В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О банкротстве» и в целях улучшения качества корпоративного управления, повышения ответственности руководителей и собственников хозяйствующих субъектов за их экономическую состоятельность, а также создания эффективного механизма своевременного выявления фактов лжебанкротства, сокрытия банкротства и умышленного доведения до банкротства Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Правила по выявлению признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства согласно приложению.
2. Государственному комитету Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции в месячный срок:
с учетом требований Правил по выявлению признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства разработать и утвердить программу подготовки ликвидационных управляющих;
совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Узбекистан, вытекающих из настоящего постановления.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Кабинета Министров от 14 августа 2013 года № 224
к постановлению Кабинета Министров от 14 августа 2013 года № 224
1. Настоящие Правила определяют порядок проведения судебным управляющим и сотрудниками государственных налоговых инспекций анализа финансово-хозяйственной деятельности должника на предмет выявления признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства (далее — анализ).
должник — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, не способный удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по обязательным платежам;
платежеспособность — возможность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по обязательным платежам без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности;
неплатежеспособность — неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по обязательным платежам, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев со дня их наступления, а для градообразующего и приравненного к нему предприятия — в течение шести месяцев;
заведомо ложная информация — информация, преднамеренно искаженная исключительно в целях заключения сделок с кредиторами и введения их в заблуждение относительно действительного финансового состояния;
лжебанкротство — заведомо не соответствующее действительности объявление хозяйствующим субъектом о своей экономической несостоятельности исполнения обязательств перед кредиторами, причинившее им крупный ущерб;
сокрытие банкротства — умышленное сокрытие хозяйствующим субъектом своей неплатежеспособности путем представления сведений и документов, не соответствующих действительности, искажения бухгалтерской отчетности или иного утаивания своей экономической несостоятельности, причинившее крупный ущерб кредиторам;
преднамеренное банкротство — умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное индивидуальным предпринимателем или органом управления юридического лица, лицом, входящим в состав наблюдательного совета, учредителем (участником) либо собственником юридического лица в личных интересах или интересах иных лиц, повлекшее экономическую несостоятельность (банкротство) этого индивидуального предпринимателя или юридического лица;
См. предыдущую редакцию.
судебный управляющий (временный, санирующий, внешний, ликвидационный управляющий) — лицо, назначаемое экономическим судом для проведения процедур банкротства.
(абзац девятый пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 января 2018 года № 34 — Национальная база данных законодательства, 23.01.2018 г., № 09/18/34/0605)
3. Судебный управляющий обязан осуществлять действия и принимать меры по выявлению признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства, указанные в настоящих Правилах, с момента его назначения.
4. Судебным управляющим производится анализ деятельности за период до 2 лет, предшествующий возбуждению дела о банкротстве.
в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности;
г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;
д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника банкротом, а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;
е) перечень дебиторов (за исключением дебиторов, размер задолженности которых составляет менее 5 процентов от общей дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника банкротом, а также принятых мер (подтверждающие документы) по истребованию дебиторской задолженности за исследуемый период;
ж) справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых санкций на дату подачи заявления о признании должника банкротом и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведенного анализа;
з) перечень кредиторов (за исключением кредиторов, размер долга которых составляет менее 5 процентов от общей кредиторской задолженности) должника с указанием основной суммы задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и сроков наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника банкротом за исследуемый период;
и) отчеты об оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, отчет временного управляющего о проведении процедуры наблюдения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы и решения органов управления должника;
к) информация об аффилированных лицах и дочерних предприятиях должника, а также о сделках, совершенных с ними;
н) перечень государственного имущества, переданного должнику безвозмездно и подлежащего возврату государству при его ликвидации;
о) документы о наличии на хранении у должника государственных резервов, материальных ценностей и связанные с обеспечением их сохранности и целостности;
6. Необходимые для проведения анализа документы запрашиваются судебным управляющим у руководителя должника, в соответствующих государственных органах и у других лиц, владеющих необходимой информацией.
Ответственность за полноту и достоверность представляемых судебному управляющему информации и документов возлагается на должника, государственные органы и других лиц, владеющих необходимой информацией.
7. Для изучения информации и документов, предусмотренных в пункте 5 настоящих Правил, судебный управляющий вправе привлекать аудиторские и оценочные организации.
8. В случае назначения экспертизы при осуществлении судебным управляющим упрощенной процедуры банкротства расходы возмещаются из средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
9. Определение признаков лжебанкротства производится судебным управляющим во всех случаях возбуждения экономическим судом дела о банкротстве, по заявлению должника, и осуществляется в ходе процедуры наблюдения.
(пункт 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 января 2018 года № 34 — Национальная база данных законодательства, 23.01.2018 г., № 09/18/34/0605)
См. предыдущую редакцию.
10. Признаком лжебанкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по обязательным платежам в полном объеме на дату обращения должника в экономический суд с заявлением о признании его банкротом.
(пункт 10 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 января 2018 года № 34 — Национальная база данных законодательства, 23.01.2018 г., № 09/18/34/0605)
11. Для установления наличия (отсутствия) признаков лжебанкротства проводится анализ платежеспособности должника за исследуемый период.
12. К показателям, характеризующим степень платежеспособности должника перед его кредиторами, относятся:
13. Обеспеченность обязательств должника всеми его активами определяется как отношение активов баланса, равное валюте баланса, к сумме текущих обязательств.
Обеспеченность обязательств должника всеми его активами характеризуется величиной активов должника, приходящихся на единицу долга.
14. Обеспеченность обязательств должника его текущими активами характеризуется величиной текущих активов должника, приходящихся на единицу долга.
Обеспеченность обязательств должника его текущими активами определяется, как отношение величины текущих активов к сумме текущих обязательств.
15. Величина чистых активов должника характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами.
16. Проведение анализа предполагает изучение динамики показателей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, а также показателей ликвидности (абсолютной, быстрой, текущей) за исследуемый период.
17. При рассмотрении показателей, характеризующих обеспечение требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанностей по обязательным платежам, в составе обязательств следует учитывать, помимо величины основного долга, величину признанных штрафов, пеней и иных финансовых санкций.
18. Основанием для вывода о наличии признаков лжебанкротства и платежеспособности должника является наличие следующих условий:
если анализ платежеспособности должника указывает на наличие у должника возможности в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по обязательным платежам без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков лжебанкротства должника;
если анализ платежеспособности должника на основании представленной информации и документов указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствии признаков лжебанкротства должника.
См. предыдущую редакцию.
20. Если заявление должника подано должником в экономический суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по обязательным платежам, должник, подавший указанное заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления, на основании решения суда.
(пункт 20 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 января 2018 года № 34 — Национальная база данных законодательства, 23.01.2018 г., № 09/18/34/0605)
сотрудниками государственных налоговых инспекций в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, а также в ходе упрощенных процедур банкротства;
22. Сокрытие банкротства проявляется в утаивании хозяйствующим субъектом своей неплатежеспособности и применяется к долгам или задолженности любого рода, от удовлетворения или выплаты которых лицо стремится уклониться.
23. Обязательным признаком сокрытия банкротства являются действия должника, направленные на умышленное уклонение от удовлетворения требований кредиторов, а также представление сведений и документов, не соответствующих действительности, искажение бухгалтерской отчетности или иное утаивание своей экономической несостоятельности.
сокрытие, уничтожение, искажение, фальсификация любой учетной документации, связанной с осуществлением хозяйственной деятельности должника;
искажение финансовой отчетности, т. е. их фальсификация с целью показать экономическую состоятельность хозяйствующего субъекта.
См. предыдущую редакцию.
25. Определение признаков преднамеренного банкротства производится после признания экономическим судом должника банкротом и открытия ликвидационного производства, при наличии оснований предполагать, что неправомерные действия лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, вызвали банкротство.
(пункт 25 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 января 2018 года № 34 — Национальная база данных законодательства, 23.01.2018 г., № 09/18/34/0605)
26. Банкротство юридического лица считается преднамеренно вызванным учредителем (участником) или собственником юридического лица, который имеет право давать обязательные для этого юридического лица указания, только в случае, если он использовал указанное право в целях совершения юридическим лицом действий, заведомо зная, что вследствие этого наступит банкротство юридического лица.
27. Признаки преднамеренного банкротства должника выражаются в совершении следующих действий, заведомо зная, что в результате этого возникает банкротство должника:
заведомо преступное использование денежных средств и иного имущества, причинившее должнику ущерб или убытки;
передача другим лицам более 50 процентов активов должника, задействованных в основной деятельности (производстве, выполнении работ и оказании услуг);
заключение крупных сделок со стороны исполнительного органа и/или наблюдательного совета, не входящих соответственно в их компетенцию.
28. С целью выявления признаков преднамеренного банкротства должника проводится анализ, который делится на два этапа.
29. На первом этапе проводится анализ платежеспособности должника по показателям, указанным в пунктах 13 и 17 настоящих Правил, и рассчитываются показатели, характеризующие изменения в обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, имевшие место за исследуемый период.
30. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения в показателях обеспеченности обязательств, на втором этапе анализируются условия совершения сделок должника за этот же период, повлекших существенные изменения в показателях обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами.
31. Под существенным ухудшением значений понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.
32. В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику.
а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение активов должника менее ликвидным;
б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях или приведшие к остановке хозяйственной деятельности должника;
в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченных имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;
занижение или завышение цены на поставляемые (приобретаемые) товары (работы, услуги) по сравнению со сложившейся рыночной конъюнктурой;
любые формы отчуждения или обременения обязательствами имущества должника, если они не сопровождаются эквивалентным сокращением задолженности.
35. По результатам анализа платежеспособности должника и сделок должника делается один из следующих выводов:
о наличии признаков преднамеренного банкротства должника, если органами управления должника, индивидуальным предпринимателем, учредителем (участником) или собственником должника совершались действия или сделки, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали причиной возникновения банкротства должника;
об отсутствии признаков преднамеренного банкротства должника, если судебным управляющим не выявлены соответствующие сделки или действия;
о невозможности определения наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства должника при отсутствии документов, необходимых для проведения анализа.
36. В случае банкротства должника по вине его учредителей (участников) или собственника, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) или собственника должника — юридического лица в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
37. По результатам анализа судебным управляющим составляется заключение о наличии признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или преднамеренного банкротства либо заключение об отсутствии этих признаков, а также отсутствии необходимой информации и документов для проведения анализа.
См. предыдущую редакцию.
в) наименование экономического суда, номер дела, дату вынесения решения (определения) экономического суда о введении соответствующей процедуры банкротства и дату вынесения определения экономического суда о назначении судебного управляющего;
(подпункт «в» пункта 37 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 января 2018 года № 34 — Национальная база данных законодательства, 23.01.2018 г., № 09/18/34/0605)
д) вывод о наличии либо об отсутствии признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или преднамеренного банкротства;
ж) расчеты и обоснования вывода о наличии либо отсутствии признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и (или) действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили убытки должнику вместе с расчетом;
См. предыдущую редакцию.
38. Заключение о наличии признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или преднамеренного банкротства не позднее 10 рабочих дней после подписания представляется собранию кредиторов, экономическому суду и в органы прокуратуры.
Заключение об отсутствии признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или преднамеренного банкротства не позднее 10 рабочих дней после подписания представляется собранию кредиторов, экономическому суду.
(пункт 38 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 января 2018 года № 34 — Национальная база данных законодательства, 23.01.2018 г., № 09/18/34/0605)
См. предыдущую редакцию.
39. В Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции для рассмотрения заключения и приложенных к нему материалов и представления по ним мнения создается постоянно действующая Комиссия (далее — комиссия).
(пункт 39 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 августа 2017 года № 638 — СЗ РУ, 2017 г., № 33, ст. 863)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
40. Комиссия рассматривает заключение и приложенные к нему материалы в месячный срок с момента поступления обращения со стороны экономического суда в необходимых случаях Комиссия имеет право запрашивать дополнительные материалы у судебного управляющего.
(пункт 40 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 января 2018 года № 34 — Национальная база данных законодательства, 23.01.2018 г., № 09/18/34/0605)
См. последующую редакцию.
41. По результатам рассмотрения Комиссия, на основании представленных материалов, подтверждает заключение либо подтверждает его безосновательность.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
42. Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции представляет мнение комиссии в экономический суд.
(пункт 42 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 января 2018 года № 34 — Национальная база данных законодательства, 23.01.2018 г., № 09/18/34/0605)
См. последующую редакцию.
43. Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством.