Конституционный суд Республики Узбекистан в составе председателя Б. Эшонова, судей Б. Мирбобоева, У. Базарова, Г. Пиржанова и С. Хакимовой, руководствуясь статьей 82 Конституции Республики Узбекистан и статьей 10 Закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан», рассмотрел на открытом заседании дело «О внесении в Олий Мажлис Республики Узбекистан предложения об устранении несоответствия между статьями 53, 54 и 257 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности».
Основанием к рассмотрению дела явилось обнаружившееся несоответствие в статьях 53, 54 и 257 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и проявленная в соответствии со статьей 19 Закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан» инициатива судей Конституционного суда У. Базарова, Г. Пиржанова и С. Хакимовой. Поводом к изучению вопроса послужило обращение главного врача Тахиаташского городского центра санитарно-эпидемиологического надзора А. Мадреимова.
Конституционный суд Республики Узбекистан, заслушав информацию судьи-докладчика С. Хакимовой, мнения сторон и специалистов: представителя Олий Мажлиса Республики Узбекистан А. Юлдашева, представителя Министерства здравоохранения Республики Узбекистан Н. Атабекова, члена Научно-консультативного совета Конституционного суда М. Азимова, изучив имеющиеся по делу материалы, установил:
Статья 53 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности устанавливает за нарушение санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов наложение штрафа на должностных лиц от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы. (В редакции Закона Республики Узбекистан от 1 мая 1998 года — Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 102).
Статья 54 Кодекса за нарушение обязательных правил, установленных в целях предупреждения возникновения или распространения карантинных и других опасных для человека инфекций, предусматривает ответственность в виде штрафа на должностных лиц от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы. (В редакции Закона Республики Узбекистан от 1 мая 1998 года — Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 102).
В соответствии с частью второй статьи 257 рассматривать дела об административных правонарушениях и применять административные взыскания в виде наложения штрафа вправе:
главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан и его заместители — до семи минимальных размеров заработной платы;
главные государственные санитарные врачи Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента и их заместители, главные государственные санитарные врачи городов, имеющих районное деление, и главные государственные врачи бассейнов на водном транспорте — до пяти минимальных размеров заработной платы;
главные государственные санитарные врачи районов, городов, не имеющих районного деления, и главные государственные санитарные врачи портов и линейных участков на водном транспорте — до трех минимальных размеров заработной платы.
Таким образом, санкции, предусмотренные статьями 53, 54 не согласуются с частью второй статьи 257. Противоречие заключается в том, что на практике главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан и его заместители, обладающие правом наложения штрафов, не могут полностью применить санкции, предусмотренные статьями 53, 54. В связи с этим необходимо устранить это несоответствие.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 82 Конституции Республики Узбекистан и статьями 10, 25, 26 и 27 Закона «О Конституционном суде Республики Узбекистан», Конституционный суд Республики Узбекистан постановил:
1. Признать несоответствующими положения статьей 53, 54, части второй статьи 257 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.
2. Внести в порядке законодательной инициативы в Олий Мажлис Республики Узбекистан предложение об устранении несоответствия между статьями 53, 54 и частью второй статьи 257 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.
3. В правоприменительной практике государственных органов, исходить из того, что впредь до внесения Олий Мажлисом Республики Узбекистан соответствующих изменений руководствоваться положениями статьей 53, 54 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.