Изучение судебной практики показало, что суды в основном правильно применяют закон о либерализации наказаний по делам о преступлениях в сфере экономики.
Вместе с тем, при рассмотрении дел, связанных с совершением преступлений в данной сфере, имеются недостатки и ошибки при применении закона, в частности, по вопросам квалификации преступлений, назначения наказаний.
Суды не во всех случаях отграничивают уголовно наказуемое деяние от административного правонарушения, продолжаемое хищение от повторного, что приводит к принятию необоснованных решений.
В целях обеспечения правильного применения Закона от 29 августа 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с либерализацией уголовных наказаний» за преступления в сфере экономики, руководствуясь статьей 17 Закона «О судах», Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость неуклонного соблюдения требований закона о либерализации наказаний при рассмотрении дел о преступлениях в сфере экономики.
См. предыдущую редакцию.
2. В соответствии со статьей 61 Кодекса об административной ответственности хищение имущества предприятий, учреждений, организаций путем кражи, присвоения, растраты, злоупотребления должностным положением или мошенничества в размере до тридцати минимальных размеров заработной платы образует состав административного правонарушения.
(абзац первый пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 31 мая 2013 года № 09)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Административная ответственность наступает и при повторном совершении такого правонарушения, если размер похищенного не превышает тридцати минимальных размеров заработной платы. При этом не имеет значения, сколько раз совершено мелкое хищение.
(абзац второй пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 31 мая 2013 года № 09)
См. последующую редакцию.
Размер похищенного определяется исходя из размера минимальной заработной платы на день совершения правонарушения.
См. последующую редакцию.
При определении стоимости похищенного следует исходить из договорных, рыночных, биржевых цен в зависимости от конкретных обстоятельств дела на день совершения правонарушения.
3. Уголовная ответственность за хищение имущества предприятий, учреждений, организаций путем присвоения, растраты, злоупотребления должностным положением, мошенничества и кражи (статьи 167, 168, 169 УК) наступает лишь в случаях, если сумма похищенного превышает размер, указанный в части третьей статьи 61 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, в том числе и при наличии квалифицирующих признаков.
См. предыдущую редакцию.
Следует отметить, что по закону за хищение путем кражи и мошенничества имущества граждан уголовная ответственность наступает независимо от размера похищенного. Вместе с тем, во всех случаях, когда размер похищенного не превышает тридцати минимальных размеров заработной платы, органы дознания, следствия и суды должны с учетом данных о личности обвиняемого (подсудимого) и возмещения материального ущерба обсуждать вопрос о прекращении уголовного дела на основании статей 65 и 66 Уголовного кодекса.
(абзац второй пункта 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 31 мая 2013 года № 09)
См. последующую редакцию.
4. Хищение чужого имущества считается оконченным с момента, когда имущество изъято из владения собственника, и виновный имеет реальную возможность распоряжаться или пользоваться им по своему усмотрению (за исключением разбоя и вымогательства).
Однако, если виновный завладел чужим имуществом, но еще не получил возможности распоряжаться им как своим собственным, содеянное необходимо квалифицировать как покушение на хищение (за исключением разбоя и вымогательства).
Нельзя также считать оконченным хищение, если похищена часть имущества при наличии умысла на хищение целого имущества.
5. В силу закона приговор не может быть основан на предположениях. В связи с этим суды должны иметь в виду, что сам факт недостачи материальных ценностей, причина образования которой не установлена следствием и судом, не может рассматриваться как хищение.
Для признания лица виновным в хищении чужого имущества (статья 167 УК) необходимо установить конкретные факты, свидетельствующие о том, что это имущество обращено виновным в свою пользу или в пользу других лиц.
6. Судам следует иметь в виду, что правильное определение характера совершения хищения (продолжаемое или повторное) имеет существенное значение для квалификации содеянного.
Продолжаемым хищением следует считать неоднократное незаконное безвозмездное изъятие чужого имущества, состоящее из ряда тождественных преступных деяний, охватываемых общим умыслом и направленных к единой цели, составляющих в совокупности одно преступление.
При продолжаемом преступлении квалификация действия виновного зависит от размера, полученного путем сложения сумм ущерба по всем эпизодам хищения.
При решении вопроса, является ли преступление повторным, необходимо исходить из содержания статьи 32 Уголовного кодекса.
При квалификации повторного хищения определяющим признаком является не общая сумма похищенного по всем эпизодам, а лишь по одному из эпизодов, по которому размер ущерба является максимальным.
7. Поскольку присвоение или растрата чужого имущества путем злоупотребления должностными положениями предусмотрено в качестве квалифицирующего признака в диспозиции части второй статьи 167 УК, такие действия должностного лица дополнительной квалификации по статье 205 УК не подлежат, если умысел виновного направлен на завладение чужим имуществом.
Однако, если в деянии должностного лица содержится состав отдельного преступления в виде злоупотребления властью или должностными полномочиями, не связанного с умыслом на хищение чужого имущества, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 167 и 205 УК.
См. последующую редакцию.
8. Разъяснить, что в случае внесения должностным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы с целью облегчения или сокрытия совершенного им хищения, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 167 и 209 УК.
См. последующую редакцию.
Если должностной подлог совершен в соучастии с другими лицами, не являющимися субъектами должностных преступлений, действия последних подлежат квалификации по статьям 28, 209 УК, а не по статье 228 УК, если они не были соучастниками хищения.
9. Судам следует обратить внимание, что нормы ряда статей Особенной части Уголовного кодекса содержат условие, исключающее применения к осужденному меры наказания в виде лишения свободы, в частности, за преступления, предусмотренные:
статьями 173, 175, 180, 181 УК — при возмещении причиненного преступлением материального ущерба в трехкратном размере.
В связи с этим, в случаях выполнения условий, предусмотренных указанными нормами закона, суд соответствующей апелляционной, кассационной, надзорной инстанции обязан незамедлительно решить вопрос о замене меры пресечения в отношении лиц, содержащихся под стражей, либо наказания лицам, отбывающим наказание в виде лишение свободы, независимо от того, в какой стадии судопроизводства возмещен материальный ущерб.
См. последующую редакцию.
10. Правило, содержащееся в соответствующих статьях Особенной части Уголовного кодекса о невозможности применения наказания в виде лишения свободы в случае возмещения ущерба, распространяется и на неоконченное преступление, если оно предотвращено до наступления вредных последствий.
См. последующую редакцию.
11. Судам следует иметь в виду, что полное возмещение материального ущерба одним из подсудимых является основанием для неприменения наказания в виде лишения свободы в отношении всех соучастников преступления.
См. последующую редакцию.
12. При назначении наказания по делам о преступлениях в сфере экономики суды могут обсуждать вопрос о применении статьи 57 УК в отношении лиц, частично возместивших ущерб.
В частности, обстоятельством, существенно смягчающим наказание, может быть признано возмещение виновным не менее половины от суммы ущерба, причиненного преступлением.
Этим же принципом следует руководствоваться и при назначении наказания лицам, частично возместившим ущерб, в случаях определения судом солидарной ответственности.
13. Преступления в сфере экономики часто совершаются в совокупности с другими преступлениями, такими как злоупотребление или превышение должностными полномочиями, должностная халатность, должностной подлог и т. п.
По каждому такому делу, назначая не связанное с лишением свободы наказание за хищение лицу, возместившему материальный ущерб, суд с учетом конкретных обстоятельств дела обязан обсудить вопрос о целесообразности назначения наказания в виде лишения свободы за другие преступления, если за их совершение законом предусмотрены альтернативные меры наказания.
См. последующую редакцию.
14. Закон не связывает возможность применения условий, предусмотренных в статьях Особенной части Уголовного кодекса, о неназначении наказания в виде лишения свободы в случаях возмещения материального ущерба с наличием у осужденного судимости.
Из этого следует, что установленные законом правовые гарантии применяются и в случаях рецидивной преступности, в том числе и в отношении лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы.
См. последующую редакцию.
15. В связи с тем, что возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, является важной гарантией восстановления нарушенных прав потерпевшего и порождает определенные правовые последствия для подсудимого, суды обязаны использовать все правовые средства, способствующие к возмещению ущерба.
В этих целях, при рассмотрении дел, по которым материальный ущерб причинен совместными действиями группы лиц, суд с учетом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь требованиями статьи 1000 ГК, вправе возложить на указанных лиц долевую, а не солидарную ответственность.
При решении вопросов, связанных с определением вида материальной ответственности, способа возмещения ущерба, причиненного преступлением, суды должны исходить из разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного суда от 11 сентября 1998 года «О практике судов по возмещению материального ущерба, причиненного преступлениями».
См. последующую редакцию.
16. Солидарная материальная ответственность не возлагается на лиц, которые осуждены, хотя и по одному делу, но за самостоятельные преступления, не связанные общим умыслом, когда одни из них осуждены за хищение, а другие — за халатность либо злоупотребление должностными полномочиями, если даже действия последних в какой-то мере и создали условия к совершению хищения.
17. В случаях возмещения материального ущерба лицом, осужденным к лишению свободы, после вступления приговора в законную силу, суд кассационной, надзорной инстанции заменяет лишение свободы на другой вид наказания по правилам, предусмотренным статьями 61, 62 УК.
См. последующую редакцию.
При этом, если отбытый на день возмещения материального ущерба срок наказания превышает предусмотренный законом предельный размер другого вида наказания, суд считает наказание отбытым и немедленно освобождает осужденного из-под стражей.
18. Суды должны иметь в виду, что в соответствии с санкцией статей Особенной части Уголовного кодекса (статьи 167, 168, 170, 173, 175, 180, 181, 184 УК), с соблюдением общих начал назначения наказания (статья 54 УК), суды вправе назначить наказание, не связанное с лишением свободы, и в тех случаях, когда материальный ущерб по делу не возмещен либо возмещен частично, с приведением в приговоре мотивов такого решения.
См. последующую редакцию.
19. Судам следует иметь в виду, что назначение по делам о преступлениях в сфере экономики наказаний, не связанных с лишением свободы, ввиду возмещения материального ущерба, не исключает возможность замены этих наказаний арестом или лишением свободы в случаях уклонения от уплаты штрафа либо от отбывания исправительных работ.
См. последующую редакцию.
20. Обратить внимание судов, что обеспечение правильного применения норм закона о либерализации наказаний непосредственно связано с соблюдением прав и свобод человека. Поэтому суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций по каждому делу должны своевременно выявлять и исправлять ошибки, допускаемые при применении закона о либерализации наказаний, а также реагировать на них путем вынесения частных определений.
См. последующую редакцию.