Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратит силу с 1 марта 2022 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 февраля 2022 года № 88 «Об утверждении единого положения о порядке уведомления уполномоченного органа о начале или прекращении деятельности».
В соответствии с законами Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О риэлторской деятельности» Кабинет Министров постановляет:
См. предыдущую редакцию.
1. Определить Госкомконкуренции Республики Узбекистан уполномоченным государственным органом в области риэлторской деятельности.
(пункт 1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 сентября 2013 года № 244 — СЗ РУ, 2013 г., № 37, ст. 485)
3. Госкомимуществу Республики Узбекистан в двухнедельный срок в установленном порядке разработать и утвердить:
Положение об экспертной комиссии по подготовке заключений о выдаче лицензий на право осуществления риэлторской деятельности и ее состав;
См. предыдущую редакцию.
4. Государственному налоговому комитету совместно с Госкомконкуренции Республики Узбекистан принять в установленном порядке меры воздействия к юридическим и физическим лицам, осуществляющим риэлторскую деятельность без соответствующей лицензии.
(пункт 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 сентября 2013 года № 244 — СЗ РУ, 2013 г., № 37, ст. 485)
5. Раздел «Госкомимущество Республики Узбекистан» приложения № 1 к постановлению Кабинета Министров от 28 июня 2002 г. № 236 «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности» (СП Республики Узбекистан, 2002 г., № 6, ст. 36) дополнить абзацем следующего содержания:
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Кабинета Министров от 10 мая 2011 г. № 129
к постановлению Кабинета Министров от 10 мая 2011 г. № 129
См. предыдущую редакцию.
2. Лицензирование риэлторской деятельности осуществляется Госкомконкуренции Республики Узбекистан (далее — лицензирующий орган).
(пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 сентября 2013 года № 244 — СЗ РУ, 2013 г., № 37, ст. 485)
3. Для рассмотрения документов о выдаче лицензий, подготовки заключений по ним в лицензирующем органе создается экспертная комиссия.
4. Риэлторская деятельность осуществляется юридическими и физическими лицами. При этом физическому лицу — риэлтору выдается лицензия исключительно на право оказания информационных и консультационных услуг на рынке недвижимости.
5. Риэлторской организации по заявлению выдается лицензия на оказание одного или нескольких видов риэлторских услуг.
7. Лицензия на право осуществления риэлторской деятельности выдается без ограничения срока действия.
г) наличие при подаче заявления о выдаче лицензии полностью сформированного уставного капитала в размере, предусмотренном настоящим Положением;
д) осуществление работником, имеющим квалификационный сертификат риэлтора, риэлторской деятельности только в одной риэлторской организации;
е) наличие в штате риэлторской организации не менее двух работников, имеющих квалификационный сертификат риэлтора;
з) назначение на должность руководителя риэлторской организации исключительно работника, имеющего квалификационный сертификат риэлтора;
и) наличие у риэлторской организации утвержденных внутренних правил контроля качества предоставляемых услуг;
к) уведомление лицензирующего органа в недельный срок после прохождения перерегистрации, об изменении наименования или места нахождения (почтового адреса) — для юридического лица, изменении фамилии, имени, отчества или места жительства — для физического лица;
См. предыдущую редакцию.
л) представление один раз в полугодие в Госкомконкуренции Республики Узбекистан по установленной форме сведений о риэлторской деятельности, а также по требованию Госкомконкуренции Республики Узбекистан, иной информации, связанной с оказанием риэлторских услуг.
(подпункт «л» пункта 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 сентября 2013 года № 244 — СЗ РУ, 2013 г., № 37, ст. 485)
Требования подпунктов «б», «г», «д», «е», «з», «и» не распространяются на риэлтора (физическое лицо) при осуществлении риэлторской деятельности.
информационные и консультационные услуги на рынке недвижимости — должны иметь уставный капитал, равный не менее 100-кратному размеру минимальной заработной платы;
посредничество при заключении сделок с объектами недвижимости и правами на них — должны иметь уставный капитал, равный не менее 500-кратному размеру минимальной заработной платы;
доверительное управление объектами недвижимости — должны иметь уставный капитал, равный не менее 1000-кратному размеру минимальной заработной платы;
организацию торгов объектами недвижимости и правами на них — должны иметь уставный капитал, равный не менее 3000-кратному размеру минимальной заработной платы.
Соискатель лицензии, намеренный осуществлять несколько видов риэлторских услуг, должен иметь сформированный уставный капитал по виду риэлторских услуг, по которому предусмотрено формирование максимального размера уставного капитала.
См. предыдущую редакцию.
9. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
наименования, организационно-правовой формы, места нахождения (почтового адреса), наименования обслуживающего банка, номера депозитного счета до востребования в банке, перечня учредителей (участников), их адресов и видов деятельности — для юридического лица;
б) копию платежного документа, подтверждающего внесение соискателем лицензии сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии;
в) копии трудовых книжек и приказов о приеме на работу штатных риэлторов по основному месту работы, заверенные печатью юридического лица;
См. последующую редакцию.
г) копии квалификационных сертификатов риэлторов работников, состоящих в штате соискателя лицензии, заверенные печатью юридического лица, копию квалификационного сертификата риэлтора — для физического лица;
См. последующую редакцию.
д) копию документа, свидетельствующего о сформировании уставного капитала полностью в размере, предусмотренном настоящим Положением для осуществления соответствующего вида риэлторской деятельности. При этом допускается формирование частично или полностью уставного капитала в неденежной форме за счет внесения имущества, используемого при оказании риэлторских услуг;
Требования подпунктов «в», «д», «е» настоящего пункта не распространяются на соискателей лицензии — физических лиц.
(пункт 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 декабря 2017 года № 1001 — Национальная база данных законодательства, 23.12.2017 г., № 10/17/1001/0447)
10. Требование от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
11. Документы доставляются соискателем лицензии в лицензирующий орган непосредственно либо через средства почтовой связи с уведомлением об их получении.
См. предыдущую редакцию.
Документы принимаются ответственным лицом Госкомконкуренции Республики Узбекистан по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов.
(абзац второй пункта 11 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 сентября 2013 года № 244 — СЗ РУ, 2013 г., № 37, ст. 485)
12. За представление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством.
13. Лицензирование риэлторской деятельности осуществляется в соответствии со схемой, прилагаемой к настоящему Положению.
См. предыдущую редакцию.
14. За рассмотрение заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии взимается сбор в двукратном размере минимальной заработной платы.
(абзац первый пункта 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 ноября 2012 года № 313 — СЗ РУ, 2012 г., № 44, ст. 507)
См. предыдущую редакцию.
Сумма сбора за рассмотрение заявления зачисляется во внебюджетный фонд Госкомконкуренции. В случае отказа соискателя лицензии от поданного заявления сумма уплаченного сбора возврату не подлежит.
(абзац второй пункта 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 сентября 2013 года № 244 — СЗ РУ, 2013 г., № 37, ст. 485)
15. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
16. Заявление соискателя лицензии со всеми необходимыми документами в двухдневный срок вносится на рассмотрение экспертной комиссии.
Экспертная комиссия в срок, не превышающий двадцати дней, рассматривает представленные документы и готовит экспертное заключение по ним о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
17. Лицензирующий орган в трехдневный срок на основании заключения экспертной комиссии принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
Лицензирующий орган уведомляет соискателя лицензии о принятом решении в течение трех дней после принятия соответствующего решения.
Уведомление о принятии решения на выдачу лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины.
18. Лицензионное соглашение, определяющее взаимные права и обязательства лицензирующего органа и лицензиата, должно содержать:
порядок осуществления контроля со стороны лицензирующего органа за выполнением лицензиатом требований и условий лицензионного соглашения.
Лицензионное соглашение составляется в двух экземплярах — по одному экземпляру для лицензиата и лицензирующего органа.
19. Лицензии оформляются на специальных бланках. Образец бланка лицензии утверждается лицензирующим органом в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 20 декабря 2000 г. № 488.
Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию, номер и степень защищенности. Бланки лицензий изготавливаются по заказу лицензирующего органа типографским способом в ГПО «Давлат белгиси».
20. Лицензии оформляются и выдаются в трехдневный срок после представления соискателем лицензии копии платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, и подписания им лицензионного соглашения.
21. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев с момента направления (вручения) уведомления о принятии решения на выдачу лицензии не представил лицензирующему органу копию платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, либо не подписал лицензионное соглашение, лицензирующий орган принимает решение об аннулировании лицензии.
22. В выдаче лицензии может быть отказано по основаниям, установленным статьей 17 Закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Соискатель лицензии имеет право обжаловать решение лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии, а также действия (бездействие) должностного лица лицензирующего органа в порядке, установленном законодательством.
23. В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии уведомление об отказе направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием конкретных причин отказа и срока, в течение которого соискатель лицензии, устранив указанные причины, может представить документы для повторного рассмотрения.
См. предыдущую редакцию.
Срок, указанный в уведомлении об отказе в выдаче лицензии, должен быть соразмерным времени, необходимому для устранения недостатков.
(абзац второй пункта 23 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 февраля 2012 года №26 — СЗ РУ, 2012 г., № 6, ст. 57)
24. В случае устранения соискателем лицензии причин, послуживших основанием для отказа в выдаче лицензии, повторное рассмотрение документов осуществляется лицензирующим органом в срок, не превышающий десяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
При этом повторно представленные документы вносятся на рассмотрение экспертной комиссии в день их приема.
Экспертная комиссия в срок, не превышающий семи дней, повторно рассматривает представленные документы и готовит экспертное заключение по ним о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
Лицензирующий орган в трехдневный срок на основании заключения экспертной комиссии принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
В случае выявления факта неустранения соискателем лицензии причин, послуживших основанием для отказа в выдаче лицензии, повторное рассмотрение документов лицензирующим органом не осуществляется, а поданные документы подлежат возврату соискателю.
См. предыдущую редакцию.
При повторном рассмотрении заявления соискателя лицензии не допускается отказ в выдаче лицензии по новым основаниям, ранее не указанным в уведомлении об отказе в выдаче лицензии.
Заявление, поданное по истечении срока, указанного в уведомлении об отказе в выдаче лицензии, считается вновь поданным.
(пункт 25 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 ноября 2012 года № 313 — СЗ РУ, 2012 г., № 44, ст. 507)
См. предыдущую редакцию.
26. В случае преобразования лицензиата — юридического лица, изменения его наименования или места нахождения (почтовый адрес) лицензиат или его правопреемник обязан в месячный срок после прохождения перерегистрации подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные изменения.
В случае изменения фамилии, имени, отчества лицензиата — физического лица, изменения его места нахождения лицензиат обязан в месячный срок после прохождения перерегистрации подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные изменения.
(абзац первый и второй пункта 26 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 февраля 2012 года № 26 — СЗ РУ, 2012 г., № 6, ст. 57)
См. предыдущую редакцию.
В случае слияния лицензиатов — юридических лиц, имеющих на дату государственной регистрации вновь возникшего юридического лица лицензии на право осуществления риэлторской деятельности, допускается переоформление лицензии в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.
В случае прекращения действия лицензии на часть (части) лицензируемого вида деятельности лицензия подлежит переоформлению.
(пункт 26 дополнен абзацами постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 октября 2018 года № 884 — Национальная база данных законодательства, 30.10.2018 г., № 09/18/884/2128)
27. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет указанную в ней деятельность на основании ранее выданной лицензии.
См. предыдущую редакцию.
28. При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление лицензии осуществляется в течение пяти дней со дня получения лицензирующим органом заявления о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов или принятия решения о прекращении действия лицензии на часть (части) лицензируемого вида деятельности.
(абзац первый пункта 28 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 октября 2018 года № 884 — Национальная база данных законодательства, 30.10.2018 г., № 09/18/884/2128)
См. предыдущую редакцию.
При переоформлении лицензии взимается сбор в половинном размере суммы, уплачиваемой за рассмотрение заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии. Сумма сбора зачисляется во внебюджетный фонд лицензирующего органа.
(абзац второй пункта 28 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 сентября 2013 года № 244 — СЗ РУ, 2013 г., № 37, ст. 485)
29. Взамен утраченной или пришедшей в негодность лицензии по заявлению лицензиата выдается дубликат.
См. предыдущую редакцию.
При выдаче дубликатов лицензии взимается сбор который вносится во внебюджетный фонд лицензирующего органа в половинном размере суммы, уплачиваемой за рассмотрение заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии.
(абзац второй пункта 29 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 сентября 2013 года № 244 — СЗ РУ, 2013 г., № 37, ст. 485)
30. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством.
31. При осуществлении контроля за соблюдением лицензионных требований и условий лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:
проводить в порядке, установленном законодательством, плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий;
проводить в порядке, установленном законодательством, внеплановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при наличии фактов, свидетельствующих об их нарушении лицензиатом;
запрашивать и получать от лицензиата необходимую информацию и документы по вопросам, возникающим при проведении проверок соблюдения лицензионных требований и условий;
составлять на основе результатов проверок акты (справки) с указанием нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий;
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
в порядке, установленном законодательством, выносить решения или обращаться в суд о приостановлении, прекращении действия лицензии либо аннулировании лицензии.
32. По итогам проверки соблюдения лицензионных требований и условий проверяющими работниками лицензирующего органа составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату, второй экземпляр остается у лицензирующего органа.
33. Приостановление и прекращение действия лицензии, аннулирование лицензии производятся в случаях и порядке, предусмотренных соответственно статьями 22—24 Закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности».
К однократному грубому нарушению лицензионных требований и условий, дающему основание для прекращения в установленном порядке действия лицензии риэлторской организации, риэлтора, относятся:
разглашение без разрешения заказчика конфиденциальной информации, полученной при оказании риэлторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
уклонение от проводимых в установленном порядке лицензирующим органом проверок соблюдения лицензионных требований и условий;
отсутствие полиса страхования гражданской ответственности при осуществлении риэлторской деятельности;
осуществление видов деятельности, не предусмотренных настоящим Положением (только для риэлторских организаций).
34. Решение лицензирующего органа о приостановлении и прекращении действия лицензии, аннулировании лицензии может быть обжаловано в суд. В случае признания судом необоснованности решения лицензирующего органа лицензирующий орган несет перед лицензиатом ответственность в размере понесенного им ущерба.
См. предыдущую редакцию.
36. Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, размещается на веб-сайте лицензирующего органа и является открытой для ознакомления.
(пункт 36 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 февраля 2012 года № 26 — СЗ РУ, 2012 г., № 6, ст. 57)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 37 утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 февраля 2012 года № 26 — СЗ РУ, 2012 г., № 6, ст. 57)
38. За выдачу лицензии взимается государственная пошлина в четырехкратном размере минимальной заработной платы.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 39 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 апреля 2016 года № 122 — СЗ РУ, 2016 г., № 17, ст. 176)
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о лицензировании риэлторской деятельности
к Положению о лицензировании риэлторской деятельности
См. предыдущую редакцию.
(приложение в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 сентября 2013 года № 244 — СЗ РУ, 2013 г., № 37, ст. 485)