В целях реализации статьи 22 Закона Республики Узбекистан «О радиационной безопасности», статьи 10 Закона Республики Узбекистан «Об отходах» и в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 3 апреля 2009 г. № 98 «Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля за оборотом источников ионизирующего излучения» Кабинет Министров постановляет:
Положение о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов согласно приложению № 1;
Положение о порядке государственного учета и контроля за оборотом ядерных материалов согласно приложению № 2.
2. Министерствам, государственным комитетам, ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента в трехмесячный срок привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Э.Р. Шаисматова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 13 августа 2009 года № 231
к постановлению Кабинета Министров от 13 августа 2009 года № 231
1. Настоящее Положение определяет порядок ведения государственного учета и контроля радиоактивных веществ (далее — РВ) и радиоактивных отходов (далее — РАО) в системе государственного учета и контроля источников ионизирующего излучения в Республике Узбекистан (далее — система государственного учета и контроля).
государственный учет и контроль за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на республиканском уровне — государственный учет и контроль РВ и РАО в субъектах оборота РВ и РАО, находящихся на территории Республики Узбекистан;
государственный учет и контроль за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на ведомственном уровне — государственный учет и контроль РВ и РАО в субъектах оборота РВ и РАО, находящихся на территории Республики Узбекистан, подведомственных органам государственного и хозяйственного управления и Академии наук Республики Узбекистан;
государственный учет и контроль за оборотом РВ и РАО на региональном уровне — государственный учет и контроль РВ и РАО в субъектах оборота РВ и РАО, находящихся на территории соответствующей административно-территориальной единицы Республики Узбекистан, кроме организаций, подведомственных органам государственного и хозяйственного управления и Академии наук Республики Узбекистан;
радиоактивные вещества — не относящиеся к ядерным материалам вещества в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды с активностью, превышающей минимальные значения, установленные нормами и правилами радиационной безопасности;
радиоактивные отходы — ядерные материалы и (или) радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается;
См. последующую редакцию.
субъекты оборота РВ и РАО — юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере оборота РВ и РАО по добыче, производству, выработке, переработке, использованию, хранению, обслуживанию, транспортировке, включая перемещение через таможенную границу Республики Узбекистан, утилизации, обезвреживанию и захоронению РВ и РАО на территории Республики Узбекистан в установленном законодательством порядке;
источник ионизирующего излучения (ИИИ) — устройство и (или) радиоактивное вещество, ядерные материалы, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение;
ионизирующее излучение — излучение, создаваемое при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и которое при взаимодействии со средой образует ионы разных знаков;
источник радионуклидный закрытый — источник ионизирующего излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан;
источник радионуклидный открытый — источник ионизирующего излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду;
радиационная безопасность — состояние защищенности граждан и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения;
санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения граждан в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный основной предел дозы облучения для населения;
зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный мониторинг;
ядерная безопасность — комплекс мероприятий, обеспечивающих безопасное обращение с ядерным материалом;
загрязненные радионуклидами территории — территории (земли и водоемы в промышленных, санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения) объектов использования атомной энергии, на которых присутствуют радиоактивные вещества в количестве, превышающем минимальные значения, установленные нормами и правилами, и способном привести к облучению;
доза эффективная (эквивалентная) годовая — сумма эффективной (эквивалентной) дозы внешнего облучения, полученной за календарный год, и ожидаемой эффективной (эквивалентной) дозы внутреннего облучения, обусловленной поступлением в организм радионуклидов за этот же год. Единица годовой эффективной дозы — зиверт (Зв);
доза эффективная коллективная — мера коллективного риска возникновения стохастических эффектов облучения, которая равна сумме индивидуальных эффективных доз. Единица эффективной коллективной дозы — человеко-зиверт (чел.-Зв);
нуклид — разновидность атомов с данным массовым числом (массой протонов и нейтронов в ядре) и атомным номером (числом протонов и нейтронов в ядре).
РВ, минимально значимые удельная активность (МЗУА), активность в помещении или на рабочем месте (МЗА) и группа радиационной опасности отдельных нуклидов которых превышают значения, указанные в приложении № 1 к настоящему Положению, и для работы с которыми требуется лицензия (разрешение) Кабинета Министров Республики Узбекистан. Постановка на учет вновь изготовленных РВ осуществляется при их поступлении на склад;
См. последующую редакцию.
твердые и жидкие РАО по классификации, указанной в приложении № 2 к настоящему Положению, газообразные РАО по классификации, указанной в приложении № 3 к настоящему Положению.
Радионуклидные источники в датчиках пожарной сигнализации, эталонные источники к приборам радиационного контроля, радиофармацевтические препараты, наборы для иммунологического анализа, радиоизотопные генераторы медицинского назначения, соединения, меченые радионуклидами, а также радиоизотопные препараты и растворы на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 (шестидесяти) суток, включая йод-125, учитываются только в использующих их субъектах РВ и РАО.
4. Государственный учет и контроль за оборотом РВ и РАО осуществляется с использованием информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации, ее защиту от несанкционированного доступа, обмен информацией с другими информационными системами в электронной форме в соответствии с требованиями законодательства.
5. Государственный учет и контроль РВ и РАО основывается на данных первичного учета РВ и РАО в субъектах оборота РВ и РАО на всех стадиях их оборота, включая перемещение через таможенную границу.
Первичный учет РВ и РАО ведется по количеству, объему, активности, радионуклидному составу, пунктам (местам) их нахождения, хранения и захоронения.
Порядок ведения первичного учета определяется инструкцией, утверждаемой Государственной инспекцией «Саноатконтехназорат» в установленном порядке.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
субъектами оборота РВ и РАО в 10-дневный срок — информация об учете и контроле при передаче (получении) РВ и РАО;
субъектами оборота РВ и РАО до 1 февраля текущего года — ежегодно обновляемая информация об учете и контроле;
организациями — изготовителями, поставщиками РВ, радионуклидных источников, приборов (аппаратов, установок), включающих радионуклидные источники, а также организациями, осуществляющими их переработку, хранение и захоронение — на ежеквартальной основе информация о передаче (получении) РВ.
7. Формы учета и контроля разрабатываются на основе рекомендаций Международного агентства по атомной энергии и утверждаются Государственной инспекцией «Саноатконтехназорат».
См. последующую редакцию.
РВ и мест их нахождения — ежегодно в соответствии с инструкцией по проведению инвентаризации ИИИ, утвержденной Государственной инспекцией «Саноатконтехназорат»;
См. последующую редакцию.
РАО и пунктов их хранения и захоронения, а также загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения субъектов оборота РВ и РАО — один раз в пять лет в соответствии с инструкцией по проведению инвентаризации ИИИ, утвержденной Государственной инспекцией «Саноатконтехназорат».
См. последующую редакцию.
9. В случаях изменения организационно-правовой формы субъекта оборота РВ и РАО, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РВ или РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ или РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций проводится внеочередная инвентаризация РВ и РАО.
10. В случаях обнаружения в субъектах оборота РВ и РАО потерь, а также найденных или неучтенных РВ и РАО они в течение одного часа информируют вышестоящую организацию (при наличии), Министерство внутренних дел, Службу национальной безопасности Республики Узбекистан и Государственную инспекцию «Саноатконтехназорат». Найденные и неучтенные РВ и РАО ставятся на учет.
См. последующую редакцию.
11. Руководители субъектов оборота РВ и РАО несут ответственность за своевременность, достоверность и полноту представляемых данных в Государственную инспекцию «Саноатконтехназорат», а также обеспечение режима конфиденциальности в соответствии с законодательством.
См. последующую редакцию.
12. Обучение, подготовка и переподготовка персонала, осуществляющего государственный учет и контроль за оборотом РВ и РАО на республиканском, ведомственном и региональном уровнях, проводится в установленном порядке на базе Ташкентского института усовершенствования врачей Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
13. Программы обучения руководящих работников и специалистов по государственному учету и контролю за оборотом РВ и РАО утверждаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан по согласованию с Государственной инспекцией «Саноатконтехназорат».
См. последующую редакцию.
14. На базе Государственной инспекции «Саноатконтехназорат» организуется постоянно действующий консультационный пункт по вопросам, связанным с функционированием системы государственного учета и контроля.
См. последующую редакцию.
15. Лица, виновные в нарушении настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Нуклид | МАСА, Бк/г | МАА, Бк | Группа опасности |
1 | 2 | 3 | 4 |
C-14 | 1 E+04 | 1 E+07 | В |
P-32 | 1 E+03 | 1 E+05 | Б |
P-33 | 1 E+05 | 1 E+08 | Г |
Fe-55 | 1 E+04 | 1 E+06 | В |
Fe-59 | 1 E+01 | 1 E+06 | В |
Co-57 | 1 E+02 | 1 E+06 | В |
Co-60 | 1 E+01 | 1 E+05 | Б |
Zn-65 | 1 E+01 | 1 E+06 | В |
Sr-90 | 1 E+02 | 1 E+04 | Б |
Y-90 | 1 E+03 | 1 E+05 | Б |
Tc-96 | 1 E+01 | 1 E+06 | В |
Tc-96m | 1 E+03 | 1 E+07 | В |
Tc-97 | 1 E+03 | 1 E+08 | Г |
Tc-97m | 1 E+03 | 1 E+07 | В |
Tc-99 | 1 E+04 | 1 E+07 | В |
Tc-99m | 1 E+02 | 1 E+07 | В |
Ag-110m | 1 E+01 | 1 E+06 | В |
Sb-124 | 1 E+01 | 1 E+06 | В |
I-123 | 1 E+02 | 1 E+07 | В |
I-125 | 1 E+03 | 1 E+06 | В |
I-126 | 1 E+02 | 1 E+06 | В |
Cs-137 | 1 E+01 | 1 E+04 | Б |
Eu-152 | 1 E+01 | 1 E+06 | В |
Gd-153 | 1 E+02 | 1 E+07 | В |
Tm-170 | 1 E+03 | 1 E+06 | В |
W-181 | 1 E+03 | 1 E+07 | В |
W-185 | 1 E+04 | 1 E+07 | В |
Tl-204 | 1 E+04 | 1 E+04 | Б |
Pb-210* | 1 E+01 | 1 E+04 | Б |
Bi-210 | 1 E+03 | 1 E+06 | В |
Po-210 | 1 E+01 | 1 E+04 | Б |
Rn-220* | 1 E+04 | 1 E+07 | В |
Rn-222* | 1 E+01 | 1 E+08 | Г |
Ra-226* | 1 E+01 | 1 E+04 | Б |
Ra-228* | 1 E+01 | 1 E+05 | Б |
Ac-228 | 1 E+01 | 1 E+06 | В |
Th-228* | 1 E+00 | 1 E+04 | Б |
Th-230 | 1 E+00 | 1 E+04 | Б |
Th природный (включая Th-232) | 1 E+00 | 1 E+03 | А |
Cd-109 | 1 Е+04 | 1 Е+06 | В |
Th-234* | 1 E+03 | 1 E+05 | Б |
U-234 | 1 E+01 | 1 E+04 | Б |
U-235* | 1 E+01 | 1 E+04 | Б |
U-238* | 1 E+01 | 1 E+04 | Б |
U-природный | 1 E+00 | 1 E+03 | А |
Pu-238 | 1 E+00 | 1 E+04 | Б |
Pu-239 | 1 E+00 | 1 E+04 | Б |
Am-241 | 1 E+00 | 1 E+04 | Б |
Cf-252 | 1 Е+01 | 1 Е+04 | Б |
Pm-147 | 1 Е+04 | 1Е+07 | В |
Pb-210 | Bi-210, Po-210 |
Rn-220 | Po-216 |
Rn-222 | Po-218, Pb-214, Bi-214, Po-214 |
Ra-226 | Rn-222, Po-218, Pb-214, Bi-214, Po-214, Pb-210, Bi-210, Po-210 |
Ra-228 | Ac-228 |
Th-228 | Ra-224, Rn-220, Po-216, Pb-212, Bi-212, Tl-208 (0.36), Po-212 (0.64) |
Th-природный | Ra-228, Ac-228, Th-228, Ra-224, Rn-220, Po-216, Pb-212, Bi-212, Tl-208 (0.36), Po-212 (0.64) |
Th-234 | Pa-234m |
U-235 | Th-231 |
U-238 | Th-234, Pa-234m |
U-природный | Th-234, Pa-234m, U-234, Th-230, Ra-226, Rn-222, Po-218, Pb-214, Bi-214, Po-214, Pb-210, Bi-210, Po-210 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Категория отходов | Удельная активность, кБк/кг | ||
бета-излучающие радионуклиды | альфа-излучающие радионуклиды (исключая трансурановые) | трансурановые радионуклиды | |
Низкоактивные | менее 103 | менее 102 | менее 101 |
Среднеактивные | от 103 до 107 | от 102 до 106 | от 101 до 105 |
Высокоактивные | более 107 | более 106 | более 105 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
Категория отходов | Объемная активность, Ки/м³ |
Низкоактивные | ниже 10-10 |
Среднеактивные | от 10-10 до 10-6 |
Высокоактивные | выше 10-6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 13 августа 2009 года № 231
к постановлению Кабинета Министров от 13 августа 2009 года № 231
1. Настоящее Положение определяет порядок организации системы государственного учета и контроля за оборотом ядерных материалов.
субъекты оборота ядерных материалов — юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере оборота ядерных материалов по добыче, производству, выработке, переработке, использованию, хранению, обслуживанию, транспортировке, включая перемещение через таможенную границу Республики Узбекистан, утилизации, обезвреживанию и захоронению ядерных материалов на территории Республики Узбекистан в установленном законодательством порядке;
аномалия в учете и контроле ядерных материалов — недостача (излишек) ядерных материалов, ошибки в учетных и отчетных документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ядерным материалам, нарушения порядка использования, передач ядерных материалов;
атрибуты — характеристики предметов, допускающие проверку их наличия средствами визуального и инструментального контроля (например, идентификатор предмета, местоположение предмета, состояние устройства индикации вмешательства, которым снабжен предмет, геометрические размеры, нетто и брутто массы предмета и т. п.);
атрибутивные признаки — признаки, однозначно подтверждающие наличие или отсутствие какого-либо атрибута предмета;
баланс ядерных материалов — сравнительный итог документально зарегистрированного и имеющегося в наличии количества ядерных материалов в зоне балансового материала за межбалансовый период;
вид ядерных материалов — ядерные материалы, изотопный состав которых находится в некоторой заданной области. Виды ядерных материалов устанавливаются регламентирующими документами Государственной инспекции «Саноатконтехназорат», осуществляющего государственный учет и контроль ядерных материалов на республиканском уровне;
См. последующую редакцию.
зона баланса материалов (ЗБМ) — территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период времени;
инвентаризационная разница — разница между фактически наличным и документально зарегистрированным количеством ядерных материалов;
физическая инвентаризация — определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в ЗБМ;
категория ядерных материалов — количественная характеристика значимости ядерных материалов с точки зрения учета и контроля ядерных материалов;
ключевая точка измерений — место, где ядерные материалы могут быть измерены для определения их потока или наличного количества;
контроль ядерных материалов — административный контроль за наличием и перемещением ядерных материалов, включающий контроль доступа к ядерным материалам, оборудованию и информации, наблюдение за ядерными материалами, проверку санкционированного размещения и перемещения ядерных материалов;
контрольные проверки ядерных материалов — проверки наличия ядерных материалов в форме учетных единиц по атрибутивным признакам;
материально-балансовый отчет — составленный по установленной форме отчет о наличии и балансе ядерных материалов за межбалансовый период;
ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, а также не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва).
3. Ядерные материалы подлежат государственному учету и контролю, начиная с минимального количества, указанного в приложении № 1 к настоящему Положению.
См. последующую редакцию.
4. Ядерные материалы классифицируются по категориям в целях обеспечения дифференцированного подхода к определению процедур, методов государственного учета и контроля.
5. Субъекты оборота ядерных материалов устанавливают ЗБМ в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов.
7. К ядерным материалам применяются средства контроля доступа, подтверждающие достоверность предыдущих измерений количественных характеристик и атрибутивных признаков ядерных материалов.
использование результатов предыдущих измерений количественных характеристик ядерных материалов, если их достоверность подтверждена надлежащим состоянием примененных средств контроля доступа, соответствующими подтверждающими измерениями;
применение расчетных методов (методик), основанных на результатах предварительных измерений, экспериментальных исследований.
9. Массы ядерных материалов в продуктах, находящихся в ядерном реакторе, в целях учета принимаются неизменными с момента загрузки в реактор до момента выгрузки облученных продуктов из реактора.
10. Для определения фактически наличного количества ядерных материалов в ЗБМ проводятся физические инвентаризации. В процессе физических инвентаризаций ядерных материалов выполняются проверки данных учета, атрибутивных признаков, измерения их количественных характеристик. По завершении физической инвентаризации подводится баланс ядерных материалов, определяется инвентаризационная разница и их погрешности в ЗБМ для каждого ядерного материала.
КК — фактически наличное количество ядерных материалов в ЗБМ, определенное в результате данной физической инвентаризации;
УВ — определенное и документально зарегистрированное увеличение количества ядерных материалов в ЗБМ за данный межбалансовый период в результате всех поступлений, наработок и т. д.;
УМ — определенное и документально зарегистрированное уменьшение количества ядерных материалов в ЗБМ за данный межбалансовый период в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных превращений, потерь и т. д.;
НК — наличное количество ядерных материалов в ЗБМ, определенное и документально зарегистрированное на начало данного межбалансового периода.
11. На основании результатов определения фактически наличного количества ядерных материалов, а также путем сравнения полученной величины инвентаризационной разницы с ее допустимой величиной для каждой ЗБМ делаются выводы о недостаче (излишке) ядерных материалов или об отсутствии аномалий в государственном учете и контроле ядерных материалов.
12. Устанавливается единая система отчетности для всех уровней государственного учета и контроля ядерных материалов.
13. Исправление учетных данных допускается только путем внесения новой записи в учетные документы с сохранением ошибочно сделанной записи.
15. Государственная инспекция «Саноатконтехназорат», осуществляющая государственный учет и контроль ядерных материалов на республиканском уровне, субъекты оборота ядерных материалов обеспечивают сохранность и защиту информации в системе государственного учета и контроля источников ионизирующих излучений, в т. ч. в ЗБМ.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
17. Государственному учету и контролю подлежат ядерные материалы, содержащиеся во всех продуктах, за исключением:
урана, содержащегося в руде, а также в промежуточных продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических предприятиях;
тория, содержащегося в руде, а также в промежуточных продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических предприятиях;
обедненного урана, содержащегося в защитных контейнерах транспортных упаковочных комплектов, радиационных головках гамма-дефектоскопов, облучательных головках гамма-терапевтических аппаратов, транспортно- перезарядных контейнерах и других подобных им специфических изделиях, используемых для радиационной защиты при транспортировании и хранении радиоактивных веществ.
См. последующую редакцию.
обедненный уран, использованный для изготовления защитных контейнеров транспортных упаковочных комплектов, радиационных головок гамма-дефектоскопов, облучательных головок гамма-терапевтических аппаратов, транспортно- перезарядных контейнеров и других подобных им специфических изделий, используемых для радиационной защиты при транспортировании и хранении с момента их отправки из ЗБМ потребляющему субъекту оборота ядерных материалов в виде готовых изделий;
ядерные материалы, содержащиеся в радиоактивных отходах, находящихся в хранилищах радиоактивных отходов.
См. последующую редакцию.
19. Постановка ядерных материалов на учет в ЗБМ осуществляется после их производства или поступления из другой ЗБМ того же субъекта оборота ядерных материалов, или ЗБМ другого субъекта оборота ядерных материалов.
20. Ядерные материалы снимаются с учета в ЗБМ после их отправления в другую ЗБМ того же субъекта оборота ядерных материалов, или в ЗБМ другого субъекта оборота ядерных материалов.
21. Внесение ядерных материалов в национальный реестр ядерных материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов (далее — национальный реестр) и исключение их из национального реестра производится с разрешения Государственной инспекции «Саноатконтехназорат», на основе отчетных документов, представленных субъектом оборота ядерных материалов.
См. последующую редакцию.
22. Ядерные материалы, находящиеся в ядерной установке субъекта оборота ядерных материалов, пункте хранения ядерных материалов, а также получаемые или отправляемые субъектом оборота ядерных материалов подлежат государственному учету и контролю, если значения их масс в течение любого 12-месячного периода времени равны или превышают минимальное количество, указанное в приложении № 1 к настоящему Положению.
См. последующую редакцию.
23. Если у субъекта оборота ядерных материалов находится совокупность ядерных материалов или продукты, содержащие их смесь, то действие настоящего Положения распространяется на них в случае превышения хотя бы одного минимального количества ядерного материала, приведенного в приложении № 1 к настоящему Положению.
См. последующую редакцию.
24. В отчетных документах значения масс ядерных материалов приводятся с последними значащими цифрами, указанными для каждого ядерного материала в приложении № 1 к настоящему Положению.
См. последующую редакцию.
25. Категории ядерных материалов в ЗБМ устанавливаются в соответствии с приложением № 2 к настоящему Положению.
26. Если в данной ЗБМ находятся различные продукты, содержащие ядерные материалы, то при определении категории ядерного материала исходят из суммарной массы ядерных материалов, содержащихся во всех продуктах, и указанных в приложении № 2 к настоящему Положению количественных пределов масс ядерных материалов тех продуктов, которые попадают в категорию с меньшим номером.
27. Количество и границы ЗБМ устанавливаются субъектом оборота ядерных материалов исходя из требований обеспечения их государственного учета и контроля в каждой ЗБМ и перемещений между ЗБМ.
масса ядерного материала, поступающего в ЗБМ и отправляемого из ЗБМ, определяется на основе измеренных их характеристик (кроме случаев, когда допускается применение расчетных методик), результатов полного пересчета и идентификации учетных единиц, тары, в которой находится ядерный материал, по данным сопроводительной документации, паспортным данным ядерных материалов;
структурные подразделения субъекта оборота ядерных материалов, такие как заводские лаборатории, зоны перевалки и склады, а также участки с ядерными материалами, требующие специальной защиты информации, выделяются в отдельные ЗБМ.
29. В ЗБМ устанавливаются ключевые точки измерений, в которых с помощью аттестованных для применения методик и средств измеряются содержание, масса, изотопный состав, другие количественные характеристики ядерных материалов или проверяются их атрибутивные признаки.
Выбор ключевой точки измерений в ЗБМ осуществляется таким образом, чтобы обеспечить измерение потока и фактически наличного количества ядерных материалов в ЗБМ.
30. Для каждой ЗБМ разрабатывается программа измерений, включающая в себя перечень ключевых точек измерений, методик выполнения измерений, технических средств, процедур отбора проб, сведения о периодичности проведения измерений, требуемой точности измерений, сроках и форме представления результатов измерений. Программа утверждается руководителями субъектов оборота ядерных материалов и пересматривается не реже одного раза в пять лет.
31. Методики выполнения измерений оформляются в виде отдельных нормативных документов, которые составляются в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов.
См. последующую редакцию.
32. Методики выполнения измерений должны пройти метрологическую аттестацию в соответствии с требованиями действующих государственных или отраслевых стандартов. Показатели точности методик выполнения измерений в системе измерения ядерных материалов должны быть максимально приближены к рекомендованным международным целевым значениям.
См. последующую редакцию.
33. Образцы для градуировки средств измерений и проверки правильности результатов измерений должны пройти метрологическую аттестацию в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов и иметь свидетельство об аттестации с указанием их наименования, типа, аттестуемой величины и ее погрешности.
См. последующую редакцию.
34. Перечень средств измерений, используемых в системе измерения ядерных материалов, должен содержать наименование средства, его тип, марку, заводской номер.
36. В каждом субъекте оборота ядерных материалов, разрабатывается и внедряется программа контроля качества измерений в рамках системы измерения ядерных материалов.
37. Получение и передача ядерных материалов субъектами оборота ядерных материалов разрешается в установленном порядке Государственной инспекцией «Саноатконтехназорат» при наличии заключения соответствующего территориального органа СЭС о санитарно-гигиеническом состоянии объектов субъекта оборота ядерных материалов, связанных с оборотом ядерных материалов.
См. последующую редакцию.
39. В сопроводительных документах указываются данные о контейнерах с ядерными материалами (типы и идентификаторы печатей (пломб), брутто-массы контейнеров и другие необходимые данные). Сведения о характеристиках перемещаемых ядерных материалов (паспортные данные) приводятся в документах, отправляемых специальной почтой или вместе с грузом.
внешний осмотр и проверка количества учетных единиц (контейнеров), проверка устройств индикации вмешательств, примененных к транспортному средству и (или) контейнерам с ядерными материалами (включающая проверку контейнеров, печатей (пломб), соответствие идентификаторов контейнеров, печатей (пломб) и мест размещения данным сопроводительных документов);
41. Вид и объем подтверждающих измерений определяются документацией субъекта оборота ядерных материалов, выполняющих эти измерения, исходя из:
вида передачи (между ЗБМ одного субъекта оборота ядерных материалов, между субъектами оборота ядерных материалов, экспорт-импорт);
42. Данные, полученные в результате измерений в процессе входного (выходного) контроля, оформляются документально. Должны приводиться сведения о средствах и методах измерений, результаты измерений, погрешности измерений, ключевые точки измерений, в которой выполнялись измерения, типы и идентификаторы устройства индикации вмешательства, дата выполнения измерений и фамилии лиц, выполнявших измерения.
43. При получении ядерных материалов субъектом оборота ядерных материалов в течение трех рабочих дней проверяются атрибутивные признаки тары с ядерными материалами и выполняются подтверждающие измерения. При отсутствии замечаний производится предварительная приемка и постановка на учет ядерных материалов.
Окончательная приемка и постановка на учет ядерных материалов производится не позднее 10 суток после получения ядерных материалов и паспортов (формуляров, сертификатов) на них, если иное не оговорено международным или межправительственным соглашением или договором.
44. При отправлении ядерных материалов субъект оборота ядерных материалов в течение одного рабочего дня снимает их с учета и отправляет паспорта (формуляров, сертификатов) на них получающему субъекту оборота ядерных материалов в течение трех рабочих дней, если иное не оговорено международным или межправительственным соглашением или договором.
45. Данные о полученных ядерных материалах вносятся получающим его субъектом оборота ядерных материалов в учетные документы. Данные об отправленных ядерных материалах вносятся в учетные документы отправившего их субъекта оборота ядерных материалов.
46. При обнаружении статистически значимого расхождения, исходя из доверительной вероятности 0,99 данных отправляющего субъекта оборота ядерных материалов и получающего субъекта оборота ядерных материалов, принимаются меры по выявлению причин расхождения.
47. Если наличие статистически значимого расхождения данных отправляющего субъекта оборота ядерных материалов и получающего субъекта оборота ядерных материалов подтвердилось, то получающий субъект оборота ядерных материалов обязан составить специальный отчет и направить его в Государственную инспекцию «Саноатконтехназорат».
См. последующую редакцию.
49. Процедуры физических инвентаризаций осуществляются в соответствии с методиками и инструкциями, действующими в субъектах оборота ядерных материалов.
составлении списка наличного количества ядерных материалов и списка фактически наличного количества ядерных материалов и проверке учетных документов;
учетных и подтверждающих измерениях фактически наличного количества ядерных материалов с учетом погрешностей измерений;
51. Количество ядерных материалов, находящихся в каждой ЗБМ, определяются путем измерения их количества и состава в ключевой точке измерений, контролируются путем оперативно-технического учета и контрольных проверок, периодических сверок учетных и отчетных документов и проверяются путем проведения физической инвентаризации. Физическая инвентаризация завершается подведением баланса для каждого ядерного материала в ЗБМ за межбалансовый период.
52. При проведении физической инвентаризации определяется масса каждого ядерного материала. Значение массы ядерного материала, а также значение погрешности измерения для доверительной вероятности, равной 0,95 регистрируются документально.
53. Ранее определенные значения массы ядерных материалов могут использоваться при выполнении учетных процедур (физических инвентаризаций, передач ядерных материалов и т. д.) только в тех случаях, когда их достоверность с момента их определения до момента использования может быть подтверждена надлежащим состоянием примененных средств контроля доступа и (или) подтверждена в процессе выполнения учетной процедуры измерениями количественных параметров ядерных материалов и (или) их атрибутивных признаков.
54. Объем применения подтверждающих измерений определяется в зависимости от объема применения и результатов проверки средств контроля доступа, исходя из вероятностей обнаружения недостачи (излишка) порогового количества для каждого ядерного материала.
55. В случае установления статистически значимой разницы между результатами учетных и подтверждающих измерений, об этом сообщается руководству субъекта оборота ядерных материалов, а также выясняются причины возникновения разницы. При необходимости выполняются новые учетные измерения и вносятся изменения в учетные документы.
56. Физические инвентаризации для каждой ЗБМ выполняются периодически, а межбалансовый период устанавливается в зависимости от категории ядерных материалов в ЗБМ, технологических и других особенностей субъекта оборота ядерных материалов.
Физические инвентаризации в ЗБМ планируются, организуются и проводятся не реже следующих временных пределов:
57. Частота физических инвентаризаций в ЗБМ может быть изменена Государственной инспекцией «Саноатконтехназорат» на основании представленного субъектом оборота ядерных материалов обоснования с обязательным условием принятия дополнительных мер контроля доступа к ядерным материалам.
См. последующую редакцию.
58. Учетные документы должны вестись для каждой ЗБМ и содержать данные о каждом виде ядерного материала, включая их количество в ЗБМ и изменения количества в ЗБМ.
59. В учетных документах отражаются все изменения количества ядерных материалов для каждой партии, характеристики партии и исходные данные для формирования партии, указываются даты изменения количества ядерных материалов, ЗБМ отправляющего субъекта оборота ядерных материалов и ЗБМ получающего субъекта оборота ядерных материалов.
60. Данные, используемые для определения количественных и качественных изменений ядерных материалов в ЗБМ, включая результаты калибровки, проверки и поверки всех средств измерений, данные об отборе проб и результатах их анализа, результаты контроля качества измерений, случайные и систематические погрешности измерений отражаются в соответствующих документах.
61. В каждом субъекте оборота ядерных материалов, в рамках единой системы форм отчетности создаются и действуют основанные на учетных документах следующие отчетные документы:
62. Отчетные документы субъекта оборота ядерных материалов направляются на регулярной основе в Государственную инспекцию «Саноатконтехназорат».
См. последующую редакцию.
63. Отчет об изменении инвентарного количества, списки наличного количества ядерных материалов, списки фактически наличного количества ядерных материалов составляются по ЗБМ и по субъекту оборота ядерных материалов. Эти отчеты содержат информацию о наличном количестве ядерных материалов и их перемещениях между ЗБМ или между субъектами оборота ядерных материалов.
64. Отчет об изменении инвентарного количества, список наличного количества ядерных материалов по ЗБМ направляются в службу, осуществляющую на регулярной основе учет ядерных материалов в субъекте оборота ядерных материалов, непосредственно после события, связанного с каждым изменением количества ядерных материалов, или ежемесячно по имевшимся в этот период изменениям количества ядерных материалов, но не позднее чем через 15 дней после последнего дня месяца, в котором произошли указанные изменения.
65. Отчет об изменении инвентарного количества субъекта оборота ядерных материалов направляется ежеквартально и содержит данные об имевшихся в этот период изменениях инвентарного количества ядерных материалов.
66. За отчетные периоды, в течение которых не было изменений инвентарного количества ядерных материалов, субъект оборота ядерных материалов и ЗБМ направляют форму отчета, заполненную в установленном порядке, с указанием, что за отчетный период инвентарное количество ядерных материалов не изменилось.
68. В материально-балансовом отчете ЗБМ в виде отдельных записей по каждому ядерному материалу отражаются:
конечное фактически наличное количество ядерных материалов, установленное по результатам физической инвентаризации;
69. В материально-балансовом отчете субъекта оборота ядерных материалов, отражается баланс ядерных материалов основанный на фактически наличном количестве ядерных материалов, определенном в ходе физической инвентаризации.
70. В материально-балансовом отчете субъекта оборота ядерных материалов, в виде отдельных записей по каждому виду ядерных материалов отражаются:
конечное зарегистрированное и фактически наличное количество ядерных материалов, установленное по результатам физической инвентаризации.
71. Если при сравнении фактически наличного количества ядерных материалов с конечным зарегистрированным в списке наличного количества ядерных материалов была выявлена аномалия, то к материально-балансовому отчету прилагаются необходимые документы, подтверждающие обоснованность принятия наличного количества ядерных материалов в качестве начального для следующего межбалансового периода.
72. Одновременно с материально-балансовым отчетом составляется список фактически наличного количества ядерных материалов на конец межбалансового периода.
73. Список фактически наличного количества ядерных материалов ЗБМ составляется на дату физической инвентаризации в виде последовательных записей для каждого вида и партии материала с указанием идентификационных и других характеристик для каждой партии и вида ядерных материалов отдельно.
74. Материально-балансовый отчет и список фактически наличного количества ядерных материалов ЗБМ направляются ответственным за учет и контроль в ЗБМ в службу учета ядерных материалов субъекта оборота ядерных материалов в срок не более 15 дней после определения наличного количества ядерных материалов.
75. Специальный отчет составляется субъектом оборота ядерных материалов в случае выявления утраты, хищения, несанкционированного использования, обнаружения недостачи (излишка) ядерных материалов, а также в случае превышения установленного предела для значения инвентаризационной разницы или статистически значимых расхождений данных отправляющего и получающего субъектов оборота ядерных материалов.
Специальный отчет предоставляется в Государственную инспекцию «Саноатконтехназорат» в течение 24 часов с момента установления вышеуказанных фактов.
См. последующую редакцию.
описание обстоятельств, события и (или) серии событий, связанных с ядерными материалами, в отношении которых имело место несанкционированное действие;
77. Отчетные документы субъекта оборота ядерных материалов по ЗБМ предоставляются в Государственную инспекцию «Саноатконтехназорат» по запросу.
См. последующую редакцию.
78. При передаче ядерных материалов другому субъекту оборота ядерных материалов, не менее чем за семь дней до их отправления, отправляющий субъект оборота ядерных материалов направляет в Государственную инспекцию «Саноатконтехназорат» предварительное уведомление об этом.
См. последующую редакцию.
79. При проведении экспортно-импортных операций, а также передаче ядерных материалов другим субъектом оборота ядерных материалов разных ведомств, отправляющий и получающий субъекты оборота ядерных материалов не менее чем за 15 дней до даты предполагаемого отправления (получения) направляют предварительные уведомления в Государственную инспекцию «Саноатконтехназорат».
См. последующую редакцию.
В случае внеплановых отправлений по специальному распоряжению уполномоченных государственных органов системы государственного учета и контроля ИИИ республиканского, ведомственного и регионального уровней предварительные уведомления направляются не позднее трех дней после определения сроков отправления.
80. После получения и постановки на учет ядерных материалов в случаях, указанных в пунктах 78 и 79 настоящего Положения, получающий субъект оборота ядерных материалов направляет в Государственную инспекцию «Саноатконтехназорат» подтверждение факта его получения, используя форму предварительных уведомлений, в которой заполняются соответствующие позиции.
См. последующую редакцию.
81. Государственный учет и контроль ядерных материалов в субъектах оборота ядерных материалов включает нормативную и техническую документацию, систему измерений ядерных материалов, учетные и отчетные документы.
82. Руководителем субъекта оборота ядерных материалов, разрабатывается и утверждается положение (инструкция) об учете и контроле ядерных материалов, в котором определяются:
организация работ по учету и контролю ядерных материалов в субъекте оборота ядерных материалов и в ЗБМ, структура и состав работников (персонала), занятых учетом и контролем ядерных материалов. Права и обязанности этих работников (персонала) определяются положениями о подразделениях, должностными и рабочими инструкциями;
применяемые в субъектах оборота ядерных материалов, методики и средства измерений для учета и контроля ядерных материалов;
порядок подготовки и допуска работников (персонала) к работам по учету и контролю ядерных материалов;
сроки составления списка наличного количества ядерных материалов в ЗБМ и в целом в субъекте оборота ядерных материалов;
83. Достоверность представления в системе государственного учета и контроля ядерных материалов в ЗБМ данных об идентификаторах учетных единиц, идентификаторах устройства индикации вмешательства и местоположении учетных единиц должна быть не менее 99%.
84. Для каждой ЗБМ разрабатываются и утверждаются руководителем субъекта оборота ядерных материалов, инструкции по учету и контролю ядерных материалов, в которых определяются:
85. Любые технологические потери ядерных материалов определяются с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований. Максимальные допустимые величины технологических потерь ядерных материалов согласовываются с Государственной инспекцией «Саноатконтехназорат».
См. последующую редакцию.
86. Приказом руководителя субъекта оборота ядерных материалов, для каждой ЗБМ назначаются лица, материально-ответственные за ядерные материалы, находящиеся в данной ЗБМ (кладовщики, ответственные хранители и т. д.), с которыми заключаются договоры о материальной ответственности.
87. Передача ядерных материалов от материально-ответственного лица другим лицам, с одной технологической операции на другую или между сменами оформляются документально.
88. Работники (персонал), осуществляющие учет и контроль ядерных материалов, проходят обучение по выполнению соответствующих процедур, а также периодическую проверку знаний согласно установленному в субъектах оборота ядерных материалов порядку.
89. Периодичность проведения проверок знаний процедур учета и контроля ядерных материалов для различных категорий работников (персонала) устанавливается руководителем субъекта оборота ядерных материалов. Проверки проводятся не реже одного раза в три года.
90. Лица, виновные в нарушении настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом ядерных материалов
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом ядерных материалов
№ п/п | Ядерный материал | Минимальное количество ядерного материала | Последние значащие цифры в значении массы ядерного материала в отчетных документах |
1. | Плутоний | 15 г | 1 г |
2. | Уран-233 | 15 г | 1 г |
3. | Уран с обогащением по изотопу U-235 более 10% | 15 г по изотопу U-235 | 1 г |
4. | Уран с обогащением по изотопу U-235 не более 10%, но более природного | 15 г по изотопу U-235 | 0,1 кг |
5. | Совокупность ядерных материалов, перечисленных в пунктах 1 — 5 настоящего приложения | 15 г по сумме масс Pu, U-233, U-235 и Np-237 | 1 г |
6. | Уран с содержанием изотопа U-235 не более 0,72% | 500 кг | 1 кг |
7. | Торий | 500 кг | 1 кг |
8. | Тяжелая вода | 200 кг | 1 кг |
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом ядерных материалов
к Положению о порядке государственного учета и контроля за оборотом ядерных материалов
Продукты | Ядерный материал | Масса ядерного материала, кг, не менее |
Ядерные материалы категории 1 | ||
Металлические продукты: металлические изделия, заготовки; слитки, крупка, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо; | Pu, U-233 | 2 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | 5 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | 2 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Продукты с высоким содержанием ядерных материалов: карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений, а также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее 25 г/л (25 г/кг). | Pu, U-233 | 6 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | 20 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | 6 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Ядерные материалы категории 2 | ||
Металлические продукты: металлические изделия, заготовки; слитки, крупка, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо; бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения. | Pu, U-233 | >0,5, но< 2 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | >1, но< 5 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | >0,5, но < 2 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Продукты с высоким содержанием ядерных материалов: карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений, а также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее 25 г/л (25 г/кг). | Pu , U-233 | >2 ,но< 6 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | >6 , но< 20 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | >2 , но <6 по сумме масс Pu,U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Продукты с низким содержанием ядерных материалов: продукты, требующие сложной обработки; продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг) | Pu, U-233 | >16 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | >50 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | >16 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Ядерные материалы категории 3 | ||
Металлические продукты: металлические изделия, заготовки; слитки, крупка, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо; бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения. | Pu, U-233 | >0,2, но< 0,5 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | >0,5, но< 1 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | >0,2, но< 0,5 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Продукты с высоким содержанием ядерных материалов: карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений, а также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее 25 г/л (25 г/кг). | Pu , U-233 | >0,5, но< 2 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | >2, но< 6 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | >0,5, но< 2 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Продукты с низким содержанием ядерных материалов: продукты, требующие сложной обработки; продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг) | Pu, U-233 | >3, но< 16 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | >8, но< 50 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | >3, но< 16 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Ядерные материалы категории 4* | ||
Металлические продукты: металлические изделия, заготовки; слитки, крупка, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо; бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения. | Pu, U-233 | 0,2 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | 0,5 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | 0,2 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Продукты с высоким содержанием ядерных материалов: карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений, а также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее 25 г/л (25 г/кг). | Pu, U-233 | 0,5 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | 2 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | 0,5 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf | |
Продукты с низким содержанием ядерных материалов: продукты, требующие сложной обработки; продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг) | Pu, U-233 | 3 по сумме масс Pu и U-233 |
ВОУ | 8 по изотопу U-235 | |
Смесь, совокупность Pu, U-233, ВОУ и других ядерных материалов | 3 по сумме масс Pu, U-233, U-235, Np-237, Am, Cf |
в) любые продукты с мощностью поглощенной дозы на расстоянии 1 м без защиты не менее 1 Гр/ч = 100 рад/ч;
г) любые соединения: плутония с содержанием изотопа плутония-238 более 80%; тория; нептуния-237; америция-241; америция-243 и калифорния-252;