатывает предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией и законами Республики Узбекистан, об обеспечении системности и целостности правового регулирования, анализирует и обобщает предложения по совершенствованию законодательства и вносит их на рассмотрение Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан, осуществляет работу по кодификации законодательства;
поддерживает постоянные рабочие связи с палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, их Кенгашами, комитетами и комиссиями;
проводит государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющих общеобязательный характер;
контролирует работу министерств, государственных комитетов, ведомств по выполнению ими установленного порядка принятия, государственной регистрации, опубликования и доведения до сведения заинтересованных лиц нормативно-правовых актов, а также по их применению;
информирует общественность о состоянии государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств;
осуществляет государственный учет нормативно-правовых актов Республики Узбекистан и работу по систематизации законодательства;
ведет контрольные экземпляры законов Республики Узбекистан, постановлений и других актов Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан;
осуществляет развитие Общеправового классификатора отраслей законодательства Республики Узбекистан, присваивает на основании классификатора коды нормативно-правовым актам;
определяет правила ведения систематизированного учета законодательства в органах государственного управления и органах государственной власти на местах и осуществляет контроль за их соблюдением;
координирует деятельность органов государственного управления по вопросам правоприменительной практики;
организует работу по обеспечению единообразного применения законодательства Республики Узбекистан органами государственного управления и органами государственной власти на местах;
проводит мониторинг выполнения законодательства Республики Узбекистан и по ее результатам вносит предложения;
осуществляет постоянный анализ законодательства в области прав человека и вносит предложения по его совершенствованию;
изучает международный опыт и готовит предложения по имплементации международно-правовых норм в действующее законодательство Республики Узбекистан;
разрабатывает меры по повышению правовых знаний населения в области прав и свобод человека, пропаганде идеи уважения прав человека в обществе;
анализирует и обобщает состояние соблюдения законодательства в области прав человека и вносит предложения в соответствующие государственные органы по их улучшению;
содействует усилению роли адвокатских структур в защите прав и свобод человека, развитию институтов гражданского общества и укреплению их правовых основ;
взаимодействует с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман) и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, в том числе в области осуществления мониторинга соблюдения прав и свобод человека;
обеспечивает объективное и всестороннее рассмотрение обращений граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод, принимает по ним меры в соответствии с законодательством;
анализирует состояние правовой пропаганды и правового образования, разрабатывает предложения по их улучшению;
организует пропаганду правовых знаний среди населения, направленную на повышение правового сознания, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
организует методическое обеспечение образовательной работы в области права, разрабатывает рекомендации по внедрению современных форм правового воспитания и образования;
разрабатывает планы и организует издание юридических учебников, учебных пособий для студентов и учащихся высших, средних специальных и профессиональных учебных заведений, сборников нормативно-правовых актов, а также научно-популярной и другой юридической литературы;
разрабатывает и осуществляет программы и мероприятия по совершенствованию системы правовой информатизации общества;
организует внедрение программно-технических средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для органов и учреждений юстиции;
принимает меры к обеспечению органов и учреждений юстиции необходимыми законодательными материалами;
организует создание и поддержание Национальной базы данных законодательства Республики Узбекистан, обеспечивает в установленном порядке доступ к ней юридических и физических лиц;
организует официальное издание кодексов и сборников актов законодательства, в том числе официального источника опубликования нормативно-правовых актов «Собрание законодательства Республики Узбекистан»;
осуществляет работу по координации деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах, а также юридических и физических лиц по изданию нормативно-правовых актов, созданию электронных баз данных законодательства;
определяет совместно с соответствующими органами государственного управления правила опубликования и распространения нормативно-правовых актов, создания электронных баз данных законодательства, принимает меры по обеспечению их выполнения;
4) в сфере материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов, а также обеспечения исполнении судебных актов и актов иных государственных органов:
обеспечивает эффективное освоение средств, выделенных на строительство и ремонт зданий судов, создание надлежащих условий для деятельности судов;
взаимодействует с правоохранительными и другими органами по вопросам обеспечения деятельности судов, укрепления их реальной независимости и самостоятельности;
создает эффективные механизмы обеспечения исполнения судебных актов и актов иных государственных органов;
открывает и ликвидирует государственные нотариальные конторы, учреждает и упраздняет должности нотариуса;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;
См. последующую редакцию.
определяет порядок прохождения стажировки стажера нотариуса, порядок выдачи лицензий на право занятия нотариальной деятельностью, утверждает положения о квалификационной и апелляционной комиссиях;
См. последующую редакцию.
удостоверяет подлинность подписи нотариусов и оттисков их печати на документах, предназначенных для использования за границей, выполняет другие функции, связанные с деятельностью нотариата;
осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства, анализирует и обобщает их работу;
утверждает правила нотариального делопроизводства, инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и нотариусами, занимающимися частной практикой, председателями (аксакалами) схода граждан поселков, кишлаков и аулов, форму реестров регистрации нотариальных действий, удостоверительных надписей и свидетельств, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом Республики Узбекистан «О нотариате»;
См. последующую редакцию.
организует регистрацию актов гражданского состояния, осуществляет руководство и контроль за деятельностью органов ЗАГСа;
принимает меры к повышению уровня правового обслуживания граждан со стороны работников органов ЗАГСа и нотариата;
обеспечивает органы ЗАГСа и консульские учреждения Республики Узбекистан в иностранных государствах бланками гербовых свидетельств строгой отчетности;
разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность нотариата и органов ЗАГСа, а также дает указания и методические разъяснения для этих органов;
См. последующую редакцию.
определяет совместно с республиканским общественным объединением адвокатов полномочия и порядок организации деятельности квалификационных комиссий;
совместно с республиканским общественным объединением адвокатов утверждает состав Высшей квалификационной комиссии адвокатов;
осуществляет выдачу лицензий адвокатам и государственную регистрацию адвокатских бюро, коллегий и фирм;
оказывает методическую помощь и содействие в деятельности адвокатских бюро, коллегий, фирм и Высшей квалификационной комиссии адвокатов;
принимает меры к защите адвокатов от преследований, необоснованных ограничений и посягательств в связи с их профессиональной деятельностью;
осуществляет контроль за соблюдением законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность, правил адвокатской этики, а также за профессиональной подготовкой адвокатов;
утверждает формы и устанавливает сроки представления статистической отчетности адвокатскими бюро, коллегиями и фирмами в органы юстиции;
осуществляет координацию правовой работы в органах государственного и хозяйственного управления, органах государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях, разрабатывает рекомендации по ее улучшению;
проверяет и анализирует практику постановки правовой работы, принимает меры к устранению выявленных недостатков и распространению положительного опыта работы юридических служб органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях, а также по повышению квалификации юрисконсультов, проводит их аттестацию;
6) в сфере содействия развитию предпринимательства, обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями:
разрабатывает и реализует комплексные организационно-правовые меры, направленные на повышение эффективности правового обеспечения и развитие предпринимательства, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и владельцев частной собственности, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
обеспечивает контроль за строгим соблюдением всех законодательных и нормативно-правовых актов по регулированию деятельности и оказанию поддержки вновь создаваемым и действующим субъектам предпринимательства, иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями;
изучает практику применения законодательства по защите прав предпринимателей, созданию благоприятных правовых и организационных условий для образования и эффективной деятельности малых и средних предприятий, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также вносит предложения по его совершенствованию;
См. последующую редакцию.
принимает меры по восстановлению нарушенных прав субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
изучает в установленном порядке материалы уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел;
осуществляет мониторинг, выявляет и изучает факты незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями со стороны государственных структур, органов государственной власти на местах, а также их должностных лиц с формированием соответствующей базы данных;
рассматривает обращения субъектов предпринимательства, в том числе иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями по фактам нарушения их прав и законных интересов, извещает их о принятых мерах;
оказывает правовую помощь хозяйствующим субъектам при заключении и исполнении хозяйственных договоров;
в установленном порядке разрабатывает и вносит предложения по совершенствованию договорной дисциплины;
контролирует применение установленных мер по привлечению к ответственности хозяйствующих субъектов и, прежде всего, их должностных лиц за нарушение договорной дисциплины;
проводит работу по повышению ответственности руководителей хозяйствующих субъектов за соблюдение договорной дисциплины;
осуществляет государственную регистрацию негосударственных некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (религиозных организаций, политических партий);
См. последующую редакцию.
осуществляет государственную регистрацию аудиторских и страховых организаций, предприятий с иностранными инвестициями, бирж, рынков, а также других юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством;
осуществляет контроль за соблюдением юридическими лицами, зарегистрированными в органах юстиции, учредительных документов, уставной деятельности, порядка перерегистрации и ликвидации;
принимает в установленном порядке меры по ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки;
См. последующую редакцию.
9) в сфере обеспечения эффективной правовой защиты интересов Республики Узбекистан в области международно-правовых отношений:
в установленном порядке согласовывает предложения по заключению международных договоров Республики Узбекистан, участвует в подготовке и исполнении международных договоров Республики Узбекистан;
представляет в установленном порядке предложения о подготовке, заключении и исполнении международных договоров Республики Узбекистан о правовой помощи;
дает юридические заключения по международно-правовым документам, где одной из сторон является Республика Узбекистан, в том числе по заемным и кредитным договорам, заключенным под гарантии Правительства Республики Узбекистан;
заключает в пределах своей компетенции договоры о сотрудничестве с соответствующими органами других государств, а также международными организациями;
обеспечивает, в пределах своей компетенции, защиту прав и законных интересов Республики Узбекистан и ее граждан в иностранных государствах;
представительствует в судах иностранных государств при рассмотрении споров, в которых одной из сторон является Республика Узбекистан;
осуществляет правовую, в том числе судебную защиту прав и законных интересов Президента и экс-Президента Республики Узбекистан;
определяет потребность государственных органов в юридических кадрах, организует и руководит работой по их подготовке в Ташкентском Государственном юридическом институте, Ташкентском юридическом колледже, академическом лицее при Ташкентском Государственном юридическом институте и других учебных заведениях системы Министерства;
организует переподготовку и повышение квалификации кадров-правоведов, с учетом современных требований и стандартов, разрабатывает рекомендации по совершенствованию кадровой политики среди правоведов;
создает резерв кадров, организует подготовку, осуществляет подбор и в установленном порядке участвует в расстановке кадров органов и учреждений юстиции, организует их переподготовку;
рассматривает жалобы и заявления граждан о незаконных действиях работников органов и учреждений юстиции, обеспечивает всестороннее объективное рассмотрение жалоб по этим вопросам;
обеспечивает принятие справедливых решений по жалобам, поступившим по фактам нарушения законодательства, при необходимости с осуществлением проверок на местах совместно с ответственными организациями и специалистами;
изучает деятельность органов и учреждений юстиции, связанную с рассмотрением жалоб и заявлений, обобщает и вносит предложения по совершенствованию работы в этом направлении;
обобщает и анализирует данные правовой статистики, полученные от государственных и иных органов, обеспечивает методическое руководство ведением и анализом статистической отчетности по этим вопросам;
разрабатывает формы статистической отчетности и документов первичного учета в органах и учреждениях юстиции;
ведет статистику регистрации актов гражданского состояния и нотариальных действий, а также по другим направлениям деятельности органов и учреждений юстиции;
См. последующую редакцию.
13) в сфере финансирования и осуществления материально-технического обеспечения органов и учреждений юстиции:
организует материально-техническое снабжение органов и учреждений юстиции, принимает меры к осуществлению капитального строительства и ремонта зданий органов юстиции, государственных нотариальных контор, отделов ЗАГСа, отделений судебных исполнителей и других учреждений юстиции, вносит соответствующие предложения в органы государственной власти на местах и Кабинет Министров Республики Узбекистан;
осуществляет в установленном порядке финансирование органов и учреждений юстиции, организует и контролирует в системе юстиции бухгалтерский учет и отчетность;
принимает меры по развитию правовых наук, организует научно-исследовательскую, экспертную работу в области криминалистики и судебной экспертизы;
См. последующую редакцию.
осуществляет координацию и научно-методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
осуществляет руководство деятельностью Республиканского центра судебной экспертизы имени Х. Сулеймановой, Республиканского центра повышения квалификации юристов, Ташкентского Государственного юридического института, Ташкентского юридического колледжа, а также Центра пропаганды правового просвещения и иных учреждений юстиции.
См. последующую редакцию.
8. Министерство решает возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через подведомственные ему республиканские и территориальные органы.
1) запрашивать в установленном порядке от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и получать необходимую информацию, документы и материалы, в том числе аналитические, статистические и другие материалы в области соблюдения прав и свобод человека;
2) вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан и других государственных органов предложения по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики;
3) разрабатывать и утверждать методические указания по вопросам подготовки проектов нормативно-правовых актов для органов государственного управления и органов государственной власти на местах;
4) получать от министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений, учебных заведений и других организаций заключения по проектам законов и других нормативно-правовых актов, и по согласованию с руководителями указанных органов и организаций образовывать комиссии (рабочие группы) по подготовке данных проектов;
5) проводить проверки в министерствах, государственных комитетах и ведомствах по соблюдению ими установленного порядка принятия, государственной регистрации, опубликования и доведения до сведения заинтересованных лиц нормативно-правовых актов, а также их применения;
6) вносить обязательные для исполнения в установленные сроки представления в министерства, государственные комитеты, ведомства об отмене и отзыве с исполнения нормативно-правовых актов, не прошедших государственную регистрацию, восстановлении нарушенных прав, возмещении причиненных убытков, а также ставить вопрос перед соответствующими органами о привлечении в установленном порядке к ответственности виновных в этом должностных лиц;
7) в установленном порядке выводить из государственного реестра либо приостанавливать действие (полностью или в части) нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств;
об отмене нормативно-правовых актов, не соответствующих законодательству, либо о приведении их в соответствие с законодательством;
9) изучать состояние дел по правильному и единообразному применению норм законодательства Республики Узбекистан министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами государственной власти на местах, учреждениями, организациями, должностными лицами. По результатам изучения вносить руководителям соответствующих органов представления о надлежащем применении норм законодательства Республики Узбекистан;
10) вносить на рассмотрение Президента Республики Узбекистан и в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о привлечении к ответственности руководителей органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах по фактам неисполнения (ненадлежащего исполнения) законов, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
11) проверять соблюдение органами государственного управления, органами государственной власти на местах законодательства Республики Узбекистан в области прав человека.
Вносить руководителям указанных органов обязательные для исполнения в установленные сроки представления об устранении выявленных нарушений законодательства, причин нарушения и способствующих условий, а также принятии мер по восстановлению нарушенных прав и свобод человека;
12) выступать в судах иностранных государств в качестве представителя истца и ответчика по правовым спорам, касающимся прав и законных интересов Республики Узбекистан;
13) выступать в качестве представителя Президента и экс-Президента Республики Узбекистан по правовым, в том числе судебным вопросам;
14) вносить в соответствующие органы предложения по улучшению условий труда, материального и социального обеспечения судей и аппарата суда;
15) приостанавливать, прекращать действие и аннулировать в установленном порядке лицензии, выданные адвокатам и нотариусам;
См. последующую редакцию.
16) вносить в квалификационные комиссии адвокатов вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности адвокатов;
17) направлять адвокатским бюро, коллегиям и фирмам предписания об устранении выявленных нарушений законодательства;
18) проверять состояние правовой работы в министерствах, государственных комитетах, ведомствах, органах государственной власти на местах, предприятиях, учреждениях и организациях, а также деятельность их юридических служб, требовать представления ими сведений о работе, вносить руководителям указанных органов, предприятий, учреждений и организаций представления об устранении выявленных недостатков, обязательные для исполнения в установленные сроки, обращаться в вышестоящие органы или суд с вопросом о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения законодательства или возмещении причиненного по их вине материального ущерба государству или предприятию, учреждению и организации;
19) отменять свидетельства об аттестации работников юридической службы, допускающих грубые нарушения служебных обязанностей;
20) изучать обоснованность привлечения субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями к ответственности путем ознакомления с необходимыми документами, в том числе материалами уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел;
21) проводить проверки неукоснительного выполнения законодательства по соблюдению прав предпринимателей, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, контролирующими органами, органами государственной власти на местах, учреждениями, организациями, должностными лицами. Вносить руководителям указанных органов и организаций обязательные для исполнения в установленные сроки представления:
См. последующую редакцию.
о принятии мер по восстановлению нарушенных прав предпринимателей, в том числе иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
22) ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности при выявлении фактов нарушения ими прав и свобод человека, закрепленных Конституцией и законами, прав и законных интересов субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также при неисполнении должностными лицами законных требований органов юстиции;
23) приостанавливать решения министерств, ведомств, контролирующих органов и органов государственной власти на местах, а также действия (бездействие) их должностных лиц, нарушающие права субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
См. последующую редакцию.
24) вносить предложения в судебные инстанции без уплаты государственной пошлины о пересмотре судебных актов по уголовным, гражданским, хозяйственным и административным делам, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;
25) письменно объявлять должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения законодательства по соблюдению прав предпринимателей и владельцев частной собственности;
26) привлекать соответствующих специалистов для проверок обращений граждан, в том числе субъектов предпринимательства, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями о нарушениях их прав и законных интересов;
27) контролировать процесс исполнения хозяйственных договоров, при нарушении договорной дисциплины вносить хозяйствующим субъектам соответствующие представления, обязательные для исполнения в установленные сроки, на предмет персональной ответственности должностных лиц и предъявления исков в суды, а также возмещения ущерба, причиненного в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) договорных обязательств; при невыполнении в установленный срок требований, изложенных в представлении, ставить вопрос перед компетентными органами или судами об ответственности должностных лиц за нарушение договорной дисциплины;
28) проверять соблюдение учредительных документов юридическими лицами, зарегистрированными органами юстиции, требовать представления ими соответствующих документов и сведений, вносить руководителям указанных юридических лиц представления об устранении выявленных нарушений, обязательные для исполнения в установленные сроки, обращаться в вышестоящие органы или суд для привлечения к установленной ответственности должностных лиц за нарушение учредительных документов и действующего законодательства, а также по вопросу возмещения причиненного по их вине материального ущерба государству или предприятию;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
29) поддерживать в пределах своей компетенции прямые связи с органами иностранных государств и международными организациями;
30) получать от всех государственных органов и иных организаций данные, необходимые для организации и ведения правовой статистики;
31) обращаться в суды с заявлениями и исками в интересах государства, юридических и физических лиц без уплаты государственной пошлины;
32) создавать соответствующие подразделения, реорганизовывать и ликвидировать их, а также утверждать их уставы (положения), необходимые для обеспечения деятельности органов и учреждений юстиции.
10. При осуществлении контроля в пределах своей компетенции сотрудники Управления по защите прав предпринимателей и Управления по правовой защите иностранных инвестиций и предприятий с иностранными инвестициями Министерства, а также их отделов на местах вправе:
по предъявлении служебного удостоверения иметь доступ на территорию и в помещения соответственно министерств, государственных комитетов и ведомств, их территориальных и структурных подразделений, а также учреждений и организаций независимо от их подчиненности и принадлежности для ознакомления с документами и материалами, необходимыми для проведения проверки;
истребовать для изучения решения, распоряжения, инструкции, приказы и иные акты и документы, получать информацию о состоянии законности по соблюдению прав и законных интересов предпринимателей, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также мерах по ее обеспечению;
вызывать должностных лиц и других работников органов и организаций, указанных в абзаце втором настоящего пункта, требовать от них устных или письменных объяснений относительно нарушения законодательства по соблюдению прав предпринимателей, иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.
11. Министерство в пределах своих полномочий вправе принимать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными для министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, нотариусов, адвокатов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
Министерство вправе, в необходимых случаях, издавать с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами совместные постановления и иные акты.
12. Министерство несет ответственность за обеспечение реализации государственной политики в области законотворчества, а также эффективное выполнение возложенных на него задач.
13. Министерство возглавляет Министр юстиции Республики Узбекистан (далее — Министр), назначаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
1) осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций;
2) определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними, устанавливает полномочия других должностных лиц системы Министерства, степень ответственности своих заместителей и других должностных лиц за руководство отдельными участками деятельности Министерства и работу подведомственных органов и учреждений;
3) в установленном порядке подписывает международные договоры Республики Узбекистан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
4) утверждает положения о структурных и территориальных подразделениях Министерства, а также положения (уставы) иных подведомственных органов и учреждений, входящих в систему Министерства;
5) вносит изменения в структуру, утверждает штатное расписание центрального аппарата Министерства в пределах установленной общей численности;
6) утверждает смету расходов центрального аппарата Министерства, а также органов и учреждений юстиции;
8) вносит в соответствующие государственные органы предложения об образовании органов и учреждений юстиции и установлении численности их работников;
9) издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения работниками центрального аппарата Министерства, органов и учреждений юстиции;
10) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства, руководителей его территориальных подразделений, а также, в установленном порядке, руководителей иных подведомственных органов и учреждений, входящих в систему Министерства;
11) присваивает в установленном порядке классные чины работникам органов и учреждений юстиции, представляет Президенту Республики Узбекистан работников органов и учреждений юстиции к присвоению высших классных чинов;
12) решает вопросы о поощрении и дисциплинарной ответственности работников органов и учреждений юстиции, представляет особо отличившихся работников системы Министерства к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Республики Узбекистан;
15. Работникам органов и учреждений юстиции, в том числе научных учреждений и учебных заведений системы Министерства присваиваются специальные звания, классные чины и выплачиваются надбавки за выслугу лет в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы.
Порядок присвоения и лишения классных чинов регулируется Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
16. В Министерстве образуется коллегия из 11 человек в составе: Министра (председатель), заместителей Министра (по должности) и других руководящих работников Министерства. Персональный состав коллегии утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению Министра юстиции.
Коллегия Министерства рассматривает основные вопросы деятельности Министерства, заслушивает отчеты руководителей структурных и территориальных подразделений Министерства, подведомственных органов и учреждений, обсуждает вопросы подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, проверки исполнения решений, проекты важнейших приказов и других актов Министерства, а также итоги проверок.
На заседания коллегии могут быть приглашены руководители министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр реализует свое решение. О возникших разногласиях Министр информирует Президента Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
1. Абзац второй пункта 1, абзац второй пункта 5, пункт 6 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 ноября 1992 г. № 523 «О вопросах совершенствования деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 1992 г., № 11, ст. 32), а также приложения №№ 1 и 2 к этому постановлению.
2. Пункт 2 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 января 1994 г. № 27 «О создании в составе центрального аппарата Министерства юстиции Республики Узбекистан Управления по подготовке и правовой экспертизе проектов законодательных и нормативных актов по экономической реформе» (СП Республики Узбекистан, 1994 г., № 1, ст. 3).
3. Пункт 7 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 февраля 1994 г. № 50 «Об утверждении Временного положения о государственной регистрации договоров о залоге» (СП Республики Узбекистан, 1994 г., № 2, ст. 8).
4. Пункт 3 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 апреля 1995 года № 152 «О совершенствовании деятельности и изменениях в структуре аппарата Министерства юстиции Республики Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 1995 г., № 4, ст.16).
5. Пункт 6 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 июля 1997 г. № 345 «О создании в системе Министерства юстиции Республики Узбекистан управления по рассмотрению жалоб и заявлений граждан о нарушениях законности».