Важнейшими задачами реформирования судебно-правовой системы страны по укреплению независимости судебной власти и повышению эффективности судебной защиты, являются создание эффективной системы исполнения судебных решений, всестороннее материально-техническое оснащение и финансирование судов.
В реализации этих задач особое место отведено Департаменту по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее — Судебный департамент).
Судебным департаментом проводится определенная работа по повышению эффективности работы, связанной с принудительным исполнением судебных решений. За последние четыре года количество исполненных судебных решений возросло в 3 раза. По итогам 2005 года фактически взысканная судебными исполнителями сумма составила 716,8 млрд. сумов, что в 17 раз больше суммы, взысканной в 2002 году.
Значительно улучшилось материально-техническое обеспечение судов. Объем средств, выделенных на указанные цели, за последние четыре года возрос в 2,7 раза. Только в 2005 году осуществлено строительство и капитальный ремонт 60 зданий судов, приобретено 14 новых зданий, на что израсходовано более 1,3 млрд. сум.
В то же время, как показали специально проведенные проверки, из-за отсутствия должной организации работы в деятельности Судебного департамента имеются серьезные недостатки и упущения, отрицательно влияющие на эффективность системы принудительного исполнения судебных решений. Ответственными должностными лицами систематически нарушаются возложенные на них обязанности по взысканию средств с должников. В результате, ежегодно увеличивается остаток неисполненных судебных решений, который по итогам 2005 года составил более 26% от общего количества документов, поступивших в производство судебных исполнителей. Сумма не взысканных по этим судебным решениям средств составила 444,5 млрд. сумов.
Не уделяется должного внимания подбору и расстановке кадров, повышению их квалификации. Ослаблена работа по укреплению законности и дисциплины среди сотрудников Судебного департамента. В ходе проверки выявлены факты назначения на ответственные должности лиц, не имеющих достаточного опыта, образования либо скомпрометировавших себя по прежнему месту работы в правоохранительных органах.
В результате ослабления организационно-кадровой работы, за последние три года количество должностных преступлений в системе Судебного департамента увеличилось почти в 14 раз.
Продолжают иметь место злоупотребления в реализации имущества должников, волокита и затягивание сроков исполнительного производства, преднамеренное занижение стоимости объектов недвижимости и автотранспорта, а также факты коррупции со стороны руководителей и сотрудников Судебного департамента. Допущены случаи сокрытия поступивших на исполнение документов.
Не на должном уровне находится методико-аналитическая работа в системе Судебного департамента. Не отвечает современным требованиям уровень обеспечения безопасности судей, судебных процессов и их участников. Действенные организационно-правовые механизмы в этой сфере не проработаны.
Подобное положение дел является, в первую очередь, результатом неудовлетворительной организации работы Судебного департамента, непрофессионализма руководящих кадров, нарушения с их стороны законности, что в свою очередь дискредитирует судебную систему и оказывает негативное влияние на осуществляемые в стране реформы судебно-правовой сферы.
На сложившуюся неблагоприятную ситуацию существенно повлияло резкое увеличение нагрузки судебных исполнителей в связи с возложением на Судебный департамент в последние годы ряда дополнительных функций по исполнению судебных решений, в частности, принудительное взыскание недоимок в бюджет за счет имущества должников, уничтожение или реализация имущества, обращенного в доход государства, взыскание финансовых санкций с субъектов предпринимательства, налагаемых в судебном порядке. Средняя нагрузка на судебного исполнителя по сравнению с 2001 годом увеличилась более чем в три раза, в отдельных регионах — в 6-7 раз. В то же время меры по укреплению материально-технической базы подразделений Судебного департамента, совершенствованию форм и методов организации работы судебных исполнителей, основанные на использовании информационно-коммуникационных и иных современных технологий, не были реализованы.
В целях дальнейшего совершенствования системы обеспечения безусловного исполнения судебных решений, повышения эффективности работы Судебного департамента по реализации возложенных на него задач:
1. Признать работу Министерства юстиции Республики Узбекистан по руководству деятельностью Судебного департамента, совершенствованию системы принудительного исполнения судебных решений неудовлетворительной.
Принять к сведению, что за серьезные нарушения законности, недостатки и допущенные злоупотребления в работе, освобождены от занимаемых должностей директор, руководители отдельных подразделений и сотрудники Судебного департамента. Материалы проверок переданы в правоохранительные органы для рассмотрения в соответствии с законом.
до 1 ноября 2006 года провести аттестацию работников Судебного департамента, направленную на укрепление его кадрового состава честными, добросовестными, квалифицированными специалистами, реализацию мер по освобождению подразделений Судебного департамента от сотрудников, не соответствующих занимаемым должностям по уровню своей профессиональной подготовки и моральным качествам;
ввести в практику порядок конкурсного отбора кадров для назначения на должность судебного исполнителя, обеспечивающий объективность и прозрачность при отборе специалистов.
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 2 исключен постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2017 года № ПП-3016 — СЗ РУ, 2017 г., № 22, ст. 425)
3. Образовать в структуре Судебного департамента Инспекцию собственной безопасности с численностью управленческого персонала 22 единицы, в том числе 5 единиц в центральном аппарате.
Установить, что Инспекция собственной безопасности и ее подразделения на местах при осуществлении возложенных на них задач подчиняются непосредственно директору Судебного департамента.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4 утратил силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2017 года № ПП-3016 — СЗ РУ, 2017 г., № 22, ст. 425)
внести соответствующие изменения в штатное расписание и смету расходов Департамента, вытекающие из настоящего постановления;
в двухмесячный срок совместно с Министерством юстиции внести в Кабинет Министров предложения, направленные на укрепление материально-технической базы отделов судебных исполнителей, стимулирование их работы в зависимости от конечных результатов, размера взыскиваемых ими сумм.
См. предыдущую редакцию.
6. Установить, что реализация автомототранспортных средств и недвижимого имущества в соответствии с решениями судов и актами иных органов осуществляется только в электронных онлайн-аукционах.
(абзац первый пункта 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2017 года № УП-5227 — Национальная база данных законодательства, 02.11.2017 г., № 06/17/5227/0206)
Утвердить Положение о порядке реализации автомототранспортных средств и недвижимого имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов согласно приложению № 7.
См. предыдущую редакцию.
Положение о порядке оценки имущества, арестованного судебными исполнителями при совершении исполнительных действий, предусматривающее меры, исключающие умышленное занижение стоимости имущества и другие нарушения;
(абзац второй пункта 7 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года № ПП-1900 — СЗ РУ, 2013 г., № 2, ст. 16)
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Положение о порядке реализации по исполнительным документам имущества (за исключением автомототранспортных средств и недвижимости), предусматривающее конкурсный отбор торговых организаций, осуществляющих продажу данного имущества.
Министерством высшего и среднего специального образования (Р. Касымов) ввести, начиная с 2006/2007 учебного года, в учебные программы высших учебных заведений с юридическим профилем дисциплины по исполнительному производству, а также обеспечить разработку и реализацию специальной учебной программы подготовки судебных исполнителей в Центре повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции, предусматривающую периодическую (каждые пять лет) переподготовку специалистов по вопросам принудительного исполнения с учетом современных требований и стандартов;
УзАСИ (А. Арипов) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по созданию в Судебном департаменте единой информационно-компьютерной сети, предназначенной для организации и ведения базы данных по исполнительным документам, а также контроля за взыскиваемыми судебными исполнителями средствами;
Верховным судом, Высшим хозяйственным судом, Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, Центральным банком внести на рассмотрение в Кабинет Министров предложения по совершенствованию законодательства об исполнительном производстве, направленные на обеспечение тесного взаимодействия судебных исполнителей с судебными, правоохранительными, регистрирующими органами и финансово-кредитными организациями;
Комментарий LexUz
См. Положение о порядке взаимодействия судебных исполнителей с судами, правоохранительными, регистрирующими органами, финансово-кредитными организациями при принудительном исполнении судебных актов и актов иных органов (рег. № 1656 от 05.02.2007 г.).
Министерством внутренних дел (Б. Матлюбов) в двухмесячный срок разработать и утвердить инструкции: о порядке обеспечения безопасности судов, судебных процессов и их участников; о порядке исполнения отдельных поручений судей, в том числе по принудительному приводу лиц, уклоняющихся от явки в суд; а также по обеспечению охраны общественного порядка в местах совершения исполнительных действий, предусмотрев в них тесное взаимодействие и координацию действий отделов судебных исполнителей с органами внутренних дел;
Комментарий LexUz
См. Инструкцию по обеспечению охраны общественного порядка в местах совершения исполнительных действий (рег. № 1653, от 15.01.2007 г.), Инструкцию о порядке исполнения поручений судей по принудительному приводу лиц, уклоняющихся от явки в суд (рег. № 1654, от 15.01.2007 г.), а также Инструкцию о порядке обеспечения безопасности судов, судебных процессов и их участников (рег. № 1655, от 15.01.2007 г.)
заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления, а также обеспечить приведение в соответствие с ним нормативных актов министерств и ведомств.
абзац первый пункта 9 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2001 года № 383 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов Республики Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 2001 г., № 9, ст. 55) и приложения № 1—4 к нему;
абзац третий пункта 13 приложения к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 апреля 2003 года № 197 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 2003 г., № 4, ст. 34).
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш. Мирзияева и Государственного советника Президента Республики Узбекистан А. Набиева.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 1 утратило силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2017 года № ПП-3016 — СЗ РУ, 2017 г., № 22, ст. 425)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 2 утратило силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года № ПП-1900 — СЗ РУ, 2013 г., № 2, ст. 16)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 3 утратило силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года № ПП-1900 — СЗ РУ, 2013 г., № 2, ст. 16)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 4 утратило силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года № ПП-1900 — СЗ РУ, 2013 г., № 2, ст. 16)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 5 утратило силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года № ПП-1900 — СЗ РУ, 2013 г., № 2, ст. 16)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 6 утратило силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года № ПП-1900 — СЗ РУ, 2013 г., № 2, ст. 16)
См. предыдущую редакцию.
1. Настоящее Положение в соответствии с Гражданским кодексом Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов», постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 июля 2009 года № 200, определяет порядок реализации автомототранспортных средств и недвижимого имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов, в том числе об обращении их в доход государства (далее — исполнительные документы).
(пункт 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 21 февраля 2012 года № УП-4424 — СЗ РУ, 2012 г., № 8-9, ст. 77)
См. предыдущую редакцию.
2. Реализация по исполнительным документам автомототранспортных средств, недвижимого имущества в том числе земельного участка (являющегося объектом права собственности физических и юридических лиц), объекта незавершенного строительства осуществляется только на аукционных торгах в форме электронных онлайн-аукционов, проводимых оператором, уполномоченным осуществлять организацию и проведение электронных онлайн-аукционов (далее — оператор), на единой электронной торговой площадке «E-IJRO AUKSION».
На проводимых оператором электронных онлайн-аукционах автомототранспортными средствами и недвижимым имуществом вправе участвовать любое юридическое или физическое лицо.
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 2 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 26 января 2021 года № УП-6146 — Национальная база данных законодательства, 27.01.2021 г., № 06/21/6146/0065)
См. предыдущую редакцию.
3. Организация и проведение электронных онлайн-аукционов по реализации имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов осуществляется оператором.
За услуги по организации электронного онлайн-аукциона оператор получает вознаграждение, размер которого устанавливается в договоре, не более одного процента от суммы реализации имущества;
(пункт 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2017 года № УП-5227 — Национальная база данных законодательства, 02.11.2017 г., № 06/17/5227/0206)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2017 года № УП-5227 — Национальная база данных законодательства, 02.11.2017 г., № 06/17/5227/0206)
5. Автомототранспортные средства и недвижимое имущество до выставления на аукционные торги подлежат осмотру и оценке.
См. предыдущую редакцию.
Проведение осмотра и оценки автотранспортных средств и недвижимого имущества, обращенных в доход государства, организовывается должностными лицами уполномоченного органа, их изъявшего, в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 15 июля 2009 года № 200.
(абзац второй пункта 5 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 5 ноября 2010 г. № ПП-1430 — СЗ РУ, 2010 г., № 44-45, ст. 378)
Проведение осмотра и оценки автотранспортных средств и недвижимого имущества по другим исполнительным документам, предусматривающим обращение взыскания на имущество должника, организовывается судебными исполнителями.
6. Осмотр технического состояния автомототранспортного средства проводится с участием специалиста органов Государственной службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел (далее — ГСБДД) и должника, а по исполнительным документам, предусматривающим взыскание в доход государства, — также представителя территориального финансового органа.
См. предыдущую редакцию.
Осмотр состояния недвижимого имущества в том числе земельного участка, объекта незавершенного строительства проводится с участием специалиста территориального органа Госкомземгеодезкадастра и должника, а по исполнительным документам, предусматривающим взыскание в доход государства, — также представителя территориального финансового органа.
(абзац второй пункта 6 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года № ПП-1900 — СЗ РУ, 2013 г., № 2, ст. 16)
По результатам осмотра автомототранспортного средства и недвижимого имущества составляется акт осмотра, который подписывается судебным исполнителем (а по автотранспортным средствам и недвижимому имуществу, обращенным в доход государства — должностным лицом уполномоченного органа, их изъявшего), а также лицами, участвовавшими в проведении осмотра.
См. предыдущую редакцию.
7. Оценка автомототранспортных средств и недвижимого имущества осуществляется оценочной организацией.
При проведении оценки автомототранспортного средства, обращенного в доход государства за нарушение таможенного законодательства, его стоимость определяется исходя из таможенной стоимости, но не менее сумм таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при перемещении через таможенную границу в таможенном режиме «выпуск для свободного обращения».
(пункт 7 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 5 ноября 2010 г. № ПП-1430 — СЗ РУ, 2010 г., № 44-45, ст. 378)
См. предыдущую редакцию.
При обращении взыскания на недвижимое имущество, в том числе земельный участок, а также на объект незавершенного строительства, принадлежащий должнику на праве собственности, соответствующие материалы для оценки недвижимого имущества передаются оценочной организации при наличии документа, удостоверяющего право должника на данное имущество. Судебный исполнитель вправе обратиться в орган Госкомземгеодезкадастра для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на недвижимое имущество, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на него. При этом к письменному поручению судебного исполнителя о проведении государственной регистрации права на недвижимое имущество, прилагается документ, устанавливающий право собственности должника на это недвижимое имущество. Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
(пункт 7 дополнен абзацем постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года № ПП-1900 — СЗ РУ, 2013 г., № 2, ст. 16)
8. Осмотр и оценка проводится не позднее 3 рабочих дней со дня ареста автомототранспортного средства и недвижимого имущества.
См. предыдущую редакцию.
Допускается проведение оценки автомототранспортных средств, недвижимого имущества, объекта незавершенного строительства одновременно с их осмотром.
(абзац второй пункта 8 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года № ПП-1900 — СЗ РУ, 2013 г., № 2, ст. 16)
См. предыдущую редакцию.
9. Судебный исполнитель при приеме от уполномоченного органа автомототранспортных средств и недвижимого имущества, обращенных в доход государства, проверяет наличие всех документов, в том числе подтверждающих их осмотр и оценку, а при обращении в доход государства земельного участка — также копии Государственного ордера на право собственности на земельный участок или Свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок с приложением к ним плана земельного участка. В случае отсутствия необходимых документов, их несоответствия установленным требованиям исполнительный документ в трехдневный срок возвращается в суд, его выдавший, а в случае неясности их содержания — обращается с заявлением о разъяснении данных обстоятельств или способа и порядка исполнения.
(пункт 9 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года № ПП-1900 — СЗ РУ, 2013 г., № 2, ст. 16)
См. предыдущую редакцию.
(наименование раздела III в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2017 года № УП-5227 — Национальная база данных законодательства, 02.11.2017 г., № 06/17/5227/0206)
См. предыдущую редакцию.
10. Направление автомототранспортного средства и недвижимого имущества для реализации на электронном онлайн-аукционе, организация и проведение электронного онлайн-аукциона осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных Положением о порядке организации и проведения электронных онлайн-аукционов по реализации имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов, утвержденным постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2017 года № ПП-3149.
(пункт 10 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2017 года № УП-5227 — Национальная база данных законодательства, 02.11.2017 г., № 06/17/5227/0206)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 11 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2017 года № УП-5227 — Национальная база данных законодательства, 02.11.2017 г., № 06/17/5227/0206)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 12 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2017 года № УП-5227 — Национальная база данных законодательства, 02.11.2017 г., № 06/17/5227/0206)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 13 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2017 года № УП-5227 — Национальная база данных законодательства, 02.11.2017 г., № 06/17/5227/0206)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 14 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2017 года № УП-5227 — Национальная база данных законодательства, 02.11.2017 г., № 06/17/5227/0206)
См. предыдущую редакцию.
(раздел IV утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2017 года № УП-5227 — Национальная база данных законодательства, 02.11.2017 г., № 06/17/5227/0206)
См. предыдущую редакцию.
(раздел V утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2017 года № УП-5227 — Национальная база данных законодательства, 02.11.2017 г., № 06/17/5227/0206)
См. предыдущую редакцию.
(раздел VI утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2017 года № УП-5227 — Национальная база данных законодательства, 02.11.2017 г., № 06/17/5227/0206)
См. предыдущую редакцию.
39. Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан и его территориальные управления осуществляют постоянный контроль за организацией и проведением оператором электронных онлайн-аукционов по исполнительным документам;
(пункт 39 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2017 года № УП-5227 — Национальная база данных законодательства, 02.11.2017 г., № 06/17/5227/0206)
См. предыдущую редакцию.
(приложение утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 2 ноября 2017 года № УП-5227 — Национальная база данных законодательства, 02.11.2017 г., № 06/17/5227/0206)