ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
См. последующую редакцию.
Комментарий LexUz
Настоящий Закон утратил силу в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 2 апреля 2019 года № ЗРУ-532 «Об административном надзоре за отдельной категорией лиц, освобожденных из учреждений по исполнению наказания».
Административный надзор органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, представляет собой комплекс мер воспитательно-профилактического воздействия и заключается в применении к поднадзорным ограничений, предусмотренных настоящим Законом.
См. последующую редакцию.
Основной целью административного надзора является предупреждение повторных преступлений со стороны ранее судимых, формирование у них положительной социальной ориентации.
Установление и осуществление административного надзора не должно нарушать другие права и законные интересы поднадзорного, унижать его человеческое достоинство, компрометировать по месту работы, учебы и жительства.
а) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза за любые умышленные преступления, если их поведение в период отбывания наказания свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни;
б) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза за любые умышленные преступления, если они после отбытия наказания систематически нарушают общественный порядок и законные интересы граждан, несмотря на предупреждение органов внутренних дел о прекращении антиобщественного образа жизни.
К лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор, могут применяться следующие ограничения:
Перечисленные ограничения применяются в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного положения, прошлых судимостей и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.
Осуществление административного надзора возлагается на органы внутренних дел (милицию) по месту жительства поднадзорного.
Мотивированное представление в суд о необходимости установления административного надзора направляется:
а) в отношении лиц, находящихся в местах лишения свободы, — начальником исправительно-трудового учреждения при наличии материалов, свидетельствующих об упорном нежелании осужденного встать на путь исправления и приобщиться к честной трудовой жизни не позднее, чем за месяц до освобождения.
б) в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, — начальником органа внутренних дел на основании материалов, свидетельствующих о том, что лицо после освобождения из исправительно-трудового учреждения ведет антиобщественный образ жизни.
См. последующую редакцию.
Вопрос об установлении административного надзора решается судьей не позднее, чем через 10 дней с момента получения представления. В постановлении об установлении административного надзора указываются основания для установления надзора, срок надзора, ограничения, применяемые в в отношении поднадзорного, срок его прибытия к избранному месту жительства, если административный надзор установлен при освобождении из мест лишения свободы.
См. последующую редакцию.
Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. Срок осуществления надзора исчисляется с момента прибытия к месту жительства лиц, указанных в пункте «а» статьи 4 настоящего Закона, а в отношении лиц, указанных в пункте «б» статьи 4 — с момента вынесения судьей постановления об установлении административного надзора.
См. последующую редакцию.
Срок административного надзора может быть продлен судьей по представлению органов внутренних дел каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное преступление. Продление срока административного надзора допускается в случае, если поднадзорный в течение установленного ему времени не встал на путь исправления, нарушает общественный порядок, законные интересы граждан или не соблюдает применяемые к нему ограничения.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. ст.ст. 78-80 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Перечень ограничений может быть сокращен или дополнен с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения, но в пределах ограничений, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона.
Перед освобождением из мест лишения свободы лица, в отношении которого установлен административный надзор в период отбывания наказания, администрация исправительно трудового учреждения направляет в органы внутренних дел по избранному месту жительства поднадзорного постановление судьи об установлении административного надзора с уведомлением о времени прибытия освобождаемого.
См. последующую редакцию.
Постановление судьи об установлении административного надзора, либо о продлении срока и об изменении ограничений при осуществлении надзора объявляется поднадзорному под расписку начальником органа внутренних дел, а лицу, находящемуся в местах лишения свободы — начальником исправительно трудового учреждения. При этом поднадзорному разъясняются его обязанности, ответственность за нарушение правил административного надзора, а лицу, в отношении которого надзор установлен перед освобождением из мест лишения свободы, — ответственность за неприбытие в определенный срок к избранному месту жительства. Поднадзорному лицу также разъясняется ответственность за самовольное оставление им места жительства с целью уклонения от административного надзора.
См. последующую редакцию.
Лица, в отношении которых установлен административный надзор, фотографируются и берутся на учет органов внутренних дел. В необходимых случаях у поднадзорных снимаются отпечатки пальцев. На каждое лицо, находящееся под административным надзором, ведется надзорное производство.
б) принимать необходимые меры к прописке поднадзорных по избранному месту жительства и привлечению их к общественно полезному труду;
в) предупреждать и пресекать нарушения ими общественного порядка, прав и законных интересов других граждан;
г) составлять в определенном законом порядке протоколы о нарушениях установленных для них ограничений.
а) истребовать сведения о поведении поднадзорного от администрации предприятий, учреждений по месту его работы, учебы и общественных организаций по месту жительства последнего, а также от граждан;
См. последующую редакцию.
б) возбуждать ходатайства перед соответствующими государственными, общественными и хозяйственными организациями о бытовом и трудовом устройстве поднадзорного;
в) вызывать поднадзорного на беседы в милицию, проводить при необходимости такие беседы в присутствии представителей администрации предприятий, учреждений и общественных организаций, родственников поднадзорного, а также лиц, имеющих отношение к предмету беседы;
См. последующую редакцию.
г) требовать от поднадзорного устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора;
Для оказания помощи органам внутренних дел в проведении отдельных мероприятий по осуществлению административного надзора могут привлекаться внештатные сотрудники органов внутренних дел и другие представители общественности.
Розыск лиц, уклоняющихся от административного надзора, осуществляется милицией по постановлению судьи.
б) досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо встал на путь исправления, положительно характеризуется на работе и в быту;
О прекращении административного надзора в случаях, предусмотренных пунктами «а» и «в» статьи 17, работником милиции, осуществляющим административный надзор, выносится постановление, которое утверждается начальником районного, городского, районного в городе отдела (управления) внутренних дел.
О досрочном прекращении административного надзора в случае, предумотренном пунктом «б» статьи 17 начальником органа внутренних дел направляется мотированное представление в суд, которое подлежит рассмотрению в десятидневный срок.
Постановление судьи или органа внутренних дел о прекращении административного надзора объявляется поднадзорному.
Учетные документы на лицо, состоявшее под административным надзором, хранятся в органе внутренних дел в течение одного года с момента прекращения надзора.
Лицо, находящееся под административным надзором, обязано вести честный трудовой образ жизни, не нарушать общественный порядок, законные интересы других граждан, соблюдать следующие правила:
а) являться по вызову в милицию в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора;
б) в течение суток уведомлять работников милиции, осуществляющих административный надзор, о перемене места работы или жительства, а также о выезде за пределы района (города);
в) при выезде в другой населенный пункт и нахождении там более суток зарегистрироваться в местном отделе внутренних дел (милиции);
г) соблюдать установленные в отношении него ограничения, предусмотренные статьей 5 настоящего Закона.
Лица, в отношении которых установлен административный надзор, в случае нарушения установленных ограничений привлекаются к административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. ст. 206 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и ст. 226 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Поднадзорные, самовольно оставившие место жительства с целью уклонения от административного надзора, а также не прибывшие без уважительных причин в определенный срок к избранному месту жительства, в случаях, когда административный надзор установлен при освобождении из мест лишения свободы, привлекаются к уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Надзор за соблюдением настоящего Закона осуществляется Генеральным Прокурором Республики Узбекистан и подчиненными ему прокурорами.
Постановление судьи об установлении административного надзора может быть отменено или изменено по протесту прокурора либо вышестоящим судом в случае признания установления надзора необоснованным.
Жалобы и заявления, связанные с установлением и осуществлением административного надзора, рассматриваются и разрешаются в пределах установленных полномочий начальником органа внутренних дел, прокурором или председателем вышестоящего суда.
Подача жалобы не приостанавливает осуществление административного надзора до вынесения судьей постановления о его прекращении.
На основании этого Закона 26 февраля 2002 года приказом министра внутренних дел Республики Узбекистан № 51 утверждена Инструкция о порядке установления и осуществления административного контроля в органах внутренних дел, за лицами, освобожденных из учреждений по исполнению наказания (рег. № 1135 от 7 мая 2002 года).