В целях обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, повышения эффективности анализа данных по аварийности и травматизму, исследования закономерностей и факторов, определяющих причины возникновения аварий, учета и идентификации опасных производственных объектов, формирования и развития системы экспертизы промышленной безопасности, декларирования промышленной безопасности, обязательного страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц и окружающей среде, в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Кабинет Министров постановляет:
Концепцию формирования и развития системы неразрушающего контроля в Республике Узбекистан согласно приложению № 3;
Положение о порядке разработки деклараций промышленной безопасности опасного производственного объекта согласно приложению № 4;
См. последующую редакцию.
Положение о порядке обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте согласно приложению № 5.
с 1 июля 2009 года положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации опасного производственного объекта является обязательным документом при регистрации объектов строительства в органах Главгосархстройнадзора и выдаче разрешений на начало строительно-монтажных работ;
экспертиза промышленной безопасности осуществляется на основании договора между аккредитованной экспертной организацией и организацией, эксплуатирующей (предполагающей эксплуатацию) опасный производственный объект;
срок проведения экспертизы промышленной безопасности не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с нормативно-правовой и нормативной технической документацией в области промышленной безопасности и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.
См. последующую редакцию.
обеспечить внедрение, функционирование и развитие системы экспертизы промышленной безопасности, подготовки и переподготовки специалистов, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
в месячный срок разработать по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан порядок оплаты за проведение аккредитации и инспекционного контроля за деятельностью экспертных организаций;
в трехмесячный срок обеспечить в установленном порядке разработку и утверждение правил проведения экспертизы промышленной безопасности, аккредитации экспертных организаций в области промышленной безопасности, проведения инспекционного контроля за деятельностью аккредитованных экспертных организаций, положений о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а также требований к экспертным организациям, осуществляющим экспертизу промышленной безопасности, и оформлению заключений экспертизы промышленной безопасности.
4. Внести дополнения в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 6.
5. Министерствам и ведомствам в месячный срок провести инвентаризацию и привести ведомственные акты, регулирующие вопросы промышленной безопасности, в соответствие с настоящим постановлением и зарегистрировать в Министерстве юстиции Республики Узбекистан в установленном порядке.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Э.Р. Шаисматова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 10 декабря 2008 г. № 271
к постановлению Кабинета Министров от 10 декабря 2008 г. № 271
1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает порядок, принципы и условия идентификации опасных производственных объектов (далее — ОПО).
2. Идентификация ОПО осуществляется для целей учета ОПО в Государственном реестре опасных производственных объектов, а также страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО, за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на ОПО.
3. Идентификация ОПО осуществляется организацией, эксплуатирующей ОПО, или экспертной организацией в рамках экспертизы промышленной безопасности.
В целях страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО, за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на ОПО идентификация ОПО может быть осуществлена только экспертной организацией.
5. Ответственность за правильность идентификации ОПО возлагается на организацию, осуществляющую идентификацию.
Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Идентификация ОПО — процедура определения (опознавания) совокупности признаков ОПО в целях признания их в качестве ОПО и последующего учета в Государственном реестре ОПО, а также страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО, за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на ОПО.
Идентификационный лист ОПО — документ, отражающий совокупность признаков, тип и реквизиты ОПО, а также эксплуатирующей его организации.
Тип ОПО — характеристика ОПО, определяющая степень опасности данного ОПО на основе категории и наличия опасных веществ на ОПО.
Признаки опасности объекта — обращение (наличие) на объекте опасных веществ, использование технических устройств и ведение работ повышенного риска в соответствии с пунктами 1—5 статьи 4 Закона Республики Узбекистан «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Промышленная безопасность ОПО — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий и инцидентов на ОПО и их последствий.
Экспертиза промышленной безопасности — оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности.
Экспертная организация — аккредитованная в установленном порядке организация, осуществляющая экспертизу промышленной безопасности.
6. К категории ОПО в соответствии Законом Республики Узбекистан «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относятся предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:
1) используются, производятся, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
вредные вещества, относящиеся по степени воздействия на живой организм к I, II, III классам опасности (чрезвычайно опасным, высокоопасным и умеренно опасным), в соответствии с утвержденными стандартами;
взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
отходы производства, содержащие вещества в концентрациях, опасных для здоровья человека и окружающей среды;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре, превышающей температуру кипения рабочей жидкости при нормальном атмосферном давлении;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
5) ведутся горные работы, работы по добыче и обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
7. Отнесение объекта к категории ОПО осуществляется в процессе его идентификации на основании установления признаков опасности объекта.
При отнесении объекта к категории ОПО по признакам, предусмотренным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящего Положения, учитываются технические устройства и сооружения как регистрируемые, так и нерегистрируемые в Государственной инспекции «Саноатконтехназорат» согласно соответствующим правилам безопасности.
См. последующую редакцию.
ОПО первого типа — объекты высокой опасности, на которых используются, производятся, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, равных или превышающих их предельные нормы, указанные в таблицах 1 и 2 приложения № 2 к настоящему Положению;
ОПО второго типа — не относящиеся к первому типу объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количестве меньше чем их предельные нормы, указанные в таблицах 1 и 2 приложения № 2 к настоящему Положению;
ОПО третьего типа — не относящиеся к первому и второму типам объекты, обладающие признаками опасности, указанными в подпунктах 2 — 5 пункта 6 настоящего Положения.
для опасных веществ, не указанных в таблице 1 приложения № 2, применяются данные таблицы 2 приложения № 2;
в случае, если расстояние между ОПО составляет менее пятисот метров, учитывается суммарное количество опасного вещества;
если применяется несколько видов опасных веществ одной и той же категории, то их суммарное пороговое (предельное) количество определяется условием:
M(i) — пороговое (предельное) количество того же вещества в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения № 2 для всех i от 1 до n.
11. Принцип зонирования означает выявление всех ОПО в составе организации, эксплуатирующей ОПО, путем выделения в качестве объединяющего критерия производственных площадок (или производственных зданий), на которых осуществляются соответствующие технологические процессы.
Как правило, в качестве ОПО рекомендуется выделять предприятие, расположенное на одной производственной площадке. В случае, если предприятие размещается на нескольких производственных площадках, удаленных друг от друга на расстояние более 500 метров, каждая из площадок рассматривается как отдельный ОПО.
12. Принцип полноты и достоверности идентификации ОПО означает выявление и отражение в заключении экспертизы промышленной безопасности всех признаков опасности и типа каждого ОПО в составе организации, эксплуатирующей ОПО.
13. Принцип независимости означает, что размер минимальной страховой суммы для объекта, обладающего несколькими признаками опасности, характерными для одного типа ОПО, не зависит от количества указанных признаков.
14. Принцип поглощения более опасным типом менее опасного означает, что в случае, если объект обладает несколькими признаками опасности, относящимися к различным типам, то он относится к наиболее опасному типу.
15. Идентификационный лист заполняется для каждого ОПО по форме, приведенной в приложении № 1 к настоящему Положению.
16. Идентификация ОПО в рамках экспертизы промышленной безопасности осуществляется на основании договора между заказчиком и экспертной организацией.
17. Сроки проведения идентификации, как правило, определяются сложностью объекта экспертизы, но не должны превышать трех месяцев с момента начала экспертизы.
18. Результаты идентификации в рамках экспертизы промышленной безопасности оформляются в виде идентификационного листа ОПО, который прилагается к заключению экспертизы промышленной безопасности.
19. Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы устанавливаются Государственной инспекцией «Саноатконтехназорат».
См. последующую редакцию.
20. Подготовленные с нарушениями законодательства заключения экспертизы промышленной безопасности в установленном порядке признаются недействительными Государственной инспекцией «Саноатконтехназорат».
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о порядке идентификации опасных производственных объектов
к Положению о порядке идентификации опасных производственных объектов
1. Опасный производственный объект | |
1.1. Полное наименование объекта | |
1.2. Местонахождение (адрес) объекта | |
2. Признаки опасности объекта | |
2.1. Использование, производство, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона Республики Узбекистан «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» | 1 |
2.2. Использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре, превышающей температуру кипения рабочей жидкости при нормальном атмосферном давлении | 2 |
2.3. Использование стационарно установленных грузоподъемных механизмов, эскалаторов, канатных дорог, фуникулеров | 3 |
2.4. Получение расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов | 4 |
2.5. Ведение горных работ, работ по добыче и обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях | 5 |
3. Тип объекта | |
3.1. Объекты с опасными веществами в количестве, равном или превышающем установленные предельные нормы, указанные в таблицах 1 и 2 приложения № 2 к Положению о порядке идентификации опасных производственных объектов | 1 |
3.2. Объекты, не относящиеся к объектам, указанным в п.п. 3.1, с опасными веществами в количестве меньше установленных предельных норм, указанных в таблицах 1 и 2 приложения № 2 к Положению о порядке идентификации опасных производственных объектов | 2 |
3.3. Объекты, не относящиеся к объектам, указанным в п.п. 3.1 и 3.2 настоящего листа, обладающие признаками опасности, указанными в п.п. 2.1 — 2.5 | 3 |
4. Эксплуатирующая организация (в соответствии с учредительными документами) | |
4.1. Полное наименование организации | |
4.2. Почтовый адрес организации | |
4.3. Телефон, факс | |
4.4. Ведомственная принадлежность |
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Положению о порядке идентификации опасных производственных объектов
к Положению о порядке идентификации опасных производственных объектов
Таблица 1 | |
Наименование опасного вещества | Предельная норма, тонн |
Аммиак | 500 |
Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы) | 2500 |
Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием) | 10 000 |
Акрилонитрил | 200 |
Хлор | 25 |
Оксид этилена | 50 |
Цианистый водород | 20 |
Фтористый водород | 50 |
Сернистый водород | 50 |
Диоксид серы | 250 |
Триоксид серы | 75 |
Алкилы свинца | 50 |
Фосген | 0,75 |
Метилизоцианат | 0,15 |
Таблица 2 | |
Виды опасных веществ | Предельная норма, тонн |
Воспламеняющиеся газы | 200 |
Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах | 50 000 |
Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу | 200 |
Токсичные вещества | 200 |
Высокотоксичные вещества | 20 |
Окисляющие вещества | 200 |
Взрывчатые вещества | 50 |
Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды | 200 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 10 декабря 2008 г. № 271
к постановлению Кабинета Министров от 10 декабря 2008 г. № 271
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию, состав участников системы экспертизы промышленной безопасности (далее — система экспертизы) и их основные функции на основании статьи 15 Закона Республики Узбекистан «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2. Настоящее Положение направлено на повышение эффективности анализа данных по аварийности и травматизму, исследований закономерностей и факторов, обуславливающих причины возникновения и последствия аварий, моделирования аварийных процессов, применения международных норм и требований в области промышленной безопасности в целях обоснованного прогнозирования промышленной безопасности опасных производственных объектов.
экспертиза промышленной безопасности (далее — экспертиза) — оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности;
объекты экспертизы — проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларации промышленной безопасности и другие документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта;
специально уполномоченный государственный орган в области промышленной безопасности — Государственная инспекция «Саноатконтехназорат»;
См. последующую редакцию.
система экспертизы промышленной безопасности — совокупность участников экспертизы, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность;
экспертная организация — аккредитованная в установленном порядке организация, осуществляющая экспертизу промышленной безопасности;
заключение экспертизы — документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности;
аттестат аккредитации — официальный документ, удостоверяющий полномочия аккредитованных экспертных организаций осуществлять деятельность по экспертизе;
4. Участники экспертизы в своей деятельности руководствуются Конституцией, законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, решениями Правительства Республики Узбекистан, нормативными техническими документами в области промышленной безопасности, международными договорами Республики Узбекистан и настоящим Положением.
5. Экспертизу промышленной безопасности осуществляют аккредитованные в установленном порядке экспертные организации.
6. Аккредитация экспертных организаций проводится уполномоченным органом по аккредитации в целях повышения уровня их деятельности в области промышленной безопасности, содействия заказчикам в компетентном выборе экспертных организаций и установления атмосферы доверия при оказании экспертных услуг.
7. Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности устанавливается специально уполномоченным государственным органом в области промышленной безопасности.
См. последующую редакцию.
8. Оценка уровня квалификации и компетенции экспертов в области промышленной безопасности осуществляется в установленном порядке.
Межведомственный совет по промышленной безопасности, созданный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 мая 2008г. № 114 «О дальнейшем совершенствовании деятельности Государственной инспекции Республики Узбекистан по безопасному ведению работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе»;
См. последующую редакцию.
координационно-консультативный орган — Центр содействия «Промышленная безопасность» Государственной инспекции «Саноатконтехназорат»;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
комиссия по нормативному сопровождению, создаваемая Государственной инспекцией «Саноатконтехназорат»;
См. последующую редакцию.
создание правовой среды для осуществления независимой, объективной и беспристрастной экспертизы промышленной безопасности проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на опасном производственном объекте, деклараций промышленной безопасности и других документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта;
прогнозирование возможных на опасных производственных объектах республики промышленных аварий и оценка их социально-экономических последствий;
разработка и реализация целевых и комплексных научно-технических программ, направленных на предупреждение промышленных аварий на опасных производственных объектах, обеспечение безопасности их работников и населения, снижение риска опасных технологий и производств, повышение устойчивости функционирования отраслей экономики, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
сбор, систематизация и учет информации об экспертных организациях, экспертах, включая результаты экспертизы промышленной безопасности;
расширение осведомленности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, о существующих аккредитованных экспертных организациях в республике;
11. Основными функциями специально уполномоченного государственного органа в области промышленной безопасности являются:
утверждение состава Межведомственного совета по промышленной безопасности по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
одобрение организационно-методических документов, регулирующих деятельность участников системы экспертизы;
установление и утверждение единых правил и процедур системы экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности, надзор за их соблюдением;
сотрудничество с отечественными и зарубежными органами и организациями в области экспертизы промышленной безопасности и аккредитации;
утверждение составов комиссий по аккредитации, инспекционному контролю и аттестации экспертов в области промышленной безопасности, а также нормативному сопровождению системы экспертизы;
разработка проектов программ по совершенствованию системы экспертизы в области промышленной безопасности и представление их на рассмотрение Кабинета Министров Республики Узбекистан;
учет экспертов в области промышленной безопасности, заключений экспертизы и деклараций безопасности;
установление по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан порядка оплаты за проведение аккредитации и инспекционного контроля экспертных организаций;
аннулирование или приостановление действия удостоверения эксперта в области промышленной безопасности и заключения экспертизы в случае нарушения правил проведения экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности;
установление общих правил по специальной подготовке и аттестации экспертов в области промышленной безопасности;
взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами по вопросам соблюдения правил экспертизы и аккредитации.
Для осуществления указанных функций специально уполномоченный государственный орган в области промышленной безопасности вправе привлекать исследовательские, научно-технические, общественные организации.
организация оформления и издания нормативных документов, действующих в системе экспертизы и аккредитации;
анализ и обобщение информации о деятельности экспертных организаций, состоянии нормативно-методической базы системы экспертизы;
оказание содействия участникам и членам системы экспертизы в области промышленной безопасности в информационном обеспечении;
предоставление консультаций заинтересованным организациям, юридическим и физическим лицам по правилам, порядкам и критериям аккредитации в области промышленной безопасности;
внесение в Межведомственный совет по промышленной безопасности предложений по совершенствованию правил и положений системы экспертизы;
См. последующую редакцию.
проведение организационных работ по созданию Системы экспертизы, отвечающей современным международным требованиям.
внесение предложений по пересмотру нормативно-технических, организационно-методических и других документов по обеспечению промышленной безопасности;
рассмотрение и анализ проектов организационно-методических и других документов по обеспечению промышленной безопасности, разработанных различными организациями;
выработка предложений по корректировке, продлению срока действия, прекращению действия нормативной технической документации с истекшим сроком действия;
внесение рекомендаций и мотивированных заключений по готовности нормативных технических документов, касающихся деятельности опасных производственных объектов, к введению в действие;
обсуждение и внесение предложений в Межведомственный совет по промышленной безопасности по вопросам организации и проведения работ в области экспертизы промышленной безопасности;
См. последующую редакцию.
организация учета и актуализация нормативной базы в области промышленной безопасности, в том числе системы экспертизы;
организация подготовки и переподготовки работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а также экспертов в области промышленной безопасности.
Функции рабочего органа методического совета выполняет НТЦ «Контехназоратукув» Государственной инспекции «Саноатконтехназорат» совместно с ее отраслевыми инспекциями.
См. последующую редакцию.
планирование и проведение мероприятий, подтверждающих соответствие деятельности участников системы экспертизы требованиям регламентирующих документов;
организация разработки и пересмотр единых организационных и отраслевых правил в области промышленной безопасности, в том числе системы экспертизы.
выбор и ведение фонда нормативных технических документов, нормативно-правовых актов, на основе которых проводится экспертиза;
организация и проведение идентификации, экспертизы и декларирования опасного производственного объекта;
В качестве экспертной организации могут быть аккредитованы организации любой формы собственности, выполняющие правила системы экспертизы и отвечающие соответствующим требованиям.
участие в комиссиях по аккредитации, инспекционному контролю за деятельностью экспертных организаций по поручению уполномоченного органа по аккредитации — Государственной инспекции «Саноатконтехназорат».
См. последующую редакцию.
соблюдение требований, содержащихся в актах законодательства, а также нормативных технических документах в области промышленной безопасности;
обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности, а также проведения диагностики, испытаний, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию специально уполномоченного государственного органа или других государственных органов, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области промышленной безопасности;
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о системе экспертизы промышленной безопасности
к Положению о системе экспертизы промышленной безопасности
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Кабинета Министров от 10 декабря 2008 г. № 271
к постановлению Кабинета Министров от 10 декабря 2008 г. № 271
Ощутимые темпы развития научно-технического прогресса в областях промышленного производства и необходимость решения задач по поддержанию высокой эксплуатационной надежности производственных объектов требуют совершенствования и более широкого использования неразрушающих методов контроля. Рациональное использование комплекса неразрушающих методов контроля позволяет повысить надежность и качество продукции, предотвращает техногенные аварии и катастрофы сложных агрегатов и дает производству огромные экономические преимущества.
Концепция формирования и развития системы неразрушающего контроля (далее — НК) разработана в целях обоснованного определения направлений ее развития на основе постоянного совершенствования организационно-методического и научно-технического обеспечения деятельности в области НК, повышения квалификации персонала, компетентности лабораторий, технического уровня методических документов и средств НК, гармонизации правил и процедур системы НК с требованиями и критериями международных стандартов по НК.
Концепция формирования и развития системы НК является основой для разработки нормативно-правовых, нормативных и технических актов в области НК, принятия мер в целях обеспечения технической, промышленной и радиационной безопасности опасных производственных объектов, включая безопасность жизни и здоровья граждан, их имущества, окружающей среды, а также разработки и реализации целевых программ в области НК по обеспечению промышленной и радиационной безопасности от техногенных угроз, исходящих от производственных объектов.
Правовую основу Концепции формирования и развития системы НК составляют Конституция Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан в сфере охраны труда, экологии, охраны недр, промышленной и радиационной безопасности, международные договоры и соглашения, регламентирующие вопросы технической политики и отношения в области НК, нормативные акты в сфере обеспечения промышленной и радиационной безопасности и другие.
Формирование системы НК обусловлено необходимостью комплексного подхода к организации НК, как фактора, определяющего максимальную эффективность и надежность результатов НК.
Целью системы НК является повышение уровня качества и надежности продукции, в том числе эксплуатационной безопасности технических устройств, зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на производственных объектах, достигаемое за счет обеспечения достоверности, воспроизводимости, сопоставимости результатов НК и принятия своевременных и адекватных решений по обеспечению промышленной и радиационной безопасности.
Концепция формирования и развития системы НК определяет основные цели и задачи системы НК, структуру, а также основные направления ее развития.
совершенствование организационно-методического и научно-технического обеспечения деятельности в области НК;
повышение квалификации персонала, компетентности лабораторий, технического уровня методических документов и средств НК;
гармонизация правил и процедур системы НК с требованиями и критериями международных стандартов по НК;
формирование банка данных персонала, лабораторий, методических документов, средств НК и информационное обеспечение системы НК;
НК позволяет повысить надежность и качество продукции, способствует освоению нового, более сложного производства, а также внедрению новых прогрессивных технологических процессов. НК, в отличие от других методов контроля, может охватывать 100% изделий в контролируемой партии, поэтому позволяет проверить эффективность производственного процесса, дает возможность отобрать годную часть продукции для дальнейшей обработки и гарантирует качество выпускаемых изделий.
Систематическое проведение неразрушающих испытаний на различных стадиях технологического процесса и статистическая обработка результатов этих испытаний позволяют определять стадии технологических процессов, на которых возникают дефекты и, соответственно, устанавливать и устранять причины брака.
Фиксирующий качество готовых деталей НК в условиях сложного технологического процесса становится активным методом его корректировки. Особенно возрастает корректирующая роль контроля в условиях автоматизации производства.
Таким образом, при рациональном использовании неразрушающих методов контроля они могут стать эффективным средством совершенствования технологического процесса.
Операции НК представляют собой неотъемлемое и равноправное звено технологического процесса, которое способно:
Особую значимость неразрушающий контроль приобретает при проверке качества и безопасности потенциально опасных объектов — производственной техники и транспорта, сосудов, работающих под давлением, трубопроводных сетей, электростанций, мостов, несущих конструкций зданий и сооружений, подъемных устройств, железнодорожных путей, источников ионизирующих излучений и ряда других объектов. Возрастание роли и значения неразрушающего контроля, как одного из основных факторов обеспечения промышленной и радиационной безопасности, связанного с качеством изготовления, ремонта, реконструкции, монтажа, строительства и экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах, своевременным выявлением радиационной опасности, определяется необходимостью оценки их технического состояния, возможности и сроков дальнейшей эксплуатации. Периодический достоверный НК таких объектов позволяет продлить срок их службы и, главное, предотвратить возможные техногенные аварии и катастрофы.
Установление и изучение признаков, характеризующих состояние технических устройств, зданий и сооружений для прогнозирования возможных отклонений их параметров, в том числе за допускаемые пределы, вследствие чего возникают отказы, а также разработка методов и средств экспериментального определения их состояния с целью своевременного предотвращения нарушений нормального режима работы является важным и необходимым этапом в производственном цикле опасных производственных объектов и называется техническим диагностированием. Методы технического диагностирования, основывающиеся на НК, применяют для рациональной организации процессов контроля работоспособности и безопасности технических устройств, зданий и сооружений.
Техническое диагностирование позволяет исследовать параметры технического состояния конструкций, механизмов и элементов в рабочих условиях, а также прогнозировать их работоспособность и надежность в нормальных условиях эксплуатации и в критических режимах работы, обусловленных природными явлениями, техническими или организационными ошибками при проектировании, изготовлении (сооружении) и эксплуатации.
Система НК является важным звеном в повышении уровня эксплуатационной безопасности технических устройств, зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах, основой обеспечения инструментальной достоверной доказательной базы системы экспертизы промышленной безопасности, создание которой является одним из направлений реализации Закона Республики Узбекистан «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
НК является доказательной базой для экспертизы промышленной безопасности, связанной с применением средств НК.
Системой НК является система, действующая на государственном уровне и располагающая организационной, технической и нормативно-правовой базами для осуществления деятельности в области НК. Субъектами системы НК являются лаборатории и их персонал, методические документы и средства НК.
Агентство «Узстандарт» — национальный орган по метрологии, осуществляющий государственное управление деятельностью по метрологическому обеспечению неразрушающего контроля, государственный метрологический контроль и надзор в области НК в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О метрологии»;
Государственная инспекция «Саноатконтехназорат» — специально уполномоченный государственный орган в области промышленной безопасности, устанавливающий обязательные нормы и правила проведения НК на опасных производственных и радиационноопасных объектах, выдающий лабораториям НК разрешения на выполнение работ по НК на опасных производственных объектах;
См. последующую редакцию.
координационный орган, осуществляющий координацию деятельности участников системы НК в области обеспечения промышленной и радиационной безопасности по поручению Государственной инспекции «Саноатконтехназорат»;
См. последующую редакцию.
аккредитованные экзаменационные центры (ЭЦ), осуществляющие прием квалификационных экзаменов у специалистов в области НК;
Управление системой НК должно осуществляться исходя из требований законодательства Республики Узбекистан, с учетом основных положений международных, межгосударственных и национальных нормативных документов, и базироваться на передовых научно-технических разработках и положительном опыте промышленных предприятий.
Основные организационно-технические принципы оценки и подтверждения соответствия должны быть изложены в единообразных и однозначных нормативных документах, обязательных для всех видов промышленного надзора и организаций, осуществляющих деятельность в области НК.
3) проведение аккредитации и периодического инспекционного контроля за деятельностью каждого из функциональных элементов системы НК.
1) создание организационной структуры системы НК, предусматривающей разработку и утверждение необходимых нормативных документов, а также актуализацию правил безопасности и других документов Государственной инспекции «Саноатконтехназорат» и Агентства «Узстандарт»;
См. последующую редакцию.
2) разработка нормативно-правовых и нормативных технических актов по формированию и внедрению системы экспертизы промышленной безопасности, в том числе системы НК;
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Концепции формирования и развития системы неразрушающего контроля в Республике Узбекистан
к Концепции формирования и развития системы неразрушающего контроля в Республике Узбекистан
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к постановлению Кабинета Министров от 10 декабря 2008 г. № 271
к постановлению Кабинета Министров от 10 декабря 2008 г. № 271
См. последующую редакцию.
1. Настоящее Положение в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте устанавливает порядок разработки декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.
См. последующую редакцию.
анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
Декларация должна характеризовать безопасность опасного производственного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации.
авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта — документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
опасное вещество — вещество, которое вследствие своих физических, химических, биологических или токсикологических свойств представляет собой опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;
опасный производственный объект — предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:
1) используются, производятся, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются следующие опасные вещества:
вредные вещества, относящиеся по степени воздействия на живой организм к I, II и III классам опасности (чрезвычайно опасным, высокоопасным и умеренно опасным), в соответствии с утвержденными стандартами;
взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
отходы производства, содержащие вещества в концентрациях, опасных для здоровья человека и окружающей среды;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре, превышающей температуру кипения рабочей жидкости при нормальном атмосферном давлении;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
5) ведутся горные работы, работы по добыче и обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;
промышленная безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и их последствий;
расчетно-пояснительная записка к декларации промышленной безопасности — документ, в котором приведены материалы, обосновывающие оценку риска аварии и достаточность принятых мер по предупреждению аварий;
сценарий аварии — последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим событием, приводящих к аварии с конкретными опасными последствиями;
экспертиза промышленной безопасности — оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности;
экспертиза декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее — экспертиза декларации) — оценка соответствия декларации промышленной безопасности нормам и правилам промышленной безопасности, результатом которой является декларация промышленной безопасности;
См. последующую редакцию.
экспертная организация — организация, имеющая аккредитацию на право проведения экспертизы в соответствии с установленным порядком.
4. Обязательному декларированию промышленной безопасности подлежат проектируемые и действующие опасные производственные объекты, относящиеся в соответствии с законодательством к первому типу опасных производственных объектов.
Декларирование промышленной безопасности других опасных производственных объектов осуществляется на добровольной основе.
5. Идентификация опасных производственных объектов, подлежащих обязательному декларированию, осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, а также экспертной организацией, имеющей аккредитацию на проведение экспертизы промышленной безопасности.
6. В случае идентификации опасного производственного объекта, подлежащего обязательному декларированию, руководитель организации представляет сведения об этом объекте в соответствующее территориальное управление по чрезвычайным ситуациям и региональные органы Государственной инспекции «Саноатконтехназорат», вышестоящую организацию, министерство или ведомство (при наличии) и орган государственной власти на местах, на территории которого находится опасный производственный объект. Сведения оформляются по форме, приведенной в приложении № 1 к настоящему Положению.
См. последующую редакцию.
7. Территориальные управления по чрезвычайным ситуациям и региональные органы Государственной инспекции «Саноатконтехназорат» ежегодно представляют своим центральным аппаратам обобщенную информацию для включения в перечень опасных производственных объектов, подлежащих обязательному декларированию безопасности.
См. последующую редакцию.
8. МЧС Республики Узбекистан и Государственная инспекция «Саноатконтехназорат» с учетом сведений, представленных их подразделениями, формируют и представляют в Кабинет Министров Республики Узбекистан перечень опасных производственных объектов, подлежащих обязательному декларированию безопасности.
См. последующую редакцию.
9. Декларация промышленной безопасности действующего опасного производственного объекта разрабатывается самостоятельно организацией, эксплуатирующей этот объект, или на основании договора с организацией, имеющей аккредитацию на проведение экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов.
10. Декларация промышленной безопасности проектируемого опасного производственного объекта разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.
11. При наличии в составе организации нескольких опасных производственных объектов, подлежащих обязательному декларированию, допускается разработка и оформление единой декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов.
12. Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае обращения за лицензией на осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.
13. При разработке декларации для действующего объекта в состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности включается информация как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о планируемых мерах.
14. Требования к структуре декларации промышленной безопасности приведены в приложении № 2 к настоящему Положению.
См. последующую редакцию.
15. Декларация промышленной безопасности для проектируемого опасного производственного объекта утверждается заказчиком проекта.
16. Декларация действующего опасного производственного объекта утверждается руководителем организации, эксплуатирующей этот объект.
Лицо, утвердившее декларацию промышленной безопасности, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации.
См. последующую редакцию.
17. Декларация промышленной безопасности подлежит экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.
18. Декларация и приложения к ней, оформленные в установленном порядке, представляются заказчиком в экспертную организацию на основе договора.
а) представляет декларацию промышленной безопасности в соответствующее территориальное управление по чрезвычайным ситуациям, региональный орган Государственной инспекции «Саноатконтехназорат», МЧС Республики Узбекистан, Государственную инспекцию «Саноатконтехназорат» и орган государственной власти на местах, на территории которого расположен декларируемый опасный производственный объект. Декларация представляется в сброшюрованном виде и с экспертными заключениями;
См. последующую редакцию.
20. МЧС Республики Узбекистан и Государственная инспекция «Саноатконтехназорат» ведут электронные банки данных о промышленных объектах, подлежащих декларированию безопасности, анализируют ход выполнения процедуры декларирования безопасности на территории Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
1) изменения условий, влияющих на обеспечение промышленной безопасности, локализации и ликвидации последствий аварий в срок не позднее 1 года;
2) изменения действующих требований (правил и норм) в области промышленной безопасности, локализации и ликвидации последствий аварий в срок не позднее 1 года;
3) совместного решения МЧС Республики Узбекистан и Государственной инспекции «Саноатконтехназорат» в сроки, предусмотренные этими решениями.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о порядке разработки декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта в Республике Узбекистан
к Положению о порядке разработки декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта в Республике Узбекистан
Полное наименование организации | Полный почтовый адрес организации, телефон, факс | Вышестоящая организация (ведомство) при наличии | Полное наименование объекта | Местонахождение объекта | Признаки опасности объекта согласно статье 4 Закона Республики Узбекистан «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» | Год проведения декларирования безопасности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Положению о порядке разработки декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта в Республике Узбекистан
к Положению о порядке разработки декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта в Республике Узбекистан
1.1. Титульный лист является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
а) гриф утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый объект, или заказчиком проекта;
б) регистрационный номер, устанавливаемый организацией, в состав которой входит декларируемый объект;
в) регистрационный номер, присваиваемый Государственной инспекцией «Саноатконтехназорат» в установленном порядке;
См. последующую редакцию.
г) наименование декларации с указанием конкретного наименования декларируемого объекта (в случае декларирования одного объекта) или декларируемых объектов (в случае декларирования нескольких объектов), а также наименование организации;
д) регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;
а) наименование организации, разработавшей декларацию и приложения к ней, ее почтовый адрес, телефон, факс, сведения о лицензии и/или разрешении на право осуществления вида деятельности, связанного с декларированием промышленной безопасности, с указанием наименования вида деятельности, регистрационного номера и даты выдачи лицензии;
б) список исполнителей, включающий фамилии и инициалы, должности и место работы лиц, принимавших участие в разработке декларации.
1.3. Оглавление включает наименование всех разделов декларации с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы.
а) реквизиты организации (полное и сокращенное наименование организации, наименование вышестоящего органа, министерства или ведомства, компании, концерна (при наличии таковых) с указанием адреса, телефона, фамилии и должности руководителей организации, полный почтовый адрес, телефон, факс и телетайп организации, краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией декларируемого объекта);
б) обоснование декларирования (данные о количествах опасных веществ, на основании которых опасный производственный объект отнесен к декларируемым объектам, перечень нормативных правовых документов, на основании которых принято решение о разработке декларации);
в) сведения о местонахождении (характеристика местности, на которой размещается декларируемый объект, сведения о размерах и границах территории, санитарно-защитных и/или охранных зонах декларируемого объекта);
г) сведения о персонале и населении (сведения об общей численности персонала и численности наибольшей работающей смены декларируемого объекта, перечень крупных близлежащих организаций и населенных пунктов, которые могут оказаться в зонах действия поражающих факторов максимальной гипотетической аварии с указанием численности персонала и населения);
д) страховые сведения, указываемые только для деклараций действующих объектов (наименование и адрес организации-страховщика, а также сведения о его страховых лицензиях, перечень договоров страхования с указанием размеров страховых сумм).
а) сведения об опасных веществах, учитываемых при идентификации декларируемого объекта (наименование опасного вещества, степень опасности и характер воздействия вещества на организм человека);
б) сведения о технологии (схема основных технологических потоков, представляющая собой блок-схему с указанием наименования опасных веществ и направления их перемещения в технологической системе декларируемого объекта, а также данные о распределении опасных веществ, включающие сведения об общем количестве опасных веществ, находящихся в технических устройствах — аппаратах (емкостях), трубопроводах, с указанием максимального количества в единичной емкости или участке трубопровода наибольшей вместимости. Данные приводятся для всех составляющих декларируемого объекта по максимальным регламентным значениям массы опасного вещества);
в) основные результаты анализа риска (результаты анализа условий возникновения и развития аварий, результаты оценки риска аварий).
6) данные о вероятности причинения вреда персоналу, населению и ущерба имуществу и окружающей природной среде.
а) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности к эксплуатации декларируемого объекта (сведения о выполнении распоряжений и предписаний органов Государственной инспекции «Саноатконтехназорат» для действующих объектов, перечень имеющихся и/или необходимых лицензий на виды деятельности, связанные с эксплуатацией декларируемых объектов, сведения о профессиональной и противоаварийной подготовке персонала с указанием регулярности проверки знаний в области промышленной безопасности и порядка допуска персонала к работе, сведения о системе производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, сведения о системе проведения сбора и анализа аварийности, перечень проведенных экспертиз промышленной безопасности, с указанием наименования экспертных организаций, проводивших экспертизу, и объекта экспертизы, сведения о соответствии условий эксплуатации действующего объекта требованиям норм и правил);
См. последующую редакцию.
б) сведения об обеспечении требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии (сведения о мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте, составе противоаварийных сил, аварийно-спасательных и других служб обеспечения промышленной безопасности, финансовых и материальных ресурсах для локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте, системе оповещения в случае возникновения аварии на декларированном объекте, с приведением схемы оповещения и указанием порядка действий в случае аварии).
а) обобщенную оценку уровня безопасности с указанием наиболее опасных составляющих декларируемого объекта и наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска;
1.8. Раздел 5 «Ситуационный план» должен включать графическое отображение максимальных зон возможного поражения для наиболее опасного по своим последствиям и для наиболее вероятного (типичного) сценариев аварии на декларируемом объекте.
2.1. Титульный лист является первой страницей расчетно-пояснительной записки и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
а) гриф утверждения расчетно-пояснительной записки руководителем организации, разработавшей расчетно-пояснительную записку;
б) регистрационный номер, присваиваемый Государственной инспекцией «Саноатконтехназорат» в установленном порядке (должен соответствовать регистрационному номеру, присвоенному декларации);
См. последующую редакцию.
в) наименование расчетно-пояснительной записки к декларации с указанием конкретного наименования декларируемого объекта (в случае декларирования одного объекта) или декларируемых объектов (в случае декларирования нескольких объектов), а также наименование организации, в состав которой эти объекты входят;
г) регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;
е) местонахождение организации, производящей разработку расчетно-пояснительной записки, и год ее утверждения.
Если расчетно-пояснительная записка состоит из двух или более книг, каждая книга должна иметь свой титульный лист, соответствующий по форме листу первой книги и содержащий сведения, относящиеся к данной книге.
В список исполнителей должны быть включены фамилии и инициалы, должности и место работы ответственных исполнителей и соисполнителей, принимавших участие в разработке расчетно-пояснительной записки.
Оглавление включает наименование всех разделов расчетно-пояснительной записки с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы.
В случае, если расчетно-пояснительная записка состоит из двух и более книг, в каждой из них должно быть свое оглавление. В оглавлении первой книги должно быть представлено содержание всего документа с указанием номеров страниц и книг, в последующих книгах — только содержание соответствующей книги.
б) данные о топографии и месторасположении декларируемого объекта (данные о топографии района расположения декларируемого объекта, наличие и границы запретных, охранных и санитарно-защитных зон декларируемого объекта, данные о природно-климатических условиях в районе расположения декларируемого объекта, использовании в проекте отчетов по изысканиям в части сейсмичности района площадки строительства, характеристик грунтов, природно-климатических и других внешних воздействий (оформляется для декларации разрабатываемой в составе проектной документации));
в) данные о персонале и проживающем вблизи населении (данные о размещении персонала декларируемого объекта по его административным единицам и составляющим с указанием средней численности и численности наибольшей работающей смены, о размещении близлежащих организаций, которые могут оказаться в зонах действия поражающих факторов максимальной гипотетической аварии с указанием удаленности от декларируемого объекта и численности персонала, о размещении близлежащих населенных пунктов, которые могут оказаться в зонах действия поражающих факторов максимальной гипотетической аварии с указанием удаленности от декларируемого объекта и численности населения. Перечень составляющих декларируемого объекта должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов в области идентификации опасных производственных объектов).
а) характеристику опасных веществ (наименование вещества, формулу, состав, общие данные (молекулярный вес, температура кипения, плотность), данные о взрывоопасности, данные о токсической опасности, данные о реакционной способности, данные о запахе вещества, данные о коррозионной активности, описание мер предосторожности, данные о воздействии на людей, данные о средствах защиты, данные о методах перевода вещества в безвредное состояние, данные о мерах первой помощи пострадавшим при воздействии вещества);
б) данные о технологии и аппаратурном оформлении (принципиальную технологическую схему с обозначением основного технологического оборудования и кратким описанием технологического процесса по составляющим декларируемого объекта, план размещения основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества по составляющим декларируемого объекта, перечень основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества, данные о распределении опасных веществ по оборудованию);
в) описание технических решений по обеспечению безопасности (описание решений, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ, описание решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных веществ, описание решений, направленных на обеспечение взрывопожаробезопасности, описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и других средств обеспечения безопасности);
г) анализ риска (анализ известных аварий, анализ условий возникновения и развития аварий, оценка риска аварий).
1) перечень аварий и неполадок, имевших место на декларируемом объекте (оформляется только для действующих объектов);
2) перечень аварий, имевших место на других аналогичных объектах, или аварий, связанных с обращающимися опасными веществами;
Оценка риска аварий включает оценку вероятности причиненного вреда персоналу, населению и ущерба имуществу и окружающей природной среде.
2.7. Раздел 4 «Ситуационные планы» должен содержать графическое отображение зон возможного и наиболее вероятного (типичного) сценария аварии по составляющим декларируемого объекта, а также кратким описанием этих сценариев с указанием исходных данных для расчета зон расположения.
а) перечень нормативно-правовых документов, регулирующих требования промышленной безопасности на декларируемом объекте;
См. последующую редакцию.
2.9. Приложение «Информационный лист» служит для предоставления информации об опасном производственном объекте в установленном порядке по запросам граждан и общественных организаций.
б) сведения о лице, ответственном за информирование и взаимодействие с общественностью (должность, фамилия и инициалы, телефон);
в) краткое описание производственной деятельности, связанной с эксплуатацией декларируемого объекта;
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к постановлению Кабинета Министров от 10 декабря 2008 г. № 271
к постановлению Кабинета Министров от 10 декабря 2008 г. № 271
1. Настоящее Положение в соответствии с законами Республики Узбекистан «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О страховой деятельности» определяет условия страховой защиты имущественных интересов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, деятельность которых связана с риском причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
страховой случай — факт наступления гражданской ответственности страхователя за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте;
авария — разрушение сооружения и (или) технического устройства, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ, произошедшие в период действия договора страхования;
договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного настоящим Положением страхового случая возместить потерпевшему причиненный вследствие этого страхового случая ущерб в размере страховой суммы, определенной договором страхования;
акт о страховом случае — документ, составляемый страховщиком с участием страхователя или его представителя при наступлении страхового случая и содержащий в себе информацию о времени, месте и причине происшествия аварии, размере нанесенного другим лицам вреда, а также размере расходов, произведенных страхователем в целях уменьшения убытка.
3. Страховщиками могут выступать страховые организации, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом.
5. Другими лицами являются лица (физическое лицо, юридическое лицо или государство), которые имеют право предъявлять иск страхователю за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
6. Объектами обязательного страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с возникновением гражданской ответственности по возмещению вреда, нанесенного жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте, эксплуатируемом страхователем.
7. Не признается страховым случаем гражданская ответственность страхователя, наступившая вследствие:
а) ядерного взрыва, радиации, радиоактивного заражения, если они не связаны с эксплуатацией данного производственного объекта;
б) военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, действий вооруженных формирований или террористов;
г) действия обстоятельств непреодолимой силы: стихийных бедствий, природных явлений стихийного характера;
д) возникновение обстоятельств, не связанных непосредственно с эксплуатацией опасного производственного объекта;
8. Минимальный размер страховой суммы по обязательному страхованию гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте устанавливается для соответствующего типа опасного производственного объекта согласно приложению к настоящему Положению.
9. Страховая премия исчисляется исходя из разработанных страховщиком тарифных ставок и размера установленных договором страховых сумм.
10. Тарифные ставки устанавливаются страховщиком с учетом условий и объемов производства, местонахождения опасного производственного объекта, других факторов его эксплуатации, получения, использования, переработки и хранения на объекте опасных веществ в определенных объемах, степени страхового риска и иных условий объекта страхования.
11. При заключении договора страхования страхователь оплачивает страховую премию единовременно или ежеквартально равными частями (страховые взносы).
12. Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя, оформленного в соответствии с установленной страховщиком формой. Страхователь в заявлении обязан указать точные и полные сведения в соответствии с поставленными страховщиком вопросами.
К заявлению о страховании страхователь прилагает заключение экспертизы промышленной безопасности, содержащее, в частности, требуемую специально уполномоченным государственным органом в области промышленной безопасности идентификацию опасного производственного объекта, эксплуатируемого страхователем.
13. Страхователь несет ответственность за достоверность и полноту данных, представленных для заключения договора страхования.
а) проводить за свой счет независимую экспертизу объекта страхования в целях определения степени страхового риска при заключении договора страхования;
б) проводить оценку страхового риска при заключении договора и в период действия договора страхования;
г) запрашивать и получать материалы технического расследования аварии, информацию и документы от компетентных органов по поводу причинения вреда, медицинские заключения, счета, позволяющие судить о стоимости утраченного (поврежденного) имущества, стоимости произведенных работ, а также иные необходимые документы;
д) проверять предоставленную страхователем информацию, вести контроль за выполнением страхователем требований и условий договора страхования;
а) в случае проведения страхователем мероприятий по уменьшению риска наступления страхового случая пересмотреть условия договора страхования по заявлению страхователя, с учетом степени уменьшения риска наступления страхового случая;
б) возместить расходы, произведенные страхователем в целях уменьшения убытков, подлежащих возмещению страховщиком, если такие расходы были необходимы или были произведены для выполнения указаний страховщика. Возмещение указанных расходов производится страховщиком в течение одного месяца с даты получения им акта о соответствующих затратах, но не ранее осуществления выплаты страхового возмещения (страховой суммы). Такие расходы должны быть возмещены, даже если соответствующие меры оказались безуспешными, и независимо от того, что вместе с возмещением других убытков по договору страхования они могут превысить установленную договором страховую сумму, но не более чем на 20 процентов;
в) не разглашать сведения об имущественном положении страхователя, состоянии, условиях и особенностях эксплуатации опасного производственного объекта и другую конфиденциальную информацию, ставшую известной в связи с заключением договора страхования, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
в) получать от страховщика бесплатную информацию о своих правах и обязанностях по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте;
г) обращаться в суд для защиты своих прав по вопросам обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
а) в период действия договора страхования незамедлительно сообщать страховщику о ставших ему известными существенных изменениях в обстоятельствах, сообщенных при заключении договора страхования, если эти изменения могут существенно повлиять на увеличение страхового риска;
б) сообщать страховщику о любой произошедшей аварии на опасном производственном объекте, а также о любых последствиях аварии, которые могут привести к предъявлению другими лицами страхователю иска о возмещении вреда их жизни, здоровью и (или) имуществу и окружающей среде, обо всех претензиях и исках других лиц о возмещении вреда, предоставлять все документы, характеризующие обстоятельства и причины аварии;
в) в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего судебного решения сообщать страховщику об установленном судебным решением факте обязанности возместить вред, причиненный в случае аварии на опасном производственном объекте;
г) при наступлении аварии принимать разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы уменьшить возможные убытки. Принимая такие меры, страхователь должен следовать указаниям страховщика, если они сообщены страхователю;
д) не принимать на себя каких-либо обязательств по урегулированию требований, предъявленных другими лицами, без предварительного согласия страховщика.
18. В договоре страхования по соглашению сторон могут быть предусмотрены иные права и обязанности сторон в соответствии с законодательством.
19. При нарушении страхователем и страховщиком положений настоящего Положения они несут ответственность в соответствии с законодательством.
а) на страховое возмещение по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте;
г) получать от страховщика бесплатную информацию о своих правах и обязанностях по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте;
д) обращаться в суд для защиты своих прав по вопросам обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
а) предоставлять необходимые документы, выданные специальными органами, подтверждающие факт получения вреда вследствие аварии на опасном производственном объекте и его размер;
б) содействовать страховщику при проведении независимой экспертизы им (страховщиком) наступившего страхового случая.
22. Другие лица могут иметь и иные права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.
23. В случае аварии на опасном производственном объекте страхователь письменно уведомляет страховщика в течение 3 рабочих дней с момента аварии на опасном производственном объекте, в результате которой причинен вред:
24. Размер выплаты страхового возмещения (страховой суммы) определяется страховщиком на основании акта технического расследования причин аварии, судебных решений и других материалов, содержащих данные о причинах и обстоятельствах наступления страхового случая, в том числе и о размере причиненного другим лицам вреда.
25. Выплата страхового возмещения (страховой суммы) производится на основании акта о страховом случае, подписанного сторонами и составленного на основе документов, подтверждающих страховой случай.
26. Выплата страхового возмещения (страховой суммы) осуществляется в пределах установленной страховой суммы, указанной в договоре страхования.
Если по одному договору страхования застраховано несколько опасных производственных объектов, в отношении которых установлены различные страховые суммы, то выплата страхового возмещения (страховой суммы) по конкретному страховому случаю производится в пределах страховой суммы, установленной по опасному производственному объекту, на котором произошла авария.
б) вред, причиненный лицам, находящимся со страхователем в трудовых отношениях, во время исполнения ими трудовых обязанностей в соответствии с договором (контрактом) согласно Трудовому кодексу Республики Узбекистан;
в) вред, причиненный имуществу, которым страхователь владеет на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по договору хранения, по доверенности, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему имущества и т.п.);
г) убытки страхователя, вызванные уплатой неустойки (штрафа, пени), исполнением гарантийных и аналогичных им обязательств, неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств;
28. Выплата страхового возмещения (страховой суммы) производится непосредственно потерпевшему. Возмещение расходов, предусмотренных подпунктом «б» пункта 15 настоящего Положения, производится страхователю.
29. Выплата страхового возмещения (страховой суммы) осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта о страховом случае.
30. В случае обжалования (опротестования) судебного решения в установленном порядке страховщик может отложить решение вопроса о выплате страхового возмещения (страховой суммы) до момента принятия окончательного судебного решения, если по первоначальному решению невозможно вынести положительного или отрицательного заключения.
31. В тех случаях, когда причиненный вред возмещается также другими лицами, страховщик оплачивает только разницу между суммой страхового возмещения (страховой суммы), подлежащей выплате по договору страхования, и суммой, компенсируемой другими лицами. Страхователь обязан известить страховщика о ставших ему известными выплатах для возмещения вреда потерпевшему, произведенных другими лицами.
32. В случае, если страхователь на основании исполнения судебного решения произвел компенсацию вреда, причиненного в результате эксплуатации опасного производственного объекта, в отношении которого заключен договор страхования, страховщик производит выплату страхового возмещения (страховой суммы) страхователю в пределах произведенной им компенсации вреда, но не более установленной по договору страхования страховой суммы.
33. Право страховщика на отказ в выплате страхового возмещения (страховой суммы) определяется законодательством и договором.
34. Переход права требования страхователя на возмещение вреда (суброгация) страховщику, уплатившему страховое возмещение (страховую сумму), регулируется законодательством и договором.
35. Споры, возникающие по договору страхования, разрешаются путем переговоров между страхователем и страховщиком. При невозможности достичь соглашения по спорным вопросам их решение передается на рассмотрение хозяйственного суда в порядке, предусмотренном законодательством.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о порядке обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте
к Положению о порядке обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте
Тип опасного производственного объекта | Минимальный размер страховой суммы (в минимальных размерах заработной платы) |
Первый | 250 000 (двести пятьдесят тысяч) |
Второй | 50 000 (пятьдесят тысяч) |
Третий | 10 000 (десять тысяч) |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
к постановлению Кабинета Министров от 10 декабря 2008 г. № 271
к постановлению Кабинета Министров от 10 декабря 2008 г. № 271
1. Пункт 4 Положения о порядке регистрации объектов строительства и разрешения на начало строительно-монтажных работ, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 29 декабря 2000 г. № 509 (СП Республики Узбекистан, 2000 г., № 12, ст. 83), дополнить подпунктом «в1» следующего содержания:
«в1) положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации — по опасным производственным объектам».
См. последующую редакцию.
2. Пункт 11 Положения о Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 10 июля 2004 г. № 323 (СП Республики Узбекистан, 2004 г., № 7, ст. 64), дополнить абзацами десятым и одиннадцатым следующего содержания:
«признавать в установленном порядке недействительными подготовленные с нарушениями законодательства заключения экспертизы промышленной безопасности;
аннулировать или приостанавливать в установленном порядке действие удостоверения эксперта в области промышленной безопасности в случае нарушения требований законодательства по проведению экспертизы и аккредитации»;
См. последующую редакцию.