Комментарий LexUz
Настоящий Договор утвержден постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 декабря 2007 года № ПП-740 «Об утверждении международного договора».
Республика Узбекистан и Туркменистан, далее именуемые «Высокие Договаривающиеся Стороны»,
руководствуясь Договором между Республикой Узбекистан и Туркменистаном о дружбе, укреплении доверия и развитии сотрудничества от 19 ноября (Санджар) 2004 года, Соглашением между Правительством Туркменистана и Правительством Республики Узбекистан об основных направлениях долгосрочного торгово-экономического сотрудничества от 16 января (Туркменбаши) 1996 года, а также другими международными договорами, участниками которых являются Высокие Договаривающиеся Стороны,
в целях эффективного использования экономического и научно-технического потенциала обоих государств и повышения благосостояния их народов,
стремясь к дальнейшему развитию и укреплению торгово-экономических и производственных отношений на взаимовыгодной, долгосрочной и стабильной основе,
руководствуясь общепризнанными нормами и принципами международного права и национальным законодательством двух государств,
Высокие Договаривающиеся Стороны принимают Программу экономического сотрудничества между Республикой Узбекистан и Туркменистаном на 2008 — 2012 годы (далее — Программа), являющуюся неотъемлемой частью настоящего Договора, и оказывают всемерное содействие в ее реализации.
Экономическое сотрудничество Высоких Договаривающихся Сторон основывается на принципах суверенного равенства государств, равноправия, стратегического партнерства, взаимной выгоды и осуществляется путем непосредственной договоренности и прямого взаимодействия субъектов внешнеэкономической деятельности, независимо от форм собственности и подчиненности с соблюдением действующего на территории двух государств национального законодательства и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.
Высокие Договаривающиеся Стороны воздерживаются от действий, наносящих ущерб интересам другой Стороны.
реализации проектов и программ по приоритетным направлениям экономического, социального и природоохранного сотрудничества, взаимной поддержке национальных и иностранных инвесторов на территории обоих государств;
укреплению взаимовыгодных связей между субъектами внешнеэкономической деятельности Высоких Договаривающихся Сторон независимо от их форм собственности и сферы деятельности.
Высокие Договаривающиеся Стороны создают благоприятные условия для поощрения и взаимной защиты инвестиций, поддержки предпринимательства на территории обоих государств.
Высокие Договаривающиеся Стороны на взаимовыгодной основе будут стремиться к взаимодействию в рамках международных проектов, в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, включая организацию научных исследований и работ по проблемам, представляющим взаимовыгодный интерес.
Приоритет в сфере указанных научных исследований будет отдан разработке научно обоснованных принципов управления водными ресурсами и недрами, водосберегающих технологий, борьбы с опустыниванием и засолением, сохранения биоразнообразия, смягчения отрицательных экологических последствий в Приаральском регионе, сейсмических, геологических и геоэкологических исследований, обмену информацией при принятии экологически значимых хозяйственных решений.
Высокие Договаривающиеся Стороны окажут взаимную поддержку в реализации проектов строительства нефте- и газопроводов и создадут благоприятные условия для транспортировки энергоносителей, а также обеспечат их беспрепятственный и гарантированный транзит через территории своих государств на основе отдельных договоров и соглашений.
Высокие Договаривающиеся Стороны активизируют сотрудничество в области транспорта и связи. Создадут благоприятные условия для транзита через свои территории пассажиров и грузов всеми видами сообщений, а также для организации туристических поездок.
Высокие Договаривающиеся Стороны примут необходимые меры по обеспечению нормальных условий для эксплуатации, текущего и капитального ремонта, а также реконструкции и технической модернизации водохозяйственных объектов одной Высокой Договаривающейся Стороны на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны.
Высокие Договаривающиеся Стороны поручают своим правительствам, узбекско-туркменской совместной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (созданной в соответствии с двухсторонним Протоколом от 27 ноября (Санджар) 1996 года) координацию выполнения Программы, осуществление контроля за ходом ее реализации и, в случае необходимости, выработки предложений по внесению в нее изменений и дополнений.
Ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях вышеуказанной комиссии не реже одного раза в год.
Споры и разногласия относительно толкования и применения положений настоящего Договора подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров.
По взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон в настоящий Договор могут вноситься изменения и дополнения, оформляемые протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Договора и вступающими в силу с даты их подписания.
Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Высоких Договаривающихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.
Настоящий Договор вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Высокими Договаривающимися Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, и действует до 31 декабря (Битараплык) 2012 года.
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон может прекратить действие Договора путем направления письменного уведомления другой Высокой Договаривающейся Стороне. В этом случае Договор прекращает свое действие через шесть месяцев с даты получения такого уведомления.
Прекращение действия настоящего Договора не распространяется на осуществление начатых в его рамках проектов и программ, до их полного завершения, если Высокие Договаривающие Стороны не договорятся об ином.
Совершено в г. Ашхабаде 18 октября (Гарашсызлык) 2007 года в двух экземплярах, каждый на узбекском, туркменском и русском языках, причем все тексты имеют одинаковую юридическую силу.
Республика Узбекистан и Туркменистан плодотворно сотрудничают в политической, экономической, культурной и социальной сферах и являются традиционными экономическими партнерами.
Подписанный Договор между Республикой Узбекистан и Туркменистаном о дружбе, укреплении доверия и развитии Сотрудничества от 19 ноября (Санджар) 2004 года и Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Туркменистана об основных направлениях долгосрочного торгово-экономического сотрудничества от 16 января (Туркменбаши) 1996 года имеет важное значение для наращивания тесного экономического взаимодействия.
На основе положений Договора между Республикой Узбекистан и Туркменистаном о дружбе, укреплении доверия и развитии Сотрудничества от 19 ноября (Санджар) 2004 года и Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Туркменистана об основных направлениях долгосрочного торгово-экономического сотрудничества от 16 января (Туркменбаши) 1996 года разработана Программа экономического сотрудничества Республики Узбекистан и Туркменистана на 2008 — 2012 годы (далее — Программа).
Программа разработана в целях осуществления Республикой Узбекистан и Туркменистаном (далее — Стороны) на долгосрочной основе комплекса мер по оказанию государственной поддержки развитию взаимовыгодных экономических и научно-технических отношений между двумя государствами и их административно-территориальными единицами и субъектами внешнеэкономической деятельности, обеспечению тесного сотрудничества ведущих отраслей экономик и роста на этой основе взаимного внешнеторгового оборота, а также удовлетворению духовно-культурных потребностей и росту благосостояния народов.
реализация совместных проектов в приоритетных направлениях экономического, социального и природоохранного сотрудничества, взаимная поддержка национальных и иностранных инвесторов на территориях обоих государств;
создание условий для обеспечения субъектам внешнеэкономической деятельности равных возможностей и гарантий в производственной деятельности;
создание совместных предприятий, торговых домов и представительств и других совместных структур различных видов и форм;
обмен открытой информацией торгово-экономического, а также научно-технического характера, представляющей взаимный интерес;
реализация мер по укреплению и развитию гуманитарного сотрудничества, взаимодействия в социальной, культурной и иных сферах;
взаимовыгодное использование и развитие международных транспортных коммуникаций и связи, повышение эффективности действующих и создание новых транспортных коридоров;
создание взаимовыгодных условий при транзите экспортных и импортных грузов субъектов внешнеэкономической деятельности обоих государств;
обеспечение нормальных условий и оказание всемерной помощи для эксплуатации, текущего и капитального ремонта, а также реконструкции водохозяйственных, электроэнергетических объектов, расположенных на территориях Сторон;
упрощение порядка перехода через Государственную границу эксплуатационного и ремонтного персонала, а также проезда автотранспорта и механизмов на водохозяйственные, электроэнергетические объекты на территориях Сторон;
совместное осуществление мероприятий по экономии водных ресурсов и доведение их в зону экологического бедствия (Приаралье и Аральского моря), для улучшения экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки;
создание условий для субъектов внешнеэкономической деятельности Сторон и третьих государств в сфере туристического обмена;
расширение сотрудничества в нефтегазовой сфере и по вопросам транспортировки и транзита энергоносителей.
Программой намечена реализация комплекса мер по дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества и экономической интеграции.
проведение национальных и международных выставок, ярмарок, семинаров, конференций и мероприятий по информационному обмену и установлению деловых контактов между субъектами двух государств;
Развитие торгового сотрудничества между Сторонами будет осуществляться на фоне постепенного устранения торгово-технических барьеров, с постепенным переходом к режиму свободной торговли на основе соблюдения принципов суверенного равенства государств, взаимной выгоды и других общепризнанных принципов и норм международного права.
Организация и осуществление торговых отношений между странами предполагает активный обмен необходимой статистической информацией. Предусматривается обмен статистическими изданиями и публикациями, методологическими материалами и разработками, программами, а также опытом в проведении статистических наблюдений, переписи, обследовании, согласовании принципов формирования статистики внешней торговли.
Дальнейшее развитие должно получить сотрудничество между административно-территориальными единицами обоих государств, важнейшим направлением которого станет создание благоприятных условий для развития внешнеторговых связей между заинтересованными субъектами внешнеэкономической деятельности Сторон.
В целях дальнейшего развития экономик Сторон, повышения конкурентоспособности продукции, обеспечения благоприятных условий эффективного взаимного продвижения товаров на рынках государств, Стороны подготовят предложения по углублению сотрудничества в области проведения инвестиционной политики, развития экспортного потенциала, используя научно-технические достижения Сторон.
привлечение заинтересованных министерств и ведомств, предприятий и организаций, а также предпринимательских структур к участию в соответствующих компонентах Программы;
проведение инвестиционных форумов и встреч с участием представителей соответствующих министерств и ведомств, предприятий и организаций.
взаимодействие Сторон на основе международных договоров по борьбе с нарушениями таможенного законодательства, по задержанию и возврату в страну происхождения незаконно вывезенных культурных ценностей, о взаимном признании таможенных документов и взаимном контроле за доставкой подакцизных товаров;
проведение согласованной таможенной политики, создание благоприятных условий для движения товаров и транспортных средств, развитие взаимодействия таможенных органов на основе двусторонних соглашений;
создание автоматизированной системы по обмену предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через государственную границу между Сторонами.
Программой предусматривается расширить сотрудничество в области взаимодействия транспортных систем Сторон, имея ввиду их более эффективное использование во взаимных перевозках грузов, снижение транспортных издержек, проведение с этой целью согласованной политики по развитию и реконструкции существующих транспортных систем.
В этих целях будет осуществляться совершенствование договорно-правовой базы на основе реализации существующих и подготовки новых двусторонних соглашений в области автомобильного, речного, воздушного и железнодорожного транспорта и транспортных коммуникаций.
Предстоит разработать согласованные программы развития транспортной инфраструктуры, рационального использования трубопроводов и парка транспортных средств, задействованных в перевозке грузов между государствами, установить единые технические требования к транспортным коммуникациям, нагрузкам и габаритам транспортных средств, перевозкам тяжеловесных и крупногабаритных грузов в соответствии с общепринятыми нормами международного права и национальных законодательств Сторон.
В период реализации Программы будет осуществляться координация усилий в развитии взаимовыгодного сотрудничества в области здравоохранения и улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, производства лекарственных препаратов и медицинской техники, культуры и искусства, физической культуры, спорта, санаторно-курортного дела, туризма и охраны труда, а также в сфере подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей и обмена специалистами, учеными, аспирантами и студентами.
В ходе реализации Программы получит дальнейшее развитие сотрудничество в области гармонизации экологического законодательства, нормативно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования, оценки воздействия на окружающую среду, совершенствования экономического механизма природопользования, разработки и внедрения экологически чистых, ресурсосберегающих технологий.
Стороны будут способствовать участию в решении экологических проблем всех заинтересованных природоохранных организаций, таких как Международный фонд спасения Арала и других, а также общественности.
Сотрудничество предусматривает обмен открытой информацией и опытом по реализации природоохранных мероприятий по странам Центральной Азии в рамках международных проектов под эгидой ООН, Всемирного банка и других международных организаций, таких как GEF Глобальный экологический фонд и другие.
В сфере управления и использования водных ресурсов Стороны будут стремиться к координации совместных действий в области использования водных ресурсов, взаимосогласованным подходам, регулирующим условия въезда и выезда, пребывания эксплуатационного персонала, автотранспорта и механизмов, используемых на объектах и в организациях на территориях государств Сторон.
организация и осуществление совместного мониторинга опасных техногенных и экологических процессов, природных явлений, а также прогнозирование чрезвычайных ситуаций и оценка их последствий;
Реализация Программы будет осуществляться посредством выполнения государственными органами и субъектами Сторон конкретных действий, определяемых в Программе.
Контроль за ходом выполнения настоящей Программы возлагается на узбекско-туркменскую совместную межправительственную комиссию по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (созданную двусторонним Протоколом от 27 ноября (Санджар) 1996 года).