Целью настоящего Закона является формирование правовых основ деятельности автомобильного транспорта в Республике Узбекистан.
автомобильный транспорт — производственно-технологический комплекс с входящими в него юридическими и физическими лицами, обеспечивающий потребности экономики и населения в автомобильных перевозках пассажиров, багажа и грузов, в том числе почты (далее — пассажиров, багажа и грузов);
автотранспортные средства — автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозки пассажиров, багажа, грузов и выполнения специальных работ;
перевозчик — юридическое или физическое лицо, владеющее автотранспортным средством на праве собственности или других вещных правах, оказывающее на коммерческой основе услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и имеющее на это специальное разрешение (лицензию);
клиент (пассажир, грузополучатель, грузоотправитель) — юридическое или физическое лицо, пользующееся услугами перевозчика в соответствии с заключенным договором перевозки.
Законодательство об автомобильном транспорте состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Отношения в области автомобильного транспорта в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Отношения в области городских пассажирских перевозок регулируются также Законом Республики Узбекистан «О городском пассажирском транспорте».
Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов, обеспечения безопасности движения утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 ноября 2003 г. № 482 «Об утверждении Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок в Республике Узбекистан» и Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 августа 2014 года № 213.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Узбекистан об автомобильном транспорте, то применяются правила международного договора.
Автомобильный транспорт в Республике Узбекистан может действовать на основе частной и публичной собственности. Все собственники автомобильного транспорта имеют равные права и пользуются равной защитой закона.
Земли для обеспечения деятельности автомобильного транспорта предоставляются в постоянное пользование в порядке, определяемом земельным законодательством.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. главу 8 Земельного кодекса Республики Узбекистан и Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 декабря 2019 года № 1023 «О мерах по дальнейшему совершенствованию процедур предоставления свободных земельных участков для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности».
К пассажирским автотранспортным средствам относятся автобусы, микроавтобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы.
К грузовым автотранспортным средствам относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы. В зависимости от конструктивных особенностей и характера пользования грузовые автотранспортные средства подразделяются на средства общего и специализированного назначения.
К специальным автотранспортным средствам относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных специальных, преимущественно нетранспортных работ (пожарные автомобили, автомобили с компрессорными установками, автокраны, уборочные автомобили и т. п.).
К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах границ города или городского поселка.
К пригородным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые за пределами границ города или городского поселка на расстояние до пятидесяти километров включительно.
К междугородным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые за пределами границ города или городского поселка на расстояние более пятидесяти километров, а также перевозки, осуществляемые на территории двух и более областей Республики Узбекистан независимо от протяженности маршрута.
К международным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые за пределы государственной границы или из-за государственной границы Республики Узбекистан независимо от протяженности маршрута.
Международные автомобильные перевозки пассажиров, багажа и грузов, включая транзитные, осуществляются по автомобильным дорогам, открытым для международных и транзитных сообщений в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Государственное регулирование деятельности автомобильного транспорта осуществляется путем сертификации, лицензирования, налогообложения, формирования тарифов на социально значимые перевозки, единой научно-технической политики, а также другими предусмотренными законодательством формами.
Государственное управление автомобильным транспортом осуществляется уполномоченным Кабинетом Министров Республики Узбекистан государственным органом по управлению автомобильным транспортом, а также органами государственной власти на местах.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 июня 2018 года № 434 «Об организационных мерах по совершенствованию системы управления автомобильным транспортом в Республике Узбекистан».
Органы государственной власти и управления не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность перевозчиков, а также отвлекать их эксплуатационный персонал на другие работы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
формирование и проведение единой инвестиционной, научно-технической и социальной политики в области автомобильного транспорта;
Государственный орган по управлению автомобильным транспортом в соответствии с законодательством может иметь и иные полномочия.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 июня 2018 года № 434 «Об организационных мерах по совершенствованию системы управления автомобильным транспортом в Республике Узбекистан».
Основными полномочиями органов государственной власти на местах в области автомобильного транспорта являются:
содействие формированию и развитию рынка автотранспортных услуг, созданию равных условий для деятельности всех перевозчиков;
Органы государственной власти на местах в соответствии с законодательством могут иметь и иные полномочия в области автомобильного транспорта.
Автотранспортные средства должны иметь сертификат на их соответствие требованиям безопасности, охраны труда, экологии, а также стандартам и техническим условиям, медико-санитарным и противопожарным нормам.
Организация, координация и обеспечение работ по стандартизации, метрологии и сертификации автотранспортных средств осуществляются Узбекским государственным центром стандартизации, метрологии и сертификации при Кабинете Министров Республики Узбекистан и другими государственными органами в соответствии с законодательством.
Автотранспортные средства, не прошедшие сертификацию и не зарегистрированные в установленном порядке, к эксплуатации не допускаются.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 августа 2017 года № 683 «О совершенствовании порядка государственной регистрации и выдачи государственных регистрационных номерных знаков для автомототранспортных средств».
Порядок выдачи лицензии на автомобильные перевозки определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 декабря 2018 года № 994 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».
Право управления автотранспортным средством предоставляется физическому лицу, имеющему соответствующую квалификацию и прошедшему медицинское освидетельствование. Право управления автотранспортным средством удостоверяется документом установленного образца.
Критерии пригодности по состоянию здоровья к управлению автотранспортным средством устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Квалификационные требования по управлению автотранспортными средствами определяются законодательством.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 мая 2018 года № 408 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка лицензирования деятельности по оказанию негосударственных образовательных услуг в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта».
Перевозка пассажиров, багажа и грузов осуществляется на основе договора перевозки, предусматривающего условия перевозки и ответственность сторон.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. главу 39 («Перевозка») Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
В соответствии с законодательством на отдельные виды автомобильных перевозок органами государственной власти на местах могут устанавливаться регулируемые тарифы. Компенсация расходов перевозчиков в связи с перевозками по регулируемым тарифам осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Расходы перевозчиков, связанные с перевозкой отдельных категорий граждан, которым в соответствии с законодательством предоставлены льготы, включая право на бесплатный проезд, компенсируются из средств государственного бюджета в установленном порядке.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. пункт 1 Закона Республики Узбекистан «Об упорядочении бесплатного пользования городским пассажирским транспортом».
Отношения, возникающие при перевозке пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом во взаимодействии с железнодорожным, морским, речным, воздушным и другими видами транспорта с использованием единого транспортного документа и порядка организации такой перевозки, регулируются соглашением между перевозчиками.
Строительство автовокзалов и пассажирских станций по автотранспортному обслуживанию населения осуществляется за счет средств перевозчиков, государственного бюджета и других не запрещенных законодательством источников.
В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств (землетрясения, наводнения, пожары, эпидемии и другие стихийные бедствия) по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан или органов государственной власти на местах договорные отношения между перевозчиками и клиентами могут быть приостановлены на период ликвидации стихийных бедствий или их последствий.
Затраты перевозчиков по осуществлению перевозок при чрезвычайных обстоятельствах, а также связанных с обеспечением мобилизационной готовности, мероприятий по гражданской защите и аварийно-спасательным работам возмещаются из государственного бюджета.
проезда по всем автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным автомобильным дорогам, открытым для общего пользования;
отказываться от перевозки пассажиров, багажа и грузов при обстоятельствах, влекущих возникновение угрозы жизни граждан, безопасности дорожного движения, нарушения экологических и санитарных норм или иных противоправных действий.
использовать исправные автотранспортные средства, имеющие сертификат и зарегистрированные в установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан порядке;
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 августа 2017 года № 683 «О совершенствовании порядка государственной регистрации и выдачи государственных регистрационных номерных знаков для автомототранспортных средств».
доставлять пассажира, багаж и груз в пункт назначения в срок, определенный договором перевозки. Если срок доставки не определен и не предусмотрен договором перевозки, то доставка должна быть осуществлена в разумные сроки;
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Положение о порядке определения пассажирооборота и количества пассажиров, перевезенных автомобильным и электрическим транспортом общего пользования на городских, пригородных, междугородных, международных маршрутах и почасовых перевозках в Республике Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 сентября 2012 года № 273 и Инструкцию по определению регулярности движения автотранспортных средств на городских, пригородных и междугородных маршрутах (рег. № 1194 от 17.12.2002 г.).
на своевременное и качественное обслуживание со стороны перевозчика, установленные правилами или договором перевозки;
на возмещение убытков, компенсацию морального вреда, причиненных перевозкой, в соответствии с законодательством;
Комментарий LexUz
См. главу 57 («Обязательства вследствие причинения вреда») Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
отказаться от предоставляемых услуг в случае нарушений перевозчиком условий, оговоренных договором перевозки;
приобретать билет на любой маршрут, открытый для пассажирских перевозок, занимать обозначенное в билете место;
перевозить с собой бесплатно в автобусах городских и пригородных маршрутов детей в возрасте до семи лет;
перевозить с собой в автобусе междугородных и международных маршрутов бесплатно одного ребенка в возрасте до пяти лет — без предоставления отдельного места, в возрасте от пяти до десяти лет — с 50-процентной скидкой от полной стоимости билета — с предоставлением отдельного места и при перевозке двух и более детей в возрасте до десяти лет один из них перевозится бесплатно, остальные — с 50-процентной скидкой от полной стоимости билета с предоставлением отдельного места;
провозить с собой бесплатно багаж на городских и пригородных маршрутах весом не более двадцати килограммов, на междугородных и международных — одно место багажа установленных габаритов, а за плату — свыше указанных норм;
сдать билет до начала перевозки и получить обратно уплаченную за него сумму. Порядок возврата перевозчиком уплаченной суммы определяется законодательством;
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. пункт 62 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 ноября 2003 г. № 482.
на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае задержки или отмены пассажирских рейсов в соответствии с законодательством.
Реализация льгот, предоставленных в абзацах третьем и четвертом части второй настоящей статьи, осуществляется за счет средств перевозчика в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
предоставить по требованию перевозчика необходимую документацию, подтверждающую соответствие перевозимого груза договору перевозки;
обеспечить свободный и безопасный доступ автотранспортных средств к грузу или багажу, подлежащим перевозке;
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. статью 718 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, а также главу X («Ответственность перевозчиков, пассажиров и лиц, подавших заявку (заказ) или заключивших иной договор перевозки, претензии и иски») Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 ноября 2003 г. № 482.
Соглашения сторон об ограничении или устранении установленной законом ответственности недействительны.
Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого к перевозке груза или багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли не по его вине.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза или багажа, а также стоимости провозной платы, полученной перевозчиком от клиента за доставку утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза или багажа, если эта плата не входит в цену груза или багажа.
Клиент вправе потребовать от перевозчика возмещения и других убытков, причиненных утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза.
За неподачу или несвоевременную подачу автотранспортного средства для перевозки груза в соответствии с договором перевозки перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством.
Перевозчик, в установленном законодательством порядке, освобождается от ответственности в случае неподачи или несвоевременной подачи автотранспортного средства для перевозки груза, если это произошло вследствие непреодолимой силы, военных действий, прекращения или ограничения перевозки грузов в определенном направлении.
За неиспользование поданного в соответствии с договором перевозки автотранспортного средства для перевозки груза клиент несет ответственность в установленном законодательством порядке.
Клиент, в установленном законодательством порядке, освобождается от ответственности в случае, если это произошло вследствие непреодолимой силы, военных действий, прекращения или ограничения перевозок грузов в определенном направлении.
В случае задержки отправления автотранспортного средства для перевозки пассажиров или его прибытия в пункт назначения с опозданием (за исключением городских и пригородных перевозок) перевозчик уплачивает пассажиру неустойку в форме штрафа, если не докажет, что задержка или опоздание произошло по не зависящим от перевозчика обстоятельствам. Размер и порядок уплаты штрафа определяются законодательством.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. пункт 116 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 ноября 2003 г. № 482.
Выплата пассажиру штрафа не освобождает перевозчика от возмещения пассажиру убытков, понесенных им вследствие задержки или опоздания автотранспортного средства.
В случае отказа пассажира от перевозки по причине задержки автотранспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату и другие понесенные им расходы.
Перевозчик несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью пассажира при перевозке, если он не докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевшего или непреодолимой силы.
Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира определяется законодательством.
Комментарий LexUz
Согласно статье 725 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира определяется по правилам главы 57 («Обязательства вследствие причинения вреда») настоящего Кодекса, если законом или договором не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.
Клиент несет ответственность за ущерб, причиненный по его вине другим лицам, имуществу перевозчика и других лиц, за которое несет ответственность перевозчик.
Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком и третьим лицом за все убытки, которые могут возникнуть в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой сведений, указанных в транспортных документах.
См. предыдущую редакцию.
Добровольное страхование жизни, здоровья пассажиров, а также страхование багажа и грузов осуществляется на основании соответствующих договоров страхования.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. главу 52 («Страхование») Гражданского кодекса Республики Узбекистан и Закон Республики Узбекистан «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика».
(статья 28 в редакции Закона Республики Узбекистан от 9 июня 2015 года № ЗРУ-388 — СЗ РУ, 2015 г., № 23, ст. 301)
Перевозчик обязан обеспечить безопасность перевозки пассажиров, багажа и грузов, жизни и здоровья граждан, безопасность движения и защиту окружающей среды.
Территории автотранспортных предприятий, автовокзалов, автостанций, на которых осуществляется движение автотранспортных средств и погрузо-разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности. Правила нахождения в зоне повышенной опасности и проведения в ней работ определяются законодательством.
Отравляющие, взрывоопасные, воспламеняющиеся, радиоактивные, ядовитые и другие опасные грузы должны перевозиться только в соответствии с правилами перевозки таких грузов. Клиент и перевозчик обязаны обеспечить их безопасную перевозку, погрузку и разгрузку. Охрана и сопровождение опасных грузов обеспечиваются грузоотправителями или грузополучателями на всем пути следования.
Перечень опасных грузов и правила их перевозки утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См. Перечень опасных грузов, транзит которых через территорию Республики Узбекистан осуществляется только при наличии специального разрешения (приложение № 1 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 февраля 2002 г. № 62).
Лица, виновные в нарушении законодательства об автомобильном транспорте, несут ответственность в установленном порядке.