Отметить, что в целом первый этап реформирования здравоохранения в республике успешно реализуется. Сформирована система скорой неотложной медицинской помощи — Республиканский центр экстренной медицинской помощи, областные центры и специализированные отделения в районных центральных больницах, обеспечивающие оперативное оказание населению бесплатной экстренной медицинской помощи.
Осуществляется оснащение учреждений скорой неотложной медицинской помощи современным диагностическим и лечебным оборудованием.
Постоянно совершенствуется система организации и материального стимулирования труда врачей и медицинского персонала системы скорой неотложной помощи с учетом их квалификации и оснащения современной медицинской техникой.
Реформируется система первичной медико-санитарной помощи населению, прежде всего, в сельской местности. Во всех районах республики создаются сельские врачебные пункты, оснащенные современным медицинским оборудованием и медикаментами.
В целях дальнейшего углубления реформ в системе здравоохранения, создания организационных, финансово-экономических и правовых условий формирования в республике высокотехнологичных специализированных медицинских центров на уровне высоких мировых требований, широкого внедрения передовых медицинских технологий:
1. Считать важнейшей задачей второго этапа реформирования здравоохранения в Узбекистане создание, с учетом передового зарубежного опыта, специализированных клиник и медицинских центров, осуществляющих прием и лечение больных, нуждающихся в высококвалифицированной специализированной медицинской помощи с использованием современного диагностического и лечебного медицинского оборудования.
2. Установить, что специализированные клиники и медицинские центры должны отвечать, как правило, следующим требованиям:
иметь высококвалифицированных, прошедших хорошую подготовку и пользующихся высоким, признанным в своей области медицины, авторитетом врачей-специалистов;
обладать современной материально-технической базой, оснащенной высокотехнологичным диагностическим и лечебным медицинским оборудованием;
внедрять и широко применять в своей медицинской практике сложные методы лечения и диагностики, отвечающие высоким мировым требованиям.
3. Принять предложение Социального комплекса Кабинета Министров, Министерства здравоохранения и Министерства финансов Республики Узбекистан о создании в порядке эксперимента:
См. последующую редакцию.
Республиканского специализированного центра урологии на базе Научного центра урологии Министерства здравоохранения Республики Узбекистан;
Республиканского специализированного центра хирургии на базе Научного центра хирургии имени академика В. Вахидова Министерства здравоохранения Республики Узбекистан;
Республиканского специализированного центра микрохирургии глаза на базе Ташкентского областного центра микрохирургии глаза в г. Ташкенте;
Республиканского специализированного центра кардиологии на базе Научно-исследовательского института кардиологии и городской клинической больницы № 15 г. Ташкента.
См. последующую редакцию.
внедрение современных методов диагностики и оказание населению высококвалифицированной специализированной медицинской помощи по соответствующему профилю деятельности Центра;
обеспечение постоянного обновления и модернизации имеющегося парка медицинской техники и аппаратуры, оснащение Центра современным медицинским оборудованием, позволяющим оказывать специализированную, высококвалифицированную медицинскую помощь на уровне передовых мировых достижений;
организацию менеджмента и маркетинговой работы по привлечению финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Центра на условиях самофинансирования и самоокупаемости;
постоянное повышение и совершенствование профессионального уровня медицинского персонала Центра, в том числе за счет организации стажировки специалистов в ведущих зарубежных медицинских учебных заведениях и клиниках;
проведение научных исследований, направленных на разработку и внедрение в медицинскую практику собственных прогрессивных методов и технологий лечения больных;
расширение и укрепление международного сотрудничества с ведущими профильными зарубежными медицинскими учреждениями и центрами, обеспечение широкого обмена информацией, накопленным опытом и специалистами.
См. последующую редакцию.
учредителями Республиканских специализированных медицинских центров являются Госкомимущество и Министерство финансов Республики Узбекистан от имени государства и трудовой коллектив Центра в лице Совета Центра;
См. последующую редакцию.
имущество, принадлежащее государству, передается в уставный фонд Центру на правах доверительного управления;
лицам, нуждающимся в поддержке со стороны государства (льготный контингент), высококвалифицированная специализированная медицинская помощь предоставляется за счет средств государственного бюджета:
деятельность Центра финансируется на смешанной основе за счет средств государственного бюджета, собственных доходов Центра и привлекаемых источников (грантов, спонсорских средств и др.). При этом средства государственного бюджета выделяются каждому Центру через Министерство здравоохранения Республики Узбекистан отдельной строкой без разбивки по статьям расходов.
6. Министерству финансов Республики Узбекистан при формировании ежегодных республиканских бюджетов предусматривать совместно с Министерством здравоохранения, начиная с 2004 года, поэтапное снижение расходов бюджетных средств на текущее содержание указанных Республиканских специализированных центров, имея в виду их переход на самофинансирование и самоокупаемость не позже 2008 года.
См. последующую редакцию.
7. Госкомимуществу, Министерству финансов Республики Узбекистан, с учетом результатов деятельности Республиканских специализированных центров, к 1 января 2006 года внести в Кабинет Министров предложения о реализации на льготных условиях государственного имущества, переданного в уставный фонд Центров, в собственность трудового коллектива.
8. Определить, что высшим органом управления Республиканского специализированного медицинского центра является Совет Центра, избираемый общим собранием трудового коллектива Центра.
См. последующую редакцию.
Председателем Совета Центра является директор, из числа членов Совета, назначаемый решением Правительства по представлению Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
самостоятельно разрабатывать и утверждать штатное расписание, определять условия оплаты труда и материального стимулирования работников Центра дифференцировано от степени сложности, качества и объема выполняемых работ.
Положение о порядке создания и организации деятельности Республиканского специализированного медицинского центра согласно приложению № 1;
См. последующую редакцию.
Перечень льготной категории лиц, согласно приложению № 2, медицинская помощь которым оказывается Республиканскими специализированными центрами за счет средств государственного бюджета.
См. последующую редакцию.
11. Министерству финансов, Министерству здравоохранения Республики Узбекистан совместно с организуемыми специализированными центрами в месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке:
Правила оказания Республиканскими центрами высококвалифицированной специализированной медицинской помощи населению на платной основе с соблюдением стандартов качества диагностики и лечения;
Комментарий LexUz
См. Правила оказания Республиканскими специализированными медицинскими центрами высококвалифицированной специализированной медицинской помощи населению на платной основе с соблюдением стандартов качества диагностики и лечения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 июня 2004 года № 264.
Комментарий LexUz
См. Положение об основных источниках формирования доходов и порядке финансирования деятельности Республиканских специализированных центров, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 июня 2004 года № 264.
Порядок формирования и утверждения тарифов за оказываемую специализированными центрами медицинскую помощь на платной основе;
Порядок оплаты стоимости лечения льготного контингента больных за счет средств государственного бюджета.
Комментарий LexUz
См. Порядок выдачи ордеров, госпитализации и оплаты стоимости лечения льготного контингента больных за счет средств государственного бюджета, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 июня 2004 года № 264.
Министерству финансов Республики Узбекистан установить строгий контроль за целевым и законным использованием Республиканскими специализированными центрами бюджетных средств, утвержденных тарифов.
См. последующую редакцию.
12. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики, Министерством финансов в месячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров нормативы оснащенности указанных Республиканских специализированных центров лечебным и диагностическим оборудованием, медицинским инструментарием, на основании которых предусмотреть в республиканских инвестиционных программах, начиная с 2003 года, необходимые капитальные вложения для дооснащения их современным медицинским оборудованием и инструментарием.
13. В целях оказания государственной поддержки освободить указанные Республиканские специализированные центры от уплаты всех видов налогов, таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за ввозимые для собственных нужд медицинское оборудование и инструменты сроком на 10 лет — с 1 марта 2003 года по 31 декабря 2012 года, с целевым направлением высвобождаемых средств на развитие и оснащение Центров.
14. Министерству финансов, Министерству здравоохранения Республики Узбекистан совместно с Республиканскими специализированными центрами и другими заинтересованными структурами по результатам анализа осуществления эксперимента в 2003 году внести в Кабинет Министров конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию нормативной базы, системы организации и финансирования деятельности Центров.
15. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в действующее законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
16. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок принять решения Правительства во исполнение настоящего Указа.
Комментарий LexUz
См. постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 марта 2003 года № 140 «О вопросах организации деятельности республиканских специализированных медицинских центров» и от 8 июня 2004 года № 264 «О мерах по завершению эксперимента и углублению реформ в системе здравоохранения».
17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан У.Т. Султанова.
Настоящее Положение определяет порядок создания, организации деятельности и финансирования Республиканских специализированных медицинских центров и клиник (далее — «Центр»).
1. Центр создается на основании решения Правительства как самостоятельное специализированное медицинское учреждение, осуществляющее лечебно-профилактическую и научно-методическую деятельность по определенному профилю и оказывающее населению высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь.
2. Центр в своей деятельности руководствуется законами Республики Узбекистан, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
иметь высококвалифицированных, прошедших хорошую подготовку и пользующихся высоким, признанным в своей области медицины, авторитетом врачей-специалистов;
наличие современной материально-технической базы, оснащенной высокотехнологичным диагностическим и лечебным оборудованием;
осуществление в своей медицинской практике, внедрение и широкое применение сложных методов лечения и диагностики, отвечающих мировым стандартам.
формирование высокотехнологичной материальной и научной базы и собственной медицинской школы, призванной оказывать специализированную медицинскую помощь на высоком уровне качества и мировых стандартов;
удовлетворение спроса населения на оказание специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи по диагностике, лечению и профилактике.
а) внедрение современных методов диагностики и оказание высококвалифицированной специализированной медицинской помощи:
лицам, нуждающимся в поддержке со стороны государства (льготный контингент), за счет средств государственного бюджета, в объеме до 20 процентов от имеющегося коечного фонда и пропускной мощности поликлиник;
гражданам Республики Узбекистан, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства преимущественно на платной основе;
б) обеспечение постоянного обновления и модернизации имеющегося парка медицинской техники и аппаратуры, оснащение Центра современным медицинским оборудованием, позволяющим оказывать специализированную, высококвалифицированную медицинскую помощь на уровне передовых мировых достижений;
в) организация менеджмента и маркетинговой работы по привлечению финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Центра на условиях полного самофинансирования и самоокупаемости;
г) постоянное повышение и совершенствование профессионального уровня медицинского персонала Центра, в том числе за счет организации стажировки специалистов в ведущих зарубежных медицинских учебных заведениях и клиниках;
д) проведение научных исследований, направленных на разработку и внедрение в медицинскую практику собственных прогрессивных методов и технологий лечения больных;
е) постоянное совершенствование и достижение международного признания собственных запатентованных методов и технологий лечения и диагностики заболеваний по профилю Центра;
з) расширение и укрепление международного сотрудничества с ведущими профильными зарубежными медицинскими учреждениями и центрами, обеспечение широкого обмена информацией, накопленным опытом и специалистами.
обеспечивает потребность населения республики в наиболее эффективных, сложных и высокотехнологичных методах диагностики, лечения и профилактики заболеваний по своему профилю на уровне мировых стандартов;
разрабатывает и внедряет передовые эффективные методы и технологии диагностики, лечения и профилактики заболеваний в конкретной области медицины;
формирует и развивает собственную школу врачей-специалистов и обеспечивает другие учреждения республики высококвалифицированными специалистами по своему профилю:
разрабатывает, производит и осуществляет клинические испытания лекарственных препаратов, средств медицинского назначения и методов диагностики и лечения заболеваний по профилю Центра;
осуществляет научно-исследовательскую деятельность по своему профилю и проводит методологическую работу по широкому внедрению разработанных Центром методик диагностики и лечения в других медицинских учреждениях республики;
вносит на рассмотрение в Центр по науке и технологиям предложения по приоритетным направлениям развития научных исследований в области медицины на основе специализации Центра;
См. последующую редакцию.
представляет собственные научные и технологические достижения по данному профилю в медицинском мире за рубежом;
подготавливает и издает собственные научные, учебно-методические и информационно-справочные материалы по профилю деятельности Центра.
7. Центр строит свои отношения во всех сферах деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов и заключает их с юридическими и физическими лицами в рамках законодательства Республики Узбекистан, а также целей и предмета деятельности Центра.
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
8. Центр вправе самостоятельно, по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства и Министерством финансов Республики Узбекистан, устанавливать тарифы и цены на все виды оказываемых медицинских услуг, производимых работ, выпускаемую и реализуемую продукцию.
(пункт 8 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 19 июля 2005 г. № УП-3626 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 28-29, ст. 204)
9. Для достижения установленных целей и выполнения возложенных задач Центр имеет право в установленном порядке:
самостоятельно формировать бизнес-планы развития, свой бюджет, определять их объемы, источники формирования и направления расходов;
оказывать населению высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь на платной основе;
арендовать основные средства, привлекать кредиты, займы, гранты и другую финансовую помощь в установленном порядке;
самостоятельно устанавливать в пределах бюджетных ассигнований и доходов от оказания платных медицинских услуг, размеры оплаты труда и материального стимулирования работников Центра в соответствии с действующим законодательством;
участвовать в конкурсах на получение грантов из государственного бюджета для проведения научных исследований по профилю деятельности Центра;
получать и использовать авторские права на объекты интеллектуальной собственности, созданные в процессе осуществления им хозяйственной деятельности;
осуществлять научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и международными договорами Республики Узбекистан;
создавать обособленные подразделения без образования юридического лица (филиалы и представительства);
осуществлять другие виды работ, не противоречащие законодательству Республики Узбекистан, целям и предмету деятельности Центра.
обеспечить поддержание и развитие на уровне современных мировых требований качества и стандартов диагностики и лечение больных, нуждающихся в высококвалифицированной специализированной медицинской помощи по профилю;
оказывать высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь населению по утвержденным тарифам;
оказывать на бесплатной основе высококвалифицированную специализированную помощь льготному контингенту больных в объеме до 20 процентов от имеющегося коечного фонда и пропускной мощности поликлиник;
осуществлять систематическую узкоспециализированную переподготовку и повышение квалификации работников Центра в ведущих зарубежных клиниках соответствующего профиля;
гарантировать работникам Центра предусмотренные законодательством условия организации и оплаты труда, обеспечение техники безопасности, социального обеспечения и адресной социальной защиты;
укреплять и развивать материально-техническую базу Центра современной медицинской техникой и технологиями за счет собственных средств;
вести бухгалтерский и статистический учет и отчетность в соответствии с действующим законодательством.
11. Директор, а также причастные сотрудники Центра несут полную материальную, административную и уголовную ответственность за факты нанесения вреда здоровью человека или летального исхода по вине работников Центра в соответствии с действующим законодательством.
12. Учредителями Центра являются: государство в лице Госкомимущества и Министерства финансов Республики Узбекистан и трудовой коллектив Центра, интересы которого представляет Совет Центра.
См. последующую редакцию.
государственного имущества в виде основных средств (зданий и сооружений медицинского учреждения, медицинского оборудования, инструментов и инвентаря, др.) и внеоборотных активов;
доходов от реализации медицинских услуг, работ и продукции, направляемых на развитие материально-технической базы и приобретение медицинского оборудования и технологий;
14. Стоимость передаваемого в уставный фонд Центра государственного имущества определяется Госкомимуществом Республики Узбекистан на момент учреждения Центра.
См. последующую редакцию.
Государственное имущество передается Центру на правах доверительного управления для использования строго в соответствии с целями и задачами Центра.
15. Доходы Центра, направляемые на развитие и укрепление материально-технической базы и приобретение современного медицинского оборудования, включаются в уставный фонд, как доля трудового коллектива.
16. По решению Кабинета Министров Республики Узбекистан государственное имущество, переданное в уставный фонд Центра, может быть реализовано на льготных условиях в собственность его трудового коллектива.
17. Центр, как юридическое лицо, владеет занимаемым земельным участком на правах постоянного владения и пользования в соответствии с Земельным кодексом Республики Узбекистан и иными актами законодательства.
18. Имущество Центра, находящееся в собственности государства, может быть предметом залога, обмена или продано только по согласованию с Госкомимуществом Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
19. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за Центром на праве доверительного управления, осуществляется Госкомимуществом Республики Узбекистан в установленном законодательством порядке.
См. последующую редакцию.
Совет Центра состоит из 7 человек в составе директора Центра, ведущих медицинских и научных работников Центра. В работе Совета Центра принимают участие уполномоченные представители от Госкомимущества и Министерства финансов Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Положение о Совете Центра и его персональный состав утверждается решением общего собрания трудового коллектива Центра.
управление финансово-хозяйственной и медицинской деятельностью Центра, а также выработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования Центра;
выработка стратегии развития, определение основных направлений инвестиционной и научно-технической политики Центра.
утверждение в установленном порядке тарифов на оказываемые на платной основе видов медицинской помощи населению;
утверждение структуры Центра и нормативных документов, регулирующих отношения внутри Центра, а также его филиалов и представительств.
22. Руководство текущей деятельностью Центра осуществляет директор, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
осуществляет свою деятельность от имени Центра, руководит текущей финансово-хозяйственной деятельностью Центра, заключает от имени Центра договоры и контракты, решает иные вопросы, связанные с текущей деятельностью Центра;
вносит предложения по кандидатурам на должности заместителей директора для утверждения в Совет Центра, и при необходимости формирует научно-методический и медицинский советы;
организует и управляет работой сотрудников Центра, в пределах своих полномочий издает приказы, обязательные для выполнения сотрудниками Центра, принимает и увольняет работников Центра в соответствии с действующим законодательством;
Заместители директора, руководители филиалов и представительств Центра назначаются и освобождаются от занимаемой должности Советом Центра по представлению директора Центра.
24. Основными функциональными структурными подразделениями Центра, обеспечивающими реализацию задач, определенных настоящим Положением, являются: приемное отделение; госпитальное; лечебно-диагностическая, патологоанатомическая, лабораторная, а также административно-хозяйственная и техническая службы; научно-исследовательская часть и другие.
25. В организационную структуру Центра в установленном порядке могут входить филиалы и представительства, создаваемые на территории Республики Узбекистан и за ее пределами.
Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и действуют в соответствии с положениями о них. Положения о филиалах и представительствах и вносимые в них изменения и дополнения утверждаются Центром в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим Положением.
на возмещение расходов Центра за оказанную на бесплатной основе высококвалифицированную специализированную помощь льготному контингенту больных в объеме до 20 процентов от имеющегося коечного фонда и пропускной мощности поликлиник;
См. последующую редакцию.
на оснащение Центра современным медицинским оборудованием и техникой в рамках государственной программы реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан и ежегодных инвестиционных программ;
на возмещение затрат от оказания медицинских услуг населению по льготным тарифам, установленным на отдельные сложные высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи, перечень которых определяется Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством финансов.
См. последующую редакцию.
Порядок финансирования расходов Центра из средств государственного бюджета определяется Министерством финансов совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан и Центром в зависимости от спроса на данный вид медицинской услуги.
См. последующую редакцию.
бюджетные средства выделяются Центру ежемесячно отдельной строкой без разбивки по статьям через Министерство здравоохранения Республики Узбекистан;
предусматривается поэтапное снижение объема финансирования из средств государственного бюджета по мере укрепления финансового обеспечения и достижения самофинансирования и самоокупаемости.
29. Численность персонала, размер заработной платы и материального стимулирования труда работников Центра устанавливаются Советом Центра самостоятельно в зависимости от степени сложности, качества и объема выполняемой работы.
разрабатывает и утверждает положение об оплате труда и материальном стимулировании работников Центра;
утверждает штатное расписание и устанавливает должностные оклады, исходя из базовых окладов по Единой тарифной сетке и надбавок, предельный размер которых не ограничивается.
31. Центр освобождается от уплаты всех видов налогов и таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за ввозимые для собственных нужд медицинское оборудованием и инструменты сроком на 10 лет — с 1 марта 2003 года по 31 декабря 2012 года, с целевым направлением высвобождаемых средств на развитие и оснащение Центров.
32. Центр самостоятельно распоряжается доходами от хозяйственной деятельности. Прибыль Центра, полученная в результате его финансово-хозяйственной деятельности, после уплаты соответствующих обязательных платежей, остается в распоряжении Центра и используется в установленном порядке на:
обновление, модернизацию и расширение материально-технической базы Центра, приобретение современного медицинской техники, инвентаря и оборудования;
При этом Центр самостоятельно определяет порядок приоритетности, направления и пропорции расходов, указанные в настоящем пункте.
33. Центр в установленном законодательством порядке ведет бухгалтерский учет и отчетность, представляет в Министерство финансов и Министерство здравоохранения Республики Узбекистан необходимую сметно-финансовую документацию, несет ответственность за сохранность документов и их передачу на государственное хранение в соответствии с согласованным перечнем.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.