Модернизация и технологическое переоснащение топливно-энергетического комплекса страны, создание действенных механизмов безусловного соблюдения договорных обязательств в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа являются одними из важнейших условий эффективной реализации проводимых в стране масштабных реформ, направленных, прежде всего, на ускоренное развитие всех отраслей экономики, в том числе предпринимательства, улучшение инвестиционного климата, расширение производства и сферы услуг.
В последние годы особое внимание уделяется реализации практических мер по увеличению объемов производства электрической энергии и природного газа, полному и бесперебойному обеспечению потребностей населения и отраслей экономики в энергоресурсах, модернизации технологически и морально устаревшей инфраструктуры.
В частности, в рамках Программы по дальнейшей модернизации и обновлению низковольтных электрических сетей на период 2017 — 2021 годы, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 ноября 2016 года, в целях улучшения энергоснабжения более 2,5 миллиона потребителей осуществляется работа по модернизации и обновлению 34 тысяч километров электросетей и 6,9 тысячи трансформаторов на общую сумму 835,9 миллиона долларов США.
Вместе с тем анализ сложившегося в отрасли положения дел и состояния законности свидетельствует о том, что несмотря на наличие существенных проблем и недостатков, требующих своего разрешения, ответственными ведомствами не принимаются конкретные меры по их устранению.
В частности, недостатки и упущения в организации деятельности компаний «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз», а также проблемы, связанные с укреплением платежной дисциплины, предотвращением незаконного использования энергоресурсов и сокращением дебиторской задолженности, препятствуют последовательной реализации поставленных целей и задач по дальнейшему развитию сферы энергоснабжения.
Непринятие действенных мер в отношении потребителей, не выполняющих договорные обязательства, затягивание процесса внедрения автоматизированной системы контроля и учета приводят к резкому росту дебиторской задолженности, хищениям и уклонению от оплаты за потребленные энергоресурсы.
Так, в 2016 году количество правонарушений, связанных с самовольным подключением к электрическим и газовым сетям, повреждением приборов учета и искажением их показателей, увеличилось по сравнению с 2014 годом на 48 процентов.
Несмотря на это, ответственными ведомствами не приняты должные меры реагирования по данным фактам.
Невыполнение намеченных задач по техническому обновлению инфраструктуры отрасли, в том числе с использованием передового зарубежного опыта и возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, является причиной постоянного увеличения технологических потерь, регулярных перебоев с поставками энергоресурсов и, как следствие, препятствует ускоренному развитию отраслей экономики.
Электро- и газоснабжающими предприятиями не созданы необходимые условия для качественного оказания услуг потребителям и осуществления ими платежей, не в полной мере внедрены современные электронные платежные системы, а культура оказания услуг не отвечает современным требованиям.
Об этом также свидетельствуют более 43 тысяч жалоб граждан по вопросам электро- и газоснабжения, поступивших в Народные приемные Президента Республики Узбекистан.
Кроме того, существенные недостатки в организации деятельности Судебного департамента при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее — Судебный департамент) негативно сказываются на эффективности обеспечения защиты интересов граждан, общества и государства, своевременного взыскания задолженностей за электрическую энергию и природный газ.
Значительное увеличение за последние годы объема работы в данной системе, задержки с внедрением информационно-коммуникационных технологий приводят к снижению уровня взысканий, необоснованному приостановлению и прекращению исполнительного производства.
Об этом свидетельствует показатель фактического исполнения судебных актов и актов иных органов, который в 2016 году составил лишь 45 процентов.
Наряду с этим, в указанных сферах не искоренены факты злоупотреблений. В результате в течение 2016 года и I квартала 2017 года были привлечены к уголовной ответственности 665 работников системы компаний «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз» и 36 работников Судебного департамента.
Вышеуказанные проблемы, упущения и недостатки требуют принятия безотлагательных мер по кардинальному совершенствованию системы взыскания платежей за энергоресурсы и исполнительного производства.
В связи с изложенным, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в Указе предусматривается реализация комплексных мер, направленных на дальнейшее совершенствование системы управления, механизмов контроля и учета, укрепление платежной дисциплины и усиление ответственности в сфере электро- и газоснабжения, а также повышение эффективности исполнительного производства.
В частности, данным Указом:
1. При Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан создано Бюро принудительного исполнения, ответственное за полноту и своевременность платежей за энергоресурсы, выявление, пресечение и предупреждение фактов хищений, незаконных подключений к электрическим и газораспределительным сетям, а также обеспечение безусловного исполнения судебных актов.
При реализации задач в сфере поставки и потребления энергоресурсов Бюро принудительного исполнения наделяется следующими полномочиями:
– осуществление проверок полноты и достоверности учета поставки и потребления энергоресурсов, своевременности платежей за них;
– взыскание в бесспорном порядке задолженности за поставленные энергоресурсы с банковских счетов потребителей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
– направление работодателям требований об удержании с заработной платы потребителей задолженности за поставленные энергоресурсы, не превышающей двух минимальных размеров заработной платы;
– применение в установленном порядке к юридическим лицам финансовых санкций за нарушения в сфере поставки и потребления энергоресурсов;
– отключение потребителей от электрических и газовых сетей в случаях несвоевременного осуществления расчетов;
– привлечение к ответственности виновных лиц за правонарушения в сфере пользования энергоресурсами.
2. Упразднен Судебный департамент и сокращены штатные единицы электромонтеров по работе с потребителями АО «Узбекэнерго» и контролеров по учету и реализации природного газа АК «Узтрансгаз».
Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов возлагается на государственных исполнителей, осуществление полного и своевременного взыскания платежей за поставленные энергоресурсы — на государственных инспекторов Бюро принудительного исполнения.
За компаниями «Узбекэнерго» и «Узтрансгаз» сохраняются задачи и функции по обеспечению потребителей энергоресурсами в соответствии с заключенными договорами и техническому обслуживанию электро- и газораспределительных сетей.
3. Конкретизирован порядок взаиморасчетов, а также отключения потребителей от сетей при наличии задолженности за энергоресурсы, согласно которому с 1 июля 2017 года потребители — физические лица обязаны до 10 числа каждого месяца осуществлять полный расчет за энергоресурсы, потребленные в предыдущем месяце.
Поставка энергоресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям будет осуществляться на основе 100-процентной предоплаты.
В случае несвоевременного осуществления оплаты потребители подлежат обязательному отключению от сетей. При этом за повторное подключение с физических лиц взимается плата в размере двух, а юридических лиц — десяти минимальных размеров заработной платы.
Кроме того, в Указе предусматриваются комплексные меры, направленные на широкое внедрение автоматизированных систем контроля и учета потребления электрической энергии и природного газа и других современных информационно-коммуникационных технологий.
В частности, создается Единая биллинговая система жилищно-коммунального обслуживания, услуг электро- и газоснабжения, предоставляющая достоверную информацию о состоянии взаиморасчетов с потребителями, интегрированная с электронными платежными системами.
Данная система позволит потребителям получать в электронной форме данные о наличии задолженности и осуществлять платежи.
Наряду с этим, также создается Единая система межведомственного электронного взаимодействия по вопросам взыскания задолженностей, которая повысит эффективность взыскания задолженности посредством использования баз данных об имущественном положении физических и юридических лиц.
В рамках реализации Указа заинтересованными министерствами и ведомствами будет проведена инвентаризация потребителей энергоресурсов. При этом будет изучено наличие кадастровой и проектной документации, договоров, схем подключения к сетям, приборов учета и их исправность, а также приняты меры по оказанию практической помощи и обеспечению законности в данной сфере.
Особое внимание уделяется формированию в обществе понимания значимости рационального потребления энергоресурсов, осуществления своевременных расчетов, атмосферы нетерпимого отношения к хищениям, а также усилению ответственности за нарушения правил пользования энергоресурсами.
В этой связи на Генеральную прокуратуру возложены конкретные задачи по повышению эффективности надзора над безусловным соблюдением принципа неотвратимости ответственности за правонарушения в сфере поставки, потребления и осуществления взаиморасчетов за энергоресурсы.
Эффективная реализация мер, предусмотренных Указом, будет способствовать модернизации электроэнергетической и газовой отраслей, бесперебойному обеспечению потребителей энергоресурсами, ускоренному развитию экономики страны, в том числе предпринимательства, повышению эффективности исполнения судебных решений, уровня жизни и благосостояния населения и укреплению законности в обществе.