См. последующую редакцию.
Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратит силу с 1 марта 2022 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 февраля 2022 года № 80 «Об утверждении единого положения о порядке лицензирования отдельных видов деятельности посредством специальной электронной системы».
В целях упорядочения лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности» Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о лицензировании профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (деятельности инвестиционных институтов на рынке ценных бумаг) согласно приложению № 1.
См. последующую редакцию.
2. Центру по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан:
в двухнедельный срок утвердить состав и положение об экспертной комиссии по подготовке заключений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;
3. Внести изменения в постановление Кабинета Министров от 25 сентября 1998 года № 410 «О мерах по совершенствованию деятельности инвестиционных и приватизационных инвестиционных фондов» согласно приложению № 2.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
См. последующую редакцию.
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (деятельности инвестиционных институтов на рынке ценных бумаг).
См. последующую редакцию.
2. Лицензирование видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (деятельности инвестиционных институтов на рынке ценных бумаг) осуществляется Центром по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан (далее — лицензирующий орган).
См. последующую редакцию.
3. Профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг могут осуществлять юридические лица, за исключением профессиональной деятельности инвестиционного посредника и инвестиционного консультанта, которые могут осуществляться также и физическими лицами.
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг банков и иных кредитных организаций осуществляется на основании лицензии, выдаваемой лицензирующим органом.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
4. Срок действия лицензии на осуществление видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг — пять лет. Лицензия может быть выдана на срок менее 5 лет по заявлению соискателя лицензии.
См. последующую редакцию.
5. На осуществление видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг выдаются типовые (простые) лицензии.
См. последующую редакцию.
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг может осуществляться юридическим или физическим лицом только по указанному в лицензии виду деятельности.
См. последующую редакцию.
7. Лицензионными требованиями и условиями осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг являются:
а) обязательное соблюдение лицензиатом законодательства Республики Узбекистан о рынке ценных бумаг, нормативно-правовых актов лицензирующего органа, а также настоящего Положения;
б) обеспечение достаточности и соответствия собственных средств (капитала) и иных финансовых показателей лицензиата обязательным нормативам, установленным лицензирующим органом;
в) соответствие программного обеспечения и технических средств установленным лицензирующим органом требованиям к программно-техническим комплексам и готовности к электронному взаимодействию с инвестиционными институтами и фондовыми биржами;
См. последующую редакцию.
г) наличие у лицензиата, осуществляющего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, не менее одного работника, в обязанности которого входит ведение внутреннего учета операций с ценными бумагами;
См. последующую редакцию.
д) лицензиатом — физическим лицом либо единоличным исполнительным органом лицензиата — юридического лица, не могут быть лица, которые:
не имеют высшего образования по одной из следующих специальностей: финансово-экономическая, юридическая, математическая либо информационные технологии;
не имеют, как минимум, двухлетнего стажа работы в инвестиционных институтах, на фондовых биржах либо в экономической, финансовой и юридической сферах деятельности или работы в государственных органах управления по указанным направлениям;
исполняли функции единоличного исполнительного органа, входили в состав коллегиального исполнительного органа или являлись учредителями инвестиционного института, фондовой биржи, кредитной, страховой или аудиторской организации в момент прекращения действия лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности у указанных организаций за нарушения лицензионных требований и условий, допущенных по вине этих лиц, если с момента такого прекращения прошло менее трех лет;
имеют непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или за преступления против порядка управления;
исполняли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа юридического лица в момент, когда такое лицо было признано банкротом и с момента признания не истекло два года;
См. последующую редакцию.
е) соответствие специалистов, должностных лиц и контролера лицензиата квалификационным требованиям, утвержденным лицензирующим органом.
Требования подпунктов «б» и «г» настоящего пункта не распространяются на лицензиатов — физических лиц.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
8. При получении лицензий на два и более видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг к соискателю лицензии предъявляются следующие требования:
дополнительный (совмещаемый) вид деятельности на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством должен быть совместимым с основным осуществляемым видом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
соискатель лицензии или лицензиат, намеренный осуществлять дополнительную деятельность на рынке ценных бумаг, должен представить в лицензирующий орган соответствующие лицензируемому виду деятельности документы, указанные в настоящем Положении, и располагать достаточным размером собственных средств (капитала), установленным в качестве наибольшего для одного из совмещаемых видов профессиональной деятельности.
Нормативно-правовыми актами лицензирующего органа могут быть предусмотрены требования и порядок осуществления совмещаемого вида профессиональной деятельности структурным подразделением соискателя лицензии или лицензиата, на которое также распространяются лицензионные требования и условия.
См. последующую редакцию.
9. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения (почтового адреса), наименования учреждения банка и номера депозитного счета до востребования в учреждении банка — для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, — для физического лица;
лицензируемого вида деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
б) нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица — для юридического лица; нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя — для физического лица;
См. последующую редакцию.
в) документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии;
См. последующую редакцию.
г) нотариально заверенные копии учредительных документов со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к ним;
См. последующую редакцию.
д) копию бухгалтерского баланса с отметкой налогового органа и отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату (за исключением случая, когда соискатель создан после последней отчетной даты);
См. последующую редакцию.
е) расчет размера собственных средств (капитала) на последнюю отчетную дату в соответствии с порядком, утверждаемым лицензирующим органом;
См. последующую редакцию.
ж) копии документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии — физического лица либо руководителя и работников соискателя лицензии — юридического лица (за исключением инвестиционных фондов) квалификационным требованиям лицензирующего органа, в том числе копии документов соискателя лицензии — юридического лица о принятии их на работу на постоянной основе, а также копии документов, подтверждающих трудовой стаж лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа;
См. последующую редакцию.
з) порядок хранения, защиты и восстановления информации, в том числе перечень мер, направленных на неправомерное использование служебной информации, утвержденные соискателем;
См. последующую редакцию.
и) другие документы, перечисленные в пунктах 10—15 настоящего Положения, требуемые для лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
к) для вновь созданных юридических лиц, осуществляющих формирование собственных средств за счет вклада средств не в денежной форме, необходимо предоставление отчета оценщика. В случае внесения денежных средств для формирования собственных средств соискатель лицензии — юридическое лицо должен представить справку банка о наличии на его счете в банке средств согласно нормативам, установленным лицензирующим органом.
См. последующую редакцию.
(пункт 9 дополнен подпунктом «к» постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2005 года № 29— СЗ РУ, 2005 г., № 10-11, ст. 73)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Требования подпунктов «г», «д», «е», настоящего пункта не распространяются на соискателей лицензии — физических лиц.
(абзац пятнадцатый пункта 9 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2005 года № 29— СЗ РУ, 2005 г., № 10-11, ст. 73)
См. последующую редакцию.
10. Для получения лицензии на осуществление профессиональной деятельности инвестиционного посредника, инвестиционного консультанта, управляющей компании и инвестиционной компании соискатель лицензии дополнительно представляет следующие документы:
копию Порядка действий инвестиционного посредника (инвестиционного консультанта, управляющей компании, инвестиционной компании) при конфликте интересов с клиентом, утвержденного соискателем.
См. последующую редакцию.
11. Для получения лицензии на осуществление профессиональной деятельности инвестиционного фонда, соискатель лицензии дополнительно представляет следующие документы:
заверенную лицензиатом копию предварительного договора о заключении контракта между инвестиционным фондом и управляющей компанией об управлении фондом;
заверенную лицензиатом копию предварительного договора о заключении контракта между инвестиционным фондом и депозитарием.
См. последующую редакцию.
12. Для получения лицензии на осуществление депозитарной деятельности соискатель лицензии дополнительно представляет следующие документы:
внутренний регламент, соответствующий требованиям лицензирующего органа, предъявляемым к осуществлению депозитарной деятельности;
копию авторского лицензионного договора на коммерческое использование программного средства для осуществления депозитарной деятельности, заключенного с организацией, продавшей (передавшей) данное программное средство или копию свидетельства, подтверждающего авторское право в случае наличия собственного программного средства по осуществлению депозитарной деятельности;
См. последующую редакцию.
перечень технических средств, используемых для осуществления депозитарной деятельности, с указанием их характеристик;
заключение Центрального депозитария о соответствии программного обеспечения и технических средств установленным требованиям к программно-техническим комплексам депозитариев и готовности к электронному взаимодействию с инвестиционными институтами.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
13. Для получения лицензии на осуществление расчетно-клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг соискатель лицензии дополнительно представляет следующие документы:
См. последующую редакцию.
копию авторского лицензионного договора на коммерческое использование программного средства для осуществления расчетно-клиринговой деятельности, заключенного с организацией, продавшей (передавшей) данное программное средство или копию свидетельства, подтверждающего авторское право в случае наличия собственного программного средства по осуществлению расчетно-клиринговой деятельности;
См. последующую редакцию.
14. Для получения лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг соискатель лицензии дополнительно представляет Правила ведения реестра владельцев ценных бумаг, соответствующие нормативно-правовым актам лицензирующего органа.
См. последующую редакцию.
15. Для получения лицензии на осуществление деятельности организатора внебиржевой торговли ценными бумагами соискатель лицензии дополнительно представляет следующие документы:
См. последующую редакцию.
копию авторского лицензионного договора на коммерческое использование программного средства для осуществления деятельности по организации внебиржевой торговли, заключенного с организацией, продавшей (передавшей) данное программное средство или копию свидетельства, подтверждающего авторское право, в случае наличия собственного программного средства;
Правила торговли ценными бумагами, включающие положения о процедурах допуска к обращению и исключения из обращения ценных бумаг, котировки цен на ценные бумаги;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
16. Требование от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
Документы, насчитывающие более одного листа текста, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью соискателя лицензии и заверены подписью уполномоченного лица соискателя лицензии.
См. последующую редакцию.
17. Документы доставляются соискателем лицензии в лицензирующий орган непосредственно либо через средства почтовой связи с уведомлением об их получении.
Документы принимаются ответственным лицом лицензирующего органа по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов.
18. За представление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством.
19. За рассмотрение заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии взимается сбор в двухкратном размере минимальной заработной платы.
См. последующую редакцию.
Сумма сбора за рассмотрение заявления зачисляется на банковский счет лицензирующего органа. В случае отказа соискателя лицензии от поданного заявления сумма уплаченного сбора возврату не подлежит.
20. Лицензирование видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии со схемой, прилагаемой к настоящему Положению.
См. последующую редакцию.
21. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
22. Для рассмотрения документов о выдаче лицензий, продлении их срока, подготовки заключений по ним в лицензирующем органе создается экспертная комиссия. Положение об экспертной комиссии и ее состав утверждаются лицензирующим органом. Заседания экспертной комиссии проводятся не реже одного раза в месяц.
Заявление соискателя лицензии со всеми необходимыми документами в день их приема вносится на рассмотрение экспертной комиссии.
Экспертная комиссия в срок, не превышающий двадцати дней, рассматривает представленные документы и готовит экспертное заключение по ним о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
См. последующую редакцию.
23. Лицензирующий орган в трехдневный срок на основании заключения экспертной комиссии принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
Лицензирующий орган уведомляет соискателя лицензии о принятом решении в течение трех дней после принятия соответствующего решения.
Уведомление о принятии решения на выдачу лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета, срока уплаты государственной пошлины.
24. Лицензионное соглашение, определяющее взаимные права и обязательства лицензирующего органа и лицензиата, должно содержать:
наименование вида (видов) профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, на осуществление которой выдается лицензия;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
перечень нарушений на рынке ценных бумаг, признаваемых однократным грубым нарушением лицензионных требований и условий;
порядок контроля со стороны лицензирующего органа за выполнением лицензиатом требований и условий лицензионного соглашения.
Лицензионное соглашение составляется в двух экземплярах — по одному экземпляру для лицензиата и лицензирующего органа.
25. Лицензии оформляются на специальных бланках. Образец бланка лицензии утверждается лицензирующим органом в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 декабря 2000 г. № 488.
Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию, номер и степень защищенности. Бланки лицензий изготавливаются по заказу лицензирующего органа типографским способом в ГПО «Давлат белгиси». Руководитель лицензирующего органа несет ответственность за учет, сохранность и целевое использование бланков лицензий.
Лицензии оформляются и выдаются в трехдневный срок после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату государственной пошлины, и подписания им лицензионного соглашения.
См. последующую редакцию.
В лицензии на осуществление профессиональной деятельности управляющей компании и депозитария указываются перечни разрешенных операций (услуг).
См. последующую редакцию.
26. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев с момента направления (вручения) уведомления о принятии решения на выдачу лицензии, не представил лицензирующему органу документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, либо не подписал лицензионное соглашение лицензирующий орган вправе принять решение об аннулировании лицензии.
См. последующую редакцию.
27. В выдаче лицензии может быть отказано по основаниям, установленным статьей 17 Закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Соискатель лицензии имеет право обжаловать решение лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии, а также действия (бездействие) должностного лица лицензирующего органа в порядке, установленном законодательством.
28. В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии уведомление об отказе направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием конкретных причин отказа и срока, достаточного для того, чтобы соискатель лицензии, устранив указанные причины, мог представить документы для повторного рассмотрения.
См. последующую редакцию.
29. В случае устранения соискателем лицензии причин, послуживших основанием для отказа в выдаче лицензии, повторное рассмотрение документов осуществляется лицензирующим органом в срок, не превышающий десяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
При этом повторно представленные документы вносятся на рассмотрение экспертной комиссии в день их приема.
Экспертная комиссия в срок, не превышающий шести дней, повторно рассматривает представленные документы и готовит экспертное заключение по ним о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
Лицензирующий орган в трехдневный срок на основании заключения экспертной комиссии принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
30. За повторное рассмотрение заявлений соискателя лицензии сбор не взимается. Заявление, поданное по истечении срока, указанного в уведомлении об отказе в выдаче лицензии, считается вновь поданным.
См. последующую редакцию.
31. В случае преобразования лицензиата — юридического лица, изменения его наименования или места нахождения (почтового адреса) лицензиат или его правопреемник обязан в недельный срок после прохождения перерегистрации подать заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.
В случае изменения фамилии, имени, отчества или места жительства лицензиата — физического лица, лицензиат обязан в недельный срок после прохождения перерегистрации подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.
32. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет указанную в ней деятельность на основании ранее выданной лицензии.
33. При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление лицензии осуществляется в течение пяти дней со дня получения лицензирующим органом заявления о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов.
При переоформлении лицензии взимается сбор в половинном размере суммы, уплачиваемой за рассмотрение заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии. Сумма сбора зачисляется на счет лицензирующего органа.
34. Продление срока действия лицензии осуществляется по заявлению лицензиата. Заявление о продлении срока действия лицензии должно быть подано в лицензирующий орган не позднее двух месяцев до истечения срока действия лицензии. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, предусмотренном для выдачи лицензии.
35. Взамен утраченной или пришедшей в негодность лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению лицензиата может быть выдан дубликат.
При выдаче дубликатов лицензии взимается сбор в половинном размере суммы, уплачиваемой за рассмотрение заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии.
См. последующую редакцию.
36. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством.
37. При осуществлении контроля за соблюдением лицензионных требований и условий лицензирующий орган, в пределах своей компетенции, имеет право:
проводить в порядке, установленном законодательством, плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий;
проводить в порядке, установленном законодательством, внеплановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при наличии фактов, свидетельствующих об их нарушениях лицензиатом;
запрашивать и получать от лицензиата необходимую информацию по вопросам, возникающим при проведении проверок соблюдения лицензионных требований и условий;
составлять на основании результатов проверок акты (справки) с указанием конкретных нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий;
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
См. последующую редакцию.
38. При проверке соблюдения лицензионных требований и условий проверяющими работниками лицензирующего органа составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату, второй экземпляр остается у лицензирующего органа.
39. Приостановление и прекращение действия лицензии, аннулирование лицензии производится лицензирующим органом в случаях и порядке, предусмотренных соответственно статьями 22—24 Закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Решение лицензирующего органа о приостановлении и прекращении действия лицензии, аннулировании лицензии может быть обжаловано в суд. В случае признания судом необоснованности решения лицензирующего органа лицензирующий орган несет перед лицензиатом ответственность в размере понесенного им ущерба.
См. последующую редакцию.
40. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий отдельно на каждый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
для юридических лиц — наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, почтовый адрес, телефон;
для физических лиц — фамилия, имя, отчество лицензиата, его паспортные данные, домашний адрес, телефон;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
41. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней юридических и физических лиц, которые вправе получить за плату в лицензирующем органе информацию из реестра лицензий в виде выписок о конкретных лицензиатах.
Плата за выдачу информации из реестра лицензий в размере одной минимальной заработной платы зачисляется на расчетный счет лицензирующего органа.
Информация из реестра лицензий органам государственной власти и управления предоставляется безвозмездно.
См. последующую редакцию.
42. За выдачу лицензии или продление срока ее действия взимается государственная пошлина в четырехкратном размере минимальной заработной платы или в пятикратном размере минимальной заработной платы за одновременную выдачу лицензии на два и более видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
При выдаче лицензии и продлении срока ее действия по заявлению соискателя лицензии на срок менее пяти лет размер государственной пошлины уменьшается пропорционально уменьшению срока действия лицензии.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о лицензировании профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг (деятельности инвестиционных институтов на рынке ценных бумаг)
к Положению о лицензировании профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг (деятельности инвестиционных институтов на рынке ценных бумаг)
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
«19. Лицензирование деятельности инвестиционного фонда осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан»;
«12. Лицензирование деятельности ПИФа осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан».
См. последующую редакцию.