Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 октября 2015 года № 285 «О мерах по дальнейшему совершенствованию процедур предоставления земельных участков на основе конкурса для осуществления предпринимательской деятельности и порядка получения разрешений на строительство».
Во исполнение Государственной программы «Год малого бизнеса и частного предпринимательства», а также в целях обеспечения дальнейшего развития малого бизнеса и частного предпринимательства путем совершенствования процедур предоставления субъектам предпринимательства земельных участков и оформления кадастровых документов Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке предоставления юридическим и физическим лицам земельных участков в постоянное пользование и долгосрочную аренду на основе конкурса для осуществления предпринимательской деятельности (далее — Положение) согласно приложению.
земель, ранее отведенных для строительства производственных объектов и высвобождаемых за счет сноса строений;
земель несельскохозяйственного назначения или непригодных для сельского хозяйства либо сельскохозяйственных угодий худшего качества, а также земель лесного фонда, не покрытых лесом площадей, или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями.
строительства конкретных видов объектов, предусмотренных государственными программами, утвержденными решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров;
строительства конкретных видов объектов по рекомендациям Республиканского архитектурно-градостроительного совета при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
строительства конкретных видов объектов по инициативе Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента;
строительства конкретных видов объектов, предусмотренных генеральными планами населенных пунктов, проектами архитектурно-планировочной организации территорий сходов граждан кишлаков (аулов) и проектами детальной планировки частей территорий населенных пунктов;
при поступлении заявлений о предоставлении конкретного земельного участка от двух и более претендентов.
4. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей, городов и районов при предоставлении земельных участков обеспечить:
принятие решений о предоставлении земельных участков в строгом соответствии с требованиями Положения и в пределах своих полномочий на основе утвержденной градостроительной документации;
опережающее формирование инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых на основе конкурса для организации бизнеса;
См. предыдущую редакцию.
неукоснительное соблюдение принципов прозрачности, гласности и объективности при проведении конкурсов и принятии решений, создание равных конкурентных условий для участников конкурса а также регулярную публикацию в средствах массовой информации, в том числе через всемирную информационную сеть Интернет на своих официальных веб-сайтах, перечня земельных участков, предоставляемых для строительства новых предприятий, объектов незавершенного строительства, пустующих и неэффективно используемых зданий и сооружений, предлагаемых к реализации и сдаче в аренду субъектам предпринимательства;
(абзац четвертый пункта 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 сентября 2012 года № 266 — СЗ РУ, 2012 г., № 37, ст. 428)
контроль за целевым и эффективным использованием земельных участков, предоставляемых субъектам предпринимательства.
5. Госархитектстрою Республики Узбекистан совместно с Госкомземгеодезкадастром обеспечить контроль за соблюдением требований законодательства, градостроительных норм и правил при выборе земельных участков, выставляемых на конкурс, разработке, согласовании и утверждении задания на проектирование, разработке и экспертизе проектно-сметной документации строительства объекта, а также в ходе осуществления строительных работ.
6. Установить, что Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей, городов и районов несут персональную ответственность за соблюдение требований Положения, утвержденного настоящим постановлением.
7. Госкомземгеодезкадастру и Госархитектстрою Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок:
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Б.А. Ходжаева.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Кабинета Министров от 25 мая 2011 г. № 147
к постановлению Кабинета Министров от 25 мая 2011 г. № 147
1. Настоящее Положение в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами Республики Узбекистан определяет порядок предоставления юридическим и физическим лицам земельных участков в постоянное пользование и долгосрочную аренду на основе конкурса для осуществления предпринимательской деятельности.
См. предыдущую редакцию.
Действие настоящего Положения не распространяется на предоставление земельных участков, включенных в состав специальной индустриальной зоны «Ангрен».
(пункт 1 дополнен абзацем постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 мая 2012 года № 149 — СЗ РУ, 2012 г., № 22, ст. 245)
повышение эффективности использования земельных участков, предоставляемых субъектам предпринимательства;
определение юридических и физических лиц, предложивших наиболее выгодные для района (города) условия реализации прав на использование земельного участка с учетом стоимости предмета конкурса, установленной для его выставления на конкурс, и его последующей эксплуатации.
Основными принципами организации проведения конкурса являются прозрачность, гласность и объективность в принятии решений, создание равных конкурентных условий для участников конкурса.
организатор конкурса — специализированная организация, оказывающая услуги по организации и проведению конкурсов на основании заключенного договора с хокимиятом района (города);
условия конкурса — условия проведения конкурса, место его проведения, цена предложения, обременения, обязательства приобретателей и требования к претендентам и участникам конкурса;
градостроительное задание — документация, определяющая комплекс общих требований к внешнему виду здания или сооружения (этажность, материалы отделки внешних стен и кровли, цвета фасадов), для строительства которого выставляется на конкурс земельный участок, а также определяющая ориентировочные площади застройки, озеленения и благоустройства данного земельного участка, в обязательном порядке учитываемых в конкурсных обязательствах претендента и в разрабатываемой проектно-сметной документации здания или сооружения;
претендент — юридическое или физическое лицо, заявившее о своем намерении участвовать в конкурсе на предложенных условиях;
полномочный представитель — физическое лицо, уполномоченное претендентом на основании доверенности для участия в конкурсе;
обязательства — принимаемые победителем конкурса обязательства в отношении земельного участка, право на который приобретено в результате участия в конкурсе;
минимальная стоимость предмета конкурса — стоимость предмета конкурса, установленная для его выставления на конкурс;
земель несельскохозяйственного назначения или непригодных для сельского хозяйства либо сельскохозяйственных угодий худшего качества, а также земель лесного фонда, не покрытых лесом площадей, или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями.
Для выставления на конкурс производится выбор земельного участка в порядке, установленном законодательством.
См. последующую редакцию.
строительства конкретных видов объектов, предусмотренных государственными программами, утвержденными решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров;
строительства конкретных видов объектов по рекомендациям Республиканского архитектурно-градостроительного совета при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
строительства конкретных видов объектов по инициативе Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента;
строительства конкретных видов объектов, предусмотренных генеральными планами населенных пунктов, проектами архитектурно-планировочной организации территорий сходов граждан кишлаков (аулов) и проектами детальной планировки частей территорий населенных пунктов;
при поступлении заявлений о предоставлении конкретного земельного участка от двух и более претендентов.
См. последующую редакцию.
В отдельных случаях для целей, указанных в настоящем пункте, по решению Кабинета Министров земельные участки могут быть предоставлены без проведения конкурса.
В случаях, не предусмотренных настоящим пунктом, земельные участки предоставляются органами государственной власти на основании заявлений юридических и физических лиц в общеустановленном порядке.
7. В конкурсе могут принять участие претенденты, подавшие заявку в предусмотренном настоящим Положением порядке, и соответствующие требованиям, определяемым условиями конкурса.
Реализация права постоянного пользования или долгосрочной аренды на земельные участки осуществляется юридическим и физическим лицам.
8. Минимальная стоимость права на земельный участок устанавливается в размере годовой ставки земельного налога, установленной для юридических лиц за использование земельных участков в городах, поселках и сельской местности республики согласно зоне их расположения при предоставлении земельного участка:
оценка поступивших конкурсных предложений, определение победителя конкурса и оформление результатов;
обращается в территориальное управление Госкомимущества с просьбой о рекомендации организатора конкурса. Территориальное управление Госкомимущества в течение трех дней представляет хокимияту района (города) наименование организатора конкурса;
См. последующую редакцию.
заключает договор с организатором конкурса на оказание услуг по организации и проведению конкурса на предоставление земельных участков, который должен содержать реквизиты сторон, предмет договора, права и обязанности организатора конкурса и продавца, в том числе по обеспечению организатора конкурса необходимыми документами и информацией, порядок взаиморасчетов и ответственность сторон, иные условия в соответствии с законодательством;
создает постоянную или временно действующую конкурсную комиссию в составе не менее пяти человек из представителей хокимията, органов архитектуры и строительства, по земельным ресурсам и государственному кадастру, финансовых и других органов. Комиссию возглавляет первый заместитель хокима района (города).
осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством, настоящим Положением и заключенным с продавцом договором;
определяет дату объявления и условия конкурса в течение трех дней после заключения договора на оказание услуг по организации и проведению конкурса;
не менее, чем за тридцать дней до установленной даты вскрытия конверта с конкурсными предложениями не менее, чем в двух периодических печатных изданиях, предназначенных для распространения преимущественно на всей территории Республики Узбекистан, издаваемых тиражом более двух тысяч экземпляров, и на своем веб-сайте в сети Интернет (при наличии) публикует извещение о проведении конкурса;
предоставляет претендентам по их запросам конкурсную документацию за плату в размере одной минимальной заработной платы;
регистрирует заявки претендентов на участие в конкурсе и обеспечивает конфиденциальность их содержания и сохранность;
обеспечивает лиц, изъявивших желание принять участие в конкурсе, образцами представляемых документов, а также оказывает содействие по их оформлению;
Организатор конкурса несет полную ответственность перед законом за сохранность и неразглашение представленных предложений от участников конкурса, а также за обеспечение для участников конкурса равных условий.
наименование и почтовый адрес организатора конкурса, его контактный телефон, телефакс и адрес электронной почты;
наименование, количество, характеристику земельных участков, выставленных на конкурс и их местоположение;
информацию о зарегистрированных в установленном порядке ограничениях (обременениях) прав на земельный участок;
13. Для подготовки и проведения конкурса конкурсная комиссия может привлекать на договорной основе экспертов, которые не могут быть претендентами или их полномочными представителями.
Также к конкурсной документации прилагаются утверждаемые конкурсной комиссией критерии либо подробные перечни, согласно которым те или иные виды расходов засчитываются или не засчитываются в состав обязательств.
почтовый адрес и контактные номера телефонов, факса, адрес электронной почты для связи с организатором конкурса, где можно получить разъяснения относительно правил проведения конкурса;
порядок внесения и оформления изменений в конкурсное предложение после его представления претендентом в конкурсную комиссию;
проект договора долгосрочной аренды (при передаче земельного участка в аренду), при этом срок долгосрочной аренды в предложении участника конкурса должен быть установлен в точном соответствии со сроком договора долгосрочной аренды, предусмотренным условиями конкурса;
См. предыдущую редакцию.
градостроительное задание, подготовленное отделами по архитектуре и строительству района (города) на договорной основе с хокимиятом района (города) в соответствии с материалами о выборе земельного участка. Стоимость градостроительного задания определяется Госархитекстроем Республики Узбекистан по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан;
(абзац пятый пункта 16 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 ноября 2011 года № 294 — СЗ РУ, 2011 г., № 45-46, ст. 470)
См. последующую редакцию.
предварительные технические условия на присоединение к инженерным коммуникациям, согласованные с эксплуатирующими организациями;
См. последующую редакцию.
обязательства претендента по соблюдению требований охраны окружающей среды, экологической безопасности, а также санитарных норм и правил;
обязательства претендента по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным, производственным зданиям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям и другим объектам);
обязательства претендента по соблюдению требований к сохранению объектов культурного наследия и охраняемых природных территорий.
18. Юридические и физические лица, желающие принять участие в конкурсе, после публикации объявления получают конкурсную документацию на государственном или русском языках (передается претенденту под расписку при предъявлении документа, подтверждающего личность), которая предоставляется каждому претенденту на платной основе.
19. Для участия в конкурсе претендент или его представитель нарочно либо по почте заказным письмом представляют организатору конкурса в установленные в извещении о проведении конкурса сроки заявку на участие в конкурсе в двух экземплярах с приложением следующих документов:
для претендента со статусом юридического лица — копия свидетельства о государственной регистрации, а также доверенность, оформленная в установленном законодательством порядке, на участие в конкурсе полномочного представителя, с приложением копии документа, удостоверяющего его личность;
для претендента со статусом физического лица — копия паспорта, при участии в конкурсе полномочного представителя также доверенность, оформленная в установленном законодательством порядке, с приложением копии документа, удостоверяющего его личность, или свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (при наличии);
копия платежного документа, подтверждающего внесение задатка в размере 10% от минимальной стоимости права на земельный участок на банковский счет, указанный в извещении о конкурсе;
конкурсные предложения в двух экземплярах в запечатанных конвертах, составленные в соответствии с требованиями конкурсной документации.
Все листы представленных документов должны быть заверены печатью (для юридических лиц) и подписью претендента.
20. Организатор конкурса принимает заявки от претендентов начиная с даты, указанной в извещении о проведении конкурса.
Полученные заявки регистрируются в прошнурованном специальном журнале с пронумерованными страницами.
Конкурсные предложения претендентов не вскрываются до установленного срока вскрытия конвертов и хранятся в сейфе у организатора конкурса.
21. Прием заявок на участие в конкурсе начинается с даты опубликования извещения и заканчивается в 18:00 ч. за день до указанной в извещении даты вскрытия конвертов.
Организатор конкурса на втором экземпляре заявки с описью документов делает отметку о принятии поданных документов с указанием даты и времени их приема, который вручается претенденту или его представителю, либо направляется по почте.
Заявки, поступившие после истечения срока приема, указанного в извещении о проведении конкурса, организатором конкурса не принимаются. Датой поступления заявок, отправленных по почте, считается дата их получения организатором конкурса, который обязан зарегистрировать полученную заявку в день ее поступления.
представления ненадлежащим образом оформленных документов или представления документов не в полном объеме;
Не принятые организатором конкурса документы с отметкой об отказе в приеме и с указанием причин в тот же день возвращаются непосредственно претенденту или его представителю под расписку либо путем отправления указанных документов по почте заказным письмом. При этом сумма внесенного задатка возвращается претенденту в течение пяти банковских дней.
22. До установленной даты вскрытия конвертов претендент имеет право отозвать свою заявку и конкурсные предложения путем письменного уведомления организатора конкурса. Организатор конкурса обязан зарегистрировать указанное уведомление в день его поступления. В этом случае поступивший от претендента задаток подлежит возврату в течение пяти банковских дней.
В случае, если участник конкурса отзывает свое предложение после указанной даты, внесенный им задаток не возвращается.
23. Расходы по подготовке и проведению конкурса, а также услуги экспертов в недостающей части оплачиваются из средств, внесенных участниками за приобретенную конкурсную документацию.
б) принимать решение о продлении сроков представления конкурсных предложений с уведомлением всех претендентов, которым предоставлена конкурсная документация;
в) перенести дату проведения конкурса не более, чем на два месяца позже установленного в извещении о проведении конкурса срока, с публикацией соответствующего извещения в средствах массовой информации, в которых ранее было опубликовано извещение о проведении конкурса, и письменного уведомления подавших заявки претендентов, при их наличии;
г) утверждать конкурсную документацию, которая должна быть составлена понятным языком (на государственном или русском языках), с использованием общепринятых обозначений и наименований, в словах, предложениях и формулировках, не вызывающих двойного толкования;
д) определять порядок внесения, величину и форму задатка, вносимого претендентом для участия в конкурсе в размере 10% от минимальной стоимости права на земельный участок;
ж) устанавливать срок рассмотрения конкурсных предложений и определения победителя конкурса, который не может превышать 10 календарных дней с даты вскрытия конвертов;
з) отклонять предложения участников конкурса в случае их несоответствия конкурсной документации и условиям проведения конкурса, с уведомлением об этом участника и указанием причины отклонения;
и) отменить проведение конкурса, уведомив об этом продавца и участников с соответствующим обоснованием;
остановить проведение конкурса в случае нарушения требований настоящего Положения, иных актов законодательства, выявления сговора и других непредвиденных обстоятельств, нарушающих процедуру проведения конкурса;
рассматривать конкурсные предложения таким образом, чтобы не допустить раскрытия их содержания конкурирующим участникам.
26. Вскрытие первых экземпляров конвертов с конкурсными предложениями осуществляется конкурсной комиссией в установленный день и час. Вторые экземпляры конвертов хранятся у организатора конкурса и вскрываются в случае возникновения споров по содержанию предложений.
Участники или их полномочные представители могут присутствовать при вскрытии конвертов с конкурсными предложениями.
При вскрытии конвертов с конкурсными предложениями конкурсной комиссией проверяется соблюдение условий и процедур, наличие документов, указанных в конкурсной документации.
27. Оценка конкурсных предложений и определение победителя конкурса осуществляются в следующем порядке:
определение соответствия требованиям технической части конкурсной документации предложения участника по обязательствам;
При необходимости для оценки конкурсных предложений комиссией могут быть затребованы дополнительно следующие документы:
отзыв отдела по архитектуре и строительству района (города) и отдела по земельным ресурсам и государственному кадастру района (города) о состоянии использования земельных участков (при наличии), ранее предоставленных данному юридическому или физическому лицу для строительства объектов, а также соблюдения нормативных сроков строительства;
См. последующую редакцию.
справка государственной налоговой инспекции соответствующего района (города) об отсутствии у претендента задолженностей по налогам и другим обязательным платежам.
Победителем конкурса признается участник, конкурсное предложение которого признано наилучшим согласно решению комиссии.
Решение принимается простым большинством голосов от общего числа членов конкурсной комиссии. В случае равенства голосов председатель конкурсной комиссии имеет право решающего голоса.
Решения конкурсной комиссии считаются правомочными, если в ее заседании приняли участие не менее 75% ее членов.
В случае, если участниками конкурса поданы одинаковые предложения, то победителем при прочих равных условиях признается физическое или юридическое лицо, проживающее или зарегистрированное, соответственно, в том же районе (городе), где расположен земельный участок, предложение которого зарегистрировано организатором конкурса раньше (при отсутствии участников, соответствующим указанному условию).
29. Организатор конкурса уведомляет победителя и участников конкурса о его результатах в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения по итогам конкурса.
30. Конкурсная комиссия оформляет результаты конкурса в виде протокола в срок до 10 календарных дней с даты вскрытия конвертов с конкурсными предложениями в зависимости от количества поступивших заявок.
цена приобретения права постоянного пользования или долгосрочной аренды на земельный участок, форма платежа, условия, послужившие основанием для выбора победителя.
Протокол подписывается всеми членами конкурсной комиссии, победителем конкурса и утверждается председателем конкурсной комиссии.
Участники конкурса имеют право ознакомления с протоколом после его утверждения председателем конкурсной комиссии.
Подписанный протокол о результатах проведенного конкурса представляется продавцу и победителю конкурса.
После оформления результатов конкурса в течение одного рабочего дня организатор конкурса оформляет заявку на публикацию информации о результатах конкурса в тех же средствах массовой информации, в которых ранее было опубликовано извещение о его проведении.
31. На основании протокола о результатах конкурса и в зависимости от вида выигранного победителем права на земельный участок в срок, не позднее десяти дней после подписания протокола, между продавцом и победителем конкурса заключается договор о выполнении конкурсных обязательств в части уплаты стоимости предмета конкурса и других платежей, связанных с приобретением права на земельный участок, а также строительству объекта в соответствии с требованиями технической части конкурсной документации.
См. последующую редакцию.
32. В случае уклонения или отказа победителя конкурса от заключения договора о выполнении конкурсных обязательств земельный участок предлагается альтернативному претенденту, предложения которого наиболее соответствуют конкурсным условиям. Если и альтернативный участник отказывается заключить договор, результаты конкурса аннулируются и в сроки, установленные решением конкурсной комиссии, проводится повторный конкурс.
33. В случае уклонения или отказа победителя конкурса от заключения договора сумма внесенного им задатка не возвращается.
34. На основании договора победитель конкурса подает заявку проектной организации на разработку проектно-сметной документации строительства объекта.
После согласования, утверждения проектно-сметной документации и проведения государственной экспертизы по заявлению победителя конкурса в установленном порядке органами государственной власти в течение трёх рабочих дней принимается решение о предоставлении земельного участка.
См. последующую редакцию.
35. Платежи за право на земельный участок и другие платежи производятся после принятия органами государственной власти в пределах своих полномочий решения о предоставлении земельного участка на правах постоянного пользования или долгосрочной аренды и заключения договора аренды. При этом внесенный победителем конкурса задаток включается в стоимость права на земельный участок, устанавливаемую договором, а остальным участникам конкурса внесенный задаток возвращается в течение пяти банковских дней в установленном порядке.
Установление границ земельного участка на местности и вручение победителю документов, подтверждающих право на земельный участок, производятся в установленном порядке после осуществления всех платежей, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
См. последующую редакцию.
После установления границ земельного участка на местности победителем конкурса осуществляется строительство объекта в соответствии с договором.
См. последующую редакцию.
Государственная регистрация прав победителя конкурса на земельный участок осуществляется в порядке, установленном законодательством.
См. последующую редакцию.
Средства, поступившие от реализации прав на земельные участки, зачисляются в доход соответствующего бюджета.
36. Контроль за исполнением обязательств со стороны правообладателя в части, касающейся разработки, согласования и утверждения задания на проектирование и проектно-сметной документации строительства объекта, а также экспертизы проектно-сметной документации, предусмотренных в решении соответствующего органа государственной власти или договоре о предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду, осуществляется уполномоченными органами Госархитектстроя.
При вводе объекта в эксплуатацию и далее контроль за исполнением обязательств со стороны правообладателя осуществляется комиссией по приемке объекта в эксплуатацию, создаваемой решением хокима района (города).
37. В случае несоблюдения принятых обязательств победителем конкурса его право на земельный участок прекращается в порядке, установленном законодательством и договором на выполнение конкурсных обязательств.
38. Организатор конкурса несет ответственность за обеспечение сохранности и конфиденциальности документов, представленных участниками конкурса, в установленном законодательством порядке.
39. Продавец, организатор конкурса и участники конкурса несут ответственность за соблюдение требований настоящего Положения в соответствии с законодательством.
40. Споры, возникающие при предоставлении права постоянного пользования и долгосрочной аренды земельных участков на конкурсной основе, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.