от 18.06.2010 г. № 210
Акт утратил силу 21.02.2020
(наименование постановления в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
 Комментарий LexUz
(С изменениями, внесенными постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 1 декабря 2011 года № 235)
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан».
(абзац первый пункта 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 1.1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
1.2. В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса, все неустранимые противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика. При этом экономическим судам следует иметь в виду, что данное правило применяется, во-первых, когда противоречия и неясности имеются только в налоговом законодательстве; во-вторых, когда соотношение актов законодательства нельзя устранить на основании установленных в статье 16 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» положений.
(пункт 1.2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
2. В соответствии с частью шестой статьи 2 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, к налоговым и другим административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства.
Если отказ уполномоченного органа противоречит законодательству или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, хозяйственный суд в соответствии с частью третьей статьи 157 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ЭПК) не принимает отказ от иска и рассматривает дело по существу.
(пункт 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
5. Экономическим судам следует иметь в виду, что в соответствии с частью первой статьи 3 Налогового кодекса налогообложение производится в соответствии с законодательством, действующим на момент возникновения налоговых обязательств.
(абзац первый пункта 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
В соответствии с частью второй статьи 3 Налогового кодекса, акты налогового законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Акты налогового законодательства, предусматривающие отмену налогов и других обязательных платежей, снижение их ставок, отмену обязанностей или смягчение иным образом положения налогоплательщиков, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 3 Налогового кодекса, могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено в актах налогового законодательства.
В соответствии с частью третьей статьи 3 Налогового кодекса, акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, имеют обратную силу. В связи с этим, экономическим судам при рассмотрении дел, связанных с применением мер правового воздействия к налогоплательщикам, следует применять акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, сравнив акты налогового законодательства, действовавшими во время совершения правонарушения, с актами налогового законодательства, действующими на момент рассмотрения дела.
(абзац четвертый пункта 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
6. На территории Республики Узбекистан действуют налоговые и другие обязательные платежи, предусмотренные Налоговым кодексом. Как предусмотрено в статье 30 Налогового кодекса, льготы по налогам и другим обязательным платежам могут предоставляться Налоговым кодексом, иными законами и решениями Президента Республики Узбекистан. Предоставление льгот по налогу на имущество, земельному налогу, единому земельному налогу может осуществляться органами государственной власти на местах в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
(абзац первый пункта 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац второй пункта 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
7. В соответствии со статьей 38 Налогового кодекса, орган государственной налоговой службы может начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в течение пяти лет после окончания налогового периода. Налогоплательщик вправе потребовать зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей в течение пяти лет после окончания налогового периода.
В соответствии с абзацем третьим части второй статьи 110 Налогового кодекса, истечение сроков исковой давности по налоговому обязательству признается обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и привлечение его к ответственности. В связи с этим, срок исковой давности по требованию органа государственной налоговой службы о применении мер ответственности за налоговые правонарушения составляет пять лет после окончания налогового периода, в котором совершено правонарушение.
8. При рассмотрении дел, связанных с обращением взыскания налоговой задолженности на имущество налогоплательщика, экономическим судам следует иметь в виду, что в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 54 Налогового кодекса, налоговые каникулы добросовестным налогоплательщикам, а также отсрочка и (или) рассрочка уплаты налоговой задолженности предоставляются Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан на срок от одного до двадцати четырех месяцев. При этом отсрочка и (или) рассрочка уплаты налоговой задолженности может производиться в отношении всей или части налоговой задолженности.
(пункт 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 8 исключен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
9. Экономическим судам следует разъяснить, что в соответствии с положениями, установленными в статьях 56 — 58 Налогового кодекса, при отсутствии спора об излишне уплаченных налогах и других обязательных платежах, возврат или зачет в счет предстоящих платежей данных сумм производится уполномоченным органом самостоятельно. Если между уполномоченным органом и налогоплательщиком по данному вопросу возникнет спор, налогоплательщик может обратиться в экономический суд с исковым заявлением о зачете в счет предстоящих платежей или взыскании излишне уплаченных, либо взысканных сумм налогов и других обязательных платежей.
(пункт 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 9.1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 9.2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
10. В соответствии с частью первой статьи 69 Налогового кодекса, органы государственной налоговой службы, таможенные органы и другие государственные органы и организации, на которые возложены функции по взиманию налогов и других обязательных платежей, должны вести учет поступлений в бюджет и государственные целевые фонды. В связи с этим, при подаче исков налогоплательщиками о взыскании с уполномоченных органов излишне уплаченных или необоснованно взысканных денежных средств (налогов, обязательных платежей, штрафов и пени), экономическим судам следует в соответствии со статьей 48 ЭПК привлекать к участию в деле Министерство финансов Республики Узбекистан, его внебюджетные фонды и (или) их территориальные органы и другие уполномоченные организации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, на стороне ответчика.
(пункт 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац первый пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2005 года № УП-3619 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства», вред, причиненный субъекту предпринимательства в результате незаконных решений государственных органов, либо незаконных действий (бездействия) их должностных лиц, подлежит возмещению в полном объеме на основании решения суда непосредственно этими государственными органами, в первую очередь, за счет средств их внебюджетных фондов.
(пункт 12 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
12.1. В соответствии с частями второй и третьей статьи 60 Налогового кодекса требование о погашении налоговой задолженности должно быть вручено налогоплательщику или его представителю способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования налогоплательщиком. При наличии у налогоплательщика персонального кабинета налогоплательщика требование о погашении налоговой задолженности может быть направлено ему через его персональный кабинет налогоплательщика. В случае, когда требование о погашении налоговой задолженности направляется по почте заказным письмом, оно считается полученным на дату получения заказного письма, указанную в бланке уведомления о вручении почтового отправления.
(пункт 12.1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
13. В соответствии с частью первой статьи 62 Налогового кодекса, к мерам принудительного взыскания налоговой задолженности относятся:
Исковое заявление органа государственной налоговой службы об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, поданное без соблюдения мер по бесспорному взысканию ее с банковских счетов налогоплательщика, в соответствии с пунктом 9 части первой статьи 155 ЭПК, подлежит возврату, а если данное обстоятельство обнаружено после принятия искового заявления к производству, в соответствии с пунктом 4 статьи 107 ЭПК, иск подлежит оставлению без рассмотрения, за исключением случаев, когда у налогоплательщика нет банковских счетов или налогоплательщик выставил на свой банковский счет платежное поручение для уплаты налоговой задолженности.
(абзац второй пункта 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Исковое заявление органа государственной налоговой службы об обращении взыскания на имущество налогоплательщика, поданное без соблюдения мер по бесспорному взысканию ее с банковских счетов налогоплательщика, в соответствии с пунктом 9 части первой статьи 155 ЭПК, подлежит возврату, а если данное обстоятельство обнаружено после принятия искового заявления к производству, в соответствии с пунктом 4 статьи 107 ЭПК, иск подлежит оставлению без рассмотрения, за исключением случаев, когда у налогоплательщика нет банковских счетов или налогоплательщик выставил на свой банковский счет платежное поручение для уплаты налоговой задолженности.
(абзац пятый пункта 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Если сумма задолженности менее установленного размера, исковое заявление подлежит отказу в принятии применительно к пункту 1 части первой статьи 154 ЭПК, а при установлении данного обстоятельства после принятия заявления к производству, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 статьи 110 ЭПК.
(пункт 13.1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
14. В соответствии с частью первой статьи 63 Налогового кодекса, бесспорное взыскание налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика осуществляется путем выставления в банк, обслуживающий его депозитный счет до востребования, инкассового поручения органа государственной налоговой службы о перечислении суммы налоговой задолженности в соответствующий бюджет или государственный целевой фонд, если иное не предусмотрено частью третьей статьи 62 Налогового кодекса.
Статья 63 Налогового кодекса устанавливает порядок бесспорного взыскания налоговой задолженности налогоплательщика органом государственной налоговой службы. В связи с этим, экономическим судам следует иметь в виду, что исковые заявления (заявления) о взыскании налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика не подведомственны экономическим судам, за исключением случая, предусмотренного частью седьмой статьи 70 Налогового кодекса.
(абзац второй пункта 14 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункты 16 — 16.2 утратили силу в соответствии с постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
Исходя из требований пункта 8 части второй статьи 149 ЭПК, а также статей 59 и 60 Налогового кодекса к исковому заявлению об обращении взыскания на имущество налогоплательщика также должен быть приложен документ, подверждающий направление налогоплательщику требования о погашении налоговой задолженности.
(пункт 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
18. При разрешении споров, связанных с обращением взыскания на имущество налогоплательщика, экономическим судам следует иметь в виду, что согласно статье 120 Налогового кодекса, нарушение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей влечет начисление пени в размере 0,033 процента за каждый день просрочки, но размер пени не может превышать суммы задолженности по соответствующим налогам и другим обязательным платежам.
(абзац первый пункта 18 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Экономические суды не вправе освобождать налогоплательщика от уплаты начисленных в соответствии со статьей 120 Налогового кодекса сумм пени или уменьшать ее размер, за исключением случаев, когда размер пени превышает сумму задолженности по соответствующим налогам и другим обязательным платежам.
(абзац второй пункта 18 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Исходя из смысла части четвертой статьи 73 ЭПК приговор по уголовному делу в отношении руководителя или работника налогоплательщика, обязателен для экономического суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и кем они совершены. При этом, уполномоченный орган освобождается от обязанности доказывания факта не нарушения порядка и правил проведения проверки и совершения налогового правонарушения налогоплательщиком, за исключением приговора, вынесенного по реабилитирующим основаниям, предусмотренным статьей 83 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.
(пункт 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац второй пункта 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 22 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
23. В соответствии с частью первой статьи 70 Налогового кодекса камеральный контроль это контроль, проводимый на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке налогоплательщиком финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в органе государственной налоговой службы, согласно части восьмой статьи 71 настоящего Кодекса результаты хронометража поступления наличной денежной выручки используются исключительно для анализа достоверности представляемой налоговой отчетности, а также для ведения базы данных об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением. Результат камерального контроля или хронометража не может являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.
(пункт 23 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 ноября 2014 года № 271)
24. В соответствии с частью второй статьи 108 Налогового кодекса, никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
(абзац второй пункта 24 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
25. В соответствии с частью четвертой статьи 108 Налогового кодекса, финансовые санкции за налоговое правонарушение, совершенное индивидуальным предпринимателем, применяются в порядке, предусмотренном для юридических лиц.
Привлечение лица, занимающегося индивидуальной предпринимательской деятельностью, за совершение им общественно опасного деяния к уголовной ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Республики Узбекистан, не освобождает его от привлечения к ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом, в качестве индивидуального предпринимателя за совершенное налоговое правонарушение.
25.1. Разъяснить судам, что в случае совершения налогоплательщиком нескольких налоговых правонарушений штраф назначается за каждое правонарушение в отдельности, затем на основании части восьмой статьи 108 Налогового кодекса финансовые санкции в виде штрафа применяются по совокупности налоговых правонарушений путем поглощения менее строгого более строгим либо путем полного или частичного сложения назначенных штрафов.
При этом окончательный размер штрафа не должен превышать максимальный размер штрафа, предусмотренный в соответствующей части статьи 119 Налогового кодекса, а при частичном сложении окончательный размер штрафа не должен быть менее минимального размера штрафа, предусмотренного в соответствующей части статьи 119 Налогового кодекса.
25.4. Разъяснить судам, что если после принятия решения по делу будет установлено, что налогоплательщик совершил еще и другие налоговые правонарушения, совершенные им до принятия решения по первому делу, штраф применяется по правилам, предусмотренным частью восьмой статьи 108 Налогового кодекса. В этом случае в размер штрафа, назначенного судом по совокупности налоговых правонарушений, засчитывается сумма штрафа, выплаченная по первому решению, о чем указывается в решении суда.
(пункты 251 — 254 введены постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 286)
26. В соответствии с частью первой статьи 109 Налогового кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
Обстоятельства, установленные в статье 110 Налогового кодекса, являются обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения и привлечение его к ответственности, и если имеется хотя бы одно из этих обстоятельств налогоплательщик не привлекается к ответственности.
27. В соответствии с частью второй статьи 96 Налогового кодекса орган государственной налоговой службы вправе обратиться в суд с заявлением о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках в следующих случаях:
(пункт 27 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 25 февраля 2016 года № 292)
28. Согласно части первой статьи 101 Налогового кодекса, по результатам налоговой проверки должностными лицами органа государственной налоговой службы составляется акт налоговой проверки.
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 28 исключен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 28.1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
28.2. Пунктом 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 22 января 2018 года № УП-5308 «О Государственной программе по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» объявлено сроком на два года мораторий на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, за исключением проверок, проводимых в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица.
Обратить внимание судов, что указанный в абзаце первом настоящего пункта мораторий действует по 22 января 2020 года. В связи с этим, если орган государственной налоговой службы обратится в суд с заявлением о применении к субъекту предпринимательства меры правового воздействия за совершенное налоговое правонарушение, выявленное в результате проверки финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства в указанный период, это обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, за исключением проверок проведенных в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица, а также краткосрочных проверок.
(пункт 28.2 введен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 29 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 30 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
31. Орган государственной налоговой службы принимает меры по принудительному взысканию налогов, других обязательных платежей и пени в соответствии со статьями 62—65 Налогового кодекса, если в течение тридцати дней со дня получения копии решения органа государственной налоговой службы налогоплательщиком не уплачены указанные в решении суммы налогов, других обязательных платежей и пени, либо получено письменное уведомление об отказе в уплате начисленных сумм налогов, других обязательных платежей и пени.
32. В соответствии с частью второй статьи 104 Налогового кодекса, в случае устранения налоговых правонарушений и уплаты начисленных сумм налогов, других обязательных платежей и пени в течение тридцати дней со дня получения копии решения органа государственной налоговой службы, решение органа государственной налоговой службы в части применения к налогоплательщику штрафа считается отмененным. Данная норма не распространяется на случаи, указанные в статьях 114, 119 Налогового кодекса.
(пункт 32 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
(пункт 33 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 34 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
35. В соответствии с частью второй статьи 112 Налогового кодекса, финансовые санкции к налогоплательщикам применяются в судебном порядке, за исключением случаев начисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, а также признания налогоплательщиком вины в совершенном налоговом правонарушении и добровольной уплаты штрафа.
Если органом государственной налоговой службы предоставлена рассрочка уплаты финансовой санкции на основании части третьей статьи 54 Налогового кодекса и в случае не несоблюдения налогоплательщиком срока предоставленной рассрочки, орган государственной налоговой службы может обратиться с заявлением о применении финансового штрафа в судебном порядке.
(абзац второй пункта 35 в редакции постановления Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
35.1. Согласно части четвертой статьи 112 Налогового кодекса в случае несоразмерности применяемой финансовой санкции последствиям правонарушения, установления обстоятельств, смягчающих ответственность, а также с учетом материального положения правонарушителя, суд вправе применить финансовую санкцию ниже низшего предела, предусмотренного главой 17 Налогового кодекса, но не ниже 25 процентов от минимального предела установленной санкции с обязательным указанием мотивов и оснований.
Принимая во внимание, что перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, указанный в абзаце четвертом части первой статьи 111 Налогового кодекса, не является исчерпывающим, суд может признать смягчающими ответственность обстоятельствами регулярную уплату налогоплательщиком налогов и других обязательных платежей, совершение налогового правонарушения впервые, тяжелое финансовое положение налогоплательщика, возможность наступления экономической несостоятельности (банкротства) в результате применения финансовой санкции и другие обстоятельства, положительно характеризующие налогоплательщика.
Разъяснить судам, что если налогоплательщиком совершено несколько налоговых правонарушений и имеются основания для применения финансовой санкции ниже низшего предела, правила части четвертой статьи 112 Налогового кодекса могут быть применены по каждой статье или каждой части статьи в отдельности либо по некоторым из них. При этом окончательный размер штрафа определяется путем полного сложения назначенных штрафов и он не может превышать наибольший размер штрафа, о применении которого указано в заявлении органа государственной налоговой службы.
(пункт 35.1 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 286)
35.2. Разъяснить судам, что правила, предусмотренные частями восьмой и девятой статьи 108, частью четвертой статьи 112 Налогового кодекса применяются только к налоговым правонарушениям и финансовым, предусмотренным в главе 17 Налогового кодекса.
Судам следует иметь в виду, что правила, предусмотренные частью девятой статьи 108 и частью четвертой статьи 112 Налогового кодекса, применяются только судами.
При рассмотрении дел, связанных с применением финансовых санкций, предусмотренных пунктом 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 16 марта 2007 года № ПП-605 «О мерах по дальнейшему упорядочению розничной торговли алкогольной продукции», пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 2000 года № 245 «О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка», пунктом 49 Положения о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года, частью шестой статьи 53 Налогового кодекса и другими актами законодательства, эти правила не применяются.
(пункт 35.2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
36. Разъяснить экономическим судам, что с введением в действие Налогового кодекса, начиная с 1 января 2008 года, меры правового воздействия за совершенные налоговые правонарушения применяются в судебном порядке не только к субъектам предпринимательства, но и ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, за исключением случаев начисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, а также признания налогоплательщиком вины в совершенном налоговом правонарушении и добровольной уплаты штрафа.
(пункт 36 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
37. В соответствии с частью первой статьи 53 Налогового кодекса, банки обязаны исполнять платежные поручения налогоплательщика на перечисление налога и (или) другого обязательного платежа, а также инкассовые поручения соответствующего уполномоченного органа о взыскании налогов и других обязательных платежей в порядке очередности, установленной в Инструкции «О порядке списания денежных средств с банковских счетов хозяйствующих субъектов» (зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 15 марта 2012 года № 2342) и Положении «О безналичных расчетах в Республике Узбекистан» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 3 июня 2013 года № 2465), а также Инструкции «О кассовом исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан» (зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Узбекистан 1 февраля 2012 года № 2320).
(пункт 37 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
37.1. Обратить внимание экономических судов, что в соответствии с частью четвертой статьи 63 Налогового кодекса взыскание суммы налоговой задолженности производится из денежных средств, находящихся на всех банковских счетах налогоплательщика, за исключением тех, на которые в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.
(пункт 37.1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
37.2. В соответствии с частью шестой статьи 53 Налогового кодекса, в случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка поручения налогоплательщика на перечисление сумм налогов и других обязательных платежей, инкассового поручения соответствующего уполномоченного органа об их взыскании, с банка взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,5 процента за каждый день просрочки от неперечисленной суммы налогов и других обязательных платежей.
(пункт 37.3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
38. В соответствии с частью первой статьи 114 Налогового кодекса хранение неоприходованных товаров, за исключением случаев подтверждения их законного происхождения, — влечет наложение штрафа в размере 20 процентов стоимости неоприходованного товара, а в соответствии с частью третьей настоящей статьи сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг) — влечет наложение штрафа в размере 20 процентов от суммы сокрытой (заниженной) выручки от реализации товаров (работ, услуг):
(абзац первый пункта 38 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 25 февраля 2016 года № 292)
Санкция, предусмотренная частью первой статьи 114 Налогового кодекса, подлежит применению, если неоприходованные товары уничтожены на основании приговора, определения, постановления или решения суда по уголовным делам.
(абзац третий пункта 38 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
В связи с этим при применении финансовой санкции на основании части первой статьи 114 Налогового кодекса судам следует выяснять наличие связи хозяйственного дела с административным или уголовным делом и основываться на обстоятельства, изложенные в судебных актах.
(пункт 38 дополнен абзацами вторым, третьим и четвертым постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 286)
(пункт 38.1 дополнен абзацем вторым постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
(абзац третий пункта 38.1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
38.2. В соответствии с частью пятой статьи 114 Налогового кодекса, сокрытием (занижением) выручки от реализации товаров (работ, услуг) признается:
(абзац первый пункта 38.2 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 286)
(часть первая пункта 38.2 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 ноября 2014 года № 271)
В соответствии с абзацем пятым пункта 3 Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчеты с бюджетом» от 9 августа 1996 года № УП-1504 , невнесение ежедневно вырученных наличных средств в учреждения банков всеми предприятиями розничной торговли, а также оказывающими услуги населению, также квалифицируется как сокрытие выручки.
38.3. В соответствии с частью третьей статьи 114 Налогового кодекса, на сумму сокрытой (заниженной) выручки от реализации товаров (работ, услуг) производится начисление налогов и других обязательных платежей в соответствии с законодательством.
(пункт 38.3 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 ноября 2014 года № 271)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 39 утратил силу в соответствии с постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
40. За осуществление торговли и оказание услуг без применения (без установления) контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и (или) расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, когда их применение является обязательным, а равно реализация товаров и оказание услуг без выписки покупателю квитанции, выдачи талонов, чека или других приравненных к ним документов, когда выписка или выдача таких документов является обязательной, влечет наложение штрафа в размере, предусмотренном частью первой статьи 119 Налогового кодекса, за использование контрольно-кассовых машин, не соответствующих техническим требованиям или с нарушением программы обслуживания фискальной памяти, а также отказ от приема платежей по пластиковым карточкам, влечет наложение штрафа, в размере, предусмотренном частью третьей статьи 119 Налогового кодекса.
40.1. Совершение действий, предусмотренных в части первой статьи 119 Налогового кодекса, в течение одного года после применения штрафа влечет наложение штрафа, предусмотренного в части второй настоящей статьи, а совершение действий, предусмотренных в части третьей настоящей статьи, в течение одного года после применения штрафа влечет наложение штрафа, предусмотренного в части четвертой настоящей статьи.
(абзац второй пункта 40.1 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 ноября 2014 года № 271)
(пункт 40.3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 40.4 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 ноября 2014 года № 271)
(пункт 40.5 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 ноября 2014 года № 271)
(пункт 41 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац первый пункта 42 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
В соответствии с частью второй статьи 51 Налогового кодекса, исполнение налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были известны или нет до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства реорганизованным юридическим лицом.
(абзац второй пункта 42.1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
42.2. При предъявлении органом государственной налоговой службы, после выдачи судебного приказа, иска о том же предмете и по тем же основаниям, исковое заявление подлежит отказу в принятии на основании пункта 2 части первой статьи 154 ЭПК, а если исковое заявление принято к производству, то производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 статьи 110 ЭПК.
(пункт 42.2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
43. При применении финансовой санкции экономическим судам следует учитывать, что установленный в статье 111 Налогового кодекса перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за налоговое правонарушение, не является исчерпывающим, а обстоятельство, отягчающее ответственность, является исчерпывающим.
(пункт 43 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 43 исключен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 286)
(пункт 44 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)