Комментарий LexUz
Настоящее Положение утратило силу в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства обороны, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, Акционерного общества «Узбекистон темир йуллари» от 16 декабря 2015 года №№ 43, 8, 19, 37, 240/НР «О признании утратившим силу Положения о государственной службе экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан» (рег. № 655-1 от 18.12.2015 г.).
1.1. Настоящее Положение определяет место Государственной Службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан (в дальнейшем по тексту «ГСЭМП при ЧС») в Государственной Системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ГСЧС), ее основные задачи, организационную структуру, принципы и организацию работы в чрезвычайных ситуациях (в дальнейшем по тексту «ЧС»), вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями.
1.2. Деятельность ГСЭМП при ЧС регламентируется Законом «Об охране здоровья граждан Республики Узбекистан» от 29 августа 1996 г., постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 558 от 23 декабря 1997 г. «О государственной системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан».
1.3. ГСЭМП при ЧС является функциональной подсистемой Государственной Системы предупреждения и действий в ЧС.
ГСЭМП при ЧС является функционально-административным объединением, включающим: формирования службы экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, медицинской службы Министерства обороны РУз, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС органы управления, учреждения и формирования Министерства внутренних дел РУ, Государственной акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари» и Национального Общества Красного Полумесяца Республики Узбекистан.
Основные задачи, организация и порядок использования входящих в состав при ЧС органов, учреждений и формирований определяются положениями о них, согласуемыми с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, и утверждаемыми соответствующими ведомственными органами государственного управления.
В интересах комплексного использования всех сил и средств ГСЭМП при ЧС ей передаются в установленном порядке в оперативное подчинение силы и средства других министерств и ведомств, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Руководство всеми силами и средствами ГСЭМП при ЧС, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, осуществляют специальные органы управления экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
Разработка научно-методических основ подготовки ГСЭМП при ЧС, принципов и организации ее работы при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, организации взаимодействия входящих в нее сил и средств, организация подготовки, усовершенствования, аттестация кадров специалистов ГСЭМП при ЧС организует и проводит Республиканский Научный Центр экстренной медицины.
Разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при ЧС проводят Республиканский Научный Центр экстренной медицины, Республиканский учебный Центр неотложный медицинской помощи совместно с Национальным Комитетом Общества Красного полумесяца и другими заинтересованными ведомствами, министерствами и учреждениями.
сбор, обработка, обмен и представление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территории в условиях ЧС;
обеспечение высокой готовности органов управления, системы связи и оповещения учреждений и формирований ГСЭМП при ЧС к действиям в ЧС;
участие в прогнозировании социально-гигиенических последствий ЧС и выработке рекомендаций по снижению их отрицательного воздействия на условия жизни населения;
обеспечение и проведение в республике единой политики, обеспечивающей снижение уровня медико-санитарных последствий ЧС, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями, участие в формировании системы экономических, правовых и специальных медицинских мер, а также целевых и научно-технических программ для ее реализации;
разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при возникновении ЧС;
обеспечение своевременного оказания пострадавшему населению экстренной догоспитальной и госпитальной медицинской помощи;
организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районах ЧС;
медицинский контроль за отбором и подготовкой профессиональных контингентов аварийно-спасательных служб;
сохранение здоровья личного состава спасательных подразделений и ГСЭМП при ЧС, а также населения, участвующего в ликвидации последствий ЧС;
участие в обучении и подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в ЧС совместно с другими заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями;
создание и рациональное использование финансовых фондов, медицинских и материально-технических ресурсов, необходимых для обеспечения работ по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
осуществление международного сотрудничества в области снижения медико-санитарных последствий ЧС и их ликвидации, оказание помощи зарубежным странам в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и эпидемий.
3.1. ГСЭМП при ЧС имеет следующие организационные уровни (приложение № 1): республиканский и областной (территориальный).
Республиканским Научным Центром экстренной медицины, являющимся головным научно-практическим учреждением ГСЭМП при ЧС, входящими в него медицинскими формированиями; медицинским отрядом специального назначения Министерства обороны РУз, предназначенным для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; специализированные медицинские бригады Центрального Военного госпиталя Министерства обороны; специализированные медицинские бригады госпиталя Министерства внутренних дел; медицинскими формированиями постоянной готовности центрального подчинения врачебно-санитарной службы Государственной акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари».
Основными клиническими базами ГСЭМП при ЧС являются клиники Республиканской Научного Центра экстренной медицины и его филиалов. В случае необходимости к госпиталь ному обслуживанию пострадавших в ЧС могут привлекаться другие государственные медицинские учреждения по соответствующим распоряжениям органов управления здравоохранения.
Головной научной базой ГСЭМП при ЧС являются Республиканский Научный Цент экстренной медицины, его филиалы и подразделения. Научными базами ГСЭМП при ЧС могут быть также другие клиники, научные центры, лаборатории, учреждения соответствующего профиля, независимо от ведомственной принадлежности и характера финансирования; в этих случаях вопрос об участии данных организаций в научных разработках решается по договору о научном сотрудничестве между Республиканским Научным Центром экстренной медицины и соответствующим учреждением.
Учебно-методическими базами ГСЭМП при ЧС являются Республиканский Научный Центр экстренной медицины. Республиканский учебный Центр по неотложной помощи, кафедра «медицины катастроф» Института усовершенствования врачей.
3.3. На территориальном (областном) уровне ГСЭМП при ЧС представлена: территориальными (областными) филиалами Республиканского Научного Центра экстренной медицины входящими в них формированиями, специализированными медицинскими формированиями военно-медицинских учреждений Министерства обороны, медицинскими формированиям) территориальных больниц врачебно-санитарной службы Государственной акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари», Государственной службы санитарно-эпидемиологического надзора и др. министерств и ведомств, расположенных на данной территории.
3.4. На Республиканском и территориальном (областном) уровнях, по заданию соответствующих межведомственных комиссий, для ГСЭМП при ЧС создаются нештатные формирования, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Основными из них являются:
на республиканском уровне: бригады экстренной специализированной медицинской помощи (токсикологические, психотерапевтические, инфекционные, детские, хирургические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические и др.); санитарно-профилактические бригады, специализированные противоэпидемические бригады санитарно-эпидемической службы;
на территориальном уровне: бригады экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринские); бригады экстренной доврачебной помощи; бригады экстренной специализированной медицинской помощи (токсикологические, радиационные психотерапевтические, инфекционные, детские хирургические, радиологические, хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические и др.); санитарно-профилактические бригады, группы эпидемиологической разведки, формирования комитетов Общества Красного полумесяца.
Обеспечение готовности указанных выше формирований к работе возлагается на руководителя учреждения-формирователя; при возникновении ЧС они поступают в оперативное подчинение органов управления ГСЭМП при ЧС соответствующего уровня.
3.5. Для решения научных задач, создания нештатных формирований ГСЭМП при ЧС и подготовки ее кадров на территориальном уровне используются расположенные на данной территории медицинские учебные заведения, лечебно-профилактические и санитарно-противоэпидемические учреждения.
3.6. Республиканский Научный Центр экстренной медицины и его филиалы, наряду с другими подразделениями, включают в свой состав постоянно действующий диспетчерский пункт, оперативную группу управления со средствами связи, предназначенной для немедленного выдвижения в район ЧС, бригады экстренной специализированной медицинской помощи постоянной готовности.
3.7. Основные задачи организации, порядок действия, финансовое, материально-техническое обеспечение, снабжение медицинским, санитарно-хозяйственным имуществом и медицинским оборудованием Республиканского Научного Центра экстренной медицины и его филиалов, медицинских отрядов специального назначения, учреждений и специализированных формирований министерств и ведомств, предназначенных для работы в системе ГСЭМП при ЧС, определяются и утверждаются по принадлежности соответствующими органами исполнительной власти.
4.1. Руководящим органом ГСЭМП при ЧС является Межведомственная Координационная Комиссия (приложение № 2). В ее состав входят:
председатель –– министр здравоохранения Республики Узбекистан, заместитель председателя –– первый заместитель министра здравоохранения Республики Узбекистан, а также заместитель министра здравоохранения по санитарно-эпидемиологическим вопросам, заместитель министра по чрезвычайным ситуациям, директор Республиканского Научного Центра экстренной медицины, начальник главного управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения, начальник II-го управления Министерства здравоохранения, начальник управления защиты населения и территорий Министерства по чрезвычайным ситуациям, руководитель медицинского управления Министерства обороны Республики Узбекистан, руководитель медицинского управления Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, начальник врачебно-санитарной службы Государственной акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари», председатель Центрального Комитета Национального общества Красного Полумесяца Узбекистана, председатель Государственной акционерной компания «Уздоридармон», председатель правления Акционерной компании «Узтибтехника», генеральный директор Республиканского производственно-технического объединения «Тибтаъминот».
После принятия начальником Гражданской защиты Республики Узбекистан решения об установлении чрезвычайного режима председатель межведомственной Координационной комиссии Республики Узбекистан по согласованию с министром по чрезвычайным ситуациям утверждает окончательный состав комиссии.
4.2. Руководящими органами ГСЭМП при ЧС на территориальном уровне являются территориальные Межведомственные Координационные Комиссии. Их состав определяется органами исполнительной власти Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента по представлению руководителя соответствующего органа управления здравоохранения. В обязательном порядке в них должны входить руководители всех медицинских, медико-санитарных, санитарно-противоэпидемических служб, министерств и ведомств, расположенных на данной территории, руководители территориальных управлений (отделов) по ЧС, руководители филиалов Республиканского Научного Центра экстренной медицины, территориальные представители медицинской службы Министерства обороны, руководители служб крови, руководители органов обеспечения медицинским имуществом и медицинской техникой.
4.3. Основными типовыми задачами межведомственных координационных комиссий ГСЭМП при ЧС всех уровней являются:
а) решение принципиальных вопросов подготовки и организации работы службы; решения принимаемые комиссией, обязательны для всех органов, представленных в комиссиях, а также для организаций, действующих в сфере их ведения. По оперативно-тактическим вопросам ГСЭМП руководствуется решениями Министерства по чрезвычайным ситуациям и комиссиями по ЧС;
б) обеспечение постоянной готовности соответствующих звеньев ГСЭМП при ЧС к выполнению возложенных на них задач;
в) решение принципиальных практических вопросов комплексного использования учреждений и формирований различных министерств и ведомств, входящих в ГСЭМП при ЧС, при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
г) реализация единой системы подготовки сил и средств ГСЭМП при ЧС, входящих в различные министерства и ведомства;
д) руководство созданием и использованием чрезвычайных резервных фондов, финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов;
ж) разработка предложений по снижению медико-санитарных последствий ЧС, по экономическому и правовому обеспечению работы личного состава учреждений и формирований ГСЭМП при ЧС.
4.4. Постоянно действующими органами управления ГСЭМП при ЧС являются соответствующие штабы ГСЭМП при ЧС.
На республиканском уровне штаб ГСЭМП при ЧС возглавляет первый заместитель министра здравоохранения. В состав его в обязательном порядке входят: заместитель министра здравоохранения по санитарно-эпидемиологическим вопросам, начальник Главного Управления организации медицинской помощи, начальник Главного санитарно-эпидемиологического управления, начальник II-го управления Министерства здравоохранения, заместитель начальника управления защиты населения и территорий, начальник медико-биологического отдела управления защиты населения и территорий Министерства по чрезвычайным ситуациям, заместитель председателя Комитета Национального Общества Красного Полумесяца по ЧС, директор и заместитель директора Республиканского Научного Центра экстренной медицины, а также специалисты, включаемые в состав штаба его начальником.
На территориальном уровне штабы ГСЭМП при ЧС возглавляют заместители начальников территориальных управлений здравоохранения хокимиятов. В их состав в обязательном порядке входят: заместители начальников территориальных управлений здравоохранения по санитарно- эпидемиологическим вопросам, заместители начальников территориальных управлений здравоохранения по организации медицинской помощи, начальники II-х отделов территориальных управлений здравоохранения, заместители начальников территориальных управлений гражданской защиты и ЧС, директора и заместители директоров территориальных филиалов Республиканского Научного Центра экстренной медицины, а также специалисты, включаемые в состав штаба его начальником.
4.5. В зависимости от обстановки различают три режима функционирования ГСЭМП при ЧС; повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
организация наблюдения за состоянием природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане возможного возникновения ЧС;
планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий ЧС, повышение уровня защиты населения, принятие участия в организации его обучения правилам оказания медицинской помощи с учетом возможностей для данной территории;
поддержание высокой готовности ГСЭМП при ЧС, совершенствование подготовки ее органов управления, личного состава учреждений и формирований;
поддержание и укрепление взаимодействия между всеми входящими в ГСЭМП при ЧС на данном уровне органами управления, силами и средствами;
выполнение мероприятий по созданию, поддержанию, контролю, за хранением и использованием финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы ГСЭМП при ЧС;
участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований, предназначенных для работы в очагах;
организация оповещения и управление силами и средствами ГСЭМП при ЧС данного уровня при введении режима повышенной готовности;
анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития медико-санитарной обстановки при возникновении ЧС и подготовка предложений руководителю межведомственной координационной комиссии ГСЭМП при ЧС;
организация выполнения органами управления, силами и средствами данного уровня ГСЭМП при ЧС мероприятий повышенной готовности, проверка и оказание помощи в их выполнении;
приведение в готовность сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайных ситуаций;
выполнение, при необходимости, проверка готовности к использованию финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов;
уточнение планов взаимодействия с органами управления, учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в обеспечении деятельности ГСЭМП при ЧС;
усиление дежурно-диспетчерской службы, создание при необходимости дополнительных оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью;
активный сбор информации об обстановке в районе ЧС, ее оценка и доклад руководителю межведомственной координационной комиссии ГСЭМП при ЧС, выработка предложений по организации медицинского обеспечения пострадавшего населения;
немедленное выдвижение в район ЧС оперативной группы управления, установление постоянной связи с этой группой, органами управления, силами и средствами ГСЭМП при ЧС;
организация финансового, медицинского и материально-технического обеспечения работ, сил и средств ГСЭМП при ЧС по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
организация управления силами и средствами ГСЭМП при ЧС, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также ведение учета и отчетности;
обеспечение органов управления и населения информацией о санитарно-эпидемической обстановке в зоне ЧС;
4.6. Основным документом управления ГСЭМП при ЧС является «План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС». Он разрабатывается соответствующими штабами на всех уровнях ГСЭМП при ЧС, согласовывается с членами межведомственной координационной комиссии ГСЭМП при ЧС, подписывается ее председателем, начальником штаба, и утверждается руководителем исполнительной власти соответствующего звена.
Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство здравоохранения и Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.
4.7. План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС должен разрабатываться на основе всесторонней оценки медико-географических и экологических условий, конкретной обстановки на территории (объекта), к которой он относится, расчетной оценки характера и объема медико-санитарных последствий возможной ЧС, наличия и возможностей сил и средств ГСЭМП при ЧС, действующей системы здравоохранения, ведомственных медицинских (медико-санитарных) служб и других факторов, имеющих непосредственное отношение к ликвидации медико-санитарных последствий данной ЧС.
4.8. План медико-санитарного обеспечения населения в ЧС разрабатывается в произвольной форме и состоит обычно из текстовой части, таблиц расчетов, карт (плана) территории, к которой он относится.
на объектах –– применительно к отдельным производственным помещениям и объекту в целом с учетом наиболее вероятной ЧС;
в городах, областях Республике Каракалпакстан –– применительно к различным ЧС в пределах подведомственной территории;
на республиканском уровне –– применительно к различным ЧС, к ликвидации которых привлекаются силы и средства ГСЭМП при ЧС нескольких регионов.
медико-санитарные последствия наиболее вероятных ЧС: для объекта –– применительно к объекту, для Республики Каракалпакстан, областей, районов, городов –– применительно к возможным вариантам ЧС на всей подведомственной территории в пределах задач, возложенных на данное территориальное звено;
систему организации ликвидации медико-санитарных последствий ЧС применительно к каждой наиболее вероятным ЧС (землетрясение различной интенсивности в том или ином сейсмоопасном районе в различное время суток, при химической или радиационной аварии или катастрофе различного масштаба на определенном химически опасном объекте, и др.), в том числе:
расчетную потребность в силах и средствах; перечень сил и средств, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий, организация их выдвижения и взаимодействия;
организацию лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районах ЧС;
5.1. Ликвидация медико-санитарных последствий ЧС включает проведение в системе аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, создание благоприятных условий для успешного последующего лечения и реабилитации, а также восстановление жизнеобеспечения населения.
Выполнение этих мероприятий является приоритетной задачей Государственной системы предупреждения и действий в ЧС. Это требует от органов управления, учреждений и формирований системы предупреждения и действий Республики Узбекистан в ЧС всех уровней:
немедленной информации органов управления ГСЭМП при ЧС о введении режима повышенной готовности чрезвычайного режима, о возникновении ЧС и обстановки в районе ЧС, о результатах разведки и принятых решениях по ее ликвидации;
создания благоприятных условий для работы сил и средств ГСЭМП при ЧС в районе ЧС; при этом основное внимание должно быть обращено на:
организацию быстрого розыска пораженных, извлечение их из-под завалов, удаление из очагов пожаров, с местности зараженной радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами; оказание на месте поражения первой медицинской помощи; вынос (вывоз) до пункта сбора пораженных или мест оказания им доврачебной (первой врачебной) помощи; выделение помещений для развертывания медицинских пунктов, расширение коечной емкости лечебно-профилактических учреждений; оказание помощи медицинским формированиям и учреждениям, участвующим в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, в обеспечении их транспортом, продовольствием, водой, электроэнергией, топливом, другими материально-техническими средствами; организация охраны медицинских учреждений и формирований при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, использование всех находящихся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, аптечных учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
5.2. ГСЭМП при ЧС организует и участвует в выполнении следующих лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
участие (совместно с аварийно-спасательными командами, отрядами и другими формированиями) в оказании пораженным первой медицинской помощи;
организация и оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи, создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации;
организация и проведение патологоанатомической и судебной медицинской экспертизы погибших, судебно-медицинского освидетельствования пораженных;
учет пострадавших и нетранспортабельных больных и координация работ по их эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций;
организация и проведение оценки состояния территории и определение вредных факторов, воздействующих на здоровье населения и окружающую среду;
организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварий;
организация и участие в санитарном надзоре за условиями размещения населения в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием;
организация санитарного надзора на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС;
медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС, обеспечение его спецодеждой, средствами защиты и правильным их использованием;
участие в контроле за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием, надзор за захоронением умерших;
организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий населения в зоне ЧС;
своевременное проведение специальной эпидемиологической разведки и эпидемиологического обследования заболевших с целью установления характера инфекционной патологии; активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и эвакуация в инфекционные больницы (изоляторы);
предупреждение заноса инфекционных заболеваний в районе ЧС; выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними; соблюдение мер, снижающих возможность распространения инфекций, предупреждение выноса инфекционных болезней из районов ЧС; проведение (при необходимости) режимно-организационных мероприятий (обсервации, карантина);
проведение вакцинации и экстренной химиопрофилактики инфекционной заболеваемости в районах ЧС; проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения и разъяснение правил поведения инфекционным больным в зоне катастроф до изоляции и госпитализации.
5.3. В соответствии с принятой Республикой Узбекистан системой предупреждения и действий в ЧС, лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия организуются и выполняются силами и средствами территориальных, в том числе ведомственных звеньев ГСЭМП при ЧС, на территории и объектах которых возникли ЧС.
В случаях, когда силы и средства территориальных (ведомственных) звеньев ГСЭ или ЧС не могут самостоятельно справиться с ликвидацией медико-санитарных последствий ЧС по их просьбе или по инициативе вышестоящей межведомственной координационной комиссии ГСЭМП при ЧС и решением соответствующих органов исполнительной власти привлекаются силы и средства вышестоящих звеньев ГСЭМП при ЧС, которые могут взять на себя руководство ликвидацией медико-санитарных последствий ЧС или только оказать помощь силами и средствами. Руководство работами по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС вышестоящей службы экстренной медицинской помощи осуществляется и при выходе из строя сил и средств территориальных органов здравоохранения.
5.4. Лечебно-эвакуационные мероприятия при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС организуются на основе принципов двухэтапной системы лечения пораженных с эвакуацией их по назначению. В зависимости от вида и масштаба ЧС, количества пораженных и характера поражений у них, наличия сил и средств ГСЭМП при ЧС, состояния территориального и ведомственного здравоохранения, удаления от района ЧС лечебных учреждений госпитального типа, способных выполнить полный объем квалифицированной и мероприятия специализированной медицинской помощи и их возможностей, могут быть приняты (для всего района ЧС, его отдельных секторов и направлений) различные варианты организации лечебно-эвакуационных мероприятий. Основным из них следует считать:
оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа только первой медицинской или доврачебной медицинской помощи;
оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа, кроме первой медицинской или доврачебной, и первой врачебной помощи;
оказание пораженным до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа, кроме первой, доврачебной, первой врачебной медицинской помощи и неотложных мероприятий квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
Во всех случаях до эвакуации пораженных в лечебные учреждения госпитального типа им должны быть выполнены мероприятия по устранению явлений, непосредственно угрожающих жизни в данный момент, предупреждению различных тяжелых осложнений и обеспечивающие транспортировку без существенного ухудшения их состояния.
Лечебные учреждения госпитального типа, развертываемые ГСЭМП при ЧС для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также бригады специализированной медицинской помощи, приданные лечебно-профилактическим учреждениям, как правило, работают до 15 суток; лечение пораженных после этого срока до наступления конечного исхода и реабилитация возлагается на учреждения Министерства здравоохранения Республики, другие ведомства и министерства, имеющиеся на данной территории.
6.1. Материально-техническое и финансовое обеспечение органов управления, сил и средств, входящих в ГСЭМП при ЧС, в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайном режиме полностью осуществляются министерствами и ведомствами, их создающими.
6.2. Неснижаемый запас медицинского, санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования ГСЭМП при ЧС создается на складах, снабженческих организациях («Уздоридармон», «Тибтехника», «Тибтаъминот»).
Резерв, предназначенный для обеспечения оперативной деятельности службы, составляет не менее 50% всего резерва службы, и хранится в готовности к немедленной выдаче в складах, аптеках Республиканского Научного Центра экстренной медицины и его филиалов, лечебно-профилактических учреждениях — формирователях и станциях переливания крови.
Объем накопления резерва определяется в соответствии с табелями оснащения формирований ГСЭМП при ЧС.
Пополнение израсходованного медицинского имущества производится за счет неснижаемого запаса в течение 10 суток с момента представления отчета о его расходовании.
Отгрузку медикаментов и другого медицинского имущества осуществляют по письменному разрешению или телефонограмме руководителя соответствующего центра экстренной медицинской помощи или лица, его замещающего.
6.3. Государственный резерв медицинского, санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования, необходимого для участия сил и средств ГСЭМП при ЧС в ликвидации медицинских последствий, хранится соответствующих спецскладах и расходуется по ходатайству межведомственной координационной комиссии ГСЭМП при ЧС.
6.4 Органы снабжения медицинским имуществом Государственной Акционерной ассоциации «Уздоридармон», РПТО «Узтибтехника», «Тибтаъминот» осуществляют закладку, хранение, отгрузку и доставку в пункт назначения, учет, контроль и индексацию цен, своевременное освежение медицинского запаса с ранним сроком изготовления и восполнение в случае изъятия части неснижаемого запаса медикаментов или другого медицинского имущества в срок до 1 месяца с момента изъятия.
Выдача медицинского имущества, изъятого после хранения, осуществляется по ценам на день операции. Компенсация расходов, связанных с уценкой освежаемого медицинского имущества, осуществляют за счет республиканского бюджета.
6.5. Контроль за хранением и учетом медицинского, санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, осуществляют соответствующие органы один раз в год.
6.6. Оплата расходов организаций, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении к работам.
7.1. Юридическая и социальная защита личного состава ГСЭМП при ЧС, принимающих участие в ликвидации последствий в ЧС, осуществляются в соответствии с действующим и законодательством РУ, приказами и инструкциями Министерства здравоохранения.
7.2. Личный состав ГСЭМП при ЧС участвует в ликвидации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту).
7.3. Оплата работы специалистов формирований и учреждений ГСЭМП при ЧС постоянной готовности (дежурств на дому в нерабочее время, вечернее и ночное время) осуществляется согласно законодательным положениям соответствующих министерств и ведомств.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о Государственной
Службе экстренной медицинской
помощи при чрезвычайных ситуациях
Республики Узбекистан
к Положению о Государственной
Службе экстренной медицинской
помощи при чрезвычайных ситуациях
Республики Узбекистан
Республиканский Научный Центр экстренной медицины со специализированными медицинскими бригадами постоянной готовности и бригадами специализированной скорой помощи.
Медицинский отряд специального назначения Министерства обороны РУз, предназначенный для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС
Специализированные медицинские бригады постоянной готовности Госпиталя Министерства внутренних дел РУз
Медицинские формирования постоянной готовности центрального подчинения врачебно-санитарной службы Государственной акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари»
Бригады экстренной специализированной медицинской помощи, созданные на базе республиканских лечебных учреждений, клиник медицинских ВУЗов, научно-исследовательских институтов, специализированных центров
Специализированные противоэпидемические бригады, созданные на базе Республиканской противочумной станции
Территориальные филиалы Республиканского Научного центра экстренной медицины со специализированными медицинскими бригадами постоянной готовности и бригадами специализированной скорой помощи.
Медицинские формирования постоянной готовности при территориальных больницах врачебно-санитарной службы Государственной акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари»
Бригады экстренной специализированной медицинской помощи, созданные на базе городских, центральных, районных и межрайонных лечебно-профилактических учреждений
Бригады экстренной специализированной медицинской помощи, созданные на базе областных, многопрофильных городских и специализированных больниц, клиник медицинских ВУЗов областей
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Положению о Государственной
Службе экстренной медицинской
помощи при чрезвычайных ситуациях
Республики Узбекистан
к Положению о Государственной
Службе экстренной медицинской
помощи при чрезвычайных ситуациях
Республики Узбекистан
Заместитель директора Республиканского Научного Центра экстренной медицины по чрезвычайным ситуациям
Начальник врачебно-санитарной службы Государственной акционерной компании «Узбекистон темир йуллари»
Председатель комиссии: заместитель министра здравоохранения, начальник Главного управления здравоохранения хокимията города