Комментарий LexUz
Настоящее Положение утратило силу в соответствии с Положением о проведении ликвидационного производства предприятия-банкрота, утвержденным Комитетом по делам об экономической несостоятельности предприятий от 8 ноября 2000 года, Центральным банком от 6 декабря 2000 года № 180-В и Высшим хозяйственным судом 10 ноября 2000 года (рег. № 993 от 22.12.2000 г.)
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О банкротстве», Указом Президента Республики Узбекистан от 11 декабря 1996 года № УП-1658 «О мерах по реализации законодательства о банкротстве предприятий» и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 1996 года № 465 «О вопросах организации деятельности Комитета по делам об экономической несостоятельности предприятий при Госкомимуществе Республики Узбекистан».
Целью ликвидационного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов и предотвращение негативных социальных последствий в связи с экономической несостоятельностью предприятий.
После вынесения хозяйственным судом решения об объявлении предприятия банкротом в территориальное управление Комитета по делам об экономической несостоятельности предприятий (далее — территориальное управление комитета) передается пакет документов вместе с решением суда для организации ликвидационного производства и с этого момента:
считаются истекшими сроки всех долговых обязательств должника, предъявление новых требований к нему не допускаются;
Все требования имущественного или финансового характера могут быть предъявлены должнику только в рамках ликвидационного производства.
Субъект хозяйствования — должник считается находящимся в процессе ликвидации с момента вступления в силу решения хозяйственного суда и до исключения его из государственного реестра.
2.1. После получения решения хозяйственного суда об объявлении предприятия-должника банкротом территориальное управление комитета направляет письмо кредиторам, предприятию-банкроту и другим заинтересованным сторонам о представлении кандидатур для включения их в состав ликвидационной комиссии.
представители других заинтересованных сторон (хокимията, государственной налоговой инспекции, банка, биржи, государственных внебюджетных фондов и другие).
2.3. После представления кандидатур территориальное управление комитета издает приказ о создании ликвидационной комиссии во главе с доверенным лицом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами предприятия-банкрота.
2.4. Целью ликвидационной комиссии является создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для ликвидации предприятия-банкрота.
Ликвидационная комиссия обеспечивает защиту прав акционеров (пайщиков) и соблюдение интересов кредиторов, других заинтересованных сторон, в том числе членов трудового коллектива, в процессе ликвидации предприятия-банкрота.
получать в установленном порядке от экономических органов, местных органов власти и управления, коммерческих банков, предприятий и организаций независимо от формы собственности информацию, необходимую для выполнения своих функций;
привлекать в установленном порядке для проведения экспертиз, разработки планов ликвидации предприятия-банкрота специалистов министерств, ведомств и аудиторских фирм;
сообщать территориальному управлению комитета факты уклонения руководителя, главного бухгалтера предприятия-банкрота от участия в ликвидационном производстве или несоблюдения требований действующего законодательства должностными лицами предприятия;
обращаться на любом этапе ликвидационного производства в правоохранительные органы при выявлении неправомерных действий ответственных лиц, приведших предприятие к банкротству;
заключать договоры с органами внутренних дел, с руководителем предприятия-банкрота и иными лицами с целью обеспечения сохранения его имущества до окончания ликвидационного производства.
2.6. Возглавляет ликвидационное производство доверенное лицо. Доверенным лицом может быть физическое или юридическое лицо.
2.7. С момента образования ликвидационной комиссии доверенное лицо приобретает право подписи официальных документов и другие полномочия руководителя предприятия, а также право созыва собрания кредиторов. Доверенное лицо обязано вести реестр требований кредиторов и рассматривать заявленные кредиторами требования.
2.8. В ходе ликвидационного производства доверенное лицо организует проведение инвентаризации и оценку имущества предприятия-банкрота, включая имущество, находящееся под залогом, и его обязательств перед кредиторами, по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Руководитель предприятия-банкрота по требованию доверенного лица обязан представить ему полный список своих кредиторов и дебиторов с указанием суммы задолженности, развернутый баланс активов и пассивов, отчет о финансовом положении, всю необходимую информацию, содержащуюся в книгах, на счетах и иных документах.
2.9. Интересы кредиторов в ликвидационном производстве представляет собрание кредиторов, образуемое в соответствии с Законом РУз «О банкротстве». Собрание кредиторов созывается по инициативе доверенного лица или по требованию кредиторов.
Право участвовать в собрании кредиторов принадлежит кредиторам, доверенному лицу и несостоятельному должнику.
Собрание кредиторов правомочно, если на нем присутствуют кредиторы с правом голоса, предъявляющие претензии в размере не менее двух третей от общей суммы обязательств должника. Кредиторы могут быть представлены на собрании доверенным лицом.
образование комитета кредиторов, который является оперативным органом собрания. Функции комитета определяются собранием кредиторов.
Кредитор имеет право голоса на собрании кредиторов, если он является держателем признанных требований к несостоятельному должнику и не имеет иных интересов в данном деле.
Ликвидационная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, согласованным и одобренным кредиторами, представляющими не менее двух третьей суммы требований. Ликвидационная комиссия обязана:
1) поместить в официальной печати по месту нахождения субъекта хозяйствования-банкрота публикации о его ликвидации и о порядке предъявления кредиторами претензий. В случае наличия кредиторов в других регионах республики объявление о ликвидации предприятия размещается в центральной официальной печати;
2) известить кредиторов и заинтересованные стороны о начале ликвидационного производства путем рассылки письменных сообщений;
3) приостановить операции на расчетном счету должника и открыть отдельный ликвидационный счет в одном банке для сосредоточения денежных средств субъекта хозяйствования-банкрота;
4) переоформить подписи в учетной карточке банка на доверенное лицо и ответственного за ведение бухгалтерского учета на период ликвидации. С этого счета покрываются все затраты, необходимые в ликвидационном производстве;
6) довести до сведения Министерства труда и органов службы занятости данные о предстоящем высвобождении работников ликвидируемого предприятия;
9) при необходимости осуществить распродажу имущества субъекта хозяйствования-банкрота на публичных торгах;
10) удовлетворить требования кредиторов в порядке очередности, установленной статьей 28 Закона Республики Узбекистан «О банкротстве»;
11) распределить разницу государственных средств между продажной и оценочной стоимостью имущества предприятия-банкрота, имеющего государственную долю, после удовлетворения требований кредиторов:
12) передать остаток денежных средств и нераспроданного имущества собственнику (собственникам) путем оформления акта;
13) подготовить заключительный отчет о проведении ликвидации предприятия-банкрота и представить его в хозяйственный суд, комитету и собственнику.
Прохождение пакета документов предприятия-банкрота в ликвидационном производстве осуществляется согласно приложению № 1.
По окончании процесса ликвидации ликвидационная комиссия представляет на утверждение территориальному управлению комитета заключительный этап своей деятельности с приложением ликвидационного баланса и отчета об использовании и распределении средств, оставшихся после удовлетворения претензий кредиторов.
Территориальное управление комитета утверждает отчет ликвидационной комиссии, принимает протокольное решение о завершении ликвидационного производства, которое направляет органу, осуществляющему государственную регистрацию субъекта хозяйствования. Протокольное решение служит основанием для исключения предприятия-банкрота из реестра государственной регистрации.
Работа считается завершенной после получения комитетом информации об исключении хозяйствующего субъекта из государственного реестра и пакета документов от ликвидационной комиссии с последующей сдачей их в архив.
Для исключения из государственного реестра предприятия-банкрота в орган, осуществляющий государственную регистрацию, территориальным управлением комитета представляются следующие документы:
5) выписки из банков, справки из государственной налоговой инспекции, биржи труда, Пенсионного фонда и фонда занятости о погашении задолженности с указанием непогашенных сумм кредиторской задолженности;
8) протокольное решение территориального управления комитета о завершении ликвидационного производства.
Приняв перечисленные выше документы, орган, осуществляющий государственную регистрацию на основании Закона Республики Узбекистан «О предприятиях», выносит решение об исключении хозяйствующего субъекта из государственного реестра и направляет копию решения в территориальное управление комитета.