от 11.09.1998 г. № 23
 Комментарий LexUz
См. предыдущую редакцию.
В соответствии со ст. 76 Конституции Республики Узбекистан семья является ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства. Охрана семьи, в которой гармонически сочетаются личные и общественные интересы граждан республики — одна из важнейших государственных задач.
(абзац первый преамбулы в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 32)
В связи с принятием Семейного кодекса Республики Узбекистан, в целях обеспечения правильного применения семейного законодательства и разъяснения вопросов, возникающих у судов в процессе рассмотрения семейных споров, Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
См. предыдущую редакцию.
3. При разрешении споров между раздельно проживающими родителями о том, с кем из них и кто из детей останется проживать, суд, исходя из установленного ст. 71 Семейного кодекса Республики Узбекистан равенства прав и обязанностей отца и матери, должен принять решение, которое соответствовало бы интересам и желанию несовершеннолетних. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к детям, их возраст, нравственные и личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род занятий, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое), имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является определяющим условием для передачи ему детей.
(абзац первый пункта 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
5. В силу ст. 73 Семейного кодекса родители имеют преимущественное перед другими лицами право на личное воспитание своих детей и вправе требовать возврата детей от любого лица, удерживающего их у себя не на основании закона.
7. В соответствии со ст. 76 Семейного кодекса родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.
См. предыдущую редакцию.
В исключительных случаях, если общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести ему вред, суд на основании п. 2 ст. 75 СК РУ, исходя из того, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать в иске родителей об определении порядка общения с ребенком, обосновав его в принимаемом решении.
(пункт 7 дополнен абзацами постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 18)
См. предыдущую редакцию.
(абзац девятый пункта 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
9. В силу ст. 80 Семейного кодекса лишение родительских прав производится в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по иску одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по искам органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по вопросам детей, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и других).
(абзац первый пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 32)
См. предыдущую редакцию.
Органы государственного управления и организации в соответствии со статьей 52 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее ― ГПК) могут выступать истцами по этим делам, если действующим законодательством на них возложена обязанность по охране прав и интересов несовершеннолетних (органы опеки и попечительства, дома ребенка, детские дома и т.д.).
(абзац третий пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 32)
См. предыдущую редакцию.
14. Одновременно с иском о лишении родительских прав суд в соответствии со ст. 197 ГПК вправе в интересах несовершеннолетнего рассмотреть иск заинтересованных лиц о выселении ответчика по мотиву систематического нарушения им правил общежития и невозможности совместного с ним проживания (ст. 81 Семейного кодекса Республики Узбекистан).
(абзац первый пункта 14 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
15. Разъяснить судам, что в соответствии со ст. 79 Семейного кодекса родители (один из них) могут быть лишены родительских прав в случае их виновного поведения, если они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, в том числе при уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над детьми; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
См. предыдущую редакцию.
18. В соответствии со статьей 81 Семейного кодекса лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию детей. В связи с этим при лишении ответчика родительских прав суд, исходя из положений статьями 251 и 254 ГПК, обязан одновременно решить вопрос о взыскании с него алиментов независимо от предъявления такого иска.
(абзац первый пункта 18 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третый пункта 18 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
20. При рассмотрении в соответствии со ст. 82 Семейного кодекса исков о восстановлении в родительских правах суды должны тщательно выяснять, изменились ли поведение и образ жизни родителей, могут ли они воспитывать детей. Восстановление в родительских правах допускается, если оно отвечает интересам детей.
22. Установив, что в силу ряда объективных причин (болезненное состояние родителей, психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и т. п.), оставление у родителей детей опасно, суд в соответствии со ст. 83 Семейного кодекса может по иску лиц и органов, указанных в этой статье, принять решение об отобрании у родителей (одного из них) детей без лишения родительских прав (ограничении родительских прав) и о передаче на попечение органов опеки и попечительства.
В случае уклонения усыновителя от выполнения обязанности или злоупотребления своими правами к нему может быть предъявлен иск в соответствии со ст. 169 Семейного кодекса об отмене усыновления, а не лишения родительских прав в связи с тем, что родительские права и обязанности возникают у усыновителей в результате усыновления, а не происхождения.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 23 утратил силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 11 декабря 2013 года № 21)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 24 утратил силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 11 декабря 2013 года № 21)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 25 утратил силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 11 декабря 2013 года № 21)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 26 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 32)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 27 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 32)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 28 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 32)
См. предыдущую редакцию.
В соответствии со статьей 267 ГПК суд при необходимости может также допустить немедленное исполнение решения об отобрании детей у родителей и других лиц
(пункт 29 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 30 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(абзацы третий и четвертый пункта 31 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 32)
32. Признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 16 апреля 1993 года с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 2 мая 1997 года «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».