Отметить, что за годы независимости в Узбекистане сформирован благоприятный инвестиционный климат, законодательно установлена широкая система льгот, преференций и гарантий по защите прав и интересов иностранных инвесторов.
В результате в республике создано и успешно действует свыше 4,2 тысяч предприятий с иностранными инвестициями в ведущих отраслях и сферах экономики. Ежегодно осваивается более 3,0 млрд иностранных инвестиций, преимущественно прямых, на долю которых приходится свыше 26,6 процента общего объема инвестирования в экономику страны, что является конкретным свидетельством растущего интереса и доверия иностранных инвесторов к устойчивости и надежности экономики республики, перспективам ее развития.
Вместе с тем продолжающийся мировой финансово-экономический кризис, ужесточение конкуренции на мировых и региональных инвестиционных рынках требуют принятия дополнительных мер по созданию более благоприятного инвестиционного климата в стране, стимулированию привлечения иностранных инвестиций для реализации проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств, а также ликвидации имеющих место бюрократических барьеров и препон в работе с иностранными инвесторами, недопущению незаконного вмешательства со стороны государственных и контролирующих органов в деятельность предприятий с иностранными инвестициями.
В целях создания максимально благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, осуществляющих прямые вложения в развитие высокотехнологичных производств, усиления стимулирования привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в регионы республики, дальнейшего укрепления системы гарантий и льгот для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями:
1. Принять к сведению, что законодательством республики создана широкая система гарантий, льгот и преференций для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями согласно приложению № 1.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
2. Установить, что вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее 5 млн долларов США, при изменении налогового законодательства вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость (оборот по реализации товаров, работ, услуг), налога на имущество, единого социального платежа, единого налогового платежа, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан, действовавшие на дату их государственной регистрации.
(пункт 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2018 года № УП-5398 — Национальная база данных законодательства, 05.04.2018 г., № 06/18/5398/1004)
См. последующую редакцию.
3. Установить порядок, в соответствии с которым в рамках инвестиционных проектов стоимостью свыше 50 млн долларов США и долей иностранного инвестора не менее 50 процентов строительство необходимых внешних, за пределами производственной площадки, инженерно-коммуникационных сетей осуществляется за счет бюджетных средств и других внутренних источников финансирования.
4. Распространить со II квартала 2012 года налоговые льготы, установленные Указом Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года № УП-3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций», на предприятия с иностранными инвестициями:
См. последующую редакцию.
5. Категорически запретить и считать незаконным установление министерствами, ведомствами, государственными органами на местах, правоохранительными и контролирующими органами, коммерческими банками дополнительных требований и ограничений, связанных с деятельностью иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями.
Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан установить жесткий контроль за безусловным соблюдением всеми органами государственного и хозяйственного управления действующего законодательства по защите прав и гарантий иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и принимать действенные меры по предотвращению нарушения установленного законодательства и привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
6. Предоставить право Государственной комиссии по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества иностранным инвесторам (Р.С. Азимов) реализовывать по заявкам иностранных инвесторов для создания предприятий с иностранными инвестициями низколиквидные объекты, находящиеся на балансе органов государственной власти на местах, по «нулевой» выкупной стоимости, без проведения конкурса путем заключения прямых договоров с инвестором под конкретные инвестиционные обязательства.
См. последующую редакцию.
7. Министерству иностранных дел, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан обеспечивать по заявкам министерств, ведомств, хозяйственных объединений оформление должностным лицам и специалистам иностранных компаний, участвующим в реализации инвестиционных проектов, въездных и многократных виз сроком на 12 месяцев.
См. предыдущую редакцию.
8. Кабинету Министров с привлечением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства внешней торговли, Государственного комитета по инвестициям, Государственного комитета по статистике, Центрального банка Республики Узбекистан обеспечивать на системной основе широкий доступ в установленном порядке иностранных инвесторов к экономической информации, необходимой для реализации ими инвестиционной деятельности, включая сведения о Государственном бюджете и его исполнении, денежно-кредитной политике, показателях внешней торговли и другие.
(пункт 8 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 17 августа 2017 года № УП-5158 — СЗ РУ, 2017 г., № 33, ст. 833)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
9. Министерству юстиции совместно с Министерством экономики, Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям установить системный мониторинг за реализацией на практике законодательства по предоставленным гарантиям, льготам и преференциям для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями и ежеквартально вносить в Кабинет Министров информацию в части несоблюдения министерствами, ведомствами и другими исполнителями предоставляемых льгот и преференций.
(пункт 9 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 17 августа 2017 года № УП-5158 — СЗ РУ, 2017 г., № 33, ст. 833)
См. последующую редакцию.
10. Внести изменения и дополнения в Указ Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года № УП-3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» согласно приложению № 2.
Министерству экономики, Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Указу Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года № УП–4434
к Указу Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года № УП–4434
1. Государство гарантирует и защищает все права иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан.
Иностранным инвесторам и иностранным инвестициям предоставляется справедливый и равноправный режим, полная и постоянная их защита и безопасность. Такой режим не может быть менее благоприятным, чем режим, определенный в международных договорах Республики Узбекистан.
Правовой режим для иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан (Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», статья 9).
2. Акты законодательства, в том числе ведомственные нормативные акты, а также судебные решения, затрагивающие каким-либо образом интересы иностранных инвесторов, должны быть им доступны, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством Республики Узбекистан, — опубликованы.
Органы государственного управления и органы государственной власти на местах обязаны предоставлять по запросам иностранных инвесторов интересующую их информацию в порядке, предусмотренном законодательством (Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 9).
3. Акты законодательства, в том числе ведомственные нормативные акты, не имеют обратной силы в случаях, если их исполнение наносит ущерб иностранному инвестору или иностранным инвестициям.
В случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования (Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 3).
4. В случае принятия органами государственного управления или органами государственной власти на местах нормативных актов, ущемляющих права иностранных инвесторов, а также в случаях незаконного их вмешательства в хозяйственную деятельность иностранных инвесторов, причиненные убытки возмещаются этими органами в судебном порядке (Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 11).
5. В случае какого-либо несоответствия между положениями законов Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» и другими актами законодательства или международными договорами Республики Узбекистан преимущественную силу имеют положения, наиболее благоприятные для иностранных инвесторов (законы Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», ст. 22 и «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 12).
6. Иностранные инвестиции и иные активы иностранных инвесторов в Республике Узбекистан не подлежат национализации.
Иностранные инвестиции и иные активы иностранных инвесторов не подлежат реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии (Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 5).
7. Доходы иностранного инвестора, полученные в Республике Узбекистан, могут быть реинвестированы на территории Республики Узбекистан или использованы любым иным способом по усмотрению иностранного инвестора.
открывать, использовать и распоряжаться счетами в любой валюте, в любом банке на территории Республики Узбекистан, а также за ее пределами;
получать и возвращать ссуды в иностранной валюте (Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 6).
8. Иностранным инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее без каких-либо ограничений при условии уплаты ими налогов и других обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан (Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 7).
9. Предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно осуществляют экспортно-импортные операции с соблюдением требований законодательства Республики Узбекистан. Экспорт продукции собственного производства не подлежит лицензированию и квотированию.
Предприятия с иностранными инвестициями вправе без лицензии импортировать продукцию для собственных производственных нужд в соответствии с законодательством Республики Узбекистан (Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», ст. 12).
10. Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Республики Узбекистан имеют право, на свободное заключение трудовых договоров с гражданами любого иностранного государства и лицами без гражданства, проживающими за пределами Республики Узбекистан, с целью осуществления инвестиционной деятельности. Такие лица имеют право въезжать и оставаться на территории Республики Узбекистан на весь период действия трудового договора с получением соответствующих многоразовых виз.
Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, пенсионного обеспечения иностранных работников должны решаться в трудовых договорах с каждым из них. Заработная плата этих работников и иные доходы, полученные законным путем, могут переводиться ими в другие государства без каких-либо ограничений после уплаты установленных законом налогов и обязательных платежей (Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», ст. 14).
11. Законодательством, наряду с общими гарантиями и мерами зашиты иностранных инвесторов, могут быть предоставлены дополнительные гарантии и меры защиты, в том числе обеспечивающие безусловное выполнение партнерами своих обязательств перед иностранными инвесторами.
Дополнительные гарантии и меры защиты могут предоставляться иностранным инвесторам в каждом конкретном случае при инвестировании:
в приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны;
в приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи;
в проекты в сфере малого предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения (Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 4).
12. Для производственных предприятий с иностранными инвестициями, экспортирующих продукцию собственного производства за свободно конвертируемую валюту, установлены следующие дополнительные льготы и преференции:
предоставлено право экспортировать собственную продукцию без предоплаты и открытия аккредитива, при наличии гарантий уполномоченных банков, обслуживающих покупателей, и соблюдении сроков поступления валютной выручки, предусмотренных действующим законодательством;
См. последующую редакцию.
разрешено открывать за рубежом торговые дома и представительства для маркетинговых исследований внешних рынков и рекламирования производимой продукции с поставкой для них товаров на условиях консигнации;
отменена регистрация в Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан экспортных контрактов на поставку продукции собственного производства (кроме экспорта лицензируемых товаров), сохранив действующий порядок их учета в уполномоченных банках и таможенных органах;
См. последующую редакцию.
определено, что предприятия самостоятельно формируют на договорной основе контрактные цены на экспортируемую продукцию собственного производства (Указ Президента Республики Узбекистан от 26.08.1997 г. № УП-1831 «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта продукции, производимой предприятиями с иностранными инвестициями».
См. предыдущую редакцию.
1. Предприятия приоритетных отраслей экономики, привлекающие прямые частные иностранные инвестиции, с 1 июля 2005 года освобождаются от уплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на имущество, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.
(абзац первый пункта 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2018 года № УП-5398 — Национальная база данных законодательства, 05.04.2018 г., № 06/18/5398/1004)
При ухудшении условий инвестирования последующим законодательством указанные льготы действуют в течение всего срока, на который они предоставлены (Указ Президента Республики Узбекистан от 11.04.2005 г. № УП-3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций»).
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2018 года № УП-5398 — Национальная база данных законодательства, 05.04.2018 г., № 06/18/5398/1004)
3. Иностранные компании, осуществляющие поисковые и разведочные работы на нефть и газ, а также привлекаемые ими иностранные подрядные и субподрядные организации освобождаются от уплаты:
См. предыдущую редакцию.
всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды на период проведения геологоразведочных работ;
(абзац второй пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 8 июля 2014 года № УП-4631 — СЗ РУ, 2014 г., № 29, ст. 356)
таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при импорте оборудования, материально-технических ресурсов и услуг, необходимых для проведения поисковых, разведочных и других сопутствующих работ (Указ Президента Республики Узбекистан от 28.04.2000 г. № УП-2598 «О мерах по привлечению прямых иностранных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа», п. 4).
4. Совместные предприятия по добыче нефти и газа, образуемые с участием иностранных компаний, осуществлявших поисковые и разведочные работы на нефть и газ, освобождаются от уплаты налога на прибыль сроком на 7 лет с начала добычи нефти или газа. (Указ Президента Республики Узбекистан от 28.04.2000 г. № УП-2598 «О мерах по привлечению прямых иностранных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа», п. 7).
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 15 марта 2013 года № УП-4515 — СЗ РУ, 2013 г., № 12, ст. 150)
См. предыдущую редакцию.
имущество, ввозимое в Республику Узбекистан предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее тридцати трех процентов для собственных производственных нужд, в течение двух лет с момента их государственной регистрации;
(абзац второй пункта 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 15 марта 2013 года № УП-4515 — СЗ РУ, 2013 г., № 12, ст. 150)
имущество, ввозимое для личных нужд иностранных инвесторов и граждан иностранных государств, находящихся в Республике Узбекистан в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами;
товары, ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму более пятидесяти млн. долларов США, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства;
технологическое оборудование, ввозимое на территорию Республики Узбекистан, по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующие изделия и запасные части, при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования (Закон Республики Узбекистан «О таможенном тарифе», ст. 33).
6. Предприятия с иностранными инвестициями, наряду с налоговыми и таможенными льготами и стимулами, предназначающимися для них, пользуются также всеми видами налоговых и таможенных льгот, предусмотренных для юридических лиц Республики Узбекистан, в частности, при производстве экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, производстве товаров народного потребления повышенного спроса, экспорте товаров (работ, услуг), импорте технологического оборудования, передаче имущества в качестве инвестиционных обязательств и т. д.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Указу Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года № УП-4434
к Указу Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года № УП-4434
вносимые в Указ Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года № УП-3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций»
«размещение указанных предприятий во всех городах и сельских населенных пунктах республики, за исключением г. Ташкента и Ташкентской области»;
1. Изделия радиоэлектронной промышленности и производство комплектующих к компьютерной и вычислительной технике.
производство новых видов строительных материалов, указанных в приложении № 1а к Указу Президента Республики Узбекистан от 24 марта 2005 года № УП-3586.
производство готовой промышленно-переработанной пищевой продукции из местного сырья (за исключением алкогольных, безалкогольных напитков и табачных изделий).
производство готовых видов мясной и молочной продукции, сыра и животного масла, а также продукции переработки внутренностей животных.